ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОФМАН, Эрнст Теодор Амадей

(1776 - 1822)

ГОФМАН, Эрнст Теодор Амадей - творчество писателя

ГОФМАН, Эрнст Теодор Амадей (Hoffmann, Ernst Theodor Amadeus; псевдоним как композитора: Иоганн Крейслер - 24.01. 1776, Кенигсберг - 25.06. 1822, Берлин) - немецкий писатель и композитор.

В словаре «Deutsches Schriftstellerlexikon» (Weimar, 1961) выдающийся немецкий писатель назван «универсальной личностью в искусстве» («universale Kiinstlerpersonlichkeit»). Действительно, Гофман имел универсальные способности в различных областях искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы, дирижером, профессиональным музыкальным критиком, музыкантом и замечательным юристом. Поражает не то, как настолько раВНОплановые способности могли соединиться в одном человеке, а то, что в каждой из отраслей, в том числе и в юридической, Гофман отличался высоким профессионализмом.

Родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман - именно так его назвали при крещении - 24 января 1776 г. в столице Восточной Пруссии - Кенигсберге. Брак родителей был странным. Отец - Кристоф Людвиг Гофман (1736-1797) - служил адвокатом при прусском верховном суде в Кенигсберге. Биографы отмечают, что он был человеком настроения, не чурался муз, но был склонен к выпивке. Мать - Ловіза Альбертина Дерфер (1747-1796) - была женщиной очень набожной, более замкнутой, со склонностью к пиетизма. Супружеская жизнь этих абсолютно разных людей сопровождалось частыми семейными скандалами, которые привели в конце концов к тому, что через несколько лет после рождения сына родители сочли необходимым расторгнуть брак. Эрнст Теодор Амадей вместе с матерью переехал в дом Дерферів, где и прошли его детские и юношеские годы. Материалов, которые свидетельствовали бы о том, как жилось мальчику в бабушкином доме, сохранилось мало. Известно, что мать не очень заботилась о воспитании сына, не был ласковым с племянником и дядя - Отто Вильгельм Дерфер. Единственным человеком, от которого мальчик получал хоть немного любви и заботы, была тетя - Иоганна Софи Дерфер. Обстановка дерферівського дома сказалась на характере Гофмана. Он рос довольно замкнутым ребенком, трудно сходился с людьми. Часто оставленный на самого себя, он много времени уделял занятиям с музыки. В 12 лет Гофман свободно импровизировал на клавире, органе, играл на скрипке и гамбі, изучал теорию музыки. Домашние занятия были дополнением к основной образования, которую Гофман получил, посещая лютеранскую школу, куда он поступил в 1781 г. (по др. источникам - в 1782 г.). Ректор школы Стефан Ванновский был большим сторонником учения «Северного мага», который проживал в Кенигсберге, - Иоганна Георга Гамана (1730-1788). Ванновського особенно интересовала та часть учения Амана, в которой говорилось об особом значении воспитания и развития эмоциональной сферы человека через приобщение его к искусству и, особенно, музыки. Возможно, именно поэтому в деятельности возглавляемой Ванновським школы важное место занимала музыкальная подготовка воспитанников, развитие их музыкальных способностей. Очевидно, уже в школе перед Гофманом впервые встал вопрос о выборе между продолжением семейной традиции - Дерфери были юристами - и служением искусству.

Но Кенигсберг был городом, которое вряд ли могло похвастаться особой любовью к искусствам. В некогда свободном генуэзском городе престижными считались занятия науками серьезными и полезными, к которым принадлежала и юриспруденция. В 1792 г. Гофман поступил на юридический факультет Кенигсбергского университета, который окончил в 1795 г. Изучение юридических наук не мешало музыкальным занятиям. Его учителем музыки был соборный органист и композитор Кристиан Підбельський. Своего наставника Гофман через много лет увековечит в образе мастера Абрагама Дисковая - заботливого опекуна прославленного кота Мурра. В Кенигсберге Гофман впервые услышал и оперу австрийского композитора В. А. Моцарта «Дон Жуан», музыка которого покорила его на всю жизнь. Знаком особого преклонения перед гением Моцарта стало имя Амадей, которое выбрал для себя Гофман.

В Кенигсберге Гофман встретил и первую любовь. Объектом его поклонения стала Дора Хатт, которая была старше него на 10 лет. Гофман давал ей уроки музыки и боготворил свою возлюбленную. Именно образ Доры Хатт угадывается у героини-баронессе иВНОвеллы «Майорат», написанной значительно позже. Первая любовь принесло Гофману больше страданий, чем радости. Скандал, разразившийся в кенигсбергского обществе, заставил Гофмана принять предложение с Ґлоґау. В 1796 г. он покинул Кенигсберг и до 1798 г. работал в суде города Ґлоґау. Это были годы, полные тяжелых разочарований и подавленности. Занятия юриспруденцией не приносили радости, пребывания в обществе дяди Иоганна Людвига не отвечали его духовным запросам. Единственным спасением оставались занятия искусством. Именно в Ґлоґау произошли важные для Гофмана встречи. Здесь он познакомился с Иоганном Самуэлем Хампе, одаренным музыкантом, который, как и Гофман, вынужден был служить чиновником. Дружба с Хампе связывала Гофмана всю жизнь. Не менее важной была и встреча с художником Алоїзом Молинари. Вместе с ним Гофман расписывал церковь иезуитов в Ґлоґау, а через несколько лет запечатлел образ художника в новелле «Церковь иезуитов», которая появилась в сборнике «Ночные рассказы». Составив в июне 1798 г. экзамен на референтарія, Гофман уехал в Берлин. Путь его пролегал через Дрезден.

Первый, берлинский период жизни Гофмана пришелся на 1798 - 1800 гг. Он, как и прежде, работает в суде, но исполнения чиновничьих обязанностей тяготит его меньше, чем в Ґлоґау, поскольку молодая прусская столица старалась не отставать от своих старых европейских сестер. Образцом для подражания стал Париж. В Берлине были театры, шумели многолюдные салоны, в которых бурно обсуждали вопросы политики, события французской революции, велись разговоры об искусстве. Так, предметом обсуждения в 1799 г. стал роман Фр. Шлегеля «Люцинда», романтическая история о любви. Бурная жизнь Берлина нравилось Гофману. Не оставлял он и музыкальных занятий, совершенствуя свое умение в И. Ф. Рейхардта. Здесь был написан зінґшпіль «Маска» (1800). Гофман попытался добиться постановки своего произведения на сцене Национального театра, но руководитель А.В. Іффпанд отклонил предложение молодого композитора. Первая попытка прорыва на сцену потерпела неудачу. Но Гофман не оставил занятий искусством. Он копировал произведения античных мастеров, совершенствовался в портретной живописи, оттачивал свое мастерство как розписувальник и... составил в 1800 г. экзамен на чин асессора, после чего получил направление в г. Познань. Берлин Г. покидал с неохотой, но перевод в Польшу визволяло его из-под гнета дерферівської семьи.

1800-1802 гг. Гофман провел в Познани. В сравнении с Берлином, это был тихий город. Вынужден заниматься юриспруденцией, Гофман считал обременительными эти обязанности. Наблюдательный человек, он не мог не заметить отношение поляков к прусских чиновников, которые заполонили Познань. Гофман, среди предков которого были люди разных национальностей, был чужд пруссацький национализм, поэтому когда судьба свела его с очаровательной полькой Михалин Рорер-Тищинською, голубоокою и темноволосой Мишей, он, не колеблясь, обвенчался с ней 26 июля 1802 г. С тех пор мягкая и терпеливая Михалина стала верным другом и опорой для Гофмана, разделив с ним до конца все тяжеленные испытания, которых в их жизни было немало.

Брак с полькой, дочерью городского писца, лишенного места за плохого знания немецкого языка, привел к окончательному разрыву с семьей Дерферів. Гофман не мог больше рассчитывать на поддержку влиятельного дядюшки. Непростое положение, в котором оказался Гофман, осложнилось тем, что на бал-маскараде в 1802 г. он распространял карикатуры, обозначены удивительным портретным сходством с известными в городе людьми. Автора карикатур обнаружили без особых усилий, и расправа с человеком, которая решилась взорвать общественное мнение, не задержалась. Вместе с юной женой Гофман вынужден был покинуть Познань.

Так они оказались в глухом городке на берегу Вислы - Плоцке. «Заключение» продолжалось с 1802 по 1804 гг. Самым трудным в это время была для него отсутствие культурной атмосферы. В письмах к самому близкому для него человеку Т. Г. фон Гіппеля Гофман сообщал: «Меня захлестывает действительность». Пытаясь как-то побороть чувство отчаяния, он завел дневник. Записи, сделанные им, свидетельствуют настойчивые попытки Гофмана прорваться сквозь «архивную порохняву» до высот искусства. Страницы дневника ряботять рассуждениями о музыке В. А. Моцарта, И. Гайдна, Л. ван Бетховена, рассказывают о попытках Гофмана в написании собственных произведений. Но чаще всего встречаются записи: «Обычный день», «Dito черный день» и возглас отчаяния: «Я остаюсь прозябать - я забыт!» Именно в плоцком «ссылке» в Гофмана выкристаллизовалось желание обратиться к литературному труду. 17 ноября 1803 г. он записал: «А теперь я хочу написать книгу». Покидая городок на Висле, Гофман в последний раз посетил Кенигсберг, встретился со своим другом Гіппелем, вместе они планировали поездки в Италию, которым так и не суждено было осуществиться. Здесь же Гофман узнал о смерти своей первой возлюбленной Доры Хатт. Поездка оказалась печальной, но впереди ждала Варшава, куда Гофман получил назначение.

1804-1807 гг. он провел в Варшаве. Служебные обязанности, как и раньше, отнимали немало времени, но Гофман мог справиться с ними быстро, поэтому вполне посвящал свой досуг занятиям музыкой. В конце 1804 г. он окончил двохактний зінгшпіль «Веселые музыканты», положив в основу текст романтика К. Брентано, а 6 апреля 1805 г. состоялась премьера. Через год на сцене Варшавского театра был поставлен еще один зінгшпіль - «Незваные гости, или Каноник из Милана «. В Варшаве увидели свет пять сонат Гофмана. Из «местного музыкального дилетанта» Гофман именно здесь превратился в одну из заметных фигур в музыкальном мире, получил признание широкой публики. В Варшаве раскрылись не только композиторские способности Гофмана, но и его певческий талант, дирижерский дар. Впервые за дирижерским пультом варшавская публика увидела Гофмана 3 августа 1806 г. во время открытия дворца Мнішків.

Варшавский период был, пожалуй, одним из самых гармоничных в жизни Гофмана. Он, как и раньше, совершенствовал знания итальянского языка, впоследствии в совершенстве овладев ее; расписывал дворец Мнішків, работал над первыми музыкальными статьями, открыл для себя удивительный мир романтической литературы, а в июле 1805 г. у Гофмана родилась дочь Цецилия. В письме к Т. Г. фон Гіппеля 26 сентября 1805 г. Гофман сообщил: «...Музы все еще ведут меня жизнью как святые хранительницы и покровительницы, им отдаюсь я вполне...». Относительно спокойное существование Гофмана в Варшаве было нарушено вторжением армии Наполеона. В 1807 г. Гофман потерял работу, вынужден был сменить квартиру, но средств не хватало, и его семья обеднела. В апреле 1807 г. Гофман заболел нервной горячкой, вызванной, видимо, всеми предыдущими заботами. Болезнь протекала тяжело, но после выздоровления Гофман отправился в новые странствия - сначала в Познань, где были его жена и дочь, а затем в Берлин. С тех пор постоянным спутником Гофмана стали нищета, и сам капельмейстер высказался о своем положении как о «действительно безвыходное...». Берлинская зима 1807-1808 гг. принесла Гофману трагическую весть о смерти дочери, тяжелую болезнь жены, в эти месяцы он познал голод, его мучили приступы нервной лихорадки. Положение становилось безнадежным, и, чтобы выжить, Гофман вынужден был покинуть Берлин. Ему предложили должность капельмейстера в театре Бамберга.

1 сентября 1808 г. Гофман прибыл в Бамберг, где ему суждено пробыть до 1815 г. Заняв место капельмейстера в театре, находился в весьма плачевном состоянии, с присущим ему энтузиазмом Гофман приступил к делу. Здесь он закончил и поставил оперы «Любовь и ревность», «Напиток бессмертия», написал музыку к трагедии. Вернера «Крест над Балтикой», начал работу над оперой «Ундина». Всего в бамбергский период он создал ок. 32 больших и малых произведений. В Бамберге Гофман открыл школу пения, как критик, сотрудничал со «Всеобщим музыкальной газетой», опубликовав в ней в 1809 г. новеллу «Кавалер Глюк».

Но к литературной деятельности Гофман, как и раньше, относился спокойно. В письме к редактору «Всеобщей музыкальной газеты» Ф. Рохлица от 29 января 1809 г. он предоставил ему полную свободу в редактировании новеллы и заметил: «Я бесконечно далек от всякого писательского тщеславия».

Доказательством виртуоВНОго владения словом и удивительно тонкого понимания музыкального искусства были блестящие музыкальные рецензии Гофмана, которые появились в «Музыкальной газете». Имея, несомненно, способности к различным видам искусства, Г. высоко ценил музыку. Знакомя читателя с пьедесталом современной музыки, Гофман отдавал его Гайдну, Моцарту и Бетховену, видя в этих композиторах самых ярких выразителей романтических тенденций в музыке.

Пребывания Гофмана в Бамберге было ознаменовано и встречей с Юлией Марк, к которой он пережил большое и сильное чувство. Как и история с Дорой Хатт, восхищение Юлией Марк принесло больше страданий, чем радости. Как только чувство капельмейстера к своей ученицы стали известны в добропристойному бюргерском семействе, родители Юлии спешно выдали дочь замуж. 20 декабря 1812 г. Юлия покинула Бамберг, и после ее отъезда Гофман записал в дневнике, что в городе стало «противно, гадко и пусто». Но именно с образом Юлии связан замысел таких произведений Гофмана, как «Жизненная философия кота Мурра « и «Крейслеріана», о чем свидетельствует запись 8 февраля 1812 г. в дневнике: «Наблюдения над самим собой - постоянные мысли (КТХ) могут превратиться в навязчивую идею! Музыкальный роман».

После отъезда Юлии Гофман вернулся к работе над первой немецкой романтической оперой «Ундина», либретто к которой написал Фуке. Творчество, как и ранее, оставалась единственным средством, который помогал отвлечься, чтобы обрисовать «пестрый мир», теснился в голове художника и требовал воплощения. Пребывания в Бамберге становилось все обтяжливішим, 21 апреля 1813 г. Гофман покинул город, предварительно заключив с Кунцом первую сделку на издание своих литературных произведений.

Сначала Гофман с женой ненадолго задержался в Дрездене, а затем отправился в Лейпциг, где его ждала серьезная работа в театре и где разворачивался заключительный акт наполеоновской эпопеи. Кажется, что жизнь Гофмана находилось в какой-то роковой зависимости от наполеоновских планов. Войска французского императора заставили его покинуть Варшаву, обрекли на голодное существование в Берлине и, корчась в предсмертных муках, догнали в дилижансе, который направлялся в Лейпциг. И хотя через военное время театральные дела шли плохо (дневник, 8.06.1813), Гофман находился в хорошем настроении. Он продолжал работать над оперой «Ундина», выступал как дирижер, получил от Кунца первые отпечатанные листы сборника «Фантазии в манере Камо», писал продолжение «Магнетизера», статью «Поэт и композитор».

25 августа 1813 г. Гофман «встретился» с Наполеоном, который после поражения под Дрезденом переезжал мост. Мощным толчком к творчеству для Гофмана стала победа над французами. 26 ноября 1813 г. Гофман начал работать над «дрезденской сказкой» «Золотой горшок» («Der goldene Topf', 1814). Дрезденский период жизни окончательно определил литературные планы Г. В 1814 г. его друг Т. Г. фон Гіппель добился для Г. места в Берлине, и 24 сентября 1814 г. Гофман покинул Лейпциг, а через два дня он прибыл в Берлин и поселился в гостинице «Золотой орел». Здесь Гофман лично познакомился с Ф. Горном, Л. Тіком, А. фон Шаміссо, К. Брентано, художником Ф. Фейтом, с Фуке. Вскоре Гофман стал душой общества, названного «Serapionsabende». Друзья собирались раз в неделю в кафе Мандерле на Унтер-ден-Линден, и Гофман читал свои произведения. Первыми были прочитаны «Приключения в Новогоднюю ночь», из которых, если не брать во внимание новеллы «Кавалер Глюк», написанной ранее, начинается берлинский цикл рассказов, которые принесли Гофману литературную славу.

Впервые в «Новогодней ночи «и «Эпизоде из жизни трех друзей», а потом в «Щелкунчике и Мышином короле» (1861), «Необитаемом доме», «Выборе невесты», «Ошибках», вплоть до финала в «Угловом окне» Гофман показал читателю обширную панораму жизни большого города, создал блестящую галерею образов. Этим берлинским рассказу присущи удивительное переплетение точных и метких зарисовок действительности с фантазией и гротеском - характерной особенностью гофманівської рассказы.

1 июля 1815 г. Гофман поселился в квартире на Гаубенштрасе, 32, что на Жандармском рынке. Берлин не был городом, архитектурная красота которого могла бы пленить поклонника искусств Гофмана, но капельмейстер К., как отрекомендовал Фуке Г. на одном из вечеров, в Берлине оказался в центре литературной жизни, «в окружении друзей искусства». Впервые за много лет вынужденных скитаний у него появилась надежда наконец найти постоянное пристановисько. Но жить литературными заработками Гофман и в дальнейшем не мог, а потому был вынужден вернуться к юридической деятельности. Он работал в уголовном суде, с завидной для чиновников виртуоВНОстью и профессионализмом выполняя свои обязанности. Дилетанства Гофман не терпел ни в чем.

С августа 1816 г. в Берлине с большим успехом была осуществлена постановка оперы Гофмана «Ундина». Роскошные декорации к опере были изготовлены Шинкелем, главную партию исполняла очаровательная Иоганна Еуніке, последняя любовь маэстро. Публика наградила автора первой немецкой романтической оперы бурными овациями, Г. был безгранично счастлив и растроган. Это была одна из редких его «звездных часов». Гофмана признали как композитора.

Но росло и количество литературных произведений. В Берлине он написал роман «Эликсир дьявола» («Die Elexiere des Teufels»), новеллы «Песочный человек», «Церковь иезуитов», которые вошли в сборник «Ночные рассказы» («Nachtstucke», 1817). Поэтическое слово стало для Гофмана основным способом выражения собственного «я», единственным средством воплощения своего отношения к окружающему миру и его жителей. В Берлине Гофман оказался на вершине литературной славы. Его произведения публиковались в альманахах «Урания» и «Тетрадь любви и дружбы», он писал для «Берлинского карманного календаря» и «Цыгана компанейских развлечений». Доходы росли, но их едва хватало на посещение винодельни в Лютера и Вагнера, где, начиная с осени 1817 г., Гофман стал завсегдатаем.

Работа в апелляционном суде, огромная писательский труд, постоянная ночная гульба не могли не сказаться на и без того скорбном здоровье Гофмана. Весной 1818 г. он тяжело заболел, находясь на протяжении нескольких недель на грани жизни и смерти. После этой чрезвычайно тяжелой общего кризиса вернулся к темам «Крейслеріани» и «Золотого горнця». Доказательством перемен в художественном мышлении Гофмана может служить сатирическая сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» («Klein Zaches genannt Zinnober», 1819), которой присущ сильный сатирический пафос.

История про маленького уродца Цахеса развенчивала быт и обычаи карликовых княжеств, которые еще существовали в Германии, претендуя на значительный вес в самых разных аспектах жизни, хотя превратились в исторический анахронизм; предупреждающее об опасности самодурства и деспотизма, которые пронизали все сферы современной автору действительности. Но Цахес и его княжество, обычаи, которые царят в нем, не были только немецким явлением. Гофман с удивительным мастерством сатирика и замечательного знатока человеческой психологии смог показать убийственную власть глупости, страшные последствия обезумевшего и беспринципного карьеризма. Как и в произведениях, написанных ранее, страшном мировые Цахеса противопоставлен мир искусства и любви, воплощением которого является поэт Бальтазар. Именно он пренебрегает мнением двора и, ведомый любовью к Кандиды, развенчивает Циннобера. Гофман верил в великую силу искусства, и его победа на страницах сказки о уродца Цахеса возможна, но автор слишком хорошо знает, что в мире людей все гораздо сложнее. Этим объясняется и ироничный финал произведения.

В жизни Гофман стремительно приближался к трагическому финалу. В 1919 г. он снова заболел. В июле вместе с женой он единственный раз в жизни, прервав работу над «Серапіоновими братьями» и первым томом «Жизненной философии кота Мурра», уехал на два месяца в Силезию, чтобы поправить здоровье. Эти дни, проведенные на курортах в Хіршберзі и Вертбрунні, он позже прославил в вымышленных «Письмах с гор». Они освещены вспышкой последней любви в жизни Г. к прекрасной певицы, замечательной исполнительницы партии Ундины в опере капельмейстера Крейслера - Иоганны Еуніке.

В сентябре 1819 г. Гофман вернулся в Берлин. В этом же месяце вышел в свет второй том «Серапіонових братьев «(«Die Serapions-Briider») и новелла «Мадмуазель де Скюдері»(«Das Fraulein von Scudery», 1819). Это произведение принесло Гофману самый большой писательский успех. В эти дни казалось, что наконец перед Гофманом светлое и надежное будущее, но этим надеждам не суждено было осуществиться.

Германия вступила в период тщательно спланированной борьбы с «демагогами» и «сводниками народа», так называли тех, кто не разделял растущих имперских амбиций прусского правительства. Несмотря на жестокий идеологический давление, Гофман с профессиональным блеском защищал человеческое достоинство своих подопечных. Власть вынуждена была признать справедливость выводов судебных Гофмана, но смириться с присутствием честного судьи с независимыми взглядами на человеческое достоинство было уже свыше ее сил.

Власть решила расправиться с писателем-сатириком, приложив немало усилий для того, чтобы обвинить его в разглашении государственной тайны в романе «Повелитель блох» («Meister Floh», 1822), который готовил к публикации франкфуртский издатель Вільманс. Власть не церемонилась со средствами, не смущало ее и то, что Гофман находился в тяжелом состоянии, уже не мог обходиться без посторонней помощи. День и ночь у постели дежурили жена и друзья писателя. Как только Гофману немного становилось лучше, он диктовал свои рассказы. В последние месяцы жизни он закончил рассказ «Мастер Иоганн Вахт», начал новеллу «Враг», в первой половине апреля продиктовал новеллу «Краеугольный окно», своеобразный литературный манифест позднего Гофмана, финал «Повелителя блох». 25 июня около 11 часов утра Гофман умер. Через три дня его тело «тихо и незаметно» похоронили на новом кладбище перед Галльским воротами в Берлине. Скромный памятник был установлен на средства друзей.

Творческое наследие Гофмана обширна и раВНОобразна, собственно литературная часть представлена произведениями разных жанров: это романы, новеллы, сказки, либретто, которые маэстро писал в своих музыкальных произведений, эссе, критические статьи, Первые попытки пера исследователи датируют 1795 годом. Есть свидетельства, что того же года Гофман работал над утраченными романами «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственная».

Первым произведением, который вышел в свет, была новелла «Кавалер Глюк» («Ritter Gluck», 1809), которая открывала сборник в 2-х томах «Фантазии в манере Калло» («Fantasiestiicke in Callot's Manier», 1814-1815). Героем новеллы есть музыкант, а содержание ее составляют размышления Гофмана о музыке, ее место в жизни. Выбор «музыкальной темы» для первого произведения в Г. объясняется не только влюбленностью автора в этот вид искусства, но и тем, что создатель образа кавалера Ґлюка вполне разделял взгляды романтиков на то, что музыка - найроматичніше из всех искусств, поскольку ее сфера - безгранична».

Новелла имеет подзаголовок «Воспоминание 1809 года». Толчком к написанию произведения стал вроде бы реальный случай в жизни Гофмана, когда к нему, завсегдатая кафе Клауса и Вебера в Берлине, как-то подошел незнакомец. Между ними завязался разговор о музыке, о том, насколько мало настоящих исполнителей и почитателей этого искусства. Разговор длился долго, а потом не-знакомец Гофмана пригласил к себе в гости, где виртуоВНО исполнил финальную сцену из оперы Ґлюка «Армиды» совершенно чистыми нотными листами. Когда же Гофман захотел узнать имя маэстро, то в ответ услышал: «Я - кавалер Глюк».

Музыкальная тема является центральной и в новелле «Дон Жуан» («Don Juan», 1812), которая имеет подзаголовок «Неслыханный случай, произошедший с неким путешествующим энтузиастом». Трагическая история актрисы, которая блестяще исполнила партию донны Анны в известной опере Моцарта, причудливо сочетается с тонким и профессиональным прочтением гениального произведения австрийского композитора. Автор предлагает свою интерпретацию постановки оперы Моцарта. Для Гофмана несомненно, что истинное постижение искусств доступно только творцам искусства. Оказавшись в «ложе для приезжих №23», герой новеллы получает возможность при «призрачном свете свечей» окунуться в реальный и фантастический мир театра. Сила воображения заставляет проснуться душе инструментов, снова вызвать к жизни «великолепное произведение божественного мастера». В опустевшем после постановки оперы зале герой вновь переживает встречу с искусством, в котором, по мнению автора, есть жизнь, выражение самого заветного, того, что «закрыто в укрытиях души и не может быть выражена словами». Уже в новелле «Дон Жуан» Гофман высказывает соображения о том, что служение искусству требует от его жрецов полной самоотдачи. Только художнику, по терминологии Гофмана, энтузиасту, дано подняться за счет над миром заяложеності и обыденности, в котором царит расчет и здравый смысл.

Практически во всех произведениях Гофмана присутствует тема художника, энтузиаста. Но наилучшими сам автор считал два из них - сказку «Золотой горшок « и роман «Жизненная философия кота Мурра» («Lebensansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters JohannKreisler», 1820-1822).

Сказка «Золотой горшок. Сказка новых времен» («Der goldene Topf. Marchen aus neuen Zeiten», 1814) завершает цикл «Фантазии в манере Калло». В истории студента из Дрездена - Ансельма переплетаются реальность и вымысел, действующими лицами наряду с конректором Паульманом, надворной советницей, регистратором Геєрбрандом, голубоокою Вероникой золотисто-зеленая змейка Серпентина, князь духов Фосфор, житель волшебной страны Атлантиды - Саламандр, архивариус Ліндхорст. Действие сказки разворачивается то на улицах Дрездена, то в знаменитых Лійкових купальнях, то в таинственном саду архивариуса, то в доме на Новом рийку, то в чудесном и таинственном царстве Атлантиды.

Обращение Гофмана к сказке не было случайным. Именно сказка - этот жанр, который, по мнению романтиков, которую разделял и Гофман, дает возможности для полета фантазии, основой которой, по убеждению писателя, есть реальная жизнь, за то после заголовка идет уточнение «Сказка иВНОвых времен». Действительно, в этом произведении можно найти немало примеров удивительного жизнелюбия, массу деталей, которые свидетельствуют о наблюдательности и прекрасную психологическую мастерство Гофмана. Глаз художника отмечает щучьего цвета пиджак студента Ансельма, обнаруживает удивительное сходство между конректором Паульманом и пугачем из сада архивариуса, маленьким незнакомцем в сером плаще и попугаем из того самого волшебного сада. Только человек с талантом художника могла нарисовать удивительные картины сказочной Атлантиды, в которой поселились Ансельм со своей любимой Серпентиною.

Гофман продемонстрировал в сказке блестящее мастерство в раскрытии характера через деталь, жест, реплику. Так, для принятия Вероникой окончательного решения, кому отдать свою руку и сердце - Ансельму или Геєрбранту, оказывается достаточно новости о том, что последний получил титул надворного советника. В реальном мире не могут конкурировать поэтическое дарование студента Ансельма и должность советника. Для госпожи надворной советницы важнее титул, который обеспечивает положение в обществе.

Отличительной чертой сказки «Золотой горшок» является наличие очень шаткой грани между миром фантазии и реальным миром. В действительном мире происходит много странных событий, автор даже делает попытку объяснить эти события, но они только усиливают ощущение фантастичности всего происходящего.

Цикл «Фантазии в манере Коало» стал декларацией своеобраВНОй творческой манеры Гофмана, которую он попытался осмыслить в очерке «Жак Калло «. Образцом для Гофмана стало творчество французского художника XVII в. Жака Калло, который прославился своими гротескными гравюрами. Произведения художника очаровали немецкого писателя тем, что в них все образы, почерпнутые из повседневной жизни, предстают перед зрителем не как зеркальное отражение, а проводятся через сознание художника, его романтический мир.

Сформулированы и реализованы в «Фантазиях в манере Калло» принципы получили дальнейшее развитие и в произведении «Крошка Цахес», написанном после тяжелой болезни. В этом произведении (с авторским жанровым определением «сказка») заметное усиление сатирического первоистока, конкретизация социальных обобщений. Гофман рассказывает читателю историю чудесного правителя одного из карликовых немецких княжеств, повествует о судьбе студента Бальтазара, который ревностно оберегает сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности. В «Крохе Цахесі» Гофман смог показать, какую опасность несет в себе неограниченная власть, которая порождает массовый психоз, паралич здравого смысла. В этом произведении Гофман устами чиновника Пульхера, который пострадал от власти Циннобера, пытается объяснить феномен Цахеса. Богатство и человеческая глупость, пренебрежение законами природы и красоты приводят к диктатуре глупости и банальности. Поисками средств развенчания и борьбы со смертельной для всего повседневностью обозначены поздние произведения Гофмана: «Жизненная философия кота Мурра», «Повелитель блох». Последним произведением, которое написал Гофман, а вернее, уже продиктовал, была новелла «Краеугольный окно» - это была новая эстетическая программа, воплотить которую Гофман уже не успел.

Творческая судьба Гофмана была непростой, но ему повезло еще при жизни познать славу не только у себя на родине, но и за ее пределами.

У Гофмана учился знаменитый датский романтик А. Еленшлегер. Т. Готье, В. Гюго, А. де Мюссе, А. Дюма и Ж. де Нерваль отдали дань духовые Г. О своей приверженности к Г. говорил Ш. Бодлер. У себя на родине Гофман был оценен Геббелем, Г. Келлером, Г. Гейне. В XX ст. Т. Манн, выбирая форму для своего романа «Доктор Фаустус», ориентировался на «Жизненную философию кота Мурра». Среди паломников в Страну Востока Г. Гессе называет и Гофмана, в «Дневниках» Ф. Кафки неоднократно встречается имя Гофмана.

В Украине к личности Гофман обращался М. Бажан в поэме «Гофманова ночь» (1929). Его творчество исследовали Г. Чудаков, в отечественный время - С. Савченко, А. Шамрай и др. Украинский язык отдельные произведения Гофмана переложили Есть. Попович и С. Сакидон.



Л. Дудова