ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЕЙДЕНСТАМ, Карл Густав Вернер фон

(1859 - 1940)

ГЕЙДЕНСТАМ, Карл Густав Вернер фон - творчество писателя

ГЕЙДЕНСТАМ, Карл Густав Вернер фон (Heidenstam, Carl Gustaf Verner von - 06.07.1859, Ольсхаммар - 20.05.1940, Евралід) - шведский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1916 г.

Гейденстам, по выражению отечественной критики, - «самая яркая звезда в созвездии самобытных художников, которые возродили шведскую поэзию в конце XIX века». Он родился 6 июля 1859 г. в Ольсхаммарі, что в Южной Швеции, в старинной аристократической семье. С детства болел, поэтому после получения начального образования родители послали его учиться за границу, в южные страны Средиземноморья. Гейденстам много путешествовал по Ближнему Востоку, Греции и Италии, а после возвращения в Швецию в 1890 г. отец, заметив способности сына к рисованию, отправил его в Париж, где тот изучал живопись в Школе изящных искусств. С 1886 г. вместе с женой-швейцаркой Гейденстам жил в средневековом замке в Северной Швейцарии, где познакомился с А. Стріндберґом, а в 1887 г., после возвращения в Швецию, поселился в родном Ольсхаммарі, где и прожил до самой смерти.

Дебютировал Гейденстам как поэт сборником «Пілігримство и годы странствий» («Vallfart och vandringsar», 1888), стихи из которой, навеянные путешествием по Средиземному морю, были полны восточной экзотики и детскими воспоминаниями. Уже первый сборник сделала Гейденстама популярным, а через некоторое время он стал одним из лидеров неоромантической направления в шведской поэзии. Свои эстетические взгляды Гейденстам обосновал в литературном манифесте «Ренессанс» («Renassans», 1889), где противопоставил неоромантизм натурализма, а также в посвященном Средиземноморью романе «Эндимион» («Endymion», 1889) и экспериментальном романе «Ганс Альєнус» («Hans Alienus», 1892), где чередуются стихи и проза, а фигура главного героя интерпретирует фаустівські мотивы.

Найдовершенішою частью литературного наследия Гейденстама его поэзия, в которой с годами усиливались исторические, национально-патриотические и религиозные мотивы: сборники «Стихи» («Dikter», 1895), «Народ» (1902), «Новые стихи» («Nya dikter», 1915), «Последние стихи» («Sista dikter», изд. 1942 г.). Параллельно писатель продолжал обращаться к прозе, в которой также доминирует тематика героического исторического прошлого Швеции: одна из самых популярных прозаических книг, своеобразный национальный миф «Войны Карла XII» (1898), сборник новелл «Святой Юлий и змей» («Sankt Goran och draken», 1900), романы «Древо Фолькунґів» («Folkunga trader», 1905 - 1907), «Паломничество святой Бірґіти» («Heliga Birgittas pilgrimsfard», 1901), двухтомная поэма в прозе «Шведы и их вожди» («Svenskarna och deras hovdingar», 1908-1910). В 1916 г. писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе «как выдающемуся представителю новой эпохи в мировой литературе», после этого Гейденстам больше не писал художественных произведений. Его последним произведением стала мемуарная книга «Когда цвели каштаны» («Nar kastanjerna blommade»), которая вышла в свет уже после смерти автора, в 1941 г.



В. Назарец