ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЕТЕ, Иоганн Вольфганг

(1749 - 1832)

ГЕТЕ, Иоганн Вольфганг - творчество писателя

ГЕТЕ, Иоганн Вольфганг (Goethe, Johann Wolfgang - 28.08.1749, Франкфурт-на-Майне - 22.03.1832, Веймар) - немецкий писатель, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.

Гете - сын богатого имперского советника Иоганна Каспара Гете и Катарины Елизаветы, в девичестве Текстор, дочери высокого чиновника Франкфурта.

В автобиографической книге «Поэзия и правда» («DichtungundWahrheit», 1811 - 1814) он так писал о своем рождении: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Расположение созвездий было благоприятным...»

Поэт был убежден, что расположение планет влияет на судьбу и во Вселенной каждому отведено особое место, поскольку человек - существенная частица Космоса. Его заполненное раВНОобразными занятиями и поисками жизни было строго подчинено внутренней дисциплине. Он выстраивал свою биографию по тщательно обдуманным и лишь ему известному плану.

В детстве Гете изучал языки, в том числе и древнееврейский, рисование, занимался верховой ездой и фехтованием. Кроме традиционного комплекса гуманитарных знаний и физических упражнений, в домашнее образование Гете входили и естественные науки - обстоятельство, которое сыграло значительную роль в будущем развитии его научных интересов.

В 1765 г. отец отправил Гете в Лейпцигский университет изучать правоведение, однако юного студента больше влекло кипучая литературная и театральная жизнь этого значительного торгового и культурного города Германии. Обучение в Лейпциге было прервано серьеВНОй болезнью, поэтому следующие полтора года он провел дома. Весной 1770 г. Гете переехал в Страсбург, чтобы, по настоянию отца, закончить свое университетское образование. Здесь, в Страсбурге, слушания лекций по анатомии, химии и юриспруденции Гете перемежал с довольно интенсивной литературно-культурной деятельностью. На этот период пришлось его знакомство, а впоследствии и дружба с И.Г. Гердером, которое Гете позже назовет «самым значительным событием в его жизни. В Страсбурге Гете пережил и первую любовь к дочери сельского пастора - 16-летней Фридеріки Брион, которой посвятил лучшие лирические стихотворения этого периода.

6 августа 1771 г. Гете защитил диссертацию и получил степень лиценциата права. После возвращения домой отец отправил его в Вецлар, что неподалеку от Франкфурта. Здесь, в имперской судебной палате, Гете должен был практиковаться, хотя все его мысли были ориентированы на литературу. В Вецларе Гете влюбился в Шарлотту Буфф, дочь местного чиновника, на то время заручену. Безответная любовь и повлекло появление романа «Страдания юного Вертера», как и целого ряда лирических стихотворений.

Исследователи подсчитали, что Гете написал около 1600 стихотворений, которые рождались как отзывы на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Он полностью подпадал под власть нахлинутого ощущение, но в то же время Гете всегда предельно скромный и корректный в передаче лирических переживаний. К примеру, в стихотворении «Свидание и прощание» («Willkommen und Abschied», 1771), посвященном Ф. Брион, несмотря на взволнованность и избыток чувств, лирический герой предстает благородно-целомудренным. Встреча влюбленных происходит только в мечтах и воспоминаниях. Стихотворение «Прометей» е темпераментным монологом защитника людей - Прометея, который бросает тирану Зевсу вызов, утверждая, что верховный небожитель лишь творение человеческих предрассудков и страхов.

Начало творческого пути Гете связан с литературным движением, представители которого выступали под лозунгом «Буря и натиск!». Себя эти поэты и драматурги называли «штюрмерами» - от немецкого названия «Sturm und Drang».

Свободолюбивые бунтарские настроения юного Гете проявились также в его драме «Гец фон Берлихинген» («Gotz von Berlichingen», 1773), материалом для которой стал жизнеописание Ґотфріда фон Берліхінгена, написанный им в 1557 г., но отпечатанный в 1731 г. Гец (скороч. от Готфрид) - реальная историческая личность.

Вслед за Шекспиром Гете игнорирует классицистические три единства - в драме 65 сцен, которые быстро сменяют друг друга, и большое количество персонажей. «Гец фон Берліхінґен «написан прозой, герои общаются простой, а порой грубоватой народной речью.

Главный герой - рыцарь, который восстал против княжеского произвола. Опираясь на исторические хроники В. Шекспира, Гете мастерски воссоздает колорит эпохи, описывая пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров, представителей придворной знати бамберзького князя-епископа. Меньшее значение имели драмы Гете на современные темы: «Клавіґо « («Clavigo», 1774) и «Стелла»(«Stella», 1775).

Роман «Страдания юного Вертера» («Die Leiden desjungen Werthers», 1744), написанный в Веймаре, где Гете по настоянию отца проходил стажировку в имперском суде, сделал автора знаменитым не только в Германии, но и всей просвещенной Европе.

Гете избрал для «Вертера «эпистолярное форму. Письма - это исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 г. по декабрь 1772 г. Таким образом, время действия и время создания романа чрезвычайно близки. Эпистолярный роман - любимый жанр сентименталістів. Гете в духе сентименталістських представлений прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек, независимо от своей сословной принадлежности.

Гете одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство человека не в его предках, не в ее сословной принадлежности, а в ней самой - в ее личности, в ее качествах, интеллекте и поступках.

В конце жизни в «Поэзии и правде» Гете рассказал о том, что он написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от навязчивой мысли о самоубийстве. Однако поступок Вертера оказался настолько заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств молодых людей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Роман «Страдания юного Вертера» остался в мировой литературе непревзойденным произведением о трагической неразделенной любви.

В 1775 г. Гете принял предложение Саксен-Веймарского герцога Карла-Августа и переехал в Веймар, где взял на себя ряд государственных обязанностей, стал первым министром герцога, получил титул тайного советника. Исследователь творчества Ґ, - Н.Н.Вільмонт так объяснял мотивы этого поступка: «Отъезжая в Веймар, Гете лелеял надежду радикально улучшить общественные отношения хотя бы на небольшом клочке немецкой земли, во владениях Карла-Августа, с тем, чтобы этот клочок земли был образцом для всей страны и проведенные на нем реформы стали бы прологом общенационального переустройство немецкой жизни».

Гете вскоре убедился, что это были напрасные надежды, поскольку герцог, разумеется, забыл о своих благих намерениях. Гете постепенно сузил круг своих обязанностей, оставив лишь попечения театром и учебными заведениями, а 3 сентября 1786 г. вообще сбежал из постылого веймарского придворного мира. Два года он провел в Италии, где изучал античное и ренессансное искусство, сам пробовал свои силы в живописи, но затем вернулся в Веймар и покидал его только ради кратковременных поездок в Карлсбад, Мариенбад и в другие места для улучшения здоровья. Всю жизнь Гете теперь проходило в Веймаре, где к нему пришло мировое признание, раскрылся его универсальный талант поэта и прозаика, драматурга и литературного критика, театрального постановщика, актера, художника, археолога и естествоиспытателя.

Гете обычно длительное время работал над большинством своих произведений. Например, замысел драмы «Эгмонт» («Egmont») приходится на 70-е pp. XVIII ст., когда он закончил черновой вариант. Однако окончательно завершил драму в Италии в 1787 p., а в следующем году - опубликовал. В трагедии отразилось юношеское увлечение В. Шекспиром. Немецкий драматург, как Шекспир, обратился к исторической эпохе, крайне напряженной, когда в тугой узел противоречий сплелись политические и религиозные конфликты. Пытаясь воссоздать события максимально правдиво, Гете выбрал прозаическую форму, что на то время было новшеством, поскольку драмы писали стихами.

Место действия «Еґмонта» - нидерландские провинции (современные Бельгия и Голландия), которые в середине XVI в. непосредственно принадлежали испанской короне. Филипп II назначил обладательницей Нидерландов свою сводную сестру, внебрачную дочь короля Карла V Маргариту Пармскую. Исполнителями ее воли, а по сути, фактическими правителями Нидерландских провинций были Вильгельм Оранский и граф Еґмонт, который стал центральным персонажем драмы. Все действие сосредоточено вокруг Еґмонта. Гете достоверно воспроизводит исторический конфликт: голландские бюргеры недовольны высокими поборами, которыми обложил их король. Они принимают протестантскую веру, и это также усиливает их антагонизм с католической Испанией. В городах вызревает недовольство, способное вызвать революционный взрыв,

По мнению Гете, народ сам выбирает своих вождей. Любимец простонародья, Еґмонт даже наперекор своей воле призван возглавить борьбу страны за свою независимость. В трагедии «Еґмонт» судьба героя предопределена привязанностью к нему народа, который сам сделал его своим вождем. Любовь соотечественников к Еґмонта мотивируется не столько политическими мотивами, сколько тем, что он правильно понял стремление народа в эпоху исторических катаклизмов.

Драматург пошел на нарушение исторической истины, создавая образ главного героя. Еґмонт в Гете значительно моложе, чем был на самом деле.

Он почти юноша, который нежно любит девушку из народа Клерхен. Гете отчасти идеализирует Еґмонта. Герой трагедии увенчанный почестями, он счастливый, талантливый, мудрый и отважный. Кажется, ничто не предвещает беды. Но по приказу короля герцог Альба, ворвавшись со своей армией в Нидерланды, жестоко расправляется с свободолюбивыми горожанами. Еґмонт, как их любимец, арестован первым, ему грозит смертная казнь.

В заключении наиболее ярко проявляется героический характер Еґмонта. Теперь и только теперь его надежды обращении к народу, который мог бы вызволить его. Он верит, что восставший народ прогонит испанцев. Преданная ему Клерхен пытается поднять горожан на борьбу. Но Еґмонт обречен, он пропустил возможность стать настоящим другом и вождем народа. Теперь ему остается одно: своим примером, своей мужественной, достойной гибелью призвать народ к борьбе за свободу.

В трагедии Гете показано начало буржуаВНОй революции в Нидерландах, в результате которой страна была освобождена из-под испанского гнета, а через два десятилетия там установилась независимая республика. Но трагедия Гете была обращена к его соотечественников, не готовых к антифеодальної борьбы. Это для них звучал монолог Еґмонта, что в тогдашней Германии нашел отклик в литературе, искусстве, музыке Л. ван Бетховена, но не мог быть реализован практически.

В творчестве Гете после возвращения из Италии отразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют «веймарским классицизмом». Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал сдержаннее в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных столкновений он весьма осторожно проявляет свои симпатии и антипатии. Это просматривается особенно ощутимо в эпической поэме «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1798).

Гете в этом произведении сделал попытку исключительную и достаточно удачную - создать идеальные образцы своих современников. Главные персонажи поэмы покоряют читателя чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием. Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничное, потому что при любой тяжелой ситуации они идут по велению своих добрых сердец.

Какие бы творческие замыслы не привлекали Гете, он всегда неизменно возвращался к поэзии. Формы и жанры его лирических произведений менялись, как менялись с годами и десятилетиями и взгляды гениального человека, который жил напряженной духовной жизнью. Другими становились его взгляды на человека, на взаимоотношения наций и классов. Гете склонялся к мысли, что единственной силой, способной смягчить нравы, искусство, что только красота делает благородным каждого человека в частности и весь мира в целом.

Он не отрицал свои юношеские тираноборчі идеалы, но переосмыслил их в зрелой своей поэзии, внеся успокаивающее поправку. Поворотный этап в развитии поэзии Гете зримо просматривается в поэзии «Ильменау» («Ilmenau», 1783). Элегия «Ильменау «выражает идеал, который Гете в течение лет будет утверждать своим творчеством: каждый человек, это князь, поэт, актер, рудокоп или крестьянин, обязана выполнять свой долг, следовать за своим призванием и тем самым служить людям, улучшать жизнь и украшать землю. Понятие долга становится центральным в системе нравственных ориентиров Гете.

В первых веймарскую десятилетие Гете написал свой второй роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters theatralische Sendung», 1777-1785; вид. 1911). Однако роман не был издан, а позже текст был переработан для нового романа с тем же героем - «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahre», 1793-1796; вид. 1795-1796).

С самого начала рассказ о том, как образованный немецкий бюргер порывает со своей средой, впоследствии став выдающимся драматургом, Гете-прозаик включил несколько замечательных стихотворений. Они являются поэтическими монологами героев, это их заветные мечты, стремления, переживания.

Миньона - девушка, почти ребенок, диковатая и оживленная, безгранично предан Вильгельму Мейстерові, - поет песню про живописную солнечную красоту Италии, где она родилась. В этой поэзии Италия становится символом всего прекрасного и необычного. Основной лейтмотив двух других песен Миньоны - тайное страдание, в котором она никогда не признается, которое угадает только тот, кому знаком такой же боль души. В четвертой песни Миньоны, как и в песне беззаботной, но чуткой и самоотверженной актрисы Филины, печаль и радость сливаются. Герои наслаждаются жизнью. Но среди веселья и счастья они не могут забыть, что блаженство не вечно, что человеку суждено пережить лишь счастливую мгновенность бытия.

Загадочный в романе о Вильгельме Мейстере образ Арфіста. Бедный незнакомый заблуда, которого приняли в труппу комедианты, исполняет песни, в которых трагизм бытия достигает апогея. Гуманизм этого стихотворения, как и всего цикла в целом, выраженный в настоятельно повторяющейся мысли: страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человечество сильнее и мужественнее. «Через страдания к радости» - эта мысль И. К. Ф. Шиллера, несомненно, была близка и Гете.

Две великие немецкие поэты - Шиллер и Гете в 1797 г. дружески соревновались в написании баллад. Гете был инициатором возрождения этого жанра.

Баллады Гете «Лесной король» («Erlkonig»), «Корінфська невеста» («Die Braut von Korinth») и др. написаны в традициях страшной сумрачной балади. их первоисточниками стали античные мифы и средневековые легенды. В балладах Гете обязательно присутствует загадочное. Гете передает ощущения ночных ужасов. Таинственное, потустороннее пагубно врывается в жизнь.

Таланту Гете была присуща универсальность. Воспроизвести в слове различные исторические эпохи, выразить сильные чувства, порой антагонистические, разгадать тайны человеческих поступков, проникнуть в недра природы - все это свойственно Гете.

Идея взаимосвязанности различных культур и эпох вдохновляла Гете, когда он работал над поэтическим циклом «Западно-восточный диван» («West-bstlicher Divan», 1819). Диваном в восточных странах называли сборники стихов, расположенных в определенном порядке. Падение Наполеона, захват очаровательной и поэтически одаренной Марианной фон Віллемер, открытие лирики Гафиза, который жил в Ширазе в XIV ст., - все это, поэтически переосмыслено, составило содержание «Западно-восточного дивана». Через все стихи «Дивана» проходит мысль о нетленность поэтического слова, сказанного Гафизом и другими великими восточными поэтами. Они прославляли любовь и жизнь и заслуживают бессмертия. В стихах Гете прозвучала важная мысль о единстве человеческой цивилизации, о связи разных времен и стран, о взаимообогащения культур.

На протяжении всего творческого пути Гете работал над трагедией «Фауст» («Faust»). В 1773 - 1775 гг. он создал первый набросок «Фауста», где содержались основные сюжетные моменты. Этот, т. н. «Пра-Фауст» в рукописях Гете не сохранился, но был обнаружен в 1887 г. в записи одной из поклонниц величайшего поэта. В 1790 г. был опубликован «Фауст. Фрагмент», своеобразный сокращенный вариант «Пра-Фауста». Его очень высоко оценил Й.К.Ф. Шиллер, с которым у Гете сложились тесные дружеские отношения. Шиллер побудил автора к продолжению «Фауста «. Особенно интенсивно работа велась с 1797 по 1801 годы. Были написаны «Посвящение», оба «Прологи», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Первая часть была завершена в 1806 г., а напечатана в 1808 г.

Замысел второй части вызрел в 1797-1801 гг., а до ее написания Гете обратился лишь через четверть века по настоятельным просьбам его секретаря И. П. Еккермана. Гете завершил работу над «Фаустом» в 1831 г. Полностью трагедия была издана в 1832 г. в первом томе его «Посмертного издания произведений».

Гете воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте. Врач и алхимик Иоганн (у Гете - Генрих) Фауст жил в первой половине XVI в. Легенда рассказывает о нем как о талантливом мага и колдуна, которому подвластны потусторонние силы, за что на него ждала в аду возмездие. По легенде, его задушил дьявол, что случилось около 1540 г. В 1587 г. во Франкфурте-на-Майне печатник Иоганн Шпіс издал книгу, на титуле которой была надпись: «История доктора Иоганна Фауста, знаменитого чародея и чернокнижника. О том, как на условленный год предался тому, чтобы дьяволу, какие удивительные приключения он за это время увидел, сам начинал и испытывал, пока не постигла его, наконец, заслуженная кара. Составлен на основе его собственных, оставленных им произведений. Собрано и приготовлено к печати для добросердного наставление всем високомислимим, самоуверенным и безбожным людям. Пусть будет для них это страшным образцом, відвертаючим наставлениям...». Народная книга была переиздана в 1589 г., а в 1593 г. рассказ дополнена биографией Вагнера - ученика Фауста. Вагнер предстает непутевым разгильдяем, который овладел тайнами магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатства.

Немецкую народную книгу переводили и издавали в Англии, Голландии и Франции. Английский драматург К. Марло (1564-1593) использовал сюжет для своей трагедии «Трагическая история доктора Фауста». К сюжету о Фаусте обращались незадолго до Гете - Ф.М. Клингер и Г.Э. Лессінґ.

Постепенно легенда о докторе Фаусте стала настолько популярной, что ее разыгрывали в спектаклях кукольники. Одну из таких спектаклей Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Мефистофелем.

Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фа-уста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществления всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности всего человечества. Однако, с точки зрения Гете, максималістське осуществления независимой воли влечет за собой трагедию. В первой части - погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини, Во второй части перерастает в трагедию стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматичные коррективы в мироздании. По авторскому определению, «Фауст» создан в жанре трагедии. Однако в целом произведение не рассчитан на сценическое воплощение. В «Фаусте» сочетаются эпос, лирика, драма. За многими жанровыми признакам он близок к поэме.

«Фауст» открывается «Посвящением», написанной октавами. Четыре восьмирядкові строфы отражают момент возвращения автора до заветного замысла. Прошло четверть века с тех пор, как началась работа над трагедией, первых слушателей не стало, и это придает «Посвящении» элегического настроения.

В «Прологе в театре» отражены наблюдения Гете, когда он в течение многих лет руководил Веймарским театром. Директор театра, Поэт и Комедийный актер, каждый на свой манер рассуждают об искусстве. Директор мечтает, чтобы публика толпой двигалась к театру. Поэт презирает толпу, он направлен в надзоряну даль, а Комедийный актер ради аплодисментов готов смешить зрителя. Каждый из них прав по-своему, диспут длится недолго. В репликах Директора театра угадывается, что «Фауст «сценически воплощен.

В «Прологе на небе» возникает завязка трагедии. В паре, на которое пошли Мефистофель с самим Господом, речь идет о человеке, о его достоинстве, муки и радости, удовольствие и разочарование. Объект споров - человек, и этот человек - Фауст. Доктор Фауст предстает перед читателем в мрачном готическом кабинете. Прожита долгая жизнь, усвоено много превосходных знаний, но истина оказалась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и лишь пасхальное песнопение удержал его от греховного поступка.

В «Фаусте» Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: недовольство достигнутым и стремление к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он заставляет душу дьяволу. Зато Мефистофель дарит Фаусту молодость, и начинаете их совместное восхождение в обычную жизнь. «Фауст» - это не только философская трагедия, которая оперирует отстраненным понятием, а и изображение конкретного реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, проникнутые лирикой и гуманизмом: «У городских ворот», «Погреб Ауэрбаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство чести, она долго не поддается на дьявольские ухищрения Мефистофеля, однако силы неравны. Фауст дарит ей драгоценный убор, а соседка Марта, по наущению Мефистофеля, действует как опытная сводня.

Трагедия Маргариты состоит из подсознательного совершенного преступления и убежденно взятой на себя за собственную вину наказания. Несмотря на мольбы Фауста, она отказывается покинуть тюрьму. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает суровое наказание.

Фауст, который хотел сделать Маргариту счастливой, привел к ее гибели. Виноват ли он? Он виноват, если рассматривать его как обычного человека. Но он - символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути к бесконечности.

Во второй части странствия Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, но и во времени, своевольно блуждая эпохами. Во второй части трагедии, чередуясь, меняются два исторических периода: Средневековье и античность. Г. создает большое количество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также с собственной безграничной фантазии.

При дворе германского императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, на чем, вероятно, сказались жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя разрушена, в стране царит хаос и разруха. Мефістсфель подсказывает, что следует начать с выпуска бумажных денег под заклад земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике отражение исторического момента, а в обобщающей символике.

Символическое и любви Фауста к Елене Прекрасной. Спасет ли человечество красота? В захвате Фауста Еленой Гете воспроизвел извечное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста короткое, зоно исчезает, как исчезает миф, когда в него вмешивается историческая правда. В эпизоде с Еленой сказался и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Евфоріона - сына Фауста и Елены - Гете воплотил Байрона и его гибель в Греции.

Возвращаясь в Средневековье, он видит, то Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он - творец. У него возникает план отвоевать часть суши у моря. Глобальная цель в его глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии - жизнь двух старых, Филомена и Бавкіди, чья избушка мешает строительным роботам. их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слепой и не видит того, что оказался в плену Заботы, но не примирюється, не останавливается даже в последний смертный час. Душа Фауста спасена, потому что жизнь его прошло в стремлении к бесконечному.

Творчество Гете уже в начале XIX в. была широко известна в Украине. Он был избран почетным членом Совета Харьковского университета 11827). Т. Шевченко называл гениального немецкого поэта большим, знал и любил произведения, особенно трагедию «Фауст».

Первый перепев с Гете украинском языке принадлежит П. Гулаку-Артемовскому (баллада «Рыбак», 1827). Неутомимым популяризатором творчества Гете был И. Франко, который перевел много его стихов, значительную часть «Фауста» и написал научную разведку об этом произведении. С перепевами и переводами произведений Гете выступали П. Беленький-Носенко, Ю. Федькович, П. Грабовский, Б. Гринченко и др. В XX в. произведения Гете украинском языке переводили М. Рыльский, М. Бажан, М. Терещенко, Д. Загул, И. Вирган, В. Мысик, С. Голованевский, И. Стешенко, М. Лукаш, Есть. Дробязко и др.

Много тем и образов Гете вошли в мировую художественную культуру, в том числе и украинскую. В разговорах с друзьями, в беседах и переписке Гете неустанно повторял, что сюжеты, темы и образы он находит в литературе прошлого, в мифах и легендах.

Действительно, все сюжеты Гете, за исключением «Страданий юного Вертера», не новые, но Гете отплатил сторицей читателям будущих поколений, как человек, который всегда думала о будущем человечества.



В. Пронин