ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОФМАНСТАЛЬ, Гуго фон

(1874 - 1929)

ГОФМАНСТАЛЬ, Гуго фон - творчество писателя

ГОФМАНСТАЛЬ, Гуго фон (Hofmannsthal, Hugo fon - 01.02.1874, Вена - 15.07. 1929, Родаун, поблете. Вены) - австрийский поэт и драматург.

Гофмансталь (полное имя - Гуго Лоренц Август Гофман Эдлер фон Гофмансталь) был единственным ребенком Анны и доктора юриспруденции Гуго фон Гофмансталя, директора банка. Его образованием сначала занимались частные учителя, а в 1884 г. Гофмансталь поступил в Венскую академическую гимназию, где зарекомендовал себя очень способным юношей. Уже на время обучения приходятся его первые поэтические попытки. Правда, чтобы не раздражать дирекцию гимназии, он вынужден был подписывать свои публикации псевдонимами. Таким образом увидели свет стихотворения «Что есть мир» («Was ist die Welt»), «Бурная ночь» («Sturmnacht»), «Для меня» («Fur mich»), «Гюльнара» («GvAnaxs»), все датированы 1890 годом и подписанные псевдонимом «Лорис Меликов». Уже первые произведения 16-летнего поэта были отмечены зрелостью стиля, что в значительной степени объясняет его стремительное вхождение в литературный мир Австрии. В течение короткого времени Гофмансталь познакомился и подружился с такими известными литераторами, как Г. Бар, который назвал юного Гофмансталь классиком, А. Шніцлером, С. Георге, Г. Гауптманом, М. Метерлинков и др. Приятелем, наставником и опекуном поэта-новичка стал С. Георге. Они встретились в 1891 г. и их дружба продолжалась более 15 лет.

После окончания гимназии Гофмансталь, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Венского университета, но проучившись два года, ушел на военную службу в драгунский полк. В 1895 г. он повторно поступил в университет, чтобы изучать филологию, и в 1898 г. защитил диссертацию «О словоупотребления в поэтов «Плеяды». Темой его докторской диссертации, написанной под научным руководством Г. Гауптмана, стало исследование поэтического становления В. Гюго. Ее он защитил в 1901 г. В этом же году Гофмансталь женился на Гертруде Шлезингер, он моложе него на семь лет, с которой они наживуть трех детей - двух сыновей Франца и Раймунда и дочь Кристину.

После женитьбы Гофмансталь почти безвыездно жил в Родауні, что вблизи Вены, ведя жизнь свободного литератора. Этот размеренный жизненный уклад был прерван лишь в годы Первой мировой войны. Как офицер запаса, Гофмансталь был призван в армию в июле 1914 г. Он служил в армейском пресс-центре и дипломатической миссии в странах Скандинавии и Швейцарии. Крах Габсбургской монархии воспринял как личную трагедию, как потерю важной части своей жизни.

В конце жизни Гофмансталь много путешествовал: Италия, Франция, Англия, Сицилия, Марокко и Северная Африка. 15 июля 1929 г. - через два дня после самоубийства старшего сына Франца - Гуго фон Гофмансталь умер от кровоизлияния в мозг в собственном доме близ Вены.

Творчество Гофмансталя достаточно раВНОплановая в жанровом отношении. Он является автором лирических стихов и драм, новелл и оперных либретто, теоретических статей и критических этюдов. В первую очередь, он, конечно, поэт. Лирика Гофмансталя построенная на органичном сплаве импрессионизма и символизма, она герметична и цельная. Примечателен в этом плане один из ранних стихов Гофмансталя «Баллада внешней жизни» («Ballade des auBeren Lebens», 1895), где символичность и особая суггестивная тональность сочетаются с постижением тончайших душевных движений, неосознанных порывов и желаний:

И детвора с глубокими глазами

Растет себе, не разгадав Мысли,

И мре, и каждому - все та же дорога...

И ветер снова дует, и ко всему в мире

Вновь прислушаемся, и все что-то кажеми,

Жажда носим и избитые тела.

По меткому замечанию Д. Наливайко, поэзии Гофмансталя «присущ удивление перед жизнью как непостижимой ценностью, перед человеком и раВНОобразием ее життєвиявів, недоумение, в котором мудрость сочетается со своеобраВНОй наивностью, возможно, тонко розігруваною».

Рассуждения о «внешнюю жизнь», за которым, конечно, скрывалось напряженное внутреннее жизни, характерное для всей поэтического творчества Гофмансталя. И хотя она занимает сравнительно небольшое место в творчестве писателя, все же ее высокий гуманизм и камерность, идейно-содержательная изысканность и утонченность сделали Гофмансталя не только самым значительным поэтом модерністичного литературную группу «Молодая Вена», а и художником общеевропейского масштаба.

Значительное место в литературном наследии Гофмансталя принадлежит драме, которая по своему содержанию и форме близка к театру М. Метерлинка. Его первые драматические произведения, написанные не без влияния символизма, резко отличались от доминирующего в это время натуралистического театра своей универсальностью, глубиной и пластичностью выражения. В первую очередь это касается самых значительных его произведений - статического драмы «Смерть Тициана» («Der Tod des Tizian», 1892) - о всепобеждающую силу искусства и вечной красоты, и лирической драмы «Шут и смерть» («Der Tor und der Tod», 1893), в которой говорится о трагичности бессмысленного существования в мире грез.

Новым периодом в драматической творчества Гофмансталя стала его сотрудничество с композитором Г. Штраусом, для которого он написал 13 либретто к операм, в частности «Ариадну на Наксосі» («Ariadne auf Naxos», 1912) и «Арабелла» («Арабелла», 1927 - 1929). Вершиной этого сотрудничества стало либретто к «Кавалера роз» («Rosenkavalier», 1910).

В последние годы жизни Гофмансталя зажили популярности его прозаические произведения, среди которых шесть новелл ( «Сказка 672-й ночи», «История с всадником « и др.), незавершенный роман из эпохи рококо «Андреас, или Соединены». Важное место в творческом наследии австрийского писателя занимают эссе: «Письмо лорда Вендоса Фрэнсиса Бэкона» («Ein Brief...», 1902), «Ценность и честь немецкого языка» (1925) и др., в которых он сформулировал проблематику своего творчества, как и творчества близких ему по духу литераторов.

С Гофмансталем был знаком И. Крушельницкий, который с разрешения автора перевел и составил сборник его произведений «Лирика». Отдельные сонеты Гофмансталя перевел Д. Павлычко.



Б. Щавурський