ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЕССЕ, Герман

(1877 - 1962)

ГЕССЕ, Герман - творчество писателя

ГЕССЕ, Герман (Hesse, Herman - 2.07.1877, M. Кальв - 9.08.1962, м. Монтаньйола, Швейцария) - немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии 1946 г.

Один из величайших немецких писателей, самый оригинальный и найхимерніший художник XX столетия, Гессе жил в трагическом мире нашей эпохи, много пережил и увидел. Он знал свое время и своих современников, но почти не писал об их повседневную жизнь и заботы. В своих известных книгах писатель поднимал созданную им действительность до высоких сфер духа, абстракции и обобщения. Не было случайным то, что в 1946, послевоенном году, именно этот немец был награжден Нобелевской премией. То было вполне заслуженное признание одного из величайших авторов философских романов и одного из крупнейших мыслителей-гуманистов XX века. Гессе был тесно связан с двумя странами - Германией, где в вюртембурзькому Кальви он родился, и с соседней Швейцарией, где он жил долгое время в юности, где с 1919 года и до конца своих дней в Монтаньйолі близ Лугано провел самые плодотворные годы творческой жизни. С 1923 г. Гессе стал гражданином Швейцарии, уважаемым и известным в мире писателем. Обе страны считают его «своим». На становление характера Гессе определяющее влияние имела местность, где он родился, и его семья. Малюсенький городок Кальв на севере Швабии было оплотом лютеранства. В подавляющем большинстве жители этого города были не только лютеранами, но и пієтистами, то есть принадлежали к этому ответвления протестантизма. Пієтизм основывается на принципе активной любви к Христу и считается особенно сентиментальным, чувственным христианством. Отказ от чисто внешних форм существования человека и концентрация на внутреннем, духовной жизни индивида, чьей задачей является воспитание собственной души и приближение к вечному идеалу - Христу, такова доктрина пиетизма. Один из дедов Гессе был миссионером и много лет проповедовал на Дальнем Востоке. Его дочь, мать Германа, продолжала миссию своего отца, ее муж провел четыре года на далеких островах Тихого океана как священник, но был вынужден по состоянию здоровья вернуться на родину. Супругов было единственное в своей любви к Богу, в своем служении ему, в строгих и скромных формах своего ежедневного быта. Это были высокообразованные, чистые люди, погруженные в свой духовный мир, всецело преданные религиоВНОй деятельности; события в мире их почти совсем не цікавили. их сыночек обнаружил свою беспокойную, мятежную натуру еще совсем маленьким, в два-три года. Он был нервным ребенком, часто конфликтовал с окружением и его трудно было укрощать. Дошло до того, что родители решили отдать малыша в специальный воспитательного заведения. Позже, когда Герман в юношеские годы бежал из теологической школы, пропасть между ним и его родителями стала еще глубже. Однако внутренне он был связан со своей пієтистською семьей. И интерес его деда Востоком, эзотерическими дальневосточными учениями, произвело на юношу неизгладимое впечатление и впоследствии привело его в Индию. А китайская религия и философия - даосизм стали краеугольным камнем его мировоззрения.

Особенности природы вокруг родного города и своеобразие швабского менталитета также сказались на характере юного Гессе. Тесная связь с природой, которая пробуждала в нем лирические настроения и антипатию к большим городам, к современной цивилизации, он разделял со своими провинциальными swabian компатріотами. После Первой мировой войны, в соответствии со своими предпочтениями, - любви к тишине, спокойствию, патриархальной замкнутости в собственном мире - Гессе поселился в небольшом швейцарском городке Монтаньйола. Там он и жил, отделенный от большого мира, обрабатывая свой сад, занимаясь творческим литературным трудом. Именно в эти годы, находясь на расстоянии от своей неспокойной родины со всеми ее восстаниями, революциями, забастовками и кровавыми переворотами, Г. написал большие романы: «Степной волк» («Steppenwolf', 1927), «Нарцисс и Гольдмунд» («Narziu und Goldmund», 1930) и «Игра в бисер» («Das Glasperlenspiel», 1943). Эти произведения принесли ему мировую славу. И Гессе пришлось много пережить, пока достиг своей художественной зрелости.

Его первые произведения появились в конце XIX в. Тогда, с 1895 года, он работал учеником продавца книг в Тюбингене, позже торговал книгами и антиквариатом в Базеле (1899). Его ранние стихи, рассказы были положительно оценены известными литераторами и нравились читателям. Следовательно, он отказался от книжной торговли и поселился как свободный художник в Ґайєнгофені возле Боденского озера. Среди его ранних произведений два заслуживают особого внимания: «Петер Каменцінд»(«Peter Camenzind», 1904) - роман воспитания и большой рассказ с трагическим концом «Под колесом» («Untem Rag», 1906), оба с сильным автобиографическим элементом, оба меланхоличные и грустные.

В «Петере Каменцінді» молодой писатель рассказывает о пути развития одаренного романтичного юношу простого происхождения, который хочет стать поэтом. Он чувствует свое призвание, но никто ему не помогает, у одного человека из бюргерского окружения он не находит понимания и поддержки. Уже в этом первенцу Гессе встречается типичный для романтиков конфликт между духовно богатым и искусно одаренным юношей и миром, в котором он живет. Настроение этого произведения, его атмосфера, художественные средства, использованные в нем, будут позже подтверждены и углублены в других рассказах и романах. Лишь природа, животные и человеческие существа, изгнанные из общества, как, к примеру, калека Боппі, могут утешить свободолюбивого юношу-искателя, поддержать его. Чистосердечные планы Петера разбиваются в большом городе, сталкиваясь с его нечеловеческим холодом, трезво-жестоким прагматизмом. Петер не хочет приспосабливаться к законам неугодного ему города и, разочарованный, возвращается в свою деревню.

В рассказе «Под колесом» подобный конфликт между человеком и его консервативным, негуманным окружением завершается трагически. Система воспитания и обучения в церковной семинарии в Маульбронне убивают в Гансу Гібенраті все доброе, человечное, естественное, жизнерадостное. Под колесом технической цивилизации и соответствующими ей представлениями о смысле человеческого существования, его ценность и цель, задача каждого индивида, которые звучат жестоко и вульгарно, ломается нежная и ранимая душа Ганса, и он, как следует из повествования, накладывает на себя руки.

Почти все, что произошло с юношей, имеет своим источником собственный жизненный опыт писателя. Известно, как строго и бездушно пытались родители Гессе сформировать нрав сына в соответствии со своими представлениями. Дошло до того, что они поместили парня в заведение для душевнобольных, руководитель которого был известен тем, что выгонял из больных дьявола. Там Герман пытался наложить на себя руки, его объявили сумасшедшим и отправили в психушку м. Штеттен. Среди эпилептиков и слабоумных он чувствовал себя совсем больным, жалким, осужденным и презренным миром и людьми. Гессе страдал и находил в своих муках одиночества, упослідженості своеобраВНОе мазохистское удовольствие. Как заметил один из исследователей жизни и творчества Гессе, письма юноши к отцу в этот период горечи и отчаяния можно сравнить наверное со знаменитым письмом Ф. Кафки к отцу: «Я потерял все: родину, родителей, любовь, веру, надежду и себя самого... Штеттен для меня - ад». Так в беспредельном отчаянии писал Г. до своих родных.

Маульброннська семинария, в которой учится главный герой рассказа «Под колесом», похожая на религиозную школу, в которой парнем находился автор, откуда он сбежал, с чего начался его крестный путь в последующие годы. Принцип такого образовательного учреждения формулирует в другом рассказе ректор латинской школы: «Обуздать ребят грубые природные силы и желание, выкорчевать их, а взамен насадить тихие, умеренные, признанные государством идеи». Все учителя убеждены, что «школа должна сломать естественную человека, победить и ограничить ее», воспитать из ребенка стандартного бюргера, подавить его «Я», сделать ее верноподданным шовинистом или пассивной, запуганной человеком, если не раздавить вообще.

Для Гессе тема воспитания стала одной из важнейших, над которой он работал всю жизнь. Самые известные произведения писателя содержат эту проблематику, особенно «Степной волк», которого можно определить как вершину художественных исканий Гессе в области формирования, становления человека. Этот роман, как и многие другие произведения автора, повествует о писателе, который хочет быть откровенным и вступает в конфликт со своим окружением. Но конфликт здесь значительно сложнее и глубже, чем в ранних произведениях. В романе речь идет не только о внешнем столкновения тонкой, чувствительной человека, аутсайдера с грубым, хамским, эгоистичным миром послевоенной Германии, с фальшью Веймарской республики. Значительно более Гессе интересует внутренний конфликт каждого, в чьей душе происходит поединок духовного и чувственного. Любимые писатели Гессе - Г. Шторм, В. Раабе, Т. Фонтане писали об этом, искали причины внутренних борінь между добром и злом в человеческом существе. Еще острее и четче ставили вопрос о почти шизофреническую раздвоенность личности такие мыслители, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Труды этих философов были очень хорошо известны Гессе. И углубленное изучение мистических учений Востока, китайского даосизма Лао Дзе и буддизма, поездка в Индию в 1911 p., - все обострило и сделало мудрее взгляд Гессе на человека и себя самого.

Перед войной существования Гессе как человека и художника казалось обеспеченным и стабильным. В 1903 г. он женился на умной и образованной женщиной, немного старше него. Они сняли уютный дом в живописной местности. В тишине и покое писатель мог работать продуктивно. Жена родила ему трех сыновей. Отделившись от суетливого мира, семья вела идиллическое существование. Но идиллия была только мнимой. Внутреннее беспокойство раздирал семью, гнал Гессе в далекие путешествия. Путешествие в Индию была, по сути, бегством, знаком распада брака. С присущей ему особой интуицией писатель чувствовал опасность чего-то страшного, ужасного, что згустилося в атмосфере Европы. И все же взрыв Первой мировой войны стал для него глубоким потрясением. С самого начала войны Гессе последовательно негативно относился до этого кровавого безумия. Его пацифистская, и больше чем пацифистская позиция вызвали против него мутную волну ненависти, клеветы, обвинений. Его засыпали ругательными письмами, полными злобы и угроз, большинство его знакомых повернулась к нему спиной. «Предатель», «беспринципная сволочь» - это были еще не чувствительнее всего «титулы», которыми его «награждали». Гессе хотел помогать пострадавшим от войны. В Берлине он стал внештатным сотрудником Красного Креста и немецкой организации помощи военнопленным, руководителем библиотеки для заключенных и воскресного листка для военнопленных. Но все это плохо повлияло на его слабую нервную систему. Смерть отца 1916 года, психическая болезнь жены, которой надо было лечиться в специальном заведении, разлука с детьми, которые воспитывались в пансионах за занятости отца общественной деятельностью и болезнь матери, - все это сделало Гессе совсем одиноким и больным. Много раз он ложился на медицинское обследование и лечение. Случайно один из его друзей порекомендовал ему посетить молодого, но уже известного психоаналитика, ученика К.Г. Юнга. Врач помог писателю. Пациент посещал его очень часто, они вели длительные разговоры и проявления болезни медленно отступали. Но не только лечение было для Гессе важным.

Он стал пылким и преданным сторонником психоанализа, и не только в функции лечебного метода для больных неврозами, но и как нового направления в исследовании человеческой психологии и философской системы. Гессе начал изучение трудов С. Фрейда, К.Г. Юнга и других психоаналитиков. Они раскрыли перед ним новые горизонты, способы углубления в душу человека. Сказанное важно для того, чтобы полнее понять идеи и образы «Степного волка «и других зрелых произведений прозаика.

Гессе создал на основе теории К.Г. Юнга о подсознательное и его огромное влияние на жизнь человека свою концепцию о «путь к внутреннему «Я», которая почти полностью совпадает с юнгівською «глубинной психологией». Элементы символики и мистики заступают в его творчестве (что становится структурно все сложнее) свойственную ему ранее романтическую окрашенность. Его сюжеты часто приобретают фантастичности. Он тяготеет к утопии. Переносит события в своих произведениях в далекие экзотические или вымышленные фантастические страны и местности. Его стиль богатый и раВНОобразный, высокоинтеллектуальный и при этом часто ироничный.

В романе «Демиан» («Demian», 1919), который был опубликован под псевдонимом, рассказчиком является молодой человек, которого зовут Эмиль Синклер. (Это имя значилось как авторское и на обложке «Истории одной юности» - «Die Geschichte einer Jugend» - такой была вторая название «Демиана».) Т. Манн не узнал настоящего автора и даже интересовался его возрастом. Произведение произвело на него «большое литературное впечатление». Он рекомендовал своему знакомому прочитать его: «Если у Вас есть время, прочитайте эту повесть! Она, по моему мнению, что-то необычное...» Гессе получил под маской Эмиля Синклера премию им. Фонтане, но отказался от нее именно через эту мистификацию. Издатель хотел привлечь к книги молодых читателей и считал, что «известное имя старого дядюшки» их отпугнет. Для самого же Гессе выступить под новым неизвестным именем было важно по другим причинам. Он чувствовал себя в начале нового периода творчества «как с точки зрения мировоззрения, так и стилистической». Второе название произведения имела обобщающий смысл.

«История одной юности» может рассматриваться не только как индивидуальная история определенного молодого человека, но и как рассказ о генерации тех, которые двадцятилітніми ушли на фронт мировой войны. Главная фигура книги имеет определенные черты личности и биографии ее автора, и это не является чем-то решающим для понимания произведения. Один из исследователей писал об этом: «Гессе такой же степени Синклер, как Гете - Вертер или Томас Манн - Ашенбах» (Фриц Боттігер).

Содержанием произведения является поиски Синклером своего собственного «Я», преодоление авторитета других, которые подавляли его в детстве и юности, высвобождение из-под власти лживой, лицемерной морали его окружения - семьи, школы, церкви. Эмиль не является сильной личностью, другие люди имеют над ним власть, но он стремится стать самостоятельным. На своем пути к себе истинному, внутреннему он встречает странного человека, которого зовут Дамиан. Демиан - отшельник, который призывает к самопознанию. Идя в этом направлении, общество, которое состоит из множества индивидов, может перестроить мир под знаком «новой правды», создать обновленную человеческое сообщество. Демиан имеет много черт ніцшеанця. И его несколько туманна и абстрактна главная идея напоминает Заратустру с его идеей превращения человека духовной работы над собой в сверхчеловеке. По мнению Гессе, путь Дэмиана - это движение от «родительского мира» с его законами и ограничениями к «материнского мира», к природе, к первобытному в человеке, свободы и искренности.

В повестях «Кляйн и Вагнер» («Klein und Wagner», 1919) и «Последнее лето Клінґзора» («Klingsors letzter Sommer», 1920) художественно варьируются сходные проблемы. Молодой человек не может найти своего места в мире, что его окружает, но совсем одинокой она также не способна существовать. И когда она слушается только своих скрытых инстинктов, то становится опасной для других и гибнет. Так развивается история Кляйна, который чувствует себя одновременно убийцей-Вагнером и композитором-Вагнером, в своей тотальной одиночества склоняется к человеконенавистничеству и преступления и лишь в смерти находит выход из ада собственного существования. С темой смерти связано и «Последнее лето Клінґзора». Художник Клінгзор знает о своей смертельной болезни. И его волнует не только собственная близкая смерть, а умирание всей старой западноевропейской культуры, то, что тревожило самого Гессе. Как Ф. Ницше и О. Шпенглер, он видел закат Европы, но при этом верил в новую культуру, новую мораль, чей облик оставался для него таинственным и нечетким, но все же реальным.

Идеал, гармонию и новую мораль ищут герои еще одной повести писателя «Сіддгарта» («Siddharta», 1922). Автор рассказывает о двух индийских юношей Сіддгарта и его друга Ґовінда. События происходят в древней, несколько условной Индии, они очень отдаленные во времени и пространстве от бурной послевоенной Европы XX в. После долгих странствий и многочисленных приключений оба друзей находят покой в самих себе, в роскошной природе и в жизни со всеми его контрастами, его добром и злом. Произведение написано прозой, но звучит благодаря гармоничному содержанию и форме високопоетично. Поэтому автор имел право назвать его «индийской поэмой».

Все упомянутые произведения нач. 20-х гг. часто называют прелюдией к роману «Степной волк», где все их ведущие идеи и главные характеры, раВНОобразие сюжетных линий искусно сплетенные в новое единое целое. «Степной волк» непосредственно направлен в немецкую действительность 20-х годов XX века. Но это не социально-критический современный роман в настоящем понимании этого понятия. Это скорее весьма тонкий и сложный анализ психики современного человека по имени Гарри Галлер, который является живым, раВНОсторонним индивидуальным воплощением типа маргинального, постороннего, отчужденного индивида, такого распространенного в наше время. Фиктивный издатель пишет по этому поводу: «Я вижу в них (т.е. в записях Гессе Г.) нечто большее, чем документ времени, потому что душевная болезнь Галлера есть - сейчас я это знаю - не прихотью одиночки, а болезнью самого времени, неврозом поколения, к которому Галлер принадлежит...» Время в романе спрессованный примерно в пять недель. Форма повествования - автобиография, которую оставил в заброшенном жилище автор - «степной волк», - а издатель опубликовал со своим комментарием. В книге говорится о уединения и отчаяние прослойки интеллигенции, которая далека и от буржуазии, и от мещанства и от рабочей массы, и замкнутая только на себе самой. Автор перед своими «записями» отмечает: «Только для сумасшедших». Каждый выход в реальный мир травмирует его чувства. Посещение кладбища во время похорон, как и визит к одному из университетских профессоров, свидетельствует о том, как фальшиво, неискренне, мелочно ведут себя ближние. Неважно, кто они - мелкие мещане или известный ученый. Галлер не борец - со скандалом спасаясь бегством от буржуаВНОй публики, он находит убежище лишь в своих мечтах. «В двойном же-отчуждении он видит себя то в образе зверя, как псевдововк - дикая, хаотичная, управляемая инстинктом человек, то как прирученный напівбюргер и последний рыцарь романтизма. Так степной волк становится аутсайдером» (Фритц Боттігер). Нигилизм, отчаяние, саморазрушение заходят так далеко, что Гарри Галлер хочет убить себя.

И автор, то есть сам Гессе, предлагает ему, как это бывает в сказках, три пути спасения: преодоление одиночества через возвращение в общество, ресоциализацию; излечение травмы степного волка через психоанализ для отыскания первопричины своего состояния: признание гуманистических традиций, приобщение к ним. Первый путь ведет Галлера в среду богемы - в бар в декадентському стиле с танцами, музыкой и наркотиками. Термина - девушка из бара - учит его танцев. Это уже первый шаг к другим людям. Термина - куртизанка, которая имеет вкус и способна на чувства, она умная и во многом может понять одиночество Гарри. Танцовщица из бара Мария, веселая, лишенная комплексов девушка, вводит степного волка в мир эротики и учит «маленьким приемам искусства и игры», она «не хочет ничего другого, только дарить и получать радость». Третье знакомство - с музыкантом латиноамериканцем Пабло, которого Галлер сначала ошибочно считает «довольной и беспроблемным ребенком», тоже становится важным для его духовного выздоровления. Жизнерадостный джазист дарит ему новые импульсы для существования.

В одну из карнавальных ночей Гарри Галлер приобщается к «ощущение праздника, пьянеет от воссоединения с теми, кто празднует, от тайны растворения отдельной личности в толпе, мистики единения и радости». Карнавал играет в романе очень важную роль, как в Е. Т. А. Гофмана или. В. Гете. После бала Гарри с Герміною идут в комнату Пабло и глотают наркотические таблетки. Так Галлер попадает в мир снов, в «магический театр», как его называет Г. Галлер, в духе психоанализа, сталкивается со своим подсознанием, своими комплексами, потаенными инстинктами и желаниями, чтобы открыть их для себя, понять и преодолеть. Как пишет Фриц Боттігер, отдельные сцены, как в кино, освещаются, проецируются на полотно сознания Галлера. Такие сцены, как уничтожение автомашин - символа нечеловеческой цивилизации, или борьба пацифистов против войны и насилия, которая вращается воплощением скрытой жажды разрушать и убивать. Чтобы преодолеть инстинкты степного волка, надо воспитать в себе позитивное отношение к новому миру с его техникой и массовой культурой. Галлер отрицает революционный путь развития, американские капиталисты и большевики для него одинаково - представители тоталитаризма, насильственного преобразования мира и человеческой личности. И это, безусловно, собственные мысли самого писателя.

Следом идут другие притчеподібні сцены, которые напоминают маленькие драматические пьески и раскрывают различные элементы внутреннего мира, подсознания Галлера. Все в целом похоже на сеанс психоанализа. Как важнейшая положительная фигура «магического театра» выступает Моцарт, которого фантазия Галлера возвращает к жизни и делает собеседником героя. Конец романа оставляет перспективу. Главный его персонаж много пережил, преодолел определенной степени свою раздвоенность, свою «шизофрению», но ему к духовной гармонии еще надо пройти долгий путь.

Если «Степной волк «показывает раздвоение души несчастной, близкого к гибели современного человека, то самое известное произведение Гессе - его большой роман «Игра в бисер» -является блестящей попыткой выстроить настоящую утопию светлого будущего культуры и ее создателей. Поиски гармоничного единства, веры, что мир, в конце концов, приведет добро и зло, светлое и темное до общего звучания, было представлено особенно наглядно и в романе «Нарцисс и Гольдмунд» (1930). Главные фигуры произведения являются яркими антагонистами, но путем опыта, приключений, страстей и духовных переживаний они находят взаимопонимание.

«Игра в бисер» была завершена и напечатана в годы Второй мировой войны. Но тщетно искать в романе прямой отголосок событий, которые взволновали весь мир. Все, что происходит в нем, очень отдален во времени от бурной и кровавой современной истории, вынесенное в будущее, где-то на два-три века вперед. Территория, где все происходит, это фантастическая страна интеллектуальной элиты - Касталия. Эта страна находится в мире, где все не такое, как в утопической Касталії. Она - своеобразный остров, окруженный со всех сторон океаном реальности. В государстве духа, культуры, искусств избранники - члены ордена - занимаются тем, что хранят, охраняют плоды человеческого гения, культурные достояния человечества. Они не создают ничего нового, потому что новое в области культуры, духовной деятельности уничтожает, разрушает, заменяет старое. Когда в Касталії была изобретена игра со стеклянными шариками («игра в бисер»), которая становится все сложнее. Символика игры в бисер, что вызвала много попыток толкования, расшифровывается по-раВНОму. Самое простое объяснение - эта символика является образным воплощением научных теорий в сфере этики и эстетики, чистого искусства, искусства ради искусства, абстрактного мышления и т.д. Но игру в бисер нельзя понимать буквально и упрощенно. Это скорее творческие эксперименты с чудесными, замечательными сокровищами человеческого духа, созидания комбинаций, ассоциаций, сравнений и т.п. с них и на их основе. «Принадлежать к Касталії» означает освободиться от привычного человеческой жизни. Отказаться от семьи, любви, детей, индивидуального существования, значит - раствориться целиком в ордене, служить ему. Даже индивидуальная художественное творчество запрещена в Касталії. Главным героем является Магистр Игры, член Ордена Игроков в бисер Йозеф Кнехт. В романе изложены три варианта его биографии, которые происходят в разные промежутки времени. Это смелое обобщение судьбы творческого человека, независимо от исторических и социальных обстоятельств развивается в определенном направлении. Кнехта отобрали, как и других юных кастальців, среди способных детей за пределами Касталії (ее же жители бездетные). При этом его происхождение, социальный статус в мире, откуда он прибыл, не имеют никакого значения. Он рос духовно и наконец достиг самого высокого чина в Ордене - Магистра Игры. И он недоволен своей жизнью и творчеством, поэтому оставляет Касталію, чтобы вне Ордена начать новую жизнь. Он хочет воспитать сына своего друга и философского антипода Пинко Десіньорі - малого Фито Десіньорі, передать ему свои знания и мудрость.

Но вскоре после своего бегства из Касталії Кнехт утонул в горном озере, соревнуясь в плавании со своим учеником. На это соревнование его подговорил именно малый Фито. Случайная нелепая смерть, которая уничтожает такое ценное жизнь? Однако Йозеф Кнехт не испытывает в смерти поражения, а остается победителем, конечно, в более глубоком смысле.

Структура романа также исключительно сложная. В нем пересекаются формы, характерные для разных романних жанров. Мы найдем в нем историю мира на время возникновения Касталії, иронично изображенную в памфлетному ключи, самый развитие страны излагается в научно-пародийном стиле. В книге есть стихи, вплетенные в прозаический текст (и это сделано весьма органично), кроме того, в нем естественно сосуществуют вставные новеллы, легенды, жития святых, философские дискуссии, главные элементы традиционного романа воспитания, лирические страницы и текстовые фрагменты, построенные в музыкальном ключе и т.п. И несмотря на эту сложную смесь, целое является гармоничным и гомогенным на свой оригинальный манер. Архаичное и современное, абстрактное и реальное, живое, серьеВНОсть и остроумная ирония, лирика и публицистика создают общую прекрасную и таинственную основу этой порой причудливой модернистской прозы.

«Игра в бисер» является наивысшим достижением в творчестве Гессе. Это, по сути, его «калиновый мост» как романиста и великого утописта. Все, что он написал позже, не идет в сравнение с этим произведением. После завершения «Игры в бисер «Герман Гессе прожил еще почти двадцать лет. Публиковал стихи и короткую прозу, статьи и воспоминания. Он жил в Монтаньйолі в доме, который поклонник таланта писателя отдал в его распоряжение. Каждый день старик работал в своем небольшом садике, и его худая фигура и вечный соломенную шляпу с широкими полями были известны многим. В минуты отдыха он любил сочинять маленькие кучки из сухой травы, соломинок и вырванного сорняка, поджигал их и наблюдал за крохотным костром. Эту идиллию нарушали многочисленные посетители, которые хотели поговорить с великим мудрым писателем. Он отнюдь не был мизантропом, но не любил пустой болтовни и любопытных взглядов, и объяснял навязчивым гостям, даже в письменной форме, как ему надоели эти посещения. Но мировая слава накладывает свои обязанности. Были у него и очень милые ему друзья, как, например, Т. Манн, с которыми он мог говорить и молчать часами.

Смерть Гессе была легкой, какой и должна быть смерть праведника. Он умер во сне. Вечером своего последнего дня он положил на кровать своей второй жены Нінон Долбін, с которой прожил последние девятнадцать лет в любви и согласии, листик бумаги со стихотворением:

Рвано надломлена ветка

Год за годом под ветром

Сухо скрипит свою песню,

Без коры и без листьев,

Голая, блеклая, зморена

Слишком длительным жизнью,

Слишком длительным умиранием.

Жестко, плотно звучит ее пение,

Упрямо звучит и робко вместе

Еще одно лето,

Еще одну зиму.

(Из книги «Поздние стихи»)

Украинский язык отдельные произведения Гессе переведены Является. Попович, Л. Костенко, Л. Череватенко, П. Тимочко.



К. Шахова