ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОРАЦИЙ

(65 г. до н. э. - 8 г. до н. э.)

ГОРАЦИЙ - творчество писателя

ГОРАЦИЙ (полное имя Квинт Гораций Флакк - Quintus Horatius Flaccus - 65 г. до н. э., м. Венузія - 8 г. до н. э., Рим) - древнеримский поэт.

Отец его был вільновідпущеником, имел небольшое имение. Он дал своему сыну хорошее образование. Сначала Гораций учился в Риме в школе, где изучал ГОРАЦІЙа и древних римских поэтов, а затем отправился в Афины. Там Гораций занимался греческой поэзией и философией (ок. 45 г. до н. э.). Древние римляне и греки под философией понимали науку о нравах и не придерживались какой-то определенной философской школы: он принимал и епікурейство, и стоицизм.

Когда после убийства Цезаря в Афины прибыл Брут, Гораций перешел на сторону республиканцев и получил в их войске звание военного трибуна. Поражением Брута под Філіппами (42 г. до н. есть.) и разгромом республиканской партии закончился период юношеских увлечений Горация: мечты о римскую свободу развеялись, впереди была новая жизнь. Гораций бежал с поля боя, «бросив щит», и «с подрезанными крыльями» вернулся в Рим после объявления амнистии.

Гораций оказался в затруднительной ситуации: имение отца было конфисковано, средств для существования не было, Бывший руководитель легионов вступил в коллегию квесторських переписчиков, в обязанности которых входило переписывание законов, протоколов и других государственных документов. Гораций купил должность переписчика. На это время (30-е гг. к н. есть.) приходится начало его литературной деятельности. «Отважная бедность», по его признанию, побудила Горация писать стихи. Свои первые стихи Гораций назвал «Еподи», лирические стихи. Тогда же он начал писать и сатиры. Сборник «Еподи «состоит из 17 стихотворений, написанных ямбом на близкие Г. темы из современной ему действительности (выданные в 31-30 гг. до н. э.).

Гораций издал две книги сатир - первую бл. 35 - 34 гг. и вторую - ок. 30 г. Сатиры были созданы по образцу греческих «бесед». Повседневные явления, незаметные факты без политической остроты служили для Горация материалом для создания сатир (10 - в 1-й книге, 8-во 2-й).

Эти первые литературные попытки Горация привлекли к нему внимание Вергилия, который увидел в нем талантливого поэта. В 38 г. до н. э. Гораций был представлен Вергилием и Барием Меценату и вскоре вошел в его кружок, который объединял поэтов - сторонников нового режима. В 33 г. до н. э. Г. получил от Мецената в дар небольшое поместье близ Тибура - Сабінський имение.

Тяжелые испытания войны не создали из Горация бойца. Они вызывали у него желание покинуть политическую борьбу. Мир, установленный Августом (Цезарем Октавианом) после гражданских войн, приклонил поэта на его сторону. Гораций разделял убеждение Августа о необходимости возрождения былой строгости и простоты нравов в Риме и поддерживал его меры, принятые ради этого.

Произведения Горация привлекли к себе внимание Октавиана Августа, который предложил поэту стать его личным секретарем, от чего Гораций отказался. Постепенно Гораций стал «певцом» Августа. В 30-20-х гг. до н. э. создал три книги од. Под названием «Песни» в 23 г. до н. е. он издал сборник лирических стихов (в 1 кн. - 38 ед, 2 - 20, 3 - 30 ). Г. написал еще книгу посланий и намеревался оставить поэзию ради философии, но Август стал требовать новых стихов, которые бы прославляли подвиги его пасынков Тиберия и Друза.

Содержание од раВНОобразен: обращение к друзьям, любви, мысли о быстротечности жизни, призывы к гражданскому примирению, прославление Августа. Во многих одах Гораций использует различные стихотворные размеры, новые для римской лирической поэзии. Поэт настраивает лиру на новый лад и пропагандирует свое главное требование - принцип «золотой середины». Он призывает к довольства малым, умеренности, которая закаляет человека. Она же является залогом достойного поведения на войне, залогом бессмертной римской добродетели. Требование «золотой середины» - отражение философии умеренных стоиков.

В 13 г. до н. э. Гораций выдал 4-в книгу од, которая состояла из 15 стихов. Здесь прослеживаются мысли о бессмертии поэзии и прославления Августа и его пасынков. Торжественность, гармоничность ед характеризуют Горация как сложившегося поэта.

Гораций, по его собственному признанию, писал для знатоков, игнорируя общественность и отзываясь о нем пренебрежительно. Не широкий круг читателей делает Горация судьей своего творчества, а тех людей - ценителей поэзии, которые группировались вокруг Мецената.

Оды Горация вполне справедливо считают его лучшими произведениями. Безупречность формы при сжатой выразительности речи - результат тщательной кропотливой работы. Его художественные приемы, выбор лексики зависят от темы и идеи стихотворения, от изображаемого предмета. В одах, что Августа славят, восхищает мудрость правителя; его власть - власть умная. Могущество Августа сравнивается с мощью Юпитера, верховного божества.

В одах, посвященных любви, Гораций встает повесой, который воспевает вино и чувственные наслаждения, не заботясь о будущем, о завтрашнем дне. В любви Гораций, несмотря на богатство женских образов, нет страсти настоящего чувства.

Размышляя о значении своего творчества для Вечности, о месте поэта и поэзии в системе человеческого бытия в знаменитой оде (кн. С, ода 30) «Памятник» («Exegi monumentum»), Гораций говорит о свои конкретные заслуги, например: познакомил римлян с греческой лирикой - искусством, Алкея, Сафо, Анакреонта. Так, поэт смертный, но его произведения - вечны, утверждает Гораций.

В 17 г. до н. э., выполняя почетное поручение Августа, Гораций создал «Юбилейный гимн», «вековечную песню» для трехдневных всенародных торжеств, которые сопровождались жертвоприношением богам и в которых принимали участие знатные люди Рима. В этом торжественном гимне в честь Аполлона и Дианы Гораций обращается к богам с просьбой о славе, об укреплении могущества и процветания Рима и богоподобного Августа.

В это же время (19-14 гг. до н. есть.) появилась вторая книга «Посланий». Хотя поэтические письма Горация и были в творчестве Луцилию и Катулла, но лишь Гораций дал законченное художественное оформление эпистолярного жанра в поэзии.

Первая книга посланий (20 г. до н. есть.) написана на раВНОобразные темы философского характера, близкие к сатир. Тон посланий отличается большей серьеВНОстью, что объясняется не только жанром и предметом изображения, но и возрастом поэта. Спокойствие, свобода духа, преодоление неразумных желаний - основные мысли первой книги посланий. Свою задачу Гораций видит в том, чтобы передать эту истину людям своего круга и научить их жить правильно, согласно с обстоятельствами его времени.

Большой интерес в историко-литературном аспекте составляет вторая книга «Посланий», которая состоит из трех листов: «К Августу», «К Флоре», «Послание к Пізонів», известное в литературе под названием «Об искусстве поэзии».

В «Послании к Флоре» Гораций жалуется на непостоянство читательских вкусов, на хвастливых поэтов, которые признают только свой талант.

Свои взгляды на поэзию Горация подробно излагает в двух других посланиях. В «Послании к Августу», которое было создано по желанию императора получить произведение, посвященное ему талантливым поэтом, Гораций подчеркивает культурное и нравственное значение поэзии, которая формирует и направляет человека, утешает и приносит исцеление. Так же Гораций выступает против архаїстів, считая их стиль слишком жестким, против грубого комизма, которым интересуются даже образованные зрители.

«Послание к Пізонів» ( «Об искусстве поэзии»), обращение к аристократических семей, близких к литературе, - не что иное, как своеобразная «Поэтика», которая отражает взгляды Г. на поэзию, литературу, поэта. Это послание повлияло на все развитие европейской литературы. В частности, французский класицист Н. Буало в своей «Поэтике», которая заложила основы «новой литературы», идет за Горацием не только в идейном содержании, но и в композиции.

В «Послании к Пізонів» Гораций говорит о божественном значении поэзии, о ее способности влиять на людей с помощью посредника - поэта, который наделен не только талантом, но и трудолюбием и мастерством. Простота, краткость и понятность содержания в сочетании со взвешенностью и продуманностью формы - суть успеха поэтического произведения. В связи с этим следует тщательно подбирать слова, а помогать в этом должен беспристрастный анализ критика. Основная задача поэта - радовать, наставлять, волновать - должно проявляться во всех жанрах, но с особой силой - в трагедии. В этом жанре можно возродить древние традиции, а с их помощью - и древние добропристойні обычаи.

Классически изящно, с выразительной простотой Гораций обобщает в «Послании к Пізонів» свои мысли о задачах поэта, цель поэтического творчества. Это не что иное, как приносить пользу, наснажуючи, говорить одновременно приятное и полеВНОе для жизни, таким образом, развлекая, поучать.

Большую часть своей жизни Гораций проводил в своем Сабінському имении. Он умер в 8 г. до н. э., оставив сравнительно небольшое количество произведений, которые принесли ему бессмертную славу,

Творчество Горация противоречивая: прославляя Августа и Мецената, он пытается остаться в кругу тем частной жизни; тяготея к «малых форм», он пишет послание.

Творчество Горация, поэта всеохватывающего по количеству изображаемых тем, осталась не только строкой в истории золотого века римской литературы, но и в истории литератур многих народов и стран. Действительно, «лучшая часть» произведений «избежала смерти», потому что, пока живут на земле люди, которые любят и читают умные книги, будет жить и Гораций.

Произведения Горация были высоко оценены и в Украине. Трактат Горация «Послание к Пізонів» часто вспоминает ректор Киево-Могилянской академии Ф. Прокопович в труде «О поэтическое искусство», написанной «для юношества» в 1705 г. Полный перевод трактата Горация украинском языке «О поэтическое искусство» сделал А. Содомора. Особые заслуги в деле популяризации поэзии Горация в Украине имеет писатель-гуманист Павел Русин из Кросна. Произведения Горация изучали в братских школах, Киево-Могилянской академии, на него ссылались чаще, чем на других «латинцам». Ф. Прокопович призвал учиться у Горация мастерства. Г. Сковорода «претолковал малороссийским диалектом» его оды, в частности, гораціанські мотивы звучат в сборнике «Сад божественных песней». Следуя И. Котляревского, который «украинизировал» «Энеида», Гораций перепевали П. Гулак-Артемовский и Л. Боровиковский. Поэзия Горация обрела новую жизнь в переводах И. Франко и В. Щурата. В отечественный время напечатаны многочисленные переводы произведений Горация украинском языке М. Билыка, Николая Зерова, А. Судоморы, Бориса Тена и др.



П. Христиніна