ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐОМБРОВИЧ, Витольд

(1904 - 1969)

ҐОМБРОВИЧ, Витольд - творчество писателя

ҐОМБРОВИЧ, Витольд (Gombrowicz, Witold - 04.08. 1904, Малошіце - 24.07.1969, Ване) - польский прозаик.

Ґомбрович родился в 1904 г. в дворянской семье, в имении Малошіце Сандомирского воеводства. В 1927 г. и, после окончания юридического факультета Варшавского университета, он перебрался в Париж изучать международное право, но через год вернулся, некоторое время работал в суде и начал писать первые рассказы, в гротескно-фантастической манере.

В 1933 г. Ґомбрович объединил свои ранние произведения в сборник «Воспоминания из времен созревания» («Pamietnik z okresu dejrzewania»). В сборнике речь шла о непрерывности процессов духовного созревания человека. Однако критика не поняла писателя, а зато заметила в его произведениях демонстрацию патологических отклонений психики. В ответ Ґомбрович задумал новую книгу, которая по своему первоначальному замыслу должна была иметь литератур-но-публицистическую форму, но в конце концов переросла в художественное произведение - роман «Фердидурке» («Ferdydurke»), который появился в 1937 г. и стал самым выдающимся произведением писателя, обеспечив ему европейскую славу. Но в 30-х гг. этот роман остался практически незамеченным. Роман «Фердидурке» - это гротескно-фантастическая сатира на современный Ґомбровича общественно-политический строй Польши. В фабульную основу произведения положена фантастическая ситуация преобразования тридцатилетнего мужчину в мальчика-гимназиста, но с сохранением сознания взрослого. Окружающие воспринимают героя как мальчика и соответственно относятся к нему, а он, в свою очередь, получает возможность оценивать их поведение, исходя из опыта взрослого человека, который видит то, что, конечно, не осознает ребенок. Создавая в романе цепочку гротескных ситуаций, автор высмеивает современную ему школу, педагогику, эмансипацию, мещанскую мораль, злободневные социальные и политические проблемы.

С началом гитлеровской оккупации Польши в 1939 г. и в течение следующих 23 лет Ґомбрович проживал в Аргентине, поскольку возвращаться в Польшу не захотел. До окончания войны Ґомбрович напрочь забыл о литературе. Жил с случайных заработков, затем стал служащим местного «Банко Подяко», одновременно читая лекции по философии в провинциальных университетах, а освоив испанский язык, начал писать и до местных газет. Вечера проводил, по привычке, в кофейнях, где быстро познакомился с аргетинською творческой молодежью. Именно эти новые друзья и помогли писателю вернуться в литературу - но в весьма своеобразный способ. Не зная польского, с подстрочника, сделанного самим автором, и при его активном соучастии несколько молодых литераторов осуществили испанский перевод «Фердидурке». Книжка появилась в 1947 г. и огласка, опять-таки, имела незначительный, преимущественно в кругах интеллектуальной элиты. Тогда же Ґомбрович написал драму «Брак» и повесть «Транс-Атлантика» («Trans-Atlantyk»). Завязалась интенсивная сотрудничество с парижским эмигрантским издательством «Культура». Здесь вышла «Транс Атлантика», а в журнале «Культура» начал регулярно публиковаться «Дневник» («Dziennik») Ґомбровича - смесь воспоминаний, эссеистики и собственно дневниковых заметок. Еще через какое-то время во Франции появились переводы «Фердидурке», «Брака « «Транс-Атлантики», а потом подошла очередь немецких и английских переводов. Пришел всеевропейский резонанс, даже слава, но - лишь в узких кругах интеллектуалов. Параллельно с работой над «Дневником» Ґомбрович создал романы «Порнография» («Pornografia», 1960) и «Космос» («Kosmos», 1965), пьесу «Оперетка» («Operetka», 1966), а также написал «Польские воспоминания» и очерки «Путешествия Аргентиной». После отъезда из Аргентины - эссе «Против поэтов» и «Берлинские заметки». Сам писатель был чрезвычайно далек от каких-либо идеологических и литературных схем, школ, шаблонов. Немецкий критик Е. Вайхман назвал его «Вольтером нашей эпохи», который, когда «большинство склонялось перед идеологиями, перед расовыми, классовыми, государственными, партийными фанатизмами - он стоял прямо, с ироничной улыбкой...»

С конца 50-х гг. произведения Ґомбровича начали появляться в Польше, но после публикации романа «Порнография» имя писателя вновь было подвергнуто цензурным притеснениям.

В 1963 г. Ґомбрович оставил Аргентину, некоторое время жил в Париже, а затем, с мая 1963 по май 1964, - в Западном Берлине. Вернувшись из Германии во Францию, писатель, чье материальное положение значительно улучшилось, переселился на средиземноморское побережье и женился: «На шестьдесят первом году жизни, - писал он в «Дневнике» за 1966 год, - я получил то, что нормальный человек должен где-то в тридцать лет: семейная жизнь, квартиру, собачку, котика... А кроме того, без сомнения (ведь все об этом говорит), я стал «писателем». Забавная история, которая тянулась странно и невнятно от ранней молодости сквозь всю мою жизнь, в конце набрала красок. И вот я - писатель...» Во Франции Ґомбрович продолжил интенсивно работать, несмотря на болезни, завершил «Космос « и «Оперетту», задумал новое произведение: «Я хотел бы, - признавался он жене, - достичь такого совершенства формы, как Бетховен в «Четырнадцатом квартете», очень простом на первый взгляд, но таком сложном... Я хотел, чтобы темой стало столкновение человека с болью. Героев будет двое: мужчина и муха, которая страдает». Но написать это произведение Ґомбрович уже не успел.

Умер писатель 24 июля 1969 года во Франции (Ване), где он провел последние годы своей жизни. На сегодняшний день произведения Ґомбровича переведены более чем на двадцать языков мира. Достижением мировой сцены давно стали его драматические произведения, а изучению творчества писателя теперь посвящаются ежегодные международные симпозиумы и конференции.



В. Назарец