ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОМЕР

(VIII - VII вв. до н. э.)

ГОМЕР

Гомер - величайший и самый легендарный певец античности и, пожалуй, самый известный поэт мира. Для многочисленных поколений знакомство с античной культурой и мировой литературой неизменно начинается с гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» Герои этих поэм - Ахиллес, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис, Приам, Елена Прекрасная, Пенелопа, Андромаха, Гекуба - давно стали хрестоматийными, прочно вошли в обиход западной и славянской культур.

Для эллинов (греков) их создатель был предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного совершенства, почти богом. Слово «поэт» у них ассоциировалось со словом «Гомер», а поэмы «Илиада» и «Одиссея» считались священными. Известно, что в первой половине VI века до н.э. афинский законодатель Солон повелел выполнять поэмы Гомера на государственных праздниках Панафиней, а во второй половине этого же века по распоряжению тирана Писистрата специальная комиссия из четырех человек сделала первую запись гомеровских поэм. С тех пор образование в античности начиналась с поэм Гомера и ими же заканчивался. Выдающийся греческий философ Платон так оценил значение Гомера для Греции: «... Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием».

В то же время, несмотря на такую популярность Гомера, о нем почти не существует достоверных сведений. Нет единого мнения ни о времени его рождения (разные греческие писатели размещали период его жизни между XII и VI веками), ни о месте рождения, хотя большинство источников называют Ионию. В античной литературе существует девять биографий Гомера, которые состоят из мифов и сказочных рассказов. Общая же мысль античности рисовала его слепым и старым певцом, вдохновенной музой, который путешествовал Грецией, сам сочинял и исполнял свои поэмы, то есть был аедом. Ему приписывали не только «Гліаду» и «Одиссею», но и много других поэм. Существуют также гомеровские гимны, которые, по утверждению специалистов, не имеют никакого отношения к Гомера, ибо написаны уже после вероятного времени жизни певца, то есть после VIII-VII веков.

Еще с античных времен традиционно считается, что Гомер является равно обособленным создателем «Илиады» и «Одиссеи», хотя существует «теория малых песен», «теория зерна», согласно которой Гомер был творцом только одной небольшой поэмы, развитой другими авторами в два сочинения, и т.д. Исследование художественных особенностей поэм, осуществленных в прошлом веке, склоняют ученых к мысли о том, что и «Илиада»и «Одиссея» созданы одним и тем же автором, то есть человеком, которая известна под именем легендарного Гомера.

Обе поэмы относятся к жанру героического эпоса, характерными чертами которого являются масштабность изображаемых событий, в которых принимают участие знаменитые исторические, легендарные или мифологические герои. С этой точки зрения, «Илиада» и «Одиссея» является непревзойденным образцом героического эпоса.

Сюжеты обеих поэм базируются на материале одного из самых известных циклов древнегреческих мифов Троянского. В основе этого цикла лежат события обще греческого масштаба, которые сочетают родовое проклятие, тяготеет над потомками известного героя Тантала, с легендарно-исторической борьбой греческого народа с богатой малоазиатской государством Троей (їліоном).

Согласно этим мифам, сын верховного бога Зевса герой Тантал (героями называли дети, рожденные от временных браков богов и богинь с земными женщинами и мужчинами), допущен к банкетам олимпийских богов, решил проверить их прозорливость. Он пригласил их к себе и угостил мясом зарезанного им собственного сына Пелопа. Боги жестоко наказали за это не только самого Тантала, бросив его в потусторонний мир Аид, где он, стоя по подбородок в воде с нависшими над ним сочными плодами, не может утолить ни голод, ни жажду; но наложили проклятие и на весь его род. Идея неотвратимости наказания всех членов рода, где было совершено преступление против божественных установлений Правды и Справедливости, была краеугольным камнем олимпийской мифологического сознания. Это проклятие тяготеет и над одним из главных героев «Илиады», аргосским царем Агамемноном, военачальником всего греческого войска под Троей, который вынужден был принести в жертву свою дочь Ифигению, чтобы состоялся этот поход, и который был задуман дома собственной женой Клитемнестрой после победного возвращения из-под Трои.

Второй мотив Троянского цикла мифов - поход греков в Трою и ее десятилетняя осада с целью освобождения самой красивой женщины Греции Елены (дочери Зевса от царицы Леды), которая стала женой спартанского царя Менелая - брата Агамемнона. Когда же Зевс решил наказать людей и героев за их бесчестие, он нашел хитроумный план начать войну между греками и троянцами. Собрав большой пир по поводу брака между морской богиней Фетидой и царем Пелєєм, отцом будущего героя Ахилла, Зевс не пригласил на него только одну богиню - богиню раздора Эриду. Рассерженная Эрида бросила на стол бенкетуючим золотое яблоко с надписью «Красивейшей», за которое начался спор между олимпийскими богинями: женой Зевса Герой и его дочерьми Афиной - богиней мудрости и Афродитой - богиней любви. Решить этот спор Зевс поручил троянскому царевичу Парису, который отдал яблоко Афродите, которая влюбила Елену в Париса, который прибыл в гости к Менелаю. Парис похитил жену Менелая и увез ее в Трою. По призыву Менелая и его брата Агамемнона оскорбленные греки решили силой вернуть Елену. Так началась десятилетняя война с Троей, в которой приняли участие почти все греческие цари и герои: Ахиллес, Агамемнон, Менелай, Одиссей, Аякс, Диомед, Нестор, Филоктет и другие. Такая мифологическая мотивация троянской войны. На самом же деле причиной ее возникновения было торгово-экономическое соперничество между Грецией, для которой жизненно необходимыми были малоазийские и причерноморские земли, а на пути к колонизации стояла богатая и могучая Троя.

В своих поэмах Гомер придерживается мифологической версии возникновения войны. Об этом свидетельствует не только наличие в них мифологических героев и самой Елены среди троянцев, но и богов, которые принимают активное участие в описанных событиях на стороне греков (ахейцев) или на стороне троянцев в зависимости от отношения к решение Париса относительно золотого яблока. Так, обиженные этим решением Гера и Афина неизменно находятся на стороне греков, а Афродита со своим любовником Аресом, Аполлон, Посейдон, Артемида помогают троянцам.

Мастерство Гомера заключается в отборе эпизодов и их построении в увлекательные сюжеты, которые разворачиваются в эпические картины военных действий, и социальной жизни древней Греции таким образом, что поэмы становятся непревзойденными поэтическими энциклопедиями того времени. Грандиозная поэма «Илиада», которая насчитывает 15693 стихотворных строки, рассказывает лишь о 51 день десятого года осады Трои незадолго до ее падения.

Своеобразие этой поэмы уже в структуре ее композиции, ведь она рождается, наполняется подробностями и деталями, разворачивается во всеобъемлющую картину жизни, обычаев, нравственных устоев, культуры античного мира с маленького зернышка, из песчинки в потоке времени - гнева Ахилла вследствие его ссоры с военачальником всех греков Агамемноном.

Ссора возникла из-за напыщенность и неразумные поступки Агамемнона. Он грубо оскорбил жреца Аполлона Хриса, который пришел в греческий лагерь, чтобы выкупить свою дочь-пленницу Хрисеиду. Обиженный Хрис обращается за защитой к Аполлону, и тот насылает на греческое войско «поветрие беде», которой греки не могут избавиться. На общем собрании греков по этому поводу Ахилл предлагает Агамемнону, трофеем которого является Хрісеїда, отдать ее отцу. В конце концов Агамемнон соглашается при условии, что Ахилл отдаст ему свою пленницу Брисеїду. Тот и разгневанный такой несправедливостью: ведь он несет на себе главное бремя войны (он участвует во всех боях, он всегда впереди, в то время как Агамемнон не понимает своей ошибки).

После этого осмілілі троянцы во главе со своим героем Гектором, сыном троянского царя Приама и брат Париса, начинают теснить греков и приближаются к их кораблей, угрожая их сжечь. Чтобы спасти греков от разгрома, ближайший друг Ахилла Патрокл надевает, с разрешения Ахилла, его вооружение и отгоняет троянцев, но сам погибает от руки Гектора. Только после гибели Патрокла утихает гнев Ахилла на ахейцев, вращаясь теперь на троянцев, и он замиряється с Агамемноном, который признает свою вину, объясняя ее засліпленням, насланим Зевсом, Судьбой и богиней мести Еринією (песнь XIX). Надев новое вооружение, которое по просьбе его матери Фетиды выковал сам Гефест, Ахилл своей неуемной жаждой мести наводит ужас на троянцев, загоняет их за стены цитадели и вступает в поединок с Гектором. Завершается «Илиада» смертью Гектора (песня XXII), играми в честь Патрокла (песнь XXIII) и драматически напряженной и трогательной сценой выкупа тела Гектора, когда ослепленный ненавистью к Гектору, невмолимий Ахилл постепенно проникается сочувствием к родительскому горю старого Приама и не только отдает ему тело сына, но и обещает дванадцятиденне замирение для достойного захоронения троянского героя.

Итак, главной движущей силой сюжета «Илиады» является гнев Ахилла. Поэма заканчивается, когда исчерпывается гнев героя. В то же время этот гнев органично вводит в структуру повествования многочисленные батальные сцены, сцены жизни олимпийских богов, описания кораблей (песнь II), вооружение (щит Ахилла - песня XVIII), генеалогические справки и прочее. На этом фоне отчетливо вырисовываются фигуры многочисленных героев и главных олимпийских богов, которые в поэме чрезвычайно очеловечены, появляются рядом с героями, вступают с ними в переговоры, помогают им советами, сражаются рядом с ними и даже между собой (песни V, XX, XXI).

Для более выразительного изображения героев Гомер использует не только торжественно-монументальный стиль повествования, (стихотворный размер - гекзаметр-шестимірник, то есть шестистопний дактиль), но и такие приемы, как постоянные эпитеты (Ахилл богосвітлий быстроногий; Феб дальносяжний; Зевс темнохмарий, громовладний; Афина-светлоокая; Гектор шоломосяйний); повторы целых стихов или их частей; неспешные, торжественные речи.

Гомеровском эпоса свойственны также такие черты, как объективность и обстоятельность описания всех вещей, которые оказываются в поле зрения поэта; традиционность мировоззренческих и нравственных основ; величество и уравновешенная спокойствие; героизм изображаемых событий и поведения персонажей, которые лишены сугубо эгоистических черт и мелочности.

В наибольшей степени чертами эпических героев (величество, чрезмерная физическая и моральная сила, патриотизм, мужество) у Гомера наделены Ахилл, Гектор и Одиссей - герой второй поэмы. В центре этой поэмы - судьба многострадального Одиссея активного участника осады Трои, который в течение десяти лет после ее падения (именно благодаря его хитростям и его храбрости) не может добраться до родной Итаки через гнев Посейдона. Но преодолевая все препятствия, которые требуют сверхчеловеческих усилий (встречи с фантастическими чудовищами Сциллой и Харибдой, сиренами, циклопом Поліфемом, великанами-людоідами-лістригонами), отказываясь от соблазна бессмертие, которое ему предлагает влюбленная в него нимфа Калипсо, Одиссей упорно рвется домой к верной Пенелопе и сыну Телемаку.

В «Одиссее», которую по жанру можно определить как приключенческо-фантастическую поэму, Гомер впервые в мировой литературе создает непревзойденный образец женской верности - образ Пенелопы, которая двадцать лет ждет возвращения своего мужа. Он же использует и очень распространен в дальнейшем художественном творчестве прием счастливой концовки: ведь ожидание Пенелопы вознаграждается возвращением мудрого, как и раньше, могущественного и любящего Одиссея.

Верными и на сегодня остаются слова античного философа Диона Хризостома (Златоуста) о том, что Гомер каждому человеку, независимо от его возраста, дает ровно столько, сколько она в состоянии взять.

По мнению известного французского поэта и теоретика Никола Буало, в творениях Гомера скрытый неоценимый клад, и они на все века остаются источником наслаждения и выдающихся уроков мудрости, добра, справедливости и красоты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лосев А. Ф. Гомер.- М., 1960; То же: М., 1996 (Серия: ЖЗЛ).;

2. Полонская К. П. Поэмы Гомера.- М., 1961.;

3. Сахарный Н. Г. Гомеровский эпос.- М., 1976.;

4. Флоренсов Н. Троянская война и поэмы Гомера.- М., 1991.;

5. Шталь И. В. «Одиссея» - героическая поэма странствий.- М., 1978.