ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОЛДСМИТ, Оливер

(1728 - 1774)

ГОЛДСМИТ, Оливер - творчество писателя

ГОЛДСМИТ, Оливер (Goldsmith, Oliver - 10.11.1728, Палласмор, Ирландия - 04.04.1774, Лондон) - ирландский писатель. Детство Оливера Голдсмита прошло в Ирландии. Он был вторым сыном небогатого английского священника Чарлза Голдсмита и Энн Джон. После смерти одного из родственников семья унаследовала дом в г. Ліссой. Здесь в шестилетнем возрасте Г. пошел в школу. Примерно в то же время он переболел оспой, которая навсегда исказила его лицо. С 1738 до 1745 г. Г. учился в епархиальном училище в Елфіні и школе в Білоні.

Отец Голдсмита готовил его к служебной карьеры. В 1745 г. Голдсмит получил стипендию и поступил в Тринити-колледж в Дублине в феврале 1750 г. сдал экзамен на степень бакалавра и получил диплом. В сентябре 1752 г. уехал в Шотландию изучать медицину в Эдинбургском университете, а через полтора года - в Голландию, в Лейденский университет. После этого он путешествовал Италией, Швейцарией, Францией.

В начале 1756 г. Голдсмит вернулся в Лондон, где безуспешно пытался найти работу врача. Он начал работать как переводчик и репортер, позже в периодической печати появились его статьи, рассказы и стихи.

Слава пришла к Голдсмита в 1761 г. с выходом в свет «Китайских писем» («Chinese Letters»), которые составили позже (1762) книгу под названием «Гражданин мира, или Письма китайского философа из Лондона своим друзьям на Востоке» («The Citizen of the World, or Letters from a Chinese Philosopher Residing in London to His Friends in the East»).

Форма, заимствованная из популярных тогда «Персидских писем» Монтескье, дала возможность автору описать в сатирических эссе обычаи тогдашней Англии с точки зрения иностранца, который видит все это впервые и оценивает как бы сбоку. После публикации «Гражданина мира» в прессе появилось несколько отзывов на эту книгу, и Голдсмит стал известным. Примерно в то же время писатель стал членом престижного клуба благодаря своей дружбе с С. Джонсоном и Дж. Рейнолдсом. Членами этого же клуба были Д. Геррик, Е. Берк, Дж. Босуэлл. В Голдсмита была репутация человека чудаковатого, которая к тому же имела крайне неуравновешенный характер. И поэтому, когда в 1764 г. вышел в свет его знаменитый «Путешественник» («The traveller's Prospect of Society»), члены клуба едва поверили, что автор и их странный приятель одно и то же лицо.

Период творчества Голдсмита был хотя и коротким, но достаточно интенсивным: «Векфілдський священник» («The Vicar of Wakefield», 1766), «Заброшенная деревня» («The Deserted Village», 1770). Голдсмит, который работал очень много и напряженно, вынужден был зарабатывать на пропитание. К тому же он был крайне одиноким: у него не было семьи, не было особенно близких людей. В глазах современников он был чудаком: такому мнению способствовали некрасивая внешность и эксцентричные манеры.

Он умер в 45 лет от болезни почек. На памятнике в Вестминстерском аббатстве выбиты слова его друга - доктора Джонсона: «Любовь товарищей, верность друзей, уважение читателей возвели этот памятник в честь Оливера Голдсмита; он был поэтом, историком, философом; едва ли оставил он какой-либо жанр литературы девственником, украсил каждый, в котором лишь писал, нужно было вызвать смех, или приобретать слезы».

Действительно, в творчестве Голдсмита удивительным образом соединились сатирический «Гражданин мира» со обычно-описательным романом «Векфілдський священник», печальная элегическая поэма «Заброшенная деревня» с веселой, близкой к шекспировской комедией «Ночь ошибок» (1773).

Несмотря на такое жанровое раВНОобразие, а во многом, возможно, и благодаря ему, четко просматривается основной принцип литературного творчества Голдсмита. Это его касаются знаменитые слова Сократа - «изучать человека». Это выражение вполне созвучен с просветительским стремлением изучать человеческую природу. Для Голдсмита каждый жанр - возможность с разных точек зрения показать одно: природу человека.

Так, «Векфілдський священник» продолжает английский романической традиции. Изучение человеческих обычаев и морали, их анализ и обязательная поучительная интонация автора - все это мы находим в романах Г. Філдінґа, Л. Стерна и Т. Дж. Смоллета.

Автобиографические мотивы, которые звучат в некоторых его произведениях, ощущаются и в «Векфілдському священнику». Сын священника Прімроза, Джордж, во многом повторяет биографию самого Голдсмита: он постоянно меняет профессии, отличается неуравновешенным характером, много путешествует. Сам Прімроз - традиционный для английского романа персонаж, чем-то похож на пастора Адамса из «Джозефа Эндрюса», как и сам сюжет романа напоминает сюжет Г. Філдінґа: бесконечные скитания, долгие странствия и счастливый финал.

Голдсмита сравнивали с Л. Стерном, причисляя первого до сентименталістів. Он очень возмущался, поскольку самого себя таким не считал; мало того, он неоднократно едко высказывался в адрес Стерна, считая сентиментальность его стиля «бесстыдной и наглой». А роман «Векфілдський священник «во многом спародировал стиль «Жизни и мнений b tristram Шенди».

Священник Прімроз, расстроен во время путешествия судьбой своей дочери, разговаривает с людьми, которые встречаются ему на пути, о театре и политике. Голдсмит описывает это без тени иронии, поскольку единственная возможность нормальной жизни - это обращение к разуму. Разум доминирует над всем, он всем мерило и оценка. В каких бы обстоятельствах не оказывались персонажи романа, единственным критерием истины оказывается разум.

Голдсмит рассуждает о естественное право человека и одновременно демонстрирует полное отсутствие каких-либо прав у бедного человека и беспредельное, неограниченное право в богачей (у помещика Торнхілла). Для Голдсмита это нарушение естественного развития событий, посягательство на человеческую независимость.

И счастливый конец в «Векфілдському священнику» не кажется банальным: Голдсмит прекрасно знал реальную жизнь и понимал, что это только иллюзии, и в реальной жизни на героев ждали новые испытания. Но заключительная фраза романа многое объясняет: «Отныне у меня одна-единственная забота: быть таким благородным в счастье, насколько смиренным я был в беде». Вера в обретение счастья необходима для поддержания стойкости и смирения, без которых невозможны не только достижения счастья, но и сама жизнь.

Когда Голдсмит опубликовал в 1770 г. «Заброшенная деревня», многие его знакомые опознали в Обурні Ліссой, где прошло детство Г. и по которым он очень скучал всю жизнь. Возможно, именно это дало возможность описать в поэме не абстрактное село (что было традиционным для пасторальных стихов), а конкретное место и реальную тоску по утраченной идиллии.

Его изображение деревни было реальным и конкретным. Он трагически воспринимает разорения сел, исчеВНОвение традиций «старой доброй Англии». В статье «Изменения в жизни бедняков» Голдсмит писал: «Почти во всех частях королевства трудолюбивых родителей семей прогоняют, а земли занимают всевозможные предприниматели или огораживают, чтобы служили местом для развлечений и прихотей».

Снова раздается - теперь уже в поэзии - тема бесправия малоимущего и неограниченной власти тех, у кого есть деньги и власть. Благодаря традиционной для просветительской мысли внимании к человеческой природе, к психологии человека, благодаря чуткому и одновременно ироническом стиля, Голдсмит был чрезвычайно популярен среди современников. Многочисленные перепечатки свидетельствуют о том, что его творчество интересна и теперь.

Украинский язык отдельные стихи Голдсмита перевел П, Грабовский.



H. Волкова