ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЕЙМ, Георг

(1887 - 1912)

ГЕЙМ, Георг - творчество писателя

ГЕЙМ, Георг (Heym, Georg - 30.10.1887, Гіршберг 16.1. 1912, Берлин - немецкий поэт.

Гейм - немецкий экспрессионист, творческий путь которого ограничивается неполными тремя годами.

Сам Гейм называл себя «немецким Рэмбо». Возможно, судьба художника означилася выбором такого образца - поэтическое жизни А. Рембо было ярким и коротким. Гейм учился на юриста, но, так и не получив образования, подался в столицу. Там он познакомился с творческой молодежью, вместе с другими юными поэтами выступая в литературных кабаре Берлина. В 1900-х гг. в искусстве Германии зародился экспрессионизм. Поэзия Гейма стала голосом этого направления.

Так случилось, что первая сборка Гейма «Вечный день» («Derewige Tag», 1910-1911) и стала последним прижизненным книгой поэта. Агрессивная обраВНОсть экспрессионизма - «визитка» книги. Для Гейма метафора перестает быть «образным средством», она «реализуется» в виртуальной действительности. Возникает параллельный мир - фантастический, фантасмагорійний, построенный на абсурде и гротеска. И за этой причудливой фантазией скрытое современное Гейма жизни. Поэт чувствовал апокалиптические настроения своей эпохи; город становится главным героем «Вечного дня».

Крупные города колінкують перед брюхом Ваала; огромные демоны бредут по морю крыш, нащупывая дома, задувая свет, засуваючи руки в человеческую гущу, как в зыбкое болото; они следят роженицу, лоно которой смыкается, а новорожденный малыш, облившись кровью, разрывается пополам. На земле, среди кварталов, раздавленных в пыли, - жители города, напівпримарний толпа обреченных людей. Бедные, слепые, сумасшедшие, голодные... А в небе облака превращаются в движущуюся вереницу утопленников, висельников, мертворожденных. Мир несет человеку гибель. Природа безразлична к страданиям людей. Пленэрный пейзаж такой же катастрофический, как и городской. В стихотворении «Спящий в лесу», навеянному Ш. Бодлером, герой - мертв'як с проломленным черепом, мозг которого становится праздничным блюдом для червей. Бабочка залетает в кровавый брешь, уверен, что это - «бархат розы», «бутон цветка».

Апокалиптическим есть и история. В сонетах Гейма воскресает эпоха кровавых пыток, торжества гильотины. Образ Офелии, которая плывет в глубине реки мимо подъемные краны, стальные мосты, визг машин, становится символом гибели прекрасного - вместо цветка в волосах Офелии гнездо болотного крысу.

Вторая книга стихов Гейма вышла в свет уже после смерти автора - «Тень жизни» («Umbra vitae», 1912). Главные мотивы этого сборника бывшие: город - «мрачный морг», поля - «голые пустыни», вокруг - «маска смерти». Но, в отличие от первой книги, здесь появляется «я» лирического героя, что свидетельствует о переходе поэта от экспрессивной речи к экзистенциальной. «Я» поэзии Гейма может быть представлено и как «мы», и как «он», но это всегда выражение его собственного состояния, когда жизнь - полная безысходность. В «Тени жизни» возникает тема самоубийства, всегда связана с водой:

Не витріщай очисьок, жабо, пришел

умереть я сюда.

Не тріпочися, очерете, и не волнуй

гладь воды...

Ночью повеет прохлада - слились тени

уже давно.

Я еще тяжелый и серый камень, тихо

падает на дно.

И прикосновение рыб, проплывающих,

уже далеко от земли.

Все, все вы прощайте - мосты,

облака, корабли.

Когда летом 1911 года Гейм познакомился с 19-летней Хільдегардою Крон, которая стала его возлюбленной в последние полгода жизни, он и чувства к ней сравнивал с гибелью в воде:

Водоворот длинных черных ресниц твоих,

Глаз безграничная глубина -

Позволь окунуться в них,

Дай достичь вплоть до дна.

Любовная поэзия Гейма полна эстетики смерти. Поцелуи - красные кинжалы, вцілюють просто в сердце, а башня «под городом Луны», в которой прячутся влюбленные, - приют забвения, где «алые губы» дают «напиться вечного сна». Эсхатологические мотивы не исчезают в его произведениях, а становятся доминантой его творчества. Гейм не зовет смерть, но чувствует ее присутствие в каждом явлении жизни. За несколько дней до катастрофы он написал мрачный стих - о город в лучах заката («Вечерних городов ухабистые переулки»). Герой и его возлюбленная видят, как «двое в желтом» несут их отрезанные головы. Жизнь на глазах превращается в смерть. 16 января 1912 г. так случилось и с Геймом - он провалился под лед на реке Хафель в окрестностях Берлина.



По Есть. Абрамовських