|
ГОЛСУОРСИ, Джон
(1867 - 1933)
ГОЛСУОРСИ, Джон - творчество писателя
ГОЛСУОРСИ, Джон (Galsworthy, John-14.08.1867, Лондон - 31.01.1933, там же) - английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1932 г.
Хронологически творческая деятельность Голсуорси почти точно совпадает с первой третью XX в. Острые противоречия этой переходной эпохи во многом определяют его творческое лицо. Гуманист и демократ, который превыше всего ценил личную и профессиональную независимость, он отказался от дворянского звания, предложенного ему правительством Ллойд-Джорджа в 1918 г. Через год с тем же мотивам Голсуорси не захотел войти в организованную А. Барбюсом группу «Клярте», Независимость он сохранил и в своих философских и религиозных взглядах. Он испытал определенное влияние эволюционной теории Ч. Дарвина, но был скорее пантеистом, чем материалистом или идеалистом. Не был он и сторонником ортодоксального христианства, поддерживаемого английской церковью. Бог означал для него, с одной стороны, «большой творческий принцип», а с другой - ту «сумму альтруизма», которую вмещает человеческое сердце. «Высокая поэма о Христе» была в его глазах звеном, что связывало эти две идеи. Возможно, именно поэтому ему было отказано в праве захоронения в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Его прах, согласно его завещанию - развеян над холмами южного Сассексу, которые он так любил при жизни.
Свой путь в литературу Голсуорси начал уже зрелым сложившимся человеком. По рождению и воспитанию он принадлежал к той самой верхушки среднего класса, которую с такой любовью и беспощадностью обрисовал в форсайтівській эпопеи. И образование он получил лучшую, окончив сначала школу в Хэрроу, а затем Оксфордский университет, где изучал право. Готовясь после университета в юридической деятельности, он совершил несколько путешествий в Канаду, в район южных морей, на юг России. Но юристом он не стал. Две встречи сыграли важную роль в его судьбе. Старшим помощником на пароходе «Торренс», которым он возвращался через Индийский океан со своей самой дальней путешествия, был Джозеф Конрад, тогда уже начинающий писатель, - дружбу с ним Голсуорси пронесет через всю жизнь. Дома, в Англии, его ждала еще одна встреча - с женщиной, которая стала его судьбой. На момент их знакомства Ада Голсуорси была уже замужем за его двоюродным братом Артуром - и была несчастна в этом браке. Чувство, вспыхнувшее между ними, быстро смело все внутренние преграды, связав этих людей для счастья и для горя на всю жизнь. Нет, они не бросили сразу же гордого вызова семьи и традиционной морали. Долгие девять лет, до смерти отца писателя, чувства которого они старались беречь, они скрывали свою любовь. Лишь в 1905 г. Джон и Ада прошли через испытания бракоразводным процессом и смогли официально стать супругами.
Обстоятельства личной жизни Голсуорси естественно порождали в душе будущего писателя возмущение закостенелым моральным укладом поздневикторианского общества, а начатая в конце века англо-бурская война также усилила недовольство и его социально-политической структурой. Это недовольство и вызвало появление первых книг Голсуорси, определив как их лирический пафос, так и сатирическую направленность. С первых серьезных шагов в литературе он был сторонником социально направленного искусства критического реализма. К этому искусству его вела и та литературная традиция, которой он придерживался как в годы ученичества, так и позже, творчески развивая и обогащая ее. Прежде всего это была традиция английской литературы от В. Шекспира и Ч. Диккенса к С. Батлера и Дж. Мередита. Недаром его друг и литературный советчик Е. Гарнет Голсуорси назвал «цветком лучших английских традиций». Это была также французская литературная традиция, представленная Г. Флобером и Г. де Мопассаном. Особенно выдающуюся роль в его творческом становлении сыграла русская литература, которая на грани веков становилась все более известной и популярной в Европе и мире. Первым русским писателем, произведения которого он начал читать, был И. Тургенев. «Ему и Мопассану я обязан тем духовным и техническим ученичеством, которое проходит каждый молодой писатель, соединенный внутренним родством с кем-нибудь из мастеров старшего поколения», - признался Голсуорси позже. Затем состоялось знакомство с произведениями Л. Толстого, которые оставили не менее сильный отпечаток в его творческой судьбе.
Первые произведения Голсуорси - сборник рассказов «Под четырьмя ветрами» («From the Four Winds», 1897) и роман «Джоселин» («Joselin», 1898). Однако настоящим дебютом стал его второй роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubein», 1900), а также сборник новелл «Человек из Девона» («A Man of Devon», 1901), написаны уже увереннее пером и обозначены четко выраженным тургенівським влиянием. В этих произведениях Г. обратился к материалу, который он знал лучше всего - к истории своей семьи и своего социального окружения. Как в романе, так и в его новеллах центральной темой стало столкновение свободного человеческого чувства с косностью буржуаВНОго существования. Лирическая тема романа - история любви Кристиан Деворел, девушки из состоятельной английской семьи, художника-плебея, австрийца с революционным - анархистским - прошлым Алоиза Гарца навеяна историей старшей сестры Г. Лилиан, которая вышла замуж за уроженца Баварии художника Ґеорга Саутера, хотя, разумеется, и не является ее непосредственным отражением. Автор значительно усилил как бунтарский дух юных героев, так и косность их непосредственного окружения, выделив в нем, впрочем, тип джентльмена пожилого возраста Николаса Трефрі, дяди героини, который поддерживает ее. Первая новелла сборника с таким же названием примечательна не только своей лирической темой, но и тем, что ее действие происходит уже не в экзотических уголках империи, как в ранних рассказах, не на Лазурном берегу, которую «Джоселин», и даже не в тирольских Альпах, как в «Вилле Рубейн», а в одном из самых живописных районов Англии - в Девонширі, который был родиной крестьянских предков Голсуорси. В новелле «Спасение Форсайта» на сцене впервые появляется один из представителей семьи Форсайтов, героев будущей «Саги о Форсайтах».
Роман «Остров фарисеев» («The Islands Pharisees», 1904) стал новой ступенью в творческом росте Ґ. Став, как признался автор, следствием того негодования, которое вызвала у него англо-бурская война, он обнаруживает явное преимущество сатирического первоистока над лирическим. Герой романа Дик Шелтон восстает против лицемерия респектабельного Англии, ее привилегированных общественных слоев, восстает настолько решительно, что порывает с невестой. Из всех персонажей-бунтарей Г. Шелтон самый бескомпромиссный.
Роман «Собственник» («The Man of Property», 1906) ознаменовал вхождение писателя в полосу его художественной зрелости. В нем в полном составе вышла на сцену семья Форсайтов. Автор знакомит с ней читателя в момент «наивысшего цветения» и делает это с прекрасной и беспощадной реалистичностью. Крах семейного очага Сомса Форсайта, которому присуща особая цепкость владельца (за что он и получил прозвище «собственник» от своего дяди Джолиона), становится своеобразным символическим событием, предчувствием будущего краха Форсайтах. Центральный конфликт романа, как и всей форсайтівської эпопеи, определенный автором в предисловии к ее первой трилогии, написанной в 1922 p., как «приступы Красоты и покушения Свободы» на мир эгоистических интересов частнособственнической солидной респектабельности. Красоту воплощает в романе жена Сомса - Ирэн, которая не желает примириться с положением ценной вещи в его доме, свободу - талантливый архитектор Босіні, которому расчетливый Именно поручает - за ироничным замыслу автора - строительство своего загородного дома. Чувство, которое вспыхнуло между Ирен и Босіні, ставит всех участников драмы в трагическую ситуацию. Содержание романа отнюдь не сводится, однако, к истории любовного треугольника. Большую нагрузку несут в нем, с одной стороны, коллективный образ семьи Форсайтов, с другой - образы тех Форсайтах, которые «выламываются» из своей среды. Это прежде всего Джолион-старший, представлен как патриарх и философ рода. Это также его сын, Джоліно-младший, свободный художник, который стал «блудным сыном» семьи и выступает в роли alter ego писателя. От его имени Голсуорси дает в «Владельцу» беспристрастный анализ «форсайтизму» - социальной психологии верхушки английского среднего класса.
Успех «Владельца» натолкнул Голсуорси по мнению развернуть его тему в форме трилогии. По образцу, который он сам для себя «выковал» в «Владельцу», Голсуорси написал еще несколько романов о «высшее общество», показав в них жизненные стандарты и предрассудки поместного дворянства («Усадьба « - «The Country House», 1907), творческой интеллигенции («Патриций» - «The Patrician», 1910). В жанровом аспекте все они являются модифицированным типом социально-психологического романа, классическими образцами которого для Голсуорси были романы Тургенева. И все они в конечном итоге являются романами о любви, но любви несчастной, вынуждаемое под давлением обстоятельств отказываться от себя самого. Присущая этим романам подвижная равновесие критически-иронического, сатирического и лирического начал была, по признанию Голсуорси, отражением внутреннего конфликта между национальной, критической и эмоциональной, «жаждущей красоты», сторонами его творческой индивидуальности. Сохраняется она и в новеллистике Голсуорси 1900-1910-х годов. После всего сатирической сборника «Комментарий» («A Commentary», 1908) появились более лирические «Смесь» («A Motley», 1910) и «Гостиница успокоения» («The Inn of Tranquility», 1912). Поэтический сборник этого самого 1912 г. «Мелодии, песни и стихи» («Moods, Songs and Doggerels») также является данью лирической стихии. Она содержит стихи, которые раскрывают нравственное («Мужество», «Дух странствующего рыцарства» и др.) и философское («Сон») кредо писателя. Особой лиричностью обозначен цикл песен, посвященных природе и людям Девоншира.
Этот самый 1907 p., который вывел в свет Форсайтах, стал началом славы Голсуорси-драматурга. Постановкой пьесы «Серебряная шкатулка» («The Silver Box»), осуществленной режиссером-новатором X. Грэнвилл Баркером в театре «Ройял корт», Голсуорси присоединился к борьбе своих современников - Б. Шоу, Дж. Барри и др. - за «новую драму» против театральной рутины и косности. После первой пьесы, которая показала двойное лицо английского правосудия, снисходительного к богатым и строгого к бедным, Голсуорси создал еще ряд драматических произведений, где нарушил найживотрепетніші проблемы современности. Среди них - посвящена борьбе рабочего класса драма «Борьба» («Struggle». 1909); трагическая по звучанию пьеса «Правосудие» («Justice», 1910), где живо и убедительно изображена жестокость английской пенитенциарной системы; драма «Толпа» («The Mob», 1914), которая развенчивает имперскую идеологию и военную истерию. Камерніші семейные конфликты лежат в основе пьес «Джой» («Joy»,1907), «Беглянка» («The Fugitive», 1913), «Старший сын» (1912). Голсуорси-драматург свободно использует все богатство жанровых форм - сатирическую комедию и лирическую драму, трагедию и мелодраму, стремясь одновременно к их своеобраВНОму синтезу. Такая же синтезирующая тенденция прослеживается и в его драматургическом методе, который сочетает первоначальную реалистическую традицию, которая берет свое начало в национальной драме. Шекспира, а в мировой - в Г. Ибсена и А. Чехова, с освященной Ч. Диккенсом традиции рождественской сказки («Чудак» - «The Pigeon», 1912) и с влиянием символистской драмы («Сновидения» - «The Little Dream», 1911).
Лирический стержень, который значительно вытеснил социальный конфликт уже в «Патриции», оказывается доминирующим в романе «Темный цветок» («The Dark Flower», 1913). В трех его частях, названных «Весна», «Лето» и «Осень», представлены три эпохи в жизни героя-скульптора Марка Леннана. Три его любовные истории, как и история его взаимоотношений с женой, драматические каждая по-своему, и является проверкой его человеческого достоинства и благородства.
Роман «Фріленди» («The Freelands», 1915) дает широкое панорамное изображение довоенной Англии. В центре произведения - большая семья Фрілендів, которая является не одним социальным слоем, как это было в романах о «великосвітське общество», а несколькими: чиновничье-бюрократическими кругами, промышленной буржуазией, либеральной интеллигенцией, сельскохозяйственной Англией. Земельная проблема становится центральным узлом романа. Писатель обнажает социальную несправедливость, которая уходит своими корнями далекого прошлого - эпохи «огораживания земель». В сдержанно-ироничной манере он показывает неэффективность попыток решить земельный вопрос сверху, путем частичных реформ. В то же время в поэтизации непритязательного жизни земледельцев, которым живет семья младшего из братьев Фрілендів Тода, отчетливо просматривается толстовский влияние. Хотя юные герои романа, дети Тода - Дірек и Шейла, которые пытаются организовать забастовка батраков, терпят поражение, общий тон произведения оптимистичен. Выражается уверенность в непреодолимости человеческого стремления к свободе и справедливости: «...пока в нашей стране царит произвол, - утверждает в финале мать юных мятежников Керстин Фриленд, - до тех пор люди будут бунтовать, и вы не ждите покоя». Керстин говорит и о том, что «мир меняется», что он не застыл в неподвижности, но открыт для новых идей и процессов.
Первую мировую войну Голсуорси воспринял как безумие, что свалилось на мир. В силу возраста он не принимал непосредственного участия в военных действиях, но зимой 1916/17 гг. вместе с женой работал в частном госпитале во Франции. Возможно, через то война отразилась в его творчестве лишь вскользь в нескольких новеллах, очерках, статьях, стихах. Роман «Сильнее смерти» («Beyond», 1917) посвящен проблеме человеческих отношений - любви и верности. Такая же проблема поднимается и в пьесе «Капля любви» («A Bit of Love», 1917). В романе «Путь святого» («Saint's Progress», 1919), действие которого происходит в годы войны, Голсуорси строже, чем раньше, осудил церковный догматизм, который помешал христианству сплотиться против всемирного безумия.
Новая послевоенная Англия с ее беспокойным духом нашла свое адекватное отражение в произведениях Голсуорси 20-х годов. Самым выдающимся среди них стала форсайтівська эпопея, которую сам писатель справедливо считал своим «паспортом к берегам вечности». Новелла «Последнее лето Форсайта» («The Indian Summer of Forsyte», 1917), опубликованная в 1918 г. в сборнике «Пять рассказов» («Five Tales»), вернула Голсуорси к форсайтівської темы. Летом 1918 г. он начал работу над воплощением давнего замысла - развернуть эту тему в трилогию. Первым ее романом стал «Собственник», «Последнее лето Форсайта» - завязкой, новеллой-інтерлюдією между ним и следующим романом «В петле» («In Chancery»). Еще одна новелла-интермедия «Пробуждение « («Awakening») соединила второй роман с третьим - «Сдается в наем» («let»). Так возникла знаменитая «Сага о Форсайтах» («The Forsyte Saga», 1922), с ее широким панорамным охватом событий, которые выходят за рамки семейной хроники. По тому же принципу построена и вторая форсайтівська трилогия «Современная комедия» («A Modern Comedy», 1922): в нее вошли романы «Белая обезьяна» («The White Monkey»), «Серебряная ложка» («The Silver Spoon»), «Лебединая песня» («Swan Song») и новеллы-интерлюдии «Идиллия» («A Silent Wooing») и «Встречи» («Passers-bv»). В общем действие двух трилогий охватывает сорокалетний период - с 1866 г., которым начинается «Владелец», и к 1926 г., которым заканчивается «Лебединая песня».
В романе «В петле», действие которого разворачивается на рубеже веков на фоне англо-бурской войны, автор развивает и углубляет главный конфликт «Владельца», описывая тщетные попытки Сомса вернуть Ирэн. В конце концов он женится на француженке Аннет Ламон, а Ирэн выходит замуж за Джоліано-младшего. В третьем романе Голсуорси раскрывает драму любви юных представителей семьи - сына Ирэн Джона и дочери Сомса Флер. Новелла «Пробуждение», предшествующего романа, раскрывает тему красоты, которая пленяет человека, показывая пробуждение к ее восприятия юной души Джона.
Вторая трилогия отразила поиски, разочарования и надежды английской молодежи в послевоенную эпоху. В ее центре находится дочь Сомса Флер, ее муж - молодой парламентарий Майкл Монт, его друг поэт Вильфрид Дезерт - представитель т. н. «потерянного поколения», и другие уже знакомые и вновь введенные персонажи. Существенно меняется в этой трилогии функция Сомса, который приобрел с годами мудрой человечности, родственной с взглядами самого автора.
Эти две трилогии приобретают в утворюваній ними сложной художественной системе качеств, которые позволяют говорить о перерастании романному циклу в роман-эпопею. Усиление соотнесенности истории частной, семейной и общей, национальной и мировой (например, гл. «Век уходящий» в романе «В петле»), стремление философски осмыслить изменения (своеобразный гимн движению в раздумьях Майкла Монта в финале «Лебединой песни»), актуальность социально-политических проблем, стоящих перед персонажами, вынужденными постоянно помнить о возможности социального негодования со стороны угнетенных масс (отражение всеобщего забастовки 1926 г. в «Лебедином песни»).
Новые формы психологического анализа, в частности - широкое использование внутреннего монолога, построенного по принципу несобственное прямой речи, - вот те главные признаки, которые предоставляют форсайтівському цикла характера романа эпопейного типа. От великой народной эпопеи Л. Толстого «Война и мир», которую Голсуорси считал «величайшим романом в мире», его произведение отличается, однако, недостаточной виявленістю «народной идеи». Романный цикл Голсуорси не является, как ролланівські эпопеи, романом-потоком (le roman-fleuve), его составные части более викінчені и самостоятельные - сказывается неизменный тургенівський влияние. Идея изменчивости, текучести жизненных форм, как природных, так и социальных, в своем художественном решении придает его образам определенной імпресіоністичності. Однако ни «Сага о Форсайтах», «Современная комедия «не становятся субъективными епопеями вроде прустовского цикла «В поисках утраченного времени», сохраняя свое основное качество широких реалистических полотен, которые объективно отразили чувственные стороны частной и общественной жизни Англии на протяжении четырех десятилетий.
Третья трилогия «Последняя глава» («End of the Chapter», 1930-1933) отразила судьбы английского поместного дворянства в новую эпоху. В ее центре находится семья Черрелів, которая породнилась с Форсайтами после женитьбы Майкла Монта с Флер. Несомненной художественной удачей писателя стал сквоВНОй для трилогии образ Дінні Черрел - идеальной английской девушки: автор наделил ее боттічеллівською внешностью и богатством внутренней жизни. «Конец главы» включает романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting»), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness») и «Через реку» («Over the River»). В общем, создана Голсуорси «трилогия трилогий» является произведением уникальным по широте и значимости содержания и совершенством формы.
В эти годы Голсуорси продолжил разработку и малого повествовательного жанра. В 1920 г. вышла в свет новелістична сборник «Голодранец» («Tatter-demalion»), в 1923-м - «Моментальные снимки» («Captures»), в 1930-м - «На форсайтівській биржи» («On Forsyte Change»). Итоговой стала сборка «Караван» («Caravan: the Assembled Tales», 1925), куда вошло 56 лучших образцов этого жанра, отобранных и расположенных писателем попарно, по принципу сопоставления более ранних и более поздних сочинений на схожую тему - так, чтобы читатель мог наглядно представить движение авторской мысли и изменения в манере письма.
В области драматургии 20-е годы отмечены появлением пьес: «Мертвая хватка» («Skin Game», 1921), «Окна» («Windows»), «Верность» («Loyalties» , 1922), «Семьянин» («AFamily Man», 1922), «Дебри» («The Forest», 1924), «Спектакль» («The Show», 1925), «Побег» («Escape». 1926) и «Крыша» («Roof, 1929).
В эти годы Голсуорси достиг наибольших высот как критик и публицист. Выступая последовательным поборником мира между народами, он считал литературу и искусство важнейшими средствами сближения людей. В написанных в довоенные годы статей «Несколько трюизмов по поводу драматургии» («Some Platitudes Concerning Drama», 1909), «Туманные мысли об искусстве» («Vague Thoughts on Art», 1912), «О завершенность и определенность» («Meditation on Finality») и др. теперь добавился ряд новых, которые более отчетливо передавали эстетическую позицию их автора. Таковыми являются статьи «О языке» («On Exspression», 1924), «Силуэты шести писателей» («Six Novelists in Profile», 1924), «Кредо романиста» («Faith of a Novelist», 1926), «Еще четыре силуэта писателей» («Four More Novelist in Profile», 1928), «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930), «Создание характера в литературе» («Creation of Characteer in Literature», 1931). У них Голсуорси обобщил собственный писательский опыт, так и опыт развития английской и мировой литературы со времен В. Шексліра и М. де Сервантеса и до начала XX в. Писатель утверждает нестареющее значение искусства, пронизанного гуманистической идеей и преданный правде жизни.
Один из последних выступлений Голсуорси, обращенный к юному поколению его страны, может восприниматься как духовное завещание: «Основательное знание литературы на родном языке составляет самый приятный и самую полезную часть образования. Не потому, что наша литература превосходит другие литературы, а потому, что во время чтения на родном языке ум и воображение работают свободнее... тот, кто говорит на родном языке так, что она звучит музикально, хорошо пишет и знает созданные им шедевры, - то есть образованным человеком». В 1932 p., за два месяца до смерти, Голсуорси присудили Нобелевскую премию за «высокое повествовательное искусство... о трансформацию и распад викторианской эпохи».
На украинском языке трилогию «Сага о Форсайтах» перевел О. Терех.
M. Воропанова
|
|
|