ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

10 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА XIX ВЕКА

Вишневый сад как символ духовной памяти (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)

В 1903 году Антон Павлович Чехов написал свою последнюю пьесу, которой дал удивительно точную ласковое название «Вишневый сад». Услышишь это словосочетание - и сразу захочется окунуться в тепло и уют дворянского гнезда, что века назад украшало нашу землю.

Оно создавалось трудом и потом крестьян для жизни и радостей поколений рода Гаєвих, чем-то очень похожих на Обломова. Они добрые, умные, но бездеятельные, как Илья Ильич, всю жизнь пролежал на диване.

У них тоже был свой Захар, только звали его Фірсом. Теперь ему 87. Постарел и Гаев, оставшись большим беззаботным ребенком с бесконечными леденцами во рту. Успела поменять фамилию его сестра - сейчас мать уже семнадцатилетней девушки. Но до сих пор комната Раневской называется детской - сила памяти и традиции.

«О моя юносте! О моя свіжосте!» - восклицает Гоголь в «Мертвых душах». Почти то же самое мы слышим в реплике Раневской, потому что не только руки, ноги, но и душа человеческая ищет опоры. Самая надежная опора - дом родной. Вот почему, проведя пять лет за границей, Раневская возвращается в имение в самый трудный момент - он уже выставлен на торги.

Вишневый сад... Он и живая память о тех, что ушли, и лекарство для души. Раневская любит свою усадьбу не за картошку и помидоры, а за память и красоту. Она не спасет своего имения - не за что. Но пытается хотя бы еще раз увидеть родное гнездо.

Может быть, ради этой встречи с Раневською-человеком, а не компанией - тянул свою жизнь старик Фирс - символ дома, который настолько слился с ним, что и сейчас, спустя четыре десятилетия, воспринимает свободу как несчастье. Недаром же «и сова кричала, и самовар гудел беспрестанно», когда отменили крепостное право.

Теперь слышатся другие звуки - струны лопнула, и оркестра (флейта, контрабас и четыре скрипки). Может, это реквием? Не по частной собственности в целом, а лично тебе надлежащем кусочке памяти и красоты, без которой человек не может сформироваться духовно.

Лопахин предлагает реальный вариант спасения вишневого сада - дачи. Но они разрушат все, потому что это будет означать приход чужих людей в твой дом. «Дачи и дачники - это так банально», - говорит Раневская, и Гаев поддерживает ее, хотя ничего взамен предложить не может: не привык брать ответственность на себя.

Ее берет Лопахин - сын и внук крестьян, которые здесь работали. Наверное, достаточно мирно сосуществовали эти два клана - Лопахіних и Гаєвих, - что жили в параллельных социальных мирах на одной и той же «панской» земли. Вот и предлагает он деньги в долг, но отдавать чем-то надо, и ничем, и порядочные люди в такой ситуации не одалживают.

Другие порядочные до последней минуты не оставляют этот тонущий корабль, плывущий из прошлого в свое настоящее. В нем живут на гороховом супе слуги и Шарлотта, которая не знает своей родни и родины. Здесь же - названная дочь Раневской Варя. Стучит костяшками счетов и шуршит бумагами счетов конторник Симеонов-Пищик - «двадцать два несчастья», как и вся усадьба. А она - как тонущий корабль. Его пытается спасти Лопахин - новый человек новой эпохи, которая прочно стоит на земле. Но все напрасно, и в конце драмы мы слышим звук топора - это вырубают под корень вишневые деревья. Вместе с садом под звуки топора уходит в небытие верный Фирс - символ прошлого «барского» жизни. В суете все забыли о нем. Некому взять на себя личную ответственность за судьбу старого.

Раневская вернулась в Россию, а будто попала в другое измерение - эпоху первоначального накопления капитала давно прошла на Западе. Но не только поезд опоздали все они. Поезд жизни пошел в направлении капитализации, то есть выжимание «денег» и «безналичного» из всего, из чего их только можно выжать. В том числе и с беззащитной красоты. Но отказаться от нее и от прошлого - все равно что отказаться от родной матери. Что и делает Яша, который мечтает о загранице, - самый отвратительный персонаж пьесы. Не столько по должности, сколько по психологии. Он раб. А рабам не нужна духовная память.

Человеку, государству, истории без нее просто не обойтись.