ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГОДВИН, Уильям

(1756 - 1836)

ГОДВИН, Уильям - творчество писателя

ГОДВИН, Уильям (Godwin, William - 03.03.1756, Вісбіч, Кембридж - 07.04.1836, Лондон) - английский писатель и философ.

Годвин получил образование в Хокстонській академии, принял сан диссидентского священника, потом стал атеистом и философом анархистского уклона. В 1797 г. женился на Мэри Воллстонкрафт, поборницей прав женщин, писательницей, которая умерла, родив ему дочь Мэри, будущую жену П.Б. Шелли.

Тяжело пережив потерю, Годвин впоследствии женился на миссис Клермонт, чья дочь от первого брака - Клэр была матерью дочери Д.Н.Г. Байрона Алегры. Доктрины, которых придерживался Годвин, были характерными для XVII в. Годвин был утилитаристом в своем рационалистическому методу и терминологии, но он был и романтиком, эмоциональным бунтарем, который сочетал религиозные страсти с материалистическими убеждениями. Для него политические, экономические и юридические проблемы являются основными проблемами морали. Здесь он не настолько близок к диссидентской традиции, поскольку сектантская доктрина выбора, что ведет к антиномии, не является значительной мере моральной. Существует, однако, три способа избежать антиномии и при этом сохранить свободу на собственные мысли. Первый принадлежит сектантском платоніку Прайса: постулировать вечные истины, которые доступны для индивидуального ума. Второй способ предусматривает принятие доктрину естественного закона. Третий принадлежит сектантам вроде Пристли: принять законы ассоциативной психологии Хартли. Годвин использует все три способа, апеллируя то к абсолютной истине, то к законам человеческого разума как основы морали.

Вера в свободу, равенство, справедливость, отсутствие насилия, в истину и доктрину абсолютной беспристрастности - все берет свое начало прямо или косвенно в некоторых ответвлениях сектантского христианства. С материалистической философии он заимствует две предпосылки - доктрину необходимости и категорию удовольствие. Увлекаясь системой природы, Годвин отрицает чистый материализм П.А. Гольбаха. В то же время он признает, что человеческая воля является частью необходимости, что просвещенный ум может обезвредить зло, которое следует, по его мнению, из отсутствия знания. Во взглядах Ґодвіна объединены научная предсказуемость и моральный выбор. Просвещенный разум не ошибается и выбирает только добро.

Годвин относит к удовлетворению альтруизм и чувство справедливости. Он настаивает на том, что добродетель - высочайшее наслаждение и в то же время добро, а удовольствие становится побочным продуктом других качеств. Особенно ценил Годвин искренность и индивидуализм. Здесь вроде скрестились две идеологические системы - просветительская и романтическая. Просветительские категории способствовали устранению социальных понятий. Вот почему антисоциальности Ґодвіна очевидна при решении им проблемы независимой воли, необходимости. Идеалистические и анархические основы возникают в Ґодвіна в период его активного увлечения Бентамом. В понимании нравственности Годвин отличается от Бентама, хотя заимствует у него некоторые категории, например, «моральную арифметику». Вслед за Гольбахом, который утверждал, что «мнения правят миром», Годвин предлагал отменить правительство, сохраняя лишь моральную санкцию - силу общественного мнения. Когда общественное мнение меняется в пользу справедливости, то исчезают насилие и беззаконие. Здесь Годвин приходит к анархизма. Он защищает децентрализацию, исчеВНОвение власти, поскольку люди становятся просвещенными и сознательными, поэтому не нуждаются в юридическом и административном подчинении и угнетении. Институт собственности, по мнению Ґодвіна, должен быть поставлен на справедливое основание: собственность должна принадлежать тому, кто ее больше всего нуждается, тому, для кого она будет полеВНОй. Основываясь на учениях П. А. Гольбаха, К. А. Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Годвин пытался в 80-х pp. понять причины социального неблагополучия, сблизившись с вождями демократического движения, членами т. н. корреспондентских обществ. Изучая труды английских социологов и экономистов, Годвин пришел к выводу, что разумная свобода за господство справедливости является конечной целью существования общества.

Трехтомный трактат Ґодвіна «Рассуждение о политической справедливости» («An Enguiry Concerning Political Justice», 1793) открывает новый этап в его творчестве, когда создавались самые известные его произведения. Три малоизвестные романы Ґодвіна «Дамон и Делия», «Итальянские письма «и «Імогена» (1783-1784) он написал в ранний период творчества, когда еще не выработался его оригинальный творческий почерк, когда он больше занимался выработкой собственной философской доктрины.

Роман Ґодвіна «Калеб Уильямс, или Вещи, какими они есть» («Things as They Are, or The Adventures of Caleb Williams», 1794) связан с трактатом «Рассуждение о политической справедливости» и в определенной степени может считаться его художественной иллюстрацией. Однако социально-историческое значение романа велико, поскольку изображенные в нем события не только знакомят с бытом, общественным строем и жизнью английского общества конца XVIII в., но и нарушают важную проблему существования законов для богатых и бедных, по сути, для двух наций. Главный герой романа плебей Калеб Уильямс - сын фермера, который стал сначала секретарем, а затем доверенным лицом помещика Фердинанда Фолкленда. Калеб - необычная личность, тонкий и умный наблюдатель, честный и откровенный, который увидел в облике просвещенного аристократа высшую духовность, богатый внутренний мир, скрытую силу, но в то же время он отмечает и определенную напряженность и искусственность поведения Фолкленда, наличие в его прошлом тайны, которую тот старательно пытается скрыть. Большая часть романа посвящена преследованию Вильямса Фолклендом, который, используя свое привилегированное положение, власть, полное бесправие неимущих, решает, чего бы это ему не стоило, страхами и преследованиями подавить личность Калеба, сломать его разум и волю, заставить забыть о своих преимуществах перед такими, как он, Фолкленд. Испытания, через которые проходит Калеб, не уничтожили в нем веры в добро, желание защищать истину и справедливость. «Меня можно подавить, но даже если я умру, то умру опираясь», - говорит он. Тема развенчания несправедливых законов, разоблачение социальной несправедливости и произвола решаются Ґодвіном параллельно с темой воспитания Калеба, его мужнінням, духовным прозрением. Стремясь к объективности и правдоподобности рассказа о вещах, какими они есть на самом деле, автор делает своего героя рассказчиком, что делится своими лихими приключениями с читателем, и лишь в отдельных сценах выступает то в роли наблюдателя, то в роли судьи.

Второй роман Ґодвіна «Сент Леон» («St. Leon», 1799) интересный углублением антиприватновласницьких эгоистических тенденций в творчестве писателя, что проявилось в осуждении власти золота. Несметное богатство не только не приносит счастья Сент Леону, который знает тайну философского камня, но и усиливает его одиночество, его муки. Как и Калеб Уильямс, Сент Леон видит несправедливость, что существует в мире, но изменить хоть что-нибудь не в состоянии: он не может дать счастье окружающим и еще больше отдаляется от них. «Сент Леон «написан в стиле рыцарских романов, о чем свидетельствует даже композиция. Действие происходит в средневековой Франции. Это история дворянина Сент Леона, который, продав душу дьяволу за богатство и эликсир долголетия, не приобретает, а постепенно теряет все - близких ему людей, дружбу, любовь, становится предметом осуждения и гонений, наконец, превращается в соперника своего сына, и только тогда осознает всю тщетность своих намерений. Годвин считал, что «протестантская Реформация стала рассветом интеллектуальной свободы человека».

Примечателен выбор стран и городов, в которых оказывается герой Ґодвіна, - Швейцария, Констанция, Саксония, Тоскана, Испания, Венгрия. Испания времен инквизиции, Швейцария, Саксония и Венгрия были известными огромным количеством кальвинистов. В романе много реальных исторических персонажей. Сент Леон в кортеже своего дяди находит маркиза де Валеруа, который был королевским секретарем во время борьбы Генриха де Гиза и Генриха Наваррского. В доме своей будущей жены Маргерит де Дамвіль Сент Леон встречает Моро (переводчика гугенотских гимнов), Рабле, Эразма, Скалигера. Сам где Дамвіль сыграл значительную роль во время религиозных войн, но самым известным был Гаспар де Колиньи, кальвинист, лидер гугенотов. Используя реальные события и реальных исторических лиц эпохи Реформации, Годвин развивает центральную тему романа - существование ложных взглядов и нетерпимости, что проявляется в жестоком преследовании человека, обвиняемого лишь по подозрению. Исторические события нужны были Ґодвіну для того, чтобы осмыслить события французской революции. В «Мыслях о французские дела» (1771) он использовал такую же аналогию, утверждая, что «последняя революция в доктрине и теории, которая состоялась в Европе, - это Реформация».

Следующим романом Ґодвіна был «Флитвуд, или новый человек чувства» («Fleetwood», 1805). Дружба с английскими романтиками -- В. Вордсвортом, С.Т. Колріджем, Лемом и Хезлітом существенно повлияла на тему и характер произведения, выбор главного героя. Образцом для Ґодвіна служил также сентиментальный роман Г. Маккензи «Юлия где Рубіньї», которым восхищались его современники и друзья. Казимир Флитвуд создан под влиянием чрезвычайно пластичного и тонкого образа Вордсворта, его рассказов о путешествии по Швейцарии. В книге описаны блуждания героя любимыми местами романтиков - Озерным краем, Вельсом. Да и сам меланхоличный, печальный характер Флітвуда созвучен с английским романтическим пейзажем. Тематика романа связана с утверждением значимости индивидуальной отдельной судьбы в сравнении с фальшивыми ценностями цивилизованного общества. Ранние путешествия героя Ґодвіна, весьма похожего на байронического: мирная жизнь на лоне природы в Меріонетширі, модные вечера в Оксфорде, элегантная утонченность Парижа времен Людовика XV, литературные салоны, парламентские дебаты - порождают чрезвычайно чувствительного Флітвуда мизантропию и неверие в жизнь, от которых его спасает встреча с Мэри (ее прообразом была Мэри Воллстонкрафт). Семейная жизнь представляется Флітвуду безоблачным и счастливым.

По первоначальному замыслу роман Годвин должен был называться «Лэмберт». И Флитвуд, и Лэмберт фигурируют в истории гражданской войны в Англии, они были современниками Дж. Мильтона, им покровительствовал Кромвель, которого они пережили, став свидетелями той коррупции и распада, которые наступили после эпохи «славной революции». Писатель пользовался раВНОобразными историческими источниками, созданными преимущественно французскими эмигрантами, которые смотрели на Англию вроде бы со стороны. Его воображение вдохновлялась также выдуманной историей Лемберта из книги А.Ф. Прево «Жизнь и приключения м-ра Кливленда, внебрачного сына Оливера Кромвеля». Однако Годвин несколько изменил исторические события, переставил фигуры. Он поместил своего героя, отпрыска семьи, что жила в золотую эпоху английской свободы, во времена правления Людовика XV. Исторический Флитвуд - епископ Айли (1656 - 1723) - привлекал Ґодвіна той активной ролью, которую он играл во времена правления королевы Анны. Годвин начал создавать новый этап исторического романа почти одновременно с В. Скоттом, что свидетельствовало о существовании сильной романтической линии развития романа, что родом из романа приключений и событий, романа о частной жизни и рассказа. После выхода в свет первого романа Скотта Годвин не отказался от карьеры романиста, хотя тягаться с крупнейшим писателем того времени было трудно. «Мандевиль» (1817), «Клаудеслі»(1830) и «Делорвн»(1831) - романтические произведения Ґодвіна, которые хоть и в неодинаковой степени, но повторяли своеобраВНОго прототипа «Флітвуда». Два последние произведения писателя малоизвестные даже на родине Ґодвіна, хотя его имя не вычеркнутое время из истории английской литературы.

Творчество Ґодвіна является интересной и важной страницей в истории раннего романтического романа, являясь как бы переходным мостиком между «якобинским» романом и романтичным. Писатель делает попытку преодолеть некоторые просветительские идеалы, создать новый тип романтического героя, который несет, правда, черты просветительской идеологии, обусловленные культом Болінброка, обращается к типично романтической формы изложения трагического разрыва героя с обществом - романа-исповеди.



Н. Соловьева