|
ҐОНКУР, Эдмон
(1822 - 1896)
ҐОНКУР, Эдмон - творчество писателя
ҐОНКУР, Эдмон (Goncourt, Edmondge - 26.05.1822, Нанси - 19.07.1896, Шанпросе) и Жюль (Jules - 17.12.1830, Париж - 20.06.1870, там же) - французские писатели.
Происходили из среды провинциального дворянства. Отец братьев Ґонкур, офицер наполеоновской армии, рано умер. Жизнь братьев Ґонкур не богат на события. В Париже они жили одиноко, наполняя свою жизнь напряженным трудом.
Революция 1848 г. не пробудила у братьев Ґонкур интереса к политике. В своем «Дневнике «они записали: «Революции - это не что иное, как перетягивание на новую квартиру бывшей алчности, тщеславия, коррупции...»
Сферой глубокой заинтересованности братьев Ґонкур стало искусство. В 1851 г. вышел их первый роман «В 18... году»(«En 18 ...»), в котором образ главного героя романа Шарля отразил негативное, скептическое отношение авторов к социальной активности и противопоставил ей творческую активность. Роман не имел успеха.
Брать Ґонкур обращались к журналистике. В 1852 - 1853 гг. они публиковали критические статьи и фельєтони в парижских газетах «Эклер» и «Пари». За процитированный в одной из статей фривольный стишок поэта XVI в. Таюро были привлечены к суду. После удачного завершения процесса брать Ґонкур прониклись отвращением к журналистике и обратились к истории. В 50-х годах вышли в свет их исторические труды «История французского общества эпохи Революции» («Histoire de la societe francaise pendant la Revolution», 1854), «История французского общества эпохи Директории» («Histoire de la societe francaise pendant le Directoire», 1855), «История Марии-Антуанетты» («Histoire de Marie Antoinette», 1858), «Интимные портреты XVIII века» («Portraits intimes du XVIII-e siecle», 1857), «Женщина в XVIII веке» («La Femme au XVIII-e siecle», 1862). В своих исторических книгах брать Ґонкур создали новый тип исторического исследования, где в центре внимания не макро-, а мікроісторія, то есть быт, обычаи и вкусы общества изучаемой ими эпохи. Брать Ґонкур пытались на основе детального, скрупулеВНОго изучения фактов и документов эпохи воспроизвести ее истинное лицо.
Этот метод работы брать Ґонкур перенесли на изучение искусства в книге «Искусство XVIII века» («l'art du XVIII-e siecle», 1859 - 1875). XVIII в. в трактовке братьев Ґонкур - время торжества человеческой индивидуальности. В творчестве художников этого века для них близкое умение схватывать жизненные впечатления в их жизненных проявлениях. Брать Ґонкур заявили о себе как о знатоках изобразительного искусства эпохи Просвещения и как о писателях импрессионистической ориентации. Исторические труды братьев Ґонкур стали подготовительным этапом к их художественного творчества 60-х годов.
В начале 60-х годов братья Ґонкур имели репутацию талантливых писателей и серьезных историков, вошли в круг известных литераторов, которые собирались с 1862 года в ресторатора Маньи. Брать Ґонкур познакомились с Г. Флобером, Т. Готье, Ш.А. Сент-Бевом, И. Тэном, Жорж Санд, И. Тургеневым.
В романе «Шарль Демайї» («Charles Demailly», 1860) речь идет о судьбе молодого талантливого литератора, затравленного журналистами. «Шарль Демайї», а также и последующие романы братьев Ґонкур - «Сестра Филомена» («Sxm Philomene», 1861), «Рене Мопрен» («Renee Mauperin», 1864) продемонстрировали вкус писателей к документам, мастерство психологического анализа и детализированного описания, острое чувство колорита и повышенную уязвимость. В основе сюжетов этих романов - реальные события, прототипами главных героев часто были знакомы братьев Ґонкур. Однако романы братьев Ґонкур не являются биографическими, поскольку их интересовала не столько эволюция героя, сколько драма его столкновение со средой.
«Жерміні Ласерте» («Germinie Lacerteux», 1865) - лучший роман братьев Ґонкур. Это рассказ про обычную крестьянскую девушку Жерміні, которая приехала в Париж и нанялась на службу к доброй женщины преклонного возраста. Жерміні влюбляется в сына лавочника Жупійона, который эксплуатирует ее, заставляя залезть в долги, и вскоре покидает. Заброшенная Жерміні спускается на дно и умирает на больничной койке. Роман, который претендовал, по выражению писателей, на «клинический анализ любви», свидетельствовал об их заинтересованность физиологическим основой сложных психических феноменов и сблизил братьев Ґонкур с еще не сформированным натурализмом.
Натуралистическим было и стремление братьев Ґонкур расширить сферу художественного, ввести в нее изображение низов общества, и ориентация на скрупулеВНОе изучение и детальное воспроизведение натуры, что влекло фрагментарность их художественного видения.
В «Жерміні Ласерте» братья Ґонкур дали образцы импрессионистической стиля. Свою задачу они видели в том, чтобы «создать наиболее живые впечатления человеческой правды» с помощью картин и диалогов, слабо связанных единым повествовательным стержнем. Продолжая флоберівські традиции, брать Ґонкур стремились к ослаблению внешнего драматизма действия в романе: интрига отходит на второй план. Одним из найрозробленіших приемов дедраматизації у братьев Ґонкур стал импрессионистический пейзаж.
Свою заслугу брать Ґонкур видели в создании «L'ecriture artiste» («художественного письма»), с этой целью они прибегали к малоупотребляемых слов, к созданию неологизмов, необычных сочетаний слов, разрушение традиционных синтаксических конструкций, словесной передачи почти неуловимых оттенков и субстантивації прилагательных. Как отмечал французский исследователь А. Тібоде, «стиль братьев Ґонкур заключается в том, чтобы максимально сократить дистанцию между восприятием и фразой, вывести из фразы все, что не является непосредственным восприятием».
Тенденции к эстетизации действительности и к фізіологізації усилились в двух следующих романах братьев Ґонкур «Манетт Саломон» («Manette Salomon», 1867) и «Госпожа Жервезе» («Madame Gervaisais», 1869), что является историями распада человеческого «я» под влиянием сильной страсти и среды.
В 1870 г. умер Жюль Ґонкур. Эдмон Ґонкур, который тяжело пережил смерть брата, продолжал вести знаменитый «Дневник» («Journal»; опубл. в 1956 - 1958 гг.), в котором фиксировал свои наблюдения и впечатления, закончил роман «Девка Элиза» («La Fille Elisa», 1877), задуманный братьями в 1862 г.
Лучшим произведением Эдмона Ґонкура стал его роман «Братья Земґанно» («Les freres Zemganno», 1879), история двух братьев-акробатов, содержащий автобиографические эпизоды и пронизана грустью и тонким лиризмом по потерянным братом. Однако в предисловии к роману Эдмон Ґонкур декларирует отход от изображения низов общества и стремление написать «реалистический роман о утонченное».
В своих поздних романах «Актриса Фостен» («La Faustin», 1882) и «Шери» («Cherie», 1884) Эдмон Ґонкур воплотил принципы, провозглашенные им в предисловии к «Братьям Земґанно»: он создал «монографии душ» элегантных господ, актрисы и девушки из благородной семьи. В этих романах усиливаются натуралистические тенденции. «Шери» сблизил Эдмона Ґонкура с декадентской литературой.
Поиск способов драматизации романной рассказы привел Эдмона Ґонкура еще в 1876 г. в японской живописи, в котором ему импонировали рафинированность, благородство, отсутствие дешевого драматизма. Итогом изучения японского искусства стали две книги: «Утамаро, художник зеленых домов» («Outamaro, le peintre des maisons vertes», 1891) и «Хокусаї» («Hokusa'i», 1896).
С 1885 г. в доме Эдмона Ґонкура в Отьойе еженедельно собиралось литературное общество.
На «чердаке» в Эдмона Ґонкура бывали Е. Золя, А. Доде, С. Малларме, М. Баррес, Ж.К. Гюисманс.
По завещанию Эдмона Ґонкура его наследство предназначался в фонд ежегодных литературных премий за лучшее художественное произведение в прозе. Премию присуждали десять академиков. Первыми академиками, согласно завещанию Эдмона Ґонкура, стали Ґ. Флобер, Т. де Банвиля, А. Доде, П. Клодель и др. Так зародилась традиция присуждения «Гонкуровской премии», которая и до сих пор является одной из самых престижных литературных наград Франции.
В творчестве братьев Ґонкур сложно переплетаются и взаимодействуют натуралистические, реалистические и импрессионистические тенденции. Провозглашая реалистичный принцип правды и достоверности в искусстве, брать Ґонкур средством их достижения провозглашают ощущение, впечатление, получаемое художником от изучения природы, ее пристального наблюдения. Брать Ґонкур с их культом непосредственности, субъективности, утонченности не только стоят у истоков французского натурализма, но и являются предшественниками французского психологического романа М. Пруста.
В. Триков
|
|
|