ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОГОЛЬ, Николай Васильевич

(1809 - 1852)

ГОГОЛЬ, Николай Васильевич - творчество писателя

ГОГОЛЬ, Николай Васильевич (Гоголь, Николай Васильевич - 20.03.1809, с. Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21.02. 1852, Москва) - российский писатель.

Гоголь родился в семье помещика среднего достатка. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, того же Миргородского уезда (другое название - Яновщина, образованная от фамилии владельца - Гоголя-Яновского). Край был овеян легендами, поверьями, историческими преданиями, которые возбуждали воображение. Наряду с Василівкою была Диканька (с ней связано происхождение первых повестей Гоголя), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, возле которого якобы проходили свидания Мазепы с Мотрей. Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. Грощинського, дальнего родственника Гоголя, бывшего министра. В Кибинцах находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, - все это способствовало пробуждению художественных и интеллектуальных интересов будущего писателя.

В 1818-1819 гг. Гоголь вместе с братом Иваном (умер, очевидно, летом 1820 г.) учился в Полтавском уездном училище, а в мае 1821 г. поступил в новозасновану Гимназию высших наук в Нежине. Здесь проявилась раВНОсторонняя художественная одаренность Гоголя: он учился игре на скрипке, занимался живописью, участвовал в спектаклях как художник-декоратор и как актер. Пробовал он свои силы и в раВНОобразных литературных жанрах (например, трагедия «Разбойники», историческая поэма «Россия под татарским игом», которые не сохранились); в то же время, испытывая свою наблюдательность и талант комедиографа, писал сатиру (так же не сохранилась) «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан». Однако быть писателем еще не входило в планы Гоголя, все его порывы были связаны со «службой государственной». Скрытный от природы, в душе он лелеял надежды на будущую деятельность, переезд в Петербург, делясь ими только с близкими друзьями. Гоголь мечтал о юридической карьере: «Я видел, что здесь работы будет больше. Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мое сердце» (из письма к П. Косяровского от 3.10.1827 p.).

Окончив в 1828 г. гимназию, Гоголь в декабре вместе с другим выпускником, одним из ближайших приятелей О. Данилевским, поехал в Петербург. Но уже первые недели пребывания в столице глубоко его разочаровали тогдашним духом чинопанування, мелочностью и своєкорисливістю интересов, общей знеособленістю. Безуспешно пытаясь выхлопотать место, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появилось стихотворение «Италия», который, вероятнее всего, принадлежит Гоголь, а весной того же года под псевдонимом В. Алов вышла «идиллия в картинах» «Ганы Кюхельгартен «с пометкой: «написано в 1827 г.». В этом еще явно ученическом сочинении проглядывает, несмотря на все, настоящее чувство Гоголя, проступает много мотивов его зрелого творчества, в частности содержатся первые намеки на конфликт мечты и действительности, который впоследствии будет всесторонне разработанный в «петербургских повестях». Поэма вызвала резкие и насмешливые критические отзывы, что усилило гнетущее настроение автора. В июле 1829 г. он сжег нераспроданные экземпляры книги и внезапно уехал за границу (Травемюнд, Любек, Гамбург), а в конце сентября почти так же неожиданно вернулся в Петербург. Еще до поездки за границу или, точнее, после возвращения, он сделал неудачную попытку поступить на сцену.

В конце 1829 г. Гоголю повезло устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и общественных зданий. В апреле следующего года он устроился в Департамент уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), где служил до марта 1831 г. Пребывание в канцеляриях глубоко разочаровало Гоголя в «службе государственной», но обогатило его материалом для будущих произведений, в которых отражены чиновничий быт и функционирование государственной машины. В настоящее время обстоятельства Гоголя существенно исправились; все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью «Бісаврюк, или Вечер против Ивана Купала «Гоголь опубликовал ряд художественных произведений и статей: «Глава из исторического романа» («Гетьман»; подпись 0000), «Глава из малороссийской повести: Страшный Кабан»(подпись П. Кувшин), «Женщина» (первое произведение за подписью М. Гоголь) и др. Вместе с тем Гоголь познакомился с некоторыми русскими литераторами: в 1830 г. из В. Жуковским, П. Плетневым, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева его познакомили с А. Пушкиным.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» («Вечера на хуторе близ Диканьки»; первая часть опубл. в 1831, вторая - в 1832 pp.) не только показали удивительно быстрое вызревание гегелівського гения, но и вывели его на авансцену европейского романтизма. В сознании российской публики и отчасти критики несравненная оригинальность «Вечеров... «на длительное время создала им репутацию художественного феномена, который не имеет прецендентів и аналогий. В. Белинский в 1840 г. писал: «...Укажите в европейской или в русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть его на мысль писать так. Не является ли это, наоборот, полностью новый невиданный мир искусства?». Несмотря на первую попытку обозначить свою книгу с точки зрения существующих художественных тенденций сделал лично Г. еще в процессе работы над ней: «Здесь так захватывает всех все малороссийское...» (из письма к матери от 30.04.1829 г.).

Гоголь в «Вечерах... «сравнялся с общеевропейским романтическим направлением в поисках корневых, первичных основ национальной культуры. Дело в том, что украинофильство предшественников и современников Гоголя в значительной степени мало еще чисто этнографический характер. Но Гоголь поставил перед собой задачу открыть цельный и полноправный народный мир в свободно воссозданном им в собственном художественном мире. Это была свободно-творческая и, кроме того, художественно реализована концепция Украины как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Больше всего Гоголя подготовил здесь В. Краеугольный своими украинскими романами «Бурсак» и «Два Ивана, или Страсть к тяжб...», но яркостью и экспрессией рисунка, выразительности колорита и характеров, не принимая во внимание уже завершенность и полноту образа Украины и наполненности философской проблематикой, гоголевское изображение неизмеримо превосходило бытописания Краеугольного.

С другой стороны, Гоголь решительнее, чем кто-либо другой, порывал с идиллическими представлениями об Украине, которые сложились в русской литературе в начале XIX в. под влиянием сентиментализма. При этом, поскольку сама Украина приобретала обобщенного, «символического» значения, то и связанные с ней качества - социальная гармония, согласие между помещиком и крестьянами - воспринимались как образцовые для всего российского жизни. Наоборот, мировые гоголевских «Вечеров...» изначально конфликтном, чужие любая ідилічність и прекраснодушність. Вдвоем повестях - в «Вечер против Ивана Купала» («Вечер накануне Ивана Купала») и в «Страшной мести» («Страшная месть») - развивалась (в сказочной форме, что опиралась на мифологическую основу) романтическая история отчуждения центрального персонажа - Петруся Безродного, включая такие моменты, как преступление перед соотечественниками, убийство, расторжения человеческих и природных связей. В трех повестях - в «Сорочинской ярмарке» («Сорочинская ярмарка»), «Майской ночи... «(«Майская ночь...») и «Ночіперед Рождеством» («Ночь перед Рождеством») - любовный сюжет, также лишен ідилічності, был близок к хитроумных проделок влюбленных (традиция, которая ведет происхождение от фарсової комедии нового времени, от комедии дель арте и т. д.), но эта коллизия осложнялась не только обычным в таких случаях сопротивлением людей старого поколения, но и участием, дружелюбной или враждебной, ирреальных сил. И даже две маленькие повести цикла - «Заколдованное место» («Заколдованное место») и «Пропавшая грамота» («Пропавшая грамота») - построены на полуироничном-напівсерйоВНОму контрасте желаемого и реального, стремлений и результата, причем развитие интриги не обходится без участия тех самых ирреальных сил. Вообще вмешательством и вторжением фантастического мира в человеческие дела обозначены - в той или иной степени - все повести «Вечеров...», за исключением одной - «Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки», повести, которая звістила уже о другие художественные принципы.

Уже в рамках «Вечеров... «повестью «Иван Федорович Шпонька... «(«Иван Федорович Шпонька...») просматривался дальнейшее развитие гоголевской творчества, который выражал одновременно поворот всей русской литературы к реализму. Вместо сельского среды выступило среду помещичье, маломаєтне и чиновничье; вместо поэтичной, чувственной истории хитроумных проделок влюбленных - мелкие хлопоты и неприятности, повседневный быт; вместо резких в своей определенности характеров - пошлость и безликость обывателей. Это направление со всей силой раскрыто повестями «Миргорода» («Миргород», 1835) и отчасти «Арабесок» («Арабески», 1835), где, однако, пошлость и обыденность соединились с напряженным пафосом, гротескным поворотами сюжетных и розповідних планов, с тревожным, катастрофическим духом столичного, петербургского жизни. По свойству своего таланта Гоголя с самого начала тяготел к своеобразных региональных символов, и, таким образом, на карте вселенной, рядом с Диканькой, появились новые поэтические материки - Миргород и Петербург.

В повестях миргородского цикла «Старосветские помещики» («Старосветские помещики»), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»и «петербургских повестях» (следует заметить, что последнего определения нет в Г. и оно закрепилось в критике уже после его смерти) «Портрет» («Портрет»), «Записки сумасшедшего» («Записки сумасшедшего») и «Невский проспект» («Невский проспект») происходит решительная перестройка сентиментальных конфликтов, а также существенное изменение типажа и языкового стиля.

В «Старосветских помещикам « перед нами снова, как в «Ганцы Кюхельгартені», идиллическое среду с несложными, незатейливыми интересами, простыми радостями, естественной жизнью на лоне щедрой природы, чьи дары, казалось бы, не могут исчерпать ни одно расточительство и хищения («...благословенная земля спороджувала всего без счета, Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне так мало было нужно, что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными...»). Маленький осколок давно минувших времен, уголок «земного рая»? Если это и так, то его существование эфемерно и непродолжительное. Тревожные и непонятные импульсы со стороны (тут большое значение в чисто стилистическом аспекте играют моменты особой, гоголевской, почти неприметной с первого взгляда фантастики), а также собственные, непредвиденные возможности простой жизни (скрытые силы «привычки», которая оказывается мощнее и руйнівнішою от любого найполум'янішого чувства) неумолимо приводят к гибели буколічного островка. С участием рассказчика эфемерность идиллии всячески подчеркивается; еще отчетливее оттеняет эту эфемерность заронена в повести мифологическая параллель: легендарные древнегреческие Филемон и Бавкида за гостеприимство и взаимную любовь были вознаграждены богами, а их порочные соотечественники - наказаны; украинские Филемон и Бавкида бесследно сходят со сцены, а их корыстолюбивые соотечественники живут и процветают.

Не меньшее значение имело переосмысление романтического мироощущения, романтической поэтики, осуществленное в «петербургских повестях». Важным является не только то, что художник Піскарєв в «Невском проспекте» погибает в столкновении с жестокой действительностью: это был достаточно частый, привычный развязок романтической коллизии. Важнее то, что оказываются неспособны его высокие мечты о перевоспитании проститутки, которые в полуироничном освещении предстают перед нами, - одним словом, «жизнь в поэзии» не удается. В смысле переосмысление романтической поэтики особое значение приобретают «Записки сумасшедшего» и - если несколько схематизувати - даже сама тема безумия. «Высокая» болезнь безумия, которая в произведениях романтиков является одним из самых ярких проявлений «жизни в поэзии», отдана не гению, а человеку посредственных способностей, мелкому петербургскому чиновнику, «титулярному советнику». Наконец, решающим толчком, что способствует усилению болезни, оформлению мании величия, стали не антиестетизм и філістерська ограниченность среды, а служебное унижения, осознания недоступности красавицы, мучительное чувство иерархических преград. Гоголь выстраивает сюжет на сплаве романтического материала с собственно социальной проблематикой, и даже традиционная формула разлада «мечты и действительности» перерастает в вопль человеческого унижения: «Все, что есть лучшего в мире, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, - срывает у тебя камер-юнкер или генерал».

Но, вероятно, вершина гоголевской отваги в переплавке и переосмыслении романтического материала - повесть «Шинель»(«Шинель»; задумана еще в нач. 30-х гг. вместе с другими «петербургскими повестями», но опубл. в 1842 г.). Придирчивый анализ обнаружит в центральном персонажи повести, в титулярному советнику Акакії Акакійовичі Башмачкіні психологические черты, будто заимствованные из душевной палитры «истинного музыканта», «наивной поэтической души», то есть того человека не от мира сего, которая воспринималась как особый гофманівський тип. Здесь и почти патологическая неуклюжесть, равнодушие к внешней жизни, к комфорту и удобствам, и сосредоточенность на одной посторонний идеи, которая выросла до маниакальной idee fixe - «вечной идеи будущей шинели» на толстой вате. Трансцендентальное стремление редуцируется к элементарной потребности, но потребности жизненно важной, в бедной, бездомной жизни Акакия Акакійовича и которая к тому же испытывает такого же неизбежного краха, которому подвергаются мечты художника или композитора. В сочетании переосмислюваного романтического материала с бытовой и социальной фабулой Гоголь нашел эффективное художественное средство. Другое средство такой же силы было найдено в повествовательной сфере, где чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, намеренной косноязычия, сочеталась с высокой, патетической, с точки зрения риторики «правильной» декламацией (знаменитое «гуманное место» - призыв к состраданию и жалости к обиженного человека). Благодаря этому уже вскоре после своего появления «Шинель» стала восприниматься как «одно из величайших творений Гоголя» (В. Белинский), как открытие новой темы - темы «маленького человека». Философская проблематика повести, например, универсальность коллизии мечты и действительности, непредсказуемость событий, вторжение в повседневную жизнь враждебных человеку стихийных сил - все это не противоречило мотивам социальности и гуманизма, а, как обычно у Гоголя, сочеталось с ними.

Творческая эволюция Гоголя, от первых произведений к «Ревизору» и затем к «Мертвым душам», может быть особенно четко прослідкована в связи с развитием фантастики, а также в связи с формированием принципов художественного обобщения и историзма.

В ранних произведениях Гоголя - большинство повестей из «Вечеров...», а также некоторые повести из «Миргорода» («Вий») и «Арабесок»(«Портрет») - удельный вес фантастики больше и определеннее: фантастические силы открыто вмешивались в сюжет, определяя судьбу персонажей и конфликтов. Но Гоголь не остановился на этой стадии, и в повести «Нос» («Hoc», 1836) предложил такой порядок фантастики, аналогичный которому вряд ли можно найти в современной ему литературе. В повести был полностью снят носитель фантастики, в то же время сохранялась сама фантастичность события (лихие приключения майора Ковалева). Усувалась и потенциальная возможность параллелизма, двойственности версий (неестественной и, с другой стороны, реальной, «естественно-научной») - все изображено просто переключалося в другую плоскость: происходило «на самом деле», но не объяснялось и в то же время не містифікувалося, даже не осложнялось, а лишь оставалось в своей собственной сфере загадочно-неопределенного, странно-повседневного. На этой почве развивалась чрезвычайно тонкая пародия романтической тайны, романтической формы слухов, - и вообще вся система и технология иронического артистизма. Благодаря этому маленький и недостаточно оцененный современниками шедевр Гоголя во многих аспектах стал поворотным пунктом его художественной эволюции и неисчерпаемым источником вдохновения для будущих мастеров слова.

Дальнейшая, заключительная стадия гоголевской эволюции - отказ от фантастики (в том числе и от завуалированных ее форм), широкое развитие таких изобразительных средств, которые правильнее называть проявлением не фантастического, а странно-необычного. Второй момент, важный для творческой эволюции Гоголя, - историзм и историческое обобщение. Занятия историей в начале 30-х гг, (Г. в 1834-1835 гг. был адъюнкт-профессором в Петербургском университете, мечтал о кафедру истории в Киевском университете) не препятствовали вызреванию многих его художественных замыслов и свидетельствовали о органический внутренний поезд. Из художественно-исторических произведений Гоголя значительными являются незаконченная драма «Альфред» (1835) и повесть «Тарас Бульба» (первая редакция опубл. в «Миргороде» в 1835 г.; вторая - в «Сочинениях Николая Гоголя «в 1842 г.). Они связаны с двумя сферами, которые особенно интересовали Гоголя-историка: «Альфред» - с западноевропейским Средневековьем, «Тарас Бульба» - с историей Украины.

В обоих произведениях Г. привлекает такое состояние национальной жизни, когда оно, несмотря на внутренние конфликты, способно вдохновиться одной идеей, общей исторической делом, предстать именно как национальное целое. В «Альфреде» - это борьба англосаксов, возглавляемых королем Альфредом, со скандинавскими завоевателями; причем, во время этой борьбы Альфреду приходится преодолевать невежество, корыстолюбие и мелочное интриганство своего окружения, сплачивать соотечественников в единую нацию. В «Тарасе Бульбе» - это борьба Украины с иностранцами в период становления ее национальной государственности. Отсюда особый, высокий масштаб главных персонажей обоих произведений. В Альфреде отражены черты государственного реформатора. Тарас Бульба - национальный герой, «представитель жизни целого народа, целого политического общества в определенную эпоху жизни» (В. Белинский). В этом смысле Гоголь - исторический писатель, у которого на авансцене обычно «средний» герой, который находится между враждующими лагерями, но не заступает динамики этой борьбы. И хотя в «Тарасе Бульбе» (в лице Андрея) уже наметился конфликт почти индивидуализированного человеческого чувства и общенародной судьбы, но центральный персонаж сохраняет в основном право олицетворять последнюю как герой национальной эпопеи. Епопейність «Тараса Бульбы «Г. дает возможность пренебрегать правдоподобием исторических деталей, точностью хронологій, совмещать одновременно несколько эпох, в одной вроде исторической лице - несколько реальных прототипов. Повесть «смотрит» на прошлое сквозь «эпическую дистанцию», как эпопея, для которой «погрешность» в несколько десятилетий или даже веков не имеет значения - важно, что это было. Метод Гоголя родственный методом народной поэзии, особенно украинских исторических песен, в которых, по словам писателя, бессмысленно искать «свидетельств дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции», но зато можно «выпытать дух минувшего века, общий характер всего целого...»

Историзм Гоголя непосредственно подвел его к «Ревизору»(«Ревизор») - комедии с исключительно глубоким, подлинно философским содержанием (поставлена впервые 19.04.1836 г. в Петербургском Олександринському театре; именно тогда вышла отдельным изданием). На подсказанный А. Пушкиным сюжет, объединявший вечную коллизию с локальным мотивом чиновничьей инспекции (ревизии), Гоголь написал пьесу, которая тяготеет до предельного обобщения, при этом драматург пытался раскрыть и причинах всего, что происходит. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуют от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем» («Авторская исповедь»). Перед нами - исторический момент жизни народа, на этот раз современный момент, современная эпоха Гоголя. Вместе с тем, в соответствии с замыслом писателя, историческая широта должна воплотиться в максимально экономной и драматургически відграненій форме. В первом случае вместо привычного фокусировки действия на одном ведущем персонажи, на одной семье, на одной любовной интриге Гоголь выдвинул на авансцену целый социально организованный коллектив - чиновников, возглавляемых городничим, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других жителей встревоженного города. Так создавалась возможность мысленного расширения пространства пьесы: формально перед нами только те, кто находится на сцене, а на самом деле - фактически весь город.

Со стороны ситуации пьесы обобщенность достигалась тем, что в жизни города было выбрано чрезвычайный момент: ожидание и прием ревизора (мыслимого), такой момент, который действительно водномить раскрыл все тайные помыслы и душевные устремления персонажей, все движители жизни города.

Вторым отступлением Гоголя от современной ему театральной традиции был тип Хлестакова как главного героя пьесы. Вместо привычного мошенника или жулика, который ведет продуманную интригу, в центре комедийного действия оказался никчемный человечек, который не ставил перед собой осознанной цели - обмануть чиновников и других жителей города, но из-за стечения обстоятельств и вполне естественную психологическую реакцию и поведение всех лиц оказался в положении «победителя». Характер Хлестакова, который до самозабвения удается в собственную ложь, действует импульсивно и «вдруг», который всегда открыт для чужих влияний, - этот характер стал гоголевским открытием мирового масштаба.

Другие комедии Гоголя, уступая «Ревизору» в широте и синтетичности, развивали и в определенной степени углубляли его гротескную основу. В «Женитьбе» («Женитьба», 1840) это достигалось тонким переакцентуванням традиционной пары: «нерешительного» жениха и предприимчивого, настойчивого помощника (друга, слуги и т.д.). Роль первого выполняет Підколесін, второго - Кочкарев, но если жених нерешительный при своей кревній заинтересованности в бракосочетании, то сват настойчив при отсутствии реального интереса. Как результат, вместо ожидаемого финала - женитьба - комедия заканчивается ничем: дело разладилась и к тому же таким необычным, непредсказуемым способом (побег жениха через окно), что возвращение вряд ли возможно. Это общая черта драматургии Гоголя, которая касается не только «Ревизора «и «Женитьбы», но и «Игроков» («Игроки») с «обманутым обманщиком» в финале - Ухарєвим.

Осенью 1835 г. Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» («Мертвые души»), сюжет которых ему подсказал Пушкин. После отъезда писателя за границу (в июне 1836 г.), ускоренного глубокими переживаниями в связи с премьерой «Ревизора «и желанием «развеять свою тоску, глубоко обдумать свои обязанности авторские», работа над новым произведением становится главным делом писателя. Гоголь останавливался в Баден-Бадене, Женеве, Вене, Париже (где получил известие о гибели А. Пушкина) и других городах. В марте 1837 г. писатель впервые приехал в Рим, где встретился с колонией русских художников и где написал часть «Мертвых душ». Одновременно Гоголь создал ряд других произведений, в частности повесть «Рим» («Рим», опубл. в 1842 г.). В 1839-1840 гг. Гоголь приехал в Россию (Москва, Петербург) и читал друзьям главы «Мертвых душ»; в конце 1841 - 1-й пол. 1842 г. писатель снова на родине, озабоченный в свет первого тома (вышел в мае 1842 г.); чуть позже, в 1842 - нач. 1843 p., были опубликованы «Сочинения Николая Гоголя» в 4 т.

Обобщение, к которому всегда тяготел гоголевская художественная мысль, получило в «Мертвых душах» новую форму. «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одной стороны всю Русь» (из письма А.пушкина от 7.10.1835 p.). Жанровое определение «поэма» должно было отделить новое произведение от большого массива русской прозы - от романов исторических, описательно-обычных, сатирических и т.д. В этих романах Гоголя не устраивали дрібнотематичність сатиры, наивное морализаторство, уравновешивания отрицательных персонажей положительными. Но в то же время определение «поэма» отделяло произведение и от западного европейского романа (О. де Бальзак, Ч.Діккенс и др.), судьбы которых в целом были знакомы автору «Мертвых душ».

Разумеется, в гоголевской поэмы и западноевропейского реалистического романа на ранней его стадии достаточно много общего - в детализации быта, обстановки, одежды, в характерности психологического рисунка, в ориентированности на аморальную и преступную тему (ср. аферу Чичикова и преступления и мошенничество персонажей О. де Бальзака, Ч. Диккенса, В. Теккерея) и т.д. Но отличие заключалось в какой-то монументальной панорамности «Мертвых душ» - линейному построению, с помощью сквоВНОго героя, в последовательной демонстрации этого целого, сначала с одной, а затем и с другой стороны.

Открытая описательная перспектива старого романа с нанизыванием бесконечного количества эпизодов, с их относительно непрочным внешним связью Гоголю казалась недостаточной. Отсюда, с одной стороны, привнесение в эпический поток драматических принципов с «обдуманным завязкой», кульминацией, развязкой, с группировкой персонажей вокруг одного центрального события - аферы Чичикова (именно так построен первый том). А с другой - поиски позасюжетного, символически-ассоциативной и философского принципов, среди которых, конечно, самый главный принцип связан с антитезой: «мертвая» и «живая» душа.

«Мертвые души» - это понятие через то так раВНОобраВНО отражается в поэме, постоянно переходя из одной смысловой плоскости в другую (мертвые души - как умершие крепостные и как давно омертвевшие помещики и чиновники), из сферы сюжета в сферу стиля (покупка мертвых душ и мертвенность как характерологическая признак живого), наконец, из сферы прямой семантики в переносную и символическую, что с ним, с этим понятием связана концепция целого.

С июня 1842 г. Гоголь снова живет за границей (во Франции, Германии, Австро-Венгрии, но больше всего в Италии: в Риме, Неаполе и др. городах), продолжая работу над вторым томом «Мертвых душ» (начатым, вероятно, еще в 1840 г.). В 1-й пол. 1845 г. резко ухудшилось самочувствие Гоголя, который был ослаблен напряженной и, как ему казалось, недостаточно эффективной работой. Летом этого же года писатель сжег рукопись второго тома, с тем чтобы начать работу снова. В декабре 1847 г., находясь в Неаполе, Гоголь тяжело пережил известие о смерти М. Языкова, который стал одним из его ближайших друзей (они познакомились еще в 1839 г. в Ганау).

В 1847 г. Гоголь издал «Выбранные места из переписки с друзьями» («Выбранные места из переписки с друзьями»). Книга выполняла двойственную функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан второй том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к декларативно-публицистического изложения своих главных идей. Книга отразила мучительные душевные процессы, которые истощили и обессилили писателя, и прежде всего его сомнение в действенности, учебной функции художественной литературы. Это сомнение поставило Гоголя на грань отречения от его предыдущих произведений, поскольку они, по его мнению, не отвечали задачам прямой моральной дидактики. В то же время книга объективно отражала и общий кризис в стране, и общеевропейскую и мировую кризис, которую Гоголь сравнил с землетрясением. В поисках выхода он конструирует идеальную программу выполнения своего долга всеми «сословиями» и «чинами», от крестьянина до крупнейших чиновников и царя. Гоголь глубоко осознавал жизнестойкость человеческого зла, понимал, что никакой общественный прогресс не будет прочным без нравственного воспитания и перевоспитания каждого, - и в этом была сильная сторона книги. Однако попытка Гоголя ограничиться только проблемой индивидуального и общего жизнеустройства была нереальной. Выход в свет «Выбранных мест... «вызвал настоящую критическую бурю. Резкой и принципиальной критике с позиций западничества и просвещения - подверг книгу В. Белинский в рецензии и, особенно, в письме к Гоголю от 15.07.1847 г. В письме-ответе Гоголь, частично признавая неудачу своей книги, со своей стороны упрекал критику в односторонности и непримиримости к чужому мнению, в игнорировании религиоВНО-нравственной проблематике.

В апреле 1848 г. после путешествия в Иерусалим, к Гробу Господню, Гоголь окончательно вернулся на родину; жил в Васильевке, Одессе, Петербурге, но больше всего в Москве, продолжая работу над вторым томом поэмы. Работа продвигалась чрезвычайно медленно и требовала от автора огромного напряжения моральных и физических сил.

В июне 1850 г., в июне и сентябре 1851 г. Гоголь посетил Оптину Пустынь, где встречался с архимандритом Моисеем и др.

В это время Гоголь закончил работу над «Размышлениями о Божественной литургии» («Размышления над Божественной литургией», опубл. посмертно). Другие религиозные трактаты писателя также были опубликованы посмертно: «О любви к Богу и самовоспитания», «О те душевные склонности и наши недостатки, которые смущают нас и мешают нам пребывать в спокойном состоянии».

В конце января 1852 г. проявились признаки нового душевного кризиса. Гоголя мучило предчувствие близкой смерти, у него стало больше сомнений в благотворительности своего писательского труда и в успешном написании поэмы. В конце января - начале февраля он встретился с ржевським протоиереем Матвеем Константиновським, который приехал в Москву; содержание их разговоров осталось в тайне, однако есть указание на то, что М. Константиновский советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг их неточностью и вредным влиянием, которое они будут производить. Гоголь, со своей стороны, мог перетолковать его реакцию в том смысле, что второй том оказался неубедительным, то есть художественно несовершенным. 7 февраля Гоголь исповедался и причастился, а в ночь с 11 на 12 сжег чистовой рукопись второго тома (сохранились частично лишь пять глав, которые касаются различных черновых редакций; опубл. в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина на Никитском бульваре.

Смерть Гоголя вызвала глубокое потрясение. Тысячи людей принимали участие в похоронной процессии; от университетской церкви, где происходило отпевание, к месту погребения в Свято-Даниловім монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. После революции 1917 Г. останки были перенесены на Новодівиче кладбище.

Гоголь оказал исключительно сильное влияние на все дальнейшее развитие русской литературы, причем характер этого воздействия и его понимание с течением времени все более углублялись, Для непосредственных продолжателей Гоголя - представителей «натуральной школы» доминирующее значение имели антиромантические тенденции его поэтики: раскрытие пошлости жизни; снятие любых запретов на тему и материал и т. д.; установка на социальную критику, а также гуманистический пафос в решении темы «маленького человека». Вместе с тем значение Гоголя еще ограничивалось национальными рамками; еще находились в тени гротескно-фантастическая линия поэтики, историко-философская направленность, а также мучительные поиски идеала (прежде всего в «Мертвых душах»), глубокая морально-религиозная проблематика, в связи с чем общая картина его художественного мира оставалась неполной. Глубже, прихованіші слои этого мира начали открываться позже, особенно зримо в последние десятилетия выдвинуло Гоголя в настоящее время в ряд крупнейших художников мира.

Произведения Гоголя оказали значительное влияние и на украинскую литературу. «Вечера...» и «Миргород» стали одним из факторов формирования новой украинской литературы, творчества Г. Квитки-Основьяненко, Есть. Гребенки, Л. Боровиковского, М. Костомарова и др. В стихотворении «Гоголю» (1844) Т. Шевченко выразил осознание своей идейно-творческой близости к писателю, а в письме к В. Репниной от 7.03.1850 г. он писал: «Перед Гоголем следует благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самой нежной любовью к людям». Гоголевская сатира приобрела творческого развития в украинской литературе (И. Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Лесь Мартович, Остап Вишня и др.). Украинские переводы произведений Г. принадлежат И. Франко, Лесе Украинке, С Васильченко, Г. Угольники, М. Рыльском, Остапа Вишни, П. Панчу и др. О. Полторацкий посвятил великому писателю трилогию «Повесть о Гоголе».

Произведения Гоголя переделывали для украинского театра М. Кропивницкий («Ревизор»), Г. Старицкий (по сюжетам произведений Г. написал пьесы «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка», «Рождественская ночь», «Утопленница»), Г. Лысенко создал оперу «Тарас Бульба» (1890). На Киевской киностудии им. О. Довженко поставлены художественные фильмы «Вий» (1967), «Вечер против Ивана Купала» (1968), «Потерянная грамота» (1972), «Миргород и его обитатели» (1983), документальный фильм «Гоголь». Опера «Тарас Бульба» - в репертуаре Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко, Львовского оперного театра. Во многих театрах Украины осуществлено инсценировку целого ряда произведений писателя. Гоголевская тема воплощена в изобразительном искусстве. Ус. Больших Сорочинцах был открыт музей писателя, а в с. Гоголево (бывшие Васильевке) - заповедник-музей. В Украине памятники Гоголю установлен в Миргороде, Нежине, Полтаве, Великих Сорочинцах, Гоголево, Диканьке, Шишаках, Харькове, Киеве.



За Ю. Манном