ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐОРДІМЕР, Надин

(рожд. 1923)

ҐОРДІМЕР, Надин - творчество писателя

ҐОРДІМЕР, Надин (Gordimer, Nadine - нар. 20.05. 1923, близ Йоханнесбурга) - англоязычная писательница Южно-Африканской Республики (ЮАР), лауреат Нобелевской премии 1991 г.

Ґордімер, белая южноафриканка, родилась в одном из рудничных поселков неподалеку от «Золотого Города» - Йоханнесбурга. Ее родители - евреи: отец, по профессии ювелир, - выходец из России, мать - англичанка. Образование писательница получила сначала в монастырской школе, затем в «открытом» университете Витватерсранда, куда, в отличие от большинства учебных заведений страны, принимали не только белых, но и черных. После окончания университета Ґордімер преподавала историю искусства и литературу в ряде университетов США. На глазах ее поколения расовая дискриминация все глубже вкорінювалась в южноафриканском жизни: появились законы, которые утверждали апартеид - запрет смешанных браков, расселении по расовым группам и т.д.

Писать Ґордімер начала рано - в десять лет. Правда, делала это она тайком, только для себя, старательно скрывая свое творчество от взрослых. Но уже в 1939 p., когда писательнице исполнилось только пятнадцать лет, солидный южноафриканский журнал «Форум» опубликовал ее рассказ «Завтра вернись».

Своими учителями Ґордімер, которая повзрослела и искала себя в литературе, выбрала P. M. Рильке, В. Вулф, М. Пруста. И отчасти отгородилась их изысканно-утонченной прозой и поэзией от жизни, его жестокости, его боли. Сначала ей казалось, что человеческая и гражданская ответственность - это одно, а писательство - другое. С помощью М. Пруста попыталась обозначить и свое творческое кредо - «прочитать книгу неизведанных знаков внутри себя». На начальном этапе творчества она увлекалась чисто психологической прозой с камерной тематикой. Критические тенденции только вырисовывались. И первые сборники рассказов Ґордімер - «Лицом к лицу» («Face to Face», 1949), «Сладкий голос змея» («The Soft Voice ot the Serpent», 1952), «Шесть футов земли» («Six Feet of the Country», 1956) - были преимущественно психологическими этюдами, которые концентрировали внимание на семейных конфликтах, бездуховности и равнодушия белых южноафриканцев, на атмосфере повседневности в провинциальных городках. Так уже в ранних произведениях формируется основополагающий принцип писательницы - отражение общественных конфликтов через призму личности человека. В центре рассказа в Ґордімер, обычно, одна тема, которая все себе подчиняет. Способы ее раскрытия могут быть разными, но все рассказы построены по одному принципу: широкая экспозиция, постепенное развитие действия на ограниченной площади» повествования. Отличительные черты дарования Ґордімер - психологический лаконизм, гипнотический характер сюжета, взвешенность слова - всегда ощутимо проявляются. В основу всех его произведений положен личный опыт - отрывок разговора, который ей довелось подслушать на улице, конец фразы, что задержалось в памяти после какой-либо беседы, в конце, который случайно удалось перехватить в самолете.

Такие мелочи приводят в движение сложнейший механизм ассоциаций. Форма, манера повествования, которые выбрала для себя Ґордімер, субъективные. Повествование обычно ведется от имени людей аполитичных, озабоченных личными неурядицами. Героини путешествуют из рассказа в рассказ. Все они неудачники, у всех что-то не сложилось в жизни - у кого с работой, у кого с мужем, у кого с любовником. Живут они словно в сне. И ни одна оценка не навязывается читателю, он сам, только он должен разгадать истинные мотивы, а вслед за этим познать характер, увидеть трагедию.

Герои сборника «Шесть футов земли» - как правило, белые. Такую ограниченность в выборе героев не раз признавала и сама писательница. Среди причин этого она называла и психологический «цветной барьер», и регламентировано апартеидом духовную жизнь общества. Однако критический пафос и антирасистська направленность в ее произведениях усиливаются. Главное на данном этапе ее творчества - это, пожалуй, раскрытие бездуховности белых южноафриканцев.

Мелочи рассказывают о жизни в Южной Африке больше и проницательнее, чем детальные описания или строгий социальный анализ. Молодая пара проводит отпуск на берегу моря («Улов»). Они наслаждаются безділлям, спокойствием, тишею. их уединение скрашивает общество рыбаки-индийца. Молодых людей трогает близость этого человека к природе, они даже забывают о его национальности. Однако, когда он, выполнив свое обещание, приносит к дверям отеля гигантского лосося, они не испытывают благодарности, а лишь неудобство и раздражение. Ведь теперь придется объяснять, откуда у них такой знакомый. Омертвение нравственного чувства - сквозная тема творчества Ґордімер. Лейтмотив ее прозы - мир без сострадания, без милосердия и веры. В таком мире ничего не стоит не только нарушить десять заповедей, а пойти и дальше, скажем, мать толкает дочь в постель к молодому любовнику («Водоворот улыбающихся лиц»). Это моральное смятение мастерски передает писательница. Измена, ее раВНОвидности (политическая измена, отречение от своих корней, своей культуры, предательство близких, себя) - тема рассказов «Открытый дом» и «Африка, что пробуждается». Тема эта, воспринята в философском плане, приобретает за того общечеловеческого, вечного значения.

Политические мотивы в книгах Ґордімер возникли как бы сами собой. Но иначе и не могло быть: в Южной Африке все пронизано политикой. Каждый южноафриканский писатель решал для себя проблему эмиграции. Решала ее и Ґордімер - так же и два ее романа оказались запрещенными в Южной Африке. «Если бы я была черной, то непременно бы поехала. Ни творчески, ни интеллектуально черный писатель не может существовать в этой стране», - сказала она в интервью 1966 г. Ибо судьба черного человека - нести как должное несогласия, знать, что надеждам не суждено осуществиться. У Сары в рассказе с символическим названием «О, горе мне», кроткой, трудолюбивой служанки из «белого» дома, есть одна заветная мечта - дать своим детям образование. Но это естественное желание противоречит самой структуре южноафриканского общества, а через то безжалостный течение жизни, удары судьбы относят Сару все дальше от мечты. И вот у ее сына, ее гордости, вместо книги в руках метла.

В первых романах Ґордімер «Лживые дни» («The Lying Days», 1953) и «Земля чужестранцев» («World of Strangers», 1958) отразились идеи белого либерализма, уверенность в том, что либеральный гуманизм - решающее средство ликвидации расовых и социальных барьеров. Неслучайно главный герой романа «Земля чужаков» - европеец - приходит к осознанию необходимости взаимопонимания с африканцами, хотя его образ имеет черты идеализма и наивности. «Большинство персонажей Ґордімер - вечные иностранцы в своей собственной стране», - писала критика. О таких «иностранцев» и идет речь в романе. Как и в других романах Ґордімер, рассказ ведется от имени либерально настроенного интеллигента. Главный герой Тебе приехал в Йоханнесбург в отделение издательской фирмы. Он постоянно испытывает душевное смятение, внутреннюю неустроенность и постепенно начинает осознавать одиночество белых, Читатель знакомится с различными слоями южноафриканского общества, здесь действуют и политические борцы, но их протест еще не обрел четкой формы, поскольку непонятны сами реальные перспективы борьбы.

Место действия многих произведений Ґордімер - Йоханнесбург - микрокосм всей жизни Южной Африки и определенная модель «ненадлежащего» человеческого бытия. В нем співживуть европейцы и потомки древних африканских родов, а существование здесь - это жизнь за любого тоталитарного режима, где одинокие и рабы, и хозяева. Поэтому герои Ґордімер ищут уединения друг с другом. Поиск этот тяжелый. Вызванный им отчаяние отразилось еще в первом автобиографическом романе «Лживые дни», где героиня, Хелен Шоу, от природы веселое существо, постепенно через господствующее вокруг нее насилие и взаимное недоверие теряет свое радостное ощущение жизни. Страх разрушает чувства. К этому выводу подводит и роман «Пізньобуржуазний мир» («The Late Bourgeois World», 1966), который отразил крах либеральных взглядов среди противников апартеида.

60-70-е годы - время становления Ґордімер как писательницы литературы протеста, в ее произведениях наблюдается отход от лирического рассказа, поезд до эпического начала.

Роман «Почетный гость» («The Guest of Honour», 1970) - о вымышленную африканскую страну, которая обрела независимость. Ґордімер пытается разобраться в исторических закономерностях и политическом опыте развития Африки, отрицая путь террора, призывая к реформам, которые по-настоящему решают социально-политические проблемы. В восприятии европейца Джеймса Брея показан противоречивый путь страны, освобожденной от колониализма.

В романе Ґордімер «Дочь Соавторов» («Burger's Daughter», 1979) говорится о судьбе Розы Бурґер, дочери борца против апартеида, которая ищет себя в сложных коллизиях. Прогресс истории и судьба личности становятся взаимосвязанными. Произведение является синтезом двух жанровых форм: политического и психологического романов.

Роман «Люди Джулая» («July's Peophle»), который вышел в 1981 p., посвящен теме будущей революции.

Сборник рассказов «что-То где-таж» («Something out there», 1984) и два других романа - «Забавы природы» («A Sport of Nature», 1987) и «История моего сына» («My Son's Story», 1990) вновь подтвердили верность Ґордімер своей постоянной теме - проблемам жизни в ЮАР. Сборник «Прыжок " и другие рассказы» («Jump and Other Stories», 1991), которая вышла сразу после вручения Ґордімер Нобелевской премии, включает рассказы, где всесторонне трактуются любимые темы писательницы, а раВНОобразие манеры письма свидетельствует о виртуоВНОсть ее техники «малого жанра».

В романе «Рядом со мной - никого» («None to Accompany me», 1994) Ґордімер рассказывает историю жизни Веры Старк, которая целиком посвятила свою жизнь политике, надеясь таким образом лучше понять себя. Роман «Домашняя оружие» («The House Gun», 1998) некоторые критики назвали «триллером из жизни высших эшелонов власти».

В 1999 г. Ґордімер издала книгу «Жизнь в надежде и в истории: Заметки о наш век», куда вошли его статьи и лекции по проблемам литературы, культуры, прав человека и, разумеется, о ее работе и жизни в ЮАР. Романы, рассказы и статьи Надин Ґордімер, обладательницы многих почетных званий и наград, переведены на многие языки мира.

Хотя сегодняшний день в Южной Африке остается тяжелым, у Надин Ґордімер, по ее собственным словам, «не исчерпывается упрямая вера и живет страстная надежда на победу альтернативного движения».



Есть. Христиніна