ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОРЬКИЙ, Максим

(1868 - 1939)

ГОРЬКИЙ, Максим - творчество писателя

ГОРЬКИЙ, Максим (Горький, Максим; автонім: Пешков, Алексей Максимович - 28.03.1868, м. Нижний Новгород, теперь - Горький - 18.06.1939, Горки под Москвой) - русский писатель.

Алексей Максимович Пешков, который избрал себе литературный псевдоним Максим Горький, является одной из самых противоречивых фигур в русской литературе 1-ой пол. XX ст. Талантливый писатель, достойный продолжатель лучших традиций русской литературы XIX ст., мыслитель-моралист, который всегда и везде вставал на защиту Человека, оказался жертвой собственных романтических иллюзий, певцом и винтиком страшной машины идеологического террора, которая, в конце концов, уничтожила и его самого.

Горький родился 28 марта (по новому стилю) 1868 г. в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика Максима Пешкова. После смерти отца воспитывался в семье своего деда, который имел собственную красильню. Начальное образование Алексея составили два класса училища, которое он не смог закончить из-за недостатка средств. С тех пор будущий писатель, по его собственному признанию, вынужден был «пойти в люди», зарабатывая на пропитание нелегким трудом. Сначала он прислуживал в лавке, потом нанялся к чертежника, мыл посуду на пароходе, работал в иконописной мастерской. Летом 1884 г. Горький попытался поступить в Казанский университет, но вместо учебы «университетами» для него стала жизнь, тяжелая борьба за существование. Начались годы сложных скитаний, во время которых Горький сменил десятки профессий, пережил несколько тяжелых духовных кризисов, открыл для себя мир литературы, сблизился с революционно-народническим движением. Уже тогда его размышления о смысле жизни не были лишены внутренних противоречий, что даже подтолкнуло его в 1887 г. до попытки самоубийства. В записке, которая, к счастью, не стала посмертной, он написал: «В моей смерти прошу считать виновным немецкого поэта Гейне, который придумал зубную боль в сердце...» После револьверного выстрела Горький остался жить, но ранение спровоцировало туберкулезом, на которые он будет страдать всю жизнь. В 1888-1889 и 1891-1898 гг. Горький путешествует Российской империи (Поволжье, Ясная Поляна, Москва, Дон, Украина, южная Бессарабия, Крым, Кавказ). В этих путешествий, по словам самого писателя, его побудило «желание видеть - где я живу, что за люди вокруг меня». В 1889 году Горький был впервые арестован полицией, а после освобождения находился под наблюдением. На этот же период приходится и начало его творческой деятельности. Первая литературная публикация Горького состоялась в газете «Волжский вестник» 26 января 1885 года. Это был мелодраматический стихотворение о смерти девушки, которую против воли выдали замуж и она наложила на себя руки.

В 1889 г. состоялась встреча Горького с известным российским писателем В. Короленко, которому он показал свою поэму «Песнь старого дуба «. Несмотря на негативные отзывы на эти первые попытки, Горький продолжал писать и уже в 90-х годах XIX в. стал одним из самых значительных русских писателей. В 1892 году вышло в свет рассказа Горького «Макар Чудра». Им и принято датировать начало первого (раннего) периода творчества писателя, который условно длился до 1899 г. Небольшие рассказы, вошедшие во 2-томный сборник «Очерки и рассказы» (1898), принесли ему бешеную популярность не только в России, но и в Европе (с 1896 по 1904 гг. критическая литература о Горьком насчитывала свыше 1860 названий, а по свидетельствам современников писателя, его успех превзошел популярность Л. Толстого и Ф. Достоевского). Раннее творчество одновременно является и найдовершенішою частью творческого наследия Горького. Она, как считают, в наиболее сконцентрированной форме отразила литературные модернистские веяния эпохи и духовные и философские поиски самого писателя.

Философскую основу взглядов Горького этого периода составляет поиск нового гуманистического мировоззрения, который, по мнению писателя, должен вывести человека из состояния глубокого духовного кризиса, который охватил общество на рубеже веков, проявив себя в отрицании традиционной морали и кризисе человечности. Выход Горького усматривал в формировании активной позиции самого человека, в опираются на народные моральные основы, которые корректируют погрешности цивилизации. В философской позиции Горького этого времени много общего с Ф. Ницше. Оба они ставили человека выше Бога, в обоих прослеживаются элементы бунтарства, нигилизма. Впрочем, в отличие от Ницше, Горький шел не от Человека, а к ней, пытался морально оправдать нигилистическое бунтарство своих героев, отыскать в нем ростки природного гуманизма. Внутренний трагизм духовных поисков писателя заключался в том, что, ища пути преодоления крайнего субъективного индивидуализма Ницше, он пришел к теории коллективного, «общинного» индивидуализма.

Основная тема раннего творчества Горького - это поиск Человека («В наши дни, - писал он, - очень много людей, но нет Человека»), моральных принципов, которые будут определять достоин подражания идеал человеческой личности.

В своих ранних рассказах писатель соединил элементы реализма (социальная критика действительности, стремление к типизации) с приемами романтической поэтики: экзотические образы (босяки, цыгане, контрабандисты, мифологические и аллегорические фигуры) и пейзажи, необычные и даже экстремальные ситуации, придают произведениям фабульной остроты; четкая символика, родственная с мифологическими образами и сюжетами, ориентация на фольклорные жанры (легенда, сказка, песня).

В плоскости проблематики художественное новаторство Горького наиболее отчетливо проявилось в разработке нового типа героя - с активной, жизнеутверждающей позицией, с «солнцем в крови», сильного, гордого и красивого, способного укрепить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности...». Эта своеобразная «борьба за человека», за ее моральное самоутверждение составляет основной конфликт. Она присутствует практически во всех ранних произведениях писателя.

Творческий путь Горького принято рассматривать с рассказа «Макар Чудра» (1892). Оно открывает в прозе писателя цикл произведений, художественную основу которых составляет поэтика неоромантизма, а содержание направлено на раскрытие черт и моральных принципов, определяющих характер «настоящего» человека. Кроме «Макара Чудри», в этот цикл входят рассказы и стихотворения в прозе, в частности «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике «и др.

В композиционном плане «Макар Чудра» - рассказ в рассказе. Вмонтированную в повествование быль о романтической любви рассказывает старый цыган Макар Чудра. Героями его повествования является красавица Рада, дочь солдата Даниила, который пристал к цыганскому табору, и молодой цыган, Лойко Зобар. И Рада и Лойко более всего ценят чувство собственной независимости, они гордые и свободные, с «солнцем в крови». Они любят друг друга, но когда Совет ставит Лойко условие уступить его понятиями о мужском достоинстве и чести, признать превосходство его воли, Лойко предпочитает скорее принять смерть. Он убивает Раду и сам гибнет от руки ее отца. Таким же гордым и независимым предстает в произведении и рассказчик Макар Чудра, который решительно восстает против любых посягательств на свободу человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» («Старуха Изергиль», 1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа - старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, что воплощает образ ницшеанскому «Сверхчеловека», - Ларра, сын женщины и орла. Он убивает девушку, которая отказала ему в любви, через что люди прогоняют его, считая, что вечное одиночество будет для него самым ужасным из возможных наказаний. Герой другой легенды - Данко. В критический для народа момент он вырывает из груди собственное сердце, которым освещает дорогу посреди темного леса. Это помогает найти выход из лесной чащи, но люди быстро забывают о подвиге Данко, который спас их от гибели ценой собственной жизни.

Жизненная философия Изергиль находится как бы посередине этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь - сначала к рыбалке, потом - до разбойника-гуцула, до турка - хозяина гарема и его сына, к монаху-поляка.

Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитое стихотворение в прозе «Песня о Буревестнике» («Песня о Буревестнике», 1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 p., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и рабочих. «Песня «вызвала бурю восторга в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это пытались трактовать большевистские идеологи. Несмотря пов'язуваний с ее идейной направленностью революционный пафос, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьківське видение настоящего человека, ее бунтарство против духовной косности мира). Отсюда вытекает и алегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе - идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом - напуганные житейскими бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, характеризующей образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытое эхо ницшеанских идей о Сверхчеловеке, которая восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического первоистока и т.д.

Примерно с середины 90-х pp. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т. н. «босяков» (воров, пьяниц, нищих, проституток и т.п.). Писатель считал, что они - социально отверженные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, - писал Горький, - «необычными людьми»... они не жадны, не душат друг друга, не стремятся к обогащению... Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а про приличное жизни «обывателей» говорили насмішливо, иронично, но совсем не из чувства зависти, а как бы из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».

К циклу «босяцьких» рассказов вошли следующие произведения: «Емельян Пилай», «Дед Артем и Леня», «Нищенка», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и другие.

Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., - «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от имени мальчика Максима - подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов - мастер-«золотые руки». Кроме того, он - «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, пытается найти объяснение всем невзгодам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.

Коновалов - человек с высокими моральными качествами, наделенная богатой, способной к сопереживанию душой. Он пытается помочь бывшей любовнице-проститутки освободиться из тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам недостает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд размышлений над ним, - как замечает рассказчик, - разъедали его могучую фигуру, рожденную, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастны, потому что тяжесть их дум побільшений слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, путешествует по стране в поисках работы, делает даже попытку нелегально перейти границу и, в конце концов, попав в тюрьму, из отчаяния перед жизнью, которое, как он думает, не сложилось, прибегает к самоубийству.

На 90-е годы приходится и знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по украине в 1891 г. Украинские впечатление или украинский материал положены в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пилящей», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чунгулі», «Валашская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, впоследствии несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловку на Полтавщине. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, но и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Казани, в конце 80-х годов... Потом, летом 97 и 98-го годов, когда жил в Мануйловке... я читал Шевченко на украинском языке крестьянам... Стихи Шевченко вообще очень мне понравились... Очень хотелось бы выдать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. В то же время его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький вернулся в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике ( «Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и выразил свой скептицизм в отношении перспектив социально-исторического развития, намеченных большевистской партией: «Больше всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному истреблению ближнего».

В 1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где пытался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он вернулся в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на i съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов от культуры, должен был объединить всех художников советской эпохи. От Горького пытались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, в то же время именно ему принадлежит известное высказывание: «Если враг не подчиняется - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий и это получит международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького долгое время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху пытались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далека от навязываемого ему идеологического схематизму и однолінійності, хотя она и не лишена внутренних противоречий и идейных искажений, а художественная ценность написанного им признавалась бесспорной даже его идейными противниками.

В творчестве Горького первой трети XX в. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически ангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Трое» (1900-1901), «Маты» (1907), «Исповедь» ( 1908), «Городок Окурів» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).

Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «рисуют широкую картину жизни русского провинциального - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности пытаются понять «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и угнетенным массам светлый путь». На этот же период приходится и расцвет драматургии Горького, в которой обычно нарушается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и ранее, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, определяющих гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков несколько меняется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко проявляют себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явно и неоднозначно определяются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекающие из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно потеснят романтические приемы раннего творчества.

Найприкметнішими в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX в. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру социально-философской драмой, составляет вершину драматургии Горького. Тематически она соединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяков». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позже сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители различных социальных слоев тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» («Мать», 1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны прежде всего в связи с его главными героями - Нілівною (Пелагеей Нілівною Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого изначально является типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно меняет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичную эволюцию проходит и его мать Нілівна, которая с затурканої жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.

Жизнь и творчество Горького тесно связаны с Украиной. Впервые Горький побывал в Украине в 1891 г., посетил могилу Т. Шевченко в Каневе. В 1897 г. жил в с Мануйловка, что на Полтавщине, где организовал хор и самодеятельный украинский театр. Во второй раз приезжал сюда в 1900 г. Впоследствии бывал в Одессе, Киеве, Харькове. Дружил с М. Коцюбинским. Пропагандировал и способствовал изданию произведений украинских писателей.

Произведения Горького на украинском языке переводили В. Щурат В. Гнатюк, В. Бобинський, А. Головко, П. Панч, С. Скляренко и др. Воспоминания о встрече и творческое общение с Горьким оставили П. Тычина, М. Рыльский, А. Крымский, П. Панч, С. Тудор, А. Копыленко и др. Жизнь и творчество Горького исследовали О. Белецкий, Н. Крутикова, Есть. Шабліовський, Есть. Кирилюк, М. Пархоменко, П. Колесник и др. украинские литературоведы. Пьесы Горького идут на сценах Украины. На Киевской киностудии в 1955 г. по роману «Мать», а в 1957 - по рассказу «Мальва» сняты одноименные фильмы. По поэме «Девушка и Смерть» композитор Г. Жуковский создал одноименный балет (пост. 1971). В с. Мануйловка Полтавской области был открыт музей писателя.



В. Назарец