|
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
(1749-1832)
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ
Гете - величайший немецкий поэт, прозаик, драматург, мастер художественной, внятной речи; философ, естествоиспытатель и государственный деятель. Его жизнь и деятельность неразрывно связаны с великим катаклизмом, который превратил - под грохот войн и революций - феодальную Европу, дворянско-монархическую Европу буржуаВНО-капиталистическую. Гете владел несколькими иностранными языками (французским, итальянским, английским), изучал художественную литературу, историю, естественные науки, занимался музыкой и рисованием. Родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне, «свободном» имперском городе, который во времена детства и ранней юности Гете оставалось наполовину средневековым городом. Иоганн Вольфганг - сын богатого имперского советника Иоганна Каспара Гете, который не мог похвастаться родовитости, и Катарины Елизаветы, урожденная Текстор.
В автобиографической книге «Поэзия и правда» (1814) поэт писал о своем рождении: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Расположение созвездий способствовало мне...» Поэт был убежден, что расположение планет влияет на судьбу, и во Вселенной каждому выпадает особое место, потому что человек - существенная частица космоса. Гете верил в свою звезду и изо всех сил способствовал счастливому назначению. Его заполненное раВНОобразными занятиями и поисками жизни было строго подчинено внутренней дисциплине. Он выстраивал свою биографию по тщательно обдуманным и только ему известному плану.
Гете - в лучших своих произведениях - это самый совершенный образец мышления в образах. Поэзия Гете внутренне пронизана философией, и не только там, где поэт прямо рассказывает о высоких истинах, но и там, где он рассказывает, например, о каком-то интимное переживание - он является самым глубоким философом. Исследователи подсчитали, что Гете написал около 1600 стихотворений. Его произведения рождались как отклик на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Он отдавался целиком чувством, страсть велела ему выразить ее в поэтических строках. Вместе с тем Гете всегда чрезвычайно скромный и корректный в передаче лирических переживаний. Стихотворение «Свидание и разлука» (1771) посвящен Фрідеріці Брион. Несмотря на взволнованность и избыток чувств, лирический герой благородно-целомудренным. Встреча влюбленных происходит только в мечтах и воспоминаниях.
Начало творческого пути Гете связан с литературным движением, представители которого выступали под девизом «Буря и натиск!» Эти поэты и драматурги именовали себя «штюрмерами» - от немецкого названия «Sturm und Drang».
Стихотворение «Прометей» - это темпераментный монолог защитнике людей Прометее, который бросает тирану Зевсу вызов, утверждая, что верховный небожитель - лишь порождения человеческих предрассудков и страхов.
Свободолюбивые бунтарские настроения молодого Гете проявились также в его драме (1773), материалом для которой послужил жизнеописание Готфрида фон Берліхінгена, написанный им в 1557 году, но напечатан в 1731 году. Гец (сокр. от Готфрид) - реальная историческая личность. Следуя Шекспира, Гете игнорирует три единства в классицизме, в драме 56 быстроменяющихся эпизодов, множество персонажей. «Гецфон Берлихинген» написан прозой, герои говорят простым, порой даже грубоватой народной речью.
Роман «Страдания юного Вертера» (1774), написанный в Веймаре, где Гете по настоятельному требованию отца стажировался в имперском суде, сделал автора знаменитым не только во всей Германии, но и во всей Европе. Гете избрал для «Вертера» эпистолярное форму. Письма - это своеобразная исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 года по декабрь 1772 года. Итак, время действия и время написания романа чрезвычайно близки. Эпистолярный роман - любимый жанр эпохи сентиментализма. Гете вполне в духе сентиментальных произведений прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек независимо от своей сословной принадлежности. Гете одним из первых произнес миру свои идеи: достоинство человека не в его предках, не в имущественном состоянии, а в ней самой - в ее личности, в ее таланте, интеллекте и поступках.
На склоне лет Гете рассказал в «Поэзии и правде» о том, что он написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от мысли о самоубийстве, которая преследовала его. Однако поступок Вертера оказался настолько заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), в Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств молодых людей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Роман «Страдания юного Вертера» остался в мировой литературе как непревзойденный произведение о трагической неразделенной любви.
В 1775 году Гете принял приглашение саксенвеймарського герцога Карла-Августа и переехал в Веймар. Он стал первым министром герцога, получил титул тайного советника. Исследователь творчества Гете Н. Н. Вильмонт так объяснил мотивы этого поступка: «Отъезжая в Веймар, Гете лелеял надежду добиться радикального улучшения общественных отношений хотя бы на небольшом клочке немецкой земли, во владениях Карла-Августа, для того, чтобы этот клочок земли послужил образцом для всей страны, и проведенные там реформы стали бы прологом общенациональной перестройки немецкой жизни». Гете вскоре убедился, что это было утопией, ибо герцог, разумеется, забыл о своих благих намерениях. Гете постепенно ограничивает свою государственную службу, оставляя за собой лишь театр и учебные заведения.
Уставший и разочарованный, Гете в 1786 году уходит из Веймара и два года проводит в Италии. Он жадно впитывает впечатления от навколішнього жизни, тонко ценит произведения искусства. Простоту и спокойное величие античной культуры он называет главным художественным принципом, изучает античное и ренессансное искусство, пробует себя в живописові. Отказавшись от бунтарства ранних лет, он видит цель своего творчества в мирной пропаганде просветительских идей. В его трагедии «Ифигения в Тавриде» (1779-1786), написанной на сюжет древнегреческого мифа, новая героиня выступает настоящим борцом против варварства и жестокости, действуя силой убеждения. Но потом Гете возвращается в Веймар и оставляет его только ради недолгих поездок в Карлсбада, Марієнбада и до других мест, где он поправлял здоровье. Всю жизнь Гете теперь протекает в Веймаре, где к нему приходит мировое признание, раскрывается его универсальный талант поэта и прозаика, драматурга и литературного критика, театрального постановщика, актера, художника, археолога и натуралиста.
Гете обычно подолгу работал над большинством своих произведений. К примеру, замысел драмы «Эгмонт» возник еще в 70-х годах XVIII века. Однако поэт закончил ее в Италии в 1787 году, а в следующем - напечатал. В трагедии отразилось юношеское увлечение Гете Шекспиром. Немецкий драматург, как Шекспир, обращается к исторической эпохе, крайне напряженной, когда в тугой узел противоречий сплелись политические и религиозные конфликты. Стремясь воссоздать события правдиво, Гете выбирает прозаическую форму, что для того времени было новшеством, ведь драмы писались стихами.
В творчестве Гете после возвращения из Италии отразились новые эстетические взгляды, что исследователи определяют как «веймарский классицизм». Поэт теперь отдает предпочтение классическим формам античного искусства, он сдержан в выражениях своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных столкновений он довольно осторожно проявляет свои симпатии и антипатии. Это особенно сказалось в эпической поэме «Герман и Доротея» (1798). Гете сделал редкую и довольно удачную - создать идеальные образцы фигур своих современников. Главные персонажи поэмы привлекают чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием. Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничное, ведь при любой тяжелой ситуации они слушают повеления своих добрых сердец. Эпическая поэма «Герман и Доротея» привлекает нас и сегодня своим оптимистичным видением мира и мирного труда.
Гете обвиняли в том, что он не понял значение французской буржуаВНОй революции. Упреки эти несправедливы. Осознавая закономерность выступления третьего сословия, который штурмом захватил Бастилию, Гете осуждал пороки вождей восставшего Парижа и якобинский террор.
Какими бы творческими замыслами не занимался Гете, он всегда неизменно возвращался к стихам. Формы и жанры его лирических произведений менялись, как менялись с годами и десятилетиями взгляды гениального человека, который жил напряженной духовной жизнью. Другими становились его взгляды на человека, на взаимоотношения наций и классов. Гете постепенно склонялся к мысли, что единственной силой, которая способна влагіднити нрав человека, является искусство, следовательно, только красота облагораживает каждого человека и народ в целом.
Он не отрицает своих юношеских тираноборчих настроений, но переосмысливает их в своей зрелой поэзии, вносит успокаивающие настроения. Поворотный этап в развитии поэзии Гете сказался в элегии «Ильменау» (1783). Элегия «Ильменау» выражает идеал, который на протяжении многих лет будет утверждать своим творчеством Гете: каждый человек, кто бы она не была - князь или поэт, актер или рудокоп или крестьянин - обязана выполнить свой долг, служить своему призванию и тем самым служить людям, совершенствовать жизнь и украшать землю. Понятие долга становится центральным в системе нравственных ориентиров Гете.
В первых веймарскую десятилетие Гете написал свой второй роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Однако роман не был издан, а впоследствии текст был переработан для нового романа с тем же героем - «Годы учения Вильгельма Мейстера». Гуманизм этого романа выражен в настойчиво повторяющейся мысли: страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человечество сильнее и хоробрішим. «Через страдания к радости» - эта мысль Шиллера была близка и Гете.
Два выдающихся немецких поэты - Шиллер и Гете - в 1797 году дружно соревновались в написании баллад. Гете был инициатором возрождения этого жанра.
Баллады Гете «Лесной царь», «Коринфская невеста» и другие были написаны в традициях жуткой мрачной баллады. Источниками к ним служили античные мифы и средневековые переводы. Балладам Гете присуще нечто загадочное. Гете передает ощущения ночных страхов, таинственное, потустороннее врывается в реальную жизнь.
Таланта Гете была свойственна универсальность. Воспроизвести в слове разные исторические эпохи, выразить чувства сильные, порой взаимоисключающие, разгадать тайны человеческих поступков, проникнуть в недра природы - все это было присуще Гете.
Идея взаимосвязи различных культур и эпох вдохновляла Гете, когда он работал над поэтическим циклом «Западно-восточный диван» (1819). Диваном в восточных странах называли подборки стихов, расположенных в определенном порядке. Падение Наполеона, захват очаровательной и поэтически одаренной Марианной фон Вилле-мэр, открытие лирики Хафиза, который жил в Ширазе в XI веке,- все это, поэтически переосмыслено, составило содержание «Западно-восточного дивана». Все стихи «Дивана» пронизывает мысль, о нетленность поэтического слова, виреченого Хафизом и другими великими восточными поэтами. Они воспевали любовь и жизнь и поэтому заслужили бессмертие. В стихах Гете прозвучала важная мысль о единстве человеческой цивилизации, о связи разных времен и стран, о взаимообогащения культур.
На протяжении всего творческого пути Гете работал над трагедией «Фауст». Смелость этого замысла заключалась в том, что предметом «Фауста» служил не один какой-то жизненный конфликт, а последовательная цепь глубоких конфликтов на протяжении единого жизненного. Такой план трагедии, который противоречил всем принятым правилам драматического искусства, позволил Гете включить в «Фауста» всю свою житейскую мудрость и большую часть исторического опыта своего времени. В 1773 - 1775 годах он создал первый вариант «Фауста», который содержал основные сюжетные моменты. Этот так называемый «Пра-Фауст» в рукописях Гете не сохранился, но был обнаружен в 1887 году в записи одной из поклонниц великого поэта. В 1790 году был опубликован «Фауст. Фрагмент». Особенно интенсивно работа продолжалась с 1797 по 1801 год. Были написаны «Посвящение», оба «Прологи», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Первая часть была закончена в 1806 году, а вышла в свет в 1808 году.
Замысел второй части появился в 1797-1801 годах, но до написания ее Гете обратился лишь через четверть века по настоятельной просьбе его секретаря Иоганна Петера Екермана. Гете завершил работу над «Фаустом» в 1831 году. Полностью трагедия была издана в 1832 году в первом томе «Посмертного издания сочинений Гете.
Творчество Гете - одно из выдающихся явлений мировой литературы, что входит в сокровищницу художественных и литературных ценностей человечества.
«Фауст»
Создавая «Фауста», Гете воспользовался сюжетом немецкой народной легенды о докторе Фаусте. Врач и алхимик Иоганн (у Гете - Генрих) Фауст жил в первой половине XVI века. Легенда говорит о нем как о выдающемся мага и чародея, которому были подвластны потусторонние силы, за что его ждала расплата в аду. По преданию, его задушил дьявол, что произошло около 1540 года. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне книгодрукар Иоганн Шпис выпустил книгу, на титуле которой значилось: «История доктора Иоганна Фауста, прославленного волшебника и чернокнижника. О том, как он на договорный срок продался дьяволу, какие удивительные приключения он за это время увидел, сам начинал и испытывал, пока не заняла его, наконец, кара. Составлен на основе его собственных, оставленных им произведений. Собрано и подготовлено к печати для чистосердечного назидание всем недоверчивым, эгоистичным людям. Пусть будет им это страшным примером, что отвращает наставлениям...». Народная легенда была переиздана в 1589 году, а в 1593 году повествование было дополнено биографией Вагнера - ученика Фауста. Вагнера мы видим безпутним бродягой, который овладел тайнами магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатство.
Немецкая народная легенда переводилась и издавалась в Англии, Голландии и Франции. Английский драматург Кристофор Марло (1564-1593) использовал сюжет для своей трагедии «Трагическая история доктора Фауста». К сюжету о Фаусте обращались незадолго до Гете Клингер и Лессинг.
Постепенно легенда о докторе Фаусте стала настолько популярной, что ее исполняли на сцене. Одну из таких спектаклей Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Мефистофелем.
Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на своей собственной судьбы в первой части показал осуществления всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности всего человечества.
Однако, с точки зрения Гете, максималістське осуществления свободной воли влечет за собой трагедию. В первой части погоня героя за наслаждениями оборачивается гибелью героини. Во второй части трагедией оборачивается стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматичные исправления в мироздании.
По авторскому определению, «Фауста» было создано в жанре трагедии. Однако в целом произведение не рассчитан на сценическое воплощение. В «Фаусте» сочетаются эпос, лирика, драма. За многими жанровыми признакам он близок к поэме.
«Фауст» открывается «Посвящением», написанной октавами. Четыре восьмирядкові строфы воспроизводят момент возвращения автора до заветного замысла. Прошла четверть века відтоді. как началась работа над трагедией, первых слушателей уже не стало, и это придает «Посвящении» элегического настроения.
В «Прологе в театре» воспроизводятся наблюдения Гете, который руководил много лет Веймарским театром. Директор театра, поэт и Комический актер, каждый на свой лад толкуют свое понимание искусства. Директор мечтает, чтобы публика валила валом в театр. Поэт пренебрегает толпой, он направлен к надзоряних высот, а Комический актер ради аплодисментов готов развлекать зрителя. У каждого из них своя правота, диспут длится недолго, Директор напоминает, что сейчас начнется спектакль.
В «Прологе на небесах» возникает завязка трагедии. В пари, заключенном Мефистофелем с самим Господом, спор идет о человеке, о его добродетели, муки и радости, удовольствие и разочарование. Предмет спора - человек, а человек этот - Фауст.
Доктор Фауст предстает перед читателем в готическом кабинете. Прожита большая жизнь, усвоено много раВНОобразных знаний, но истина осталась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и только пасхальный пение удерживает его от греховного поступка.
В Фаусте Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: неудовлетворенность достигнутым и устремленность к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, человек закладывает душу дьяволу. В обмен Мефистофель дарит Фаустові молодость, и начинается их совместное восхождение к повседневной жизни. «Фауст» - это не только философская трагедия, что оперирует абстрактными понятиями, это и изображение конкретного реальной жизни Германии, Важное место в контексте занимают народные сцены, обозначены лирикой и юмором: «У городских ворот», «Погребок Ауэрбаха», сцена с Мартой.
Из недр народной жизни предстает и образ Маргарита. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство собственного достоинства, она долгое время не подвергается дьявольским ухищрениям Мефистофеля. Силы неравные. Фауст дарит ей драгоценности, соседка Марта, за налучуванням Мефистофеля, действует как опытная сводня.
Трагедия Маргариты заключается в преступлении, совершенном бессознательно и убежденно взятой на себя за свою вину возмездия. Несмотря на мольбы Фауста, она отказывается покинуть темницу. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает на себя суровую кару.
Фауст, который стремился осчастливить Маргариту, стал причиной ее гибели. И виноват ли он? Он виноват, если смотреть на него как на обычного человека. Но он - символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути в бесконечность.
Во второй части странствие Фауста продолжается, но теперь он путешествует не только в пространстве, но и во времени, своевольно блуждая эпохами. Во второй части трагедии, чередуясь, меняются два исторических периода: средневековье и античность. Гете создает множество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также с собственной безграничной фантазии.
При дворе германского императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, в чем, вероятно, сказался жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя разорена, в стране царят хаос и разруха. Мефистофель подсказывает, что начать надо с выпуска бумажных денег под залог земных богатств, но это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике изображения исторического момента, а в обобщающей символике.
Символическая и любовь Фауста к Елене Прекрасной. Спасет ли красота человечество? В захвате Фауста Еленой Гете воспроизвел сознательное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста недолговечно, оно разрушается, как исчезает миф, когда в него вторгается историческая правда. В эпизоде с Еленой отразился и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Евфоріона - сына Фауста и Елены - Гете показал Байрона и его гибель в Греции.
Возвращаясь к средневековью, он видит, что Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он-творец. У него возникает план отвоевать часть суши и моря. Глобальная цель в его глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии - жизнь двух стариков Филемона и Бавкіди, хижина которых мешает строительным роботам. их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слепой и не видит того, что замкнутый в плену Заботы, но он не покорился, не останавливается даже в последнюю минуту. Душа Фауста спасена, ведь жизнь его всплыло в стремлении к бесконечному. Но в момент своего высшего прозрения Фауст изображен слепцов. Вряд ли это можно считать случайностью. Гете был реалистом и никому не хотел навязывать мнения, что грандиоВНОе видение Фауста где-то на земле уже стало реальностью.
«Фауст» Гете, величайший художественный памятник мировой культуры, сохраняет свою актуальность и в наши дни. Высокий гуманизм, творческий поиск, поэзия труда и пафос созидания, что прославленные в найвизначнішій трагедии, безграничная вера в лучшее будущее, делают п близким всему человечеству, которое борется за свободу и счастливое будущее народов. В этом - глубокий жизнеутверждающий гуманизм поэмы.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
драма «Гец фон Берлихинген», трагедия «Ифигения в Тавриде» роман «Страдания юного Вертера», поэма «Герман и Доротея», баллады «Лесной царь», «Корінфська невеста», поэма «Фауст»
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аникст А. А. Творческий путь Гете.- М., 1986;
2. Свасьян К. А. Иоганн Вольфганг Гете.- М., 1989.
|
|
|