|
ЭРНСТ ТЕОДОР ВИЛЬГЕЛЬМ АМАДЕЙ ГОФМАН
(1776-1822)
ЭРНСТ ТЕОДОР ВИЛЬГЕЛЬМ АМАДЕЙ ГОФМАН
Знаменитый немецкий романтик родился в 1776 году в Кенигсберге. Гофман имел универсальные способности в разных сферах искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы, дирижером, профессиональным музыкальным критиком, театральным декоратором, писателем, музыкантом, блестящим юристом, графику. Удивительно не то, как раВНОобразные способности могла олицетворять один человек, а как в каждой отрасли Гофман проявлял высокий профессионализм. В немецком романтизме не было художника более сложного и противоречивого и вместе с тем более своеобраВНОго и самобытного, чем Гофман. Вся необычная, на первый взгляд беспорядочная и странная поэтическая система Гофмана, с ее двойственностью и разорванностью содержания и формы, смешением фантастического и реального, что воспринималось как своеволие автора, скрывает в себе глубокую внутреннюю связь с немецкой действительностью, полной острых и мучительных противоречий и с противоречивыми муками внешней и духовной биографии самого писателя. Он писал в самый мрачный и тяжелый период немецкой истории, когда большинство европейских стран охватила политическая и церковная реакция, а Германия была раздробленной.
Мать его была очень набожной, нервной и замкнутой женщиной, отец служил адвокатом, был творчески одарен, но беспутный. Родители разошлись, когда ребенку было всего три года; мать переехала в дом своей семьи Дерферів; парень воспитывался под влиянием своего дяди юриста, человека умного и талантливого, но фантаста и мистика. У Эрнста рано проявились замечательные способности к музыке и живописи, его даже считали вундеркиндом, хотя был он заперт. В школе Эрнст учился прекрасно, хотя и тратил много времени на рисование и музыку. В двенадцать лет парень свободно импровизировал на клавире, органе, играл на скрипке, изучал теорию музыки. Эрнст прекрасно окончил курс юридических наук в кенигсберзькому университете в 1795 году, хотя не чувствовал к юриспруденции особого притяжения и продолжал усердно заниматься искусством. В Кенигсберге он встретил свою первую любовь Дору Хатт, она была на десять лет моложе, он давал ей уроки музыки. Находясь в Берлине, Эрнст увлекся бурлящей жизнью театров, салонов; сам пытается поставить на сцене зінгшпіль «Маска», но его предложение отклонили. Сдав в 1800 году блестяще свой последний экзамен, он получил место асессора в Познани. Судьба свела его с очаровательной Міхаліною Рорер-Тіщінською, и он, не раздумывая, обвенчался с ней 26 июля 1802 году. Этот брак с дочерью городского писаря стал поводом для окончательного разрыва с семьей Дерферів. Гофман не мог больше рассчитывать на поддержку влиятельного дяди. Хотя везде в городе он был желанным гостем, как остроумный собеседник, прекрасный музыкант и талантливый карикатурист, его непростое положение осложнилось карикатурами, которые он нарисовал на известных людей города,- что очень подорвали его служебной карьере. Через эти карикатуры он попал до Плоцка на гораздо худшее место. К этому же времени относятся его первые литературные попытки в журнале. В 1804 году Гофмана перевели советником в Варшаву. Здесь он сошелся с Гітцигом, своим будущим биографом, и с романтиком Захаром Вернером; здесь же он основал музыкальное общество, зал которого украсил своей живописью. В этом городе он впервые побывал за дирижерским пультом; здесь было сыграно пять его сонат. В 1805 году родилась дочь Эрнста Цецилия. Вскоре после вторжения войск Наполеона все прусские чиновники в Варшаве были уволены со службы. Гофман уехал в Берлин - с партитурами нескольких опер в портфеле и с намерением полностью посвятить себя искусству. Но там никто не заинтересовался его операми, не нашел он и места учителя музыки. Наконец, ему посчастливилось устроиться капельмейстером в Бамберге; но дела театра шли так плохо, что Гофман вынужден был покинуть его и перебиваться частными уроками и музыкальными статьями. Постоянным спутником его жизни становятся нищета. Все пережитое вызвало нервную горячку у Гофмана. Это было в 1807 году, а в этом же году зимой умерла его дочь. В 1810 году один его знакомый, Гольбейн, собирался восстановить бамбергский театр. Гофман помогал ему, работая как композитор, дирижер, декоратор, машинист, архитектор и начальник репертуара. И через два года театр закрылся. Гофмана снова заняли нищета. Двадцать шестого ноября 1812 года он пишет в дневнике: «...Продал сюртук, чтобы пообедать». С начала 1813 года дела его пошли лучше: он получил маленькое наследство и предложение занять место капельмейстера в Дрездене. Страшные дни августовских сражений Гофман пережил в Дрездене: он вынес на себе все ужасы войны, но был бодр духом и даже веселым, как никогда; он в это время собрал свои музыкально-поэтические очерки, написал несколько новых, очень удачных вещей и приготовил к печати ряд сборников своих творческих достижений (среди них повесть «Золотой горшок»). Жан-Поль Рихтер заметил у Гофмана писательский талант и написал предисловие к первому тому. Повесть имела большой успех. Вскоре Гофман снова остался без работы и переехал в Берлин. Там он снова приступил к работе. На это время приходится его встреча с Гітцигом, который познакомил его с берлинскими романтиками, поэтами и художниками. Место советника в камергерихті вполне обеспечивало его и одновременно оставляло ему много свободного времени, поэтому его творческий талант, поддерживаемый успехом, мог полностью раскрыться. Но он расточал свое время, проводил много вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребе, где около него всегда собиралась веселая компания. Підхльоснувши свои нервы вином, Гофман среди ночи приходил домой и садился писать. Ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. Тогда он будил жену, которая садилась возле его письменного стола с чулком, которую плела, а в определенный час, если это был рабочий день, писатель уже сидел в суде и тщательно работал. Значительные по объему произведения Гофмана выходят друг за другом в таком порядке: «Чертов эликсир» (1816); романы и новеллы для сборника «Ночные рассказы» (1817); «Удивительные страдания одного директора театра» (1819); «Крошка Цахес на прозвище Цинобер» (1819); «Серапіонові братья» (1819); «Житейские воззрения кота Мурра» (1820); «Принцесса Брамбилла» (1821); «Мейстер Фло, сказка в семи приключениях двух друзей» (1822). В 1819 году болезнь снова настигает его, и он с женой уходит на лечение в Селезію. В это время власть решила поквитаться с писателем-сатириком, который уже находился в тяжелом состоянии. Прикованный к постели, он продолжал диктовать свои рассказы. В сорок семь лет силы Гофмана были окончательно исчерпаны. У него развилось что-то вроде туберкулеза спинного мозга. Он умер 26 июня 1822 года.
Гофман подводит итоги немецкому романтизму, является самым полным выразителем лучших его стремлений, которым он предоставил небывалой до тех пор яркости и определенности. В творчестве Гофмана, найсуб'єктивнішого писателя, который превратил каждую свою страницу на палку личную исповедь, столкнулись в неравном единоборстве величественная, но одинока в своих муках душа поэта, что требовала правды, свободы, красоты от жестокого плохо устроенного мира, в котором царит социальная несправедливость, в котором все прекрасное и доброе обречено на гибель или на нищенское беспризорное существование. Основной для всего романтизма конфликт - разлад между мечтой и действительностью - приобретает у Гофмана безвыходного, трагического характера. Основная тема его творчества - тема взаимоотношений искусства и жизни.
Свое мировоззрение Гофман последовательно воспроизводит в длинном ряде бесподобных в своем роде фантастических повестей и сказок, в которых он искусно сочетает все самое прекрасное, что создали народы на протяжении всех веков, с личным вымыслом, то мрачным и болезненным, то смутно трогательным, но чаще всего грациоВНО веселым и озорно насмешливым. Он умеет заинтересовать и взрослого читателя этой пестрой фантастикой, и делает это с помощью сочетания природного с повседневной и даже вульгарным: у него призраки принимают желудочные капли, феи угощаются кофе, колдуньи торгуют яблоками и пирожками, герцоги и графы овощного царства нарезаются звездочками и их кладут в суп и т.д. Чрезвычайная проза немецкой жизни является сереньким фоном, на котором ярко выигрывают краски его фантастики. Как психолог Гофман выбрал для себя отрасль неопределенных чувств, неясных стремлений, необыкновенных ощущений, магнетических влияний, всего страшного и болезненно трогательного; бред, галлюцинация, беспричинный страх, потеря душевного равновесия - любимые мотивы его тонких психологических этюдов. Как новеллист, историк и этнограф, он прекрасно воспроизводит эпоху Реформации и XVII века; итальянские обычаи и природу описывает так, как будто десятки лет прожил в Италии. Но, верный жизни в подробностях, он всегда превращает его в пеструю сказку. Другой темный сторона поэзии Гофмана - его стремление исполнять читателя ужасом, заставлять его верить в существование каких-то мрачных сил. Таким образом, через все творчество Гофмана проходят два потока фантастики. С одной стороны, радостная, красочная фантастика, что всегда давала наслаждение и детям, и взрослым, и могла вдохновить таких композиторов, как Вагнер, Чайковский, Шуман («Щелкунчик», «Чужое дитя», «Королевская невеста»), на странные их творения. С другой стороны,- фантастика кошмаров и ужасов, всевозможных видов сумасшествия как художественного воплощения «ночной стороны» души и общественной жизни людей, которыми владеют темные, страшные силы («Эликсир дьявола», «Песочный человек», «Майорат»).
«Крошка Цахес на прозвище Цинобер» (1819)
Произведение Е. Гофмана «Крошка Цахес на прозвище Цинобер» рассказывает о событиях, имевших место в маленьком государстве князя Деметрия. Действующими лицами произведения являются карлик Цахес, фея Розабельверда, студенты Бальтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ ведется от лица автора. История о маленьком чудовище разоблачает быт и нравы карликовых княжеств, которые еще имели место в Германии.
В государстве князя Деметрия каждый житель имел полную свободу, поэтому сюда злетілася большое количество фей и магов, которые больше всего на свете ставят свободу. Но вскоре Деметрий умер. Его место занял Пафнутий, который считал, что волшебникам на его землях не место. В княжестве осталась только фея Розабельверда, которая уговорила Пафнутія предоставить ей место в приюте для благородных девиц. Однажды, когда Розабельверда в прекрасном настроении гуляла в лесу, на обочине дороги она увидела крестьянку Лизу, которая спала. Рядом с ней лежал корзину с хворостом, в котором был ее сын, крошка Цахес. Это была страшная уродина со старческим лицом, тоненькими, как веточки, ножками. Пожалев эту тварь, фея начала расчесывать своим гребешком его спутанные волосы. Когда мать проснулась, феи уже рядом не было. Крестьянка отправилась в путь. По дороге она встретилась с местным пастором, который был очень поражен уродством малыша, хоть и сказал, что тот хорош собой, и даже предложил взять ребенка на воспитание. Лиза была рада избавиться от этого бремени, но не могла понять, чем именно мог понравиться ее уродливый сын пастору. А тем временем в Керпеському университете учится молодой поэт Бальтазар, который любит Кандиду, дочь своего профессора Моша Терпина. Неожиданно среди университетского люда появилось новое лицо - крошка Цахес, который имеет чудесный дар привлекать к себе людей. Если кто-то в его присутствии говорит что-то остроумное, все считают, что это сказал Цинобер (так теперь называют крошку Цахеса), но если Цинобер мерзко скулит, что он любит делать, обвиняют не его, а кого-то другого. Все восхищаются изяществом и ловкостью Цинобера, он очаровал даже Кандиду. Распри Цинобера действуют на всех людей, состояние которых похож на массовый психоз. Только два студента - Балтазар (по замыслу автора, он ревностно охраняет сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности) и Фабиан - замечают, что карлик на самом деле уродливый и злой. Чем дальше, тем больше благ достигает карлик ложью. Он становится экспедитором в министерстве иностранных дел. Глубокий замысел воплощен в необычной судьбы уродца Цахеса, судьбы, обусловлена тем загадочным для романтика законом, по которому материальные и духовные блага в буржуаВНОм обществе распределяются неравномерно: тот, кто имеет власть, присваивает себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имеет.
Однажды к княжеству прибывает доктор Проспер Альпанус, который на самом деле является магом. С помощью магического зеркала он показывает Балтазару и Фабиану, каким является в действительности карлик, потом вызывает фею Розабельверду и уведомляет ее, что в будущем карлик наделает много беды. Фея соглашается больше не опекать Цинобера и ломает гребешок, которым она когда-то расчесывала его кудри. Волшебная сила гребешка была в трех огненных волосинках, которые она наделила колдовской силой: все чужие заслуги приписывались ему, все его пороки - другим, и только кое-кто мог видеть правду. Теперь эти волоски нужно было вырвать, ЧТО и сделали Бальтазар и Фабиан. Это происходит именно в тот момент, когда должны были состояться помолвка Цинобера с Кандідою. Все вдруг увидели карлика таким, каким он был на самом деле. Его выбрасывают вон, он бежит до своего дворца и тонет в серебряном горшке, застревает и умирает. Однако фея после смерти делает последнее благодеяние - превращает его в красавца. Не забывает фея и матери карлика, крестьянки Лизы: на ее участке выросла замечательная сладкий лук, и женщина становится поставщица княжеского двора этой луком. А Балтазар женился на красавице Кандіді на радость ее родителям.
Автор приходит к выводу, что богатство и человеческая глухота, то, что люди забывают законы природы и красоты, приводит к господству нелепости и пошлости. Но Гофман верит в великую силу искусства - победа его на страницах сказки возможна, но в мире людей все гораздо сложнее: этим и объясняется ироничный финал произведения.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Золотой горшок», «Чертов эликсир»; «Ночные рассказы»; «Удивительные страдания одного директора театра»; «Крошка Цахес па прозвищу Цинобер»; «Серапіонові брать»; «Житейские воззрения кота Мурра»; «Принцесса Брамбилла»; «Мейстер Фло, сказка в семи приключениях двух друзей», «Щелкунчик», «Чужое дитя», «Королевская невеста», «Эликсир дьявола», «Песочный человек», «Майорат».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество.- М., 1987;
2. Карельский А. В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы.- М., 1990.
|
|
|