|
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
(1797-1856)
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
Немецкий поэт, прозаик, эссеист Генрих Гейне родился в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти ван Гельдерн в городе Дюссельдорфе на Рейне. Рейнская область была экономически более развитой, чем другие. Здесь уже в 1805 году с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено более прогрессивное законодательство. Итак, с раннего возраста Гейне имел возможность видеть не только феодальную отсталость страны, но и ростки новой Германии. С 1810 по 1812рік Генрих учился в Дюссельдорфском лицее. Следующий год провел в конторе богатого банкира во Франкфурте-на-Майне. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди - миллионера Соломона Гейне.
Первое литературное выступление Гейне принадлежит к 1817року, когда в журнале «Гамбургский страж» были напечатаны его первые стихи. Юношеская лирика Гейне была откликом на первое безответная любовь к кузине Амалии.
На средства дяди юноша поступил к Боннского университета (1819), откуда затем переехал в Геттінгензького университета (1820), но вынужден был покинуть его в связи с дуэлью. Он изучал юридические науки, философию, литературу. У1821 году поступил в Берлинский университет, где слушал лекции философа Гегеля, одного из образованнейших людей своего времени. Позже Гейне выступил с глубоким анализом немецких философских систем. В декабре 1824 году Генрих возвращается к Геттінгензького университета. В этом же году его принимают в доме Гете в Веймаре. В 1825 году Гейне защитил в Геттінгензькому университете диссертацию на степень доктора права, а накануне принял лютеранство. Потом он много путешествует, посещая Англию, Италию. Впечатления от этих поездок отразились в его путевых очерках. Во время летнего отдыха Гейне прочитал в газетах о Июльскую революцию. Это подтолкнуло его к решению уехать во Францию.
Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831 года. Вся дальнейшая жизнь прошла в столице Франции. В Германии он боялся возвращаться, ведь ему грозил арест за острые политические произведения. На протяжении жизни Гейне побывал в Германии два раза, чтобы навестить мать и устроить дела с издателем (1844). В дальнейшем поездки в Германию были невозможны по состоянию здоровья: у поста был паралич спинного мозга. В мае 1848 года он последний раз вышел из дома, чтобы посетить Лувр. Остальные годы он был прикован к кровати. Проживая в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре де Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Фердинанадом Лассалем и Карлом Марксом.
Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книгу «Книга песен» (1827). Эта поэтический сборник принесла ему признание в Германии, а впоследствии и во всем мире. При жизни автора она издавалась 13 раз; многие стихи были положены на музыку Г. Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Г. Штраусом, Э. Григом и др. История переживаний лирического героя обраВНО передает мировосприятие молодого поэта, который находится в глубоком разладе с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книги песен» не исчерпывается несчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственницы. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит лишь поэтическим выражением трагического одиночества героя в мире. Эти настроения усиливает романтический образ одинокой сосны, известен российскому читателю по знаменитым переводом М. Лермонтова. Если первые циклы «Книги песен» написаны по традиции немецкой романтической лирики, то впоследствии своеобразие поэтического таланта Гейне встала со всей яркостью. Он умеет причудливо сочетать романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он мастерски пользуется иронией как средством разоблачения несбыточных иллюзий, вымыслов, но снова и снова сам возвращается в романтических образов. Значительное влияние на поэтическое творчество Гейне произвела немецкая народная песня, на образцах которой он учился мастерству непосредственного, искреннего изображения чувств.
Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эпоха романтизма сделала лирику традиционным жанром немецкой литературы. Его поэзия стала высшим достижением немецкого романтизма. Гейне отбрасывал устаревшие поэтические условности, говоря о своих чувствах без риторики и поэтики, а иногда позволял себе даже иронизировать над страстью своих чувств. Простота, естественность, импровизационность его поэзии покорили тогдашнего читателя. Гейне способствовал «упрощению» лирики, с космических высот и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерську гостиную, но от этого она не перестала быть искренней и значительной. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь - это кредо лирического героя «Книги песен» Гейне. Лирические стихи насыщены признаками повседневности, которые заставляют поверить в искренность чувств. Сквозь лирическую взволнованность постоянно прорывается ироническая интонация. Герой «Книги песен», каким бы не был счастливым, всегда помнит, что это лишь мгновение, а не вечное блаженство. Он находит в себе силы улыбнуться даже когда его чувства не разделяют, жить дальше и снова любить. Благодаря иронии Гейне поднимается над своим лирическим героем, автор всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Названием «Книги песен» Гейне определил жанр и традицию своей лирики: поэт в первой своей книге следовал традиции немецкого фольклора. Он взял некоторые темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песне. Подобно немецкой песни стихи Гейне часто похожи на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни обусловила свободную поэтическую форму, чем автор и руководствуется. Вместе с тем в «Книгу песен» вошло много стихов, которые были написаны в строгих канонических жанрах сонета, баллады, романса. Молодой Гейне пытался использовать свой поэтический талант в разных жанрах, которые варьировали изменения настроения лирического героя.
«Книга песен» состоит из четырех разделов. Первый раздел, «Юношеские страдания», является наиболее романтичным. Перед нами - переживания и муки неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние. Он воспринимает свою трагедию как самую большую в мире. Жизнь и смерть борются в его сознании. Второй раздел, «Лирическое интермеццо», изображает страдания как извечную, но всегда новую историю. Поэтому это примиряет страдальца с жизнью, тоску сменяет светлая печаль. К этому циклу относятся стихи о сосну, пальму, известные нам в переводе М. Ю. Лермонтова, хотя в стихах Гейне «сосна» - мужского рода, а «пальма» - женского рода, и тематика имеет более глубокую любовную направленность. В третьем разделе, «Возвращение на родину», любовные страдания юности уже воспринимаются на временном расстоянии, наводя на мысль переосмысления всего, что произошло. Гейне использует мотив странствий, где разочарованный лирический герой покидает родные места и теперь, вернувшись, смотрит на все просветленным взглядом. Юношеские страдания теперь дорогие для него лишь как воспоминания. В этот цикл входит знаменитый стих, посвященный рейнской красавицы Лореляй. Это давняя народная легенда о погибшей несчастную красавицу, которая вытекает на побережье и завораживает всех, кто плывет Рейном возле высокой скалы, и это приводит к трагедии. Именно Гейне сделал этот сюжет очень популярным, и его стихотворение стало народной песней. Лореляй воплощает губительную силу любви, которой она наделена не по своей воле, ведь любовь - это сложное, загадочное чувство, которое очень трудно понять. В последнем разделе - «Северном море» - доминирующим становится аналитическое начало. Лирический герой, переживший разочарования, потери, стремится теперь жить одной жизнью с природой, почувствовать себя малой, но необходимой частью вселенной. Ему кажутся теперь суетою пустые волнения, он избавился от романтических грез и иллюзий. Символичным в этом плане является стихотворение «Кораблекрушение», который перевел Ф. И. Тютчев.
В 1826-1831 годах Гейне пишет «Путевые картины» - серию художественных очерков, в которых на первый план выходит личность автора, это страстный, любознательный наблюдатель, который подвергает критике современную ему действительность. Путешествие Гарцом служит для автора поводом, чтобы высказать свои мысли о различных сторонах общественной, политической и культурной жизни Германии.
В 30-е годы началась бурная публицистическая деятельность Гейне. Он печатает серию статей, в которых знакомит немецкого читателя с Францией времен Июльской монархии. Когда осенью Гейне совершил поездку в Германию, он почувствовал, как изменился за эти годы: приобрел большого общественного опыта, овладел передовыми идеями своего времени. После возвращения поэта из Германии в декабре 1843 года он встретился с молодым политическим мыслителем Карлом Марксом. Между ними установились тесные дружеские отношения. Важную роль сыграло знакомство с учением утопических социалистов, особенно Сен-Симона. Идеи Сен-Симона нашли отражение в первом разделе его новой поэмы «Германия. Зимняя сказка» (1844). Сюжетом ее послужила путешествие писателя Германией. В ней скрыт острый политический конфликт. Образ родины Гейне описал в четком временном и пространственном измерении. Пространство поэмы - это территория Германии, каждый новый раздел - это новое место, одновременно реальное и условное. В центре авторского внимания - современность, хотя он иногда обращается к наполеоновской эпохи или к древности, которая стала уже мифами и легендами.
Восстание ткачей летом 1844 года всколыхнуло всю Германию. Это событие нашло отражение в творчестве многих поэтов и художников, стремившихся вызвать сочувствие к тяжелой судьбе ткачей. Гейне откликнулся на это событие стихотворением «Силезские ткачи» (1844).
В последнее десятилетие жизни поэт был прикован к постели, эти восемь лет он называл «матрацною могилой». События в Германии глубоко волновали поэта. Он обвиняет трусливую немецкую буржуазию, ее предательское поведение во время революции. Тяжкие размышления вызывает поражение революционных сил Германии и Венгрии («В октябре», 1849). Сборник «Романцеро» (1851) отражает настроения горечи, его взгляд на ход истории становится пессимистичным.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
«Книга песен», «Путевые картины», «Германия. Зимняя сказка» «Силезские ткачи», сборник «Романцеро».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гиждеу С. П. Лирика Генриха Гейне.- М.,1983;
2. Стадников Г. В. Генрих Гейне.- М.,1984.
|
|
|