ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЕСИОД

(к. VIII - нач. VII в. до н. есть.)

ГЕСИОД - творчество писателя

ГЕСИОД (к. VIII - нач. VII в. до н. есть.) - древнегреческий поэт.

После Гомера первым поэтом, историческое бытие которого не вызывает никаких сомнений, был Гесиод. Его историческая появление привела самим временем, точнее, дальнейшим разложением общинно-родового общества, что показал уже Гомер в своих поэмах. Все углублялся конфликт между аристократией и крестьянством. В самой общине начался социальное разделение, расслоение земледельцев, что привело к появлению среднего и победнее крестьянства. Новые социальные группы уже не довольствовались традиционными темами новорожденной литературы. Развитие сельского хозяйства менял психологию крестьянства, уже прочно связанного с клочком собственной земли, которой раньше у него не было. Теперь этому крестьянину нужны были произведения, которые бы рассказывали не о войнах и подвигах мифологических героев, в значительной мере уже ему чужих, а о мирный быт и труд, произведения, которые бы практически ему помогали в тяжелой повседневной работе.

Выразителем новых духовных запросов земледельцев и стал Гесиод, основатель дидактического эпоса (давньогрец. «дидактос» - настановчий, поучительный).

Время жизни Гесиода определить невозможно за неимением точных сведений. Но, вероятнее всего, он жил в конце VIII и начале VII в. до н. э., хотя кое-кто из ученых и предполагает, что Гесиод мог быть младшим современником Гомера. Как рассказывает сам поэт в своих произведениях, его отец был мореплавателем, но через некоторое время вынужден был отказаться от этой опасной профессии, приобрел кусок земли в малопридатній для сельскохозяйственного труда Беотии (одна из центральных областей Греции с главным городом Фивы), построил хижину. С детства Гесиод помогал отцу вести хозяйство, выпасал его небольшую отару овец у горы Геликон. По мифам, на ней проживали покровительницы искусств - прекрасные Музы. Интересно, что свой поэтический талант Гесиод связывает с этими богинями:

Песен прекрасных своих

научили они Гесиода

В те времена, как овец под священным

он пас Геліконом...

С буйнозеленого лавра

и посох замечательный сделали,

Дали мне божественных песен

вдохновили в подарок,

Чтобы я воспевал в песнях тех

то, что было и что будет.

Племя блаженных богов

величать мне приказали...

(«Теогония». 22-23, 30-34, здесь и далее пер. Н. Пашенко)

После смерти отца Гесиод с младшим братом Илиперсом поделили его наследство. Гесиод продолжал хозяйничать и нажил определенных состояний. Иначе произошло с Илиперсом. Он оказался человеком легкомысленным и быстро растратил все, что получил в наследство. К тому же, еще и подкупил нечестных судей и отобрал у брата значительную часть его родины. Этот поступок очень обидел его, и когда Перс обратился за помощью к Гесиода, тот решил помочь брату, но не материально, а... в форме моральных поучений. Для этого он и создал свою дидактическую поэму «Работы и дни». Видимо, перед этим поэт сочинил большую поэму «Теогония» («Происхождение богов»), от которой сохранилась только начальная часть (чуть больше тысячи строк). Традиционно прославив сначала Муз («Музы научили меня несравненные заспівувать гимны»), Гесиод рассказывает, как из пучины Хаоса возникают Гея (Земля), подземное царство Тартар, сила любви (Эрос). От Геи рождается Уран (Небо), Эреб (Мрак) и Ночь, а от Ночи - Эфир и День. От союза Урана и Геи появляются титаны, которых возглавляет могучий Крон, отец Зевса. Далее Гесиод рассказывает о рождении других богов, борьбе Зевса с Кроном, которого Зевс сбрасывает с трона в Тартар и становится обладателем земли и небес, о войне с титанами и т.д. Иногда поэт ограничивается простым перечнем имен богов, что рождались, но порой создает интересные и сложные в художественном плане картины - такие, как наказание Кроном своего отца Урана, спасения сына Зевса Реей, борьба Зевса с титанами, с уродливым великаном-драконом Тифоном, двойной обман Зевса хитрым Прометием. К сожалению, основная часть «Теогонии», что давала полный родословную богов и героев, до наших дней не дошло.

Возможность четко представить личность самого поэта дает поэма «Работы и дни», в которой он предстает простым, мудрым и трудолюбивым человеком, который, глубоко уважая труд земледельца, сама привыкла к суровым условиям жизни, тяжелого физического труда. Свое произведение Гесиод адресовал Персу, которого хотел привлечь к полеВНОму труду, и с этой целью дает ряд наставлений. По сути же, поэма является сводом правил народной мудрости, которые должен выполнять обычный беотійський крестьянин. То есть поэт обращается (и одновременно сам выступает как выразитель его интересов) до такого земледельца, у которого уже есть участок земли, дом с добром, пара волов. Но он еще не такой богатый, чтобы купить одного-двух рабов, у него даже нет батраков, которых, как советует Гесиод, следует привлекать к работам только в короткий период жатвы, чтобы собрать урожай быстро и без всяких потерь. Итак, главным орудием труда этого крестьянина становятся его собственные руки и руки его домочадцев.

Поэт не скрывает трудностей, связанных с сельскохозяйственными работами, порой он вообще довольно пессимистично оценивает всю жизнь крестьянина. Несмотря на царящую в обществе несправедливость, несоответствие затраченных усилий плодам работы, поэт все же единственный выход из затруднения видит в тяжелой и порой неблагодарной, но честному труду, которую все равно уважает, любит и ценит, а трудолюбие считает едва ли не главной добродетелью человека.

Поэма «Работы и дни» можно условно поделить на четыре части. В первой (1-212) Гесиод после обращения к брату рассказывает ему несколько притч и одну басню, мораль которых - в мире царят несправедливость, неправда, и человеческие дела на земле непрерывно ухудшаются. Это история двух сестер Ерід, одна из которых ссорит людей, вносит в жизнь общества ужасные войны, «злую вражду», а вторая, наоборот, помогает крестьянам в их мирном труде, полеВНОй практической деятельности и даже пытается подтолкнуть к мирному соревнования:

Способна она и ленивого даже

заставит к труду;

Видит лентяй, как рядом

соседа его богатеет,

И сам начинает спешить

с посевом, посадкой, краше

Чтобы было в доме. Соревнования

они начинают и каждый

Стремится богатства. Полезна эта

лишь Эрида для смертных.

(20-24)

Вторая история - это легенда о зловещую и хитрую Пандору, женщину, созданную и оживленную богами и посланного Зевсом на землю как наказание людям за совершенное Прометеем преступление - похищение с неба огня и передача его смертным. Придя к дому Эпиметее, Прометеевою брата, Пандора стала его женой. Через некоторое время, несмотря на запрет Зевса, открыла подаренную им ящик, откуда вылетели все несчастья, беды и болезни и упали на человеческий род. Напуганная женщина моментально закрыла крышку, и в ящике осталась только надежда. Довольно пессимистично звучит мысль Г. по этому поводу:

Напасти другие без счета

кругом между нами бродят,

Полно ведь их на земле,

да и на большом море полно.

Слабости всякие люди

и днем, и ночью без зазову

По собственной воле приходят,

принося несчастья смертным...

(Здесь и далее пер. В. Свидзинского. 100-103)

Третья оповідана Гесиоду легенда касается проблемы изменения человеческих поколений. Он первым в античности поднял этот вопрос и, выражая позицию ранних греческих философов, пришел к неутешительным выводам: человеческое общество деградирует, и в будущем его ждет регресс, постепенная потеря всех человеческих ценностей, и, прежде всего, моральных. Поэт считает, что сначала существовало прекрасное золотое поколение людей, подобных богов, которому земля поставляла вдоволь всего необходимого для жизни, несколько раз в год давала урожаи, ее не нужно было обрабатывать, люди жили в мире и согласии. Однако уже серебряное поколение было другим, не похожим на золотое. Слишком погордливе, оно даже отказывалось от своих богов. Ему на смену пришло гроВНОе поколение людей-воинов, закованных в бронзу, они начали кровавые войны. На короткое время улучшилась жизнь в век героев, людей-полубогов, но он оказался слишком кратковременным, потому что «свирепая война и страшные битвы возвели их из мира». Поэт имеет в виду как Троянскую, так и Фиванскую войны за наследие царя Эдипа, в них и погибли могучие герои Греции. Гесиод особенно жалуется, что ему приходится жить среди людей самого ужасного - желеВНОго поколения:

Зачем же суждено жить

мне среди пятого рода?

Почему я раньше не умер

или почему не родился позже?

Сейчас-потому что племя существует желеВНОе.

Ни днем, ни ночью уже

Не отдохнуть ему от труда,

избавиться от печали.

Доли не имеет. Заботы тяжкие

от богов ему данные...

Первую часть поэмы завершает байка «О соловье и ястреба». Ястреб несет несчастного певца лесов, уп'явши в него свои когти, и тот пищит от боли. А ястреб ему говорит, что он значительно сильнее и, следовательно, судьба птички зависит от желания хищника:

Я и пообедать могу тобой и пустить на волю.

(Здесь и далее пер. Н. Пащенко. 209)

Аллегория этой басни довольно прозрачная. Гесиод говорит о современных ему отношения между людьми, когда родовые аристократы были еще всевладні, а бедные люди находились в полной зависимости от них. Возможно, и сам Гесиод почувствовал на себе «справедливость царей», но его пессимистический вывод звучит как протест против существующего порядка (кстати, эти слова с гордостью говорит ястреб):

Ума у того нет, кто хотел бы

соревноваться с сильным:

Он победы не будет,

горе и позор лишь заработает.

(210-211)

Однако пессимизм Гесиода оказывается не таким уж безнадежным. Он сам противопоставляет ему достаточно твердое убеждение, что все беды и несчастья можно преодолеть трудом и неизменной верой в правду и богов. Они в итоге принесут людям облегчение.

Вторая часть поэмы, которую можно назвать «Советы» (213-380), прославляет правду, без которой люди не могут жить. Другое дело, что в обыденной жизни она очень часто нарушается «царями-дароядцями», но поэт напоминает, что бессмертные боги пристально следят за их действиями, «Зевсов око все видит и всякую вещь примечает». Идея справедливости становится у Гесиода самым высоким нравственно-моральным принципом. Уже в первой части Гесиод неоднократно обращается к Перса, призывая его прислушаться к правде и к полезным советам: «Я же тебе. Персе, только чистую правду сказать желаю». Эта вторая часть также изобилует отдельными советами и обращениями к брату:

Персе, ты гордости бойся

и слушайся голоса правды!

(213)

Гесиод учит, что люди и государства могут быть счастливыми там, где расцветает правда, которую неизменно дает Зевс:

Персе, возьми к душе

и лучше развлеки мое слово:

Слушайся голоса правды

и мысли не имей о насилии,

Этот-потому что закон для людей

установил олимпиец Кронион...

А мужу правду он дал -

самое ценное благо.

Кто, осознав правду,

ее публично чтит,

Счастье тому дает Зевс,

что далеко достигает глазами.

Как же кто, свидетельствуя, говорит неправду

и клянется ложно,

Тот нарушил справедливость,

самого себя потеряв.

После такого и потомки

останутся в мире ничтожны,

Кто присягает правдиво,

у того и потомки величественные.

(Здесь и далее пер. В. Свидзинского.

274-276, 279-285)

Гесиод осуждает насилие, несправедливость, зло, прославляя добродетель человека, его умение слушать советы. Особенно он восхваляет склонность и стремление людей к работе, которая отгоняет голод. Только труд может помочь приобрести богатства.

Поэт презирает лентяев и бездельников, противопоставляя им труженика:

Голод-потому что всегда товарищ том,

кто не хочет делать.

Люди и бессмертные однако

ненавидят тех, кто в праздности

Возраст проживает, подобно трутней,

лишенных жала,

Что, не работая, трудолюбивых пчел

съедают работу.

Пусть тебе хорошо будет

добром небольшим рядить,

Чтобы своевременно амбары твои

виповнялися хлебом.

Все нам работа дает -

и большие стада и богатство...

Ни одна работа не оказывает позора,

лишь безделье позорное.

(302-308, 311)

Приведенные строки - это настоящий гимн человеческому труду. Гесиод советует Персові избегать распространенных пороков: никогда не посягать на чужое богатство, не издеваться со слабых и немощных, с уважением относиться к старым родителей и вообще уважать старость, помогать несчастным сиротам, никогда не забывать приносить жертвы богам.

Остальные строки этой части - короткие афористические мысли, не связанные между собой сентенции (возможно, некоторые из них издавна уже были пословицами), а все вместе - проявление глубокой народной мудрости. Все они опираются на жизненный опыт многих поколений земледельцев. Иначе говоря, Гесиод создает для крестьянина достаточно компактный моральный кодекс поведения в жизни, которого он должен придерживаться в условиях страшного «желеВНОго века». Во всех этих практических и моральных советах какой-то степени отражается и внутренний мир самого поэта, обычного беотійського крестьянина, только значительно более мудрого других, с его практицизмом, мнительностью, хитростью, жадностью к обогащению, с его моралью и предрассудками и т.д.

Тема основной, третьей, части поэмы (382 - 764) охватывается первой половиной ее названия - «Работы». Речь идет о те работы, которые должен выполнить крестьянин в течение четырех сезонов года. Гесиод не обещает Персові легкой работы и больших успехов, наоборот, предупреждает о тяжелых условиях сельскохозяйственных работ. Но это единственное средство «с голодом больше не знаться», единственная возможность достичь благосостояния. Говоря о работе, Гесиод имеет в виду только сельский труд, даже не вспоминая о труде ремесленников многочисленных профессий, которых в Греции в то время уже было много.

Обзор работ лишенный последовательности. Начинает Гесиод свой рассказ о них с весны, когда везде начинается вспашка земель. Дав вскользь несколько наставлений о необходимости хорошо работать, он переходит к работам осенней поры, советуя, в частности, «когда сыплется листва с деревьев», производить с ним необходимые в хозяйстве вещи - ступы, скрепы для плуга, а затем снова возвращается в весенних забот и рассказывает о кормлении «волов криворогих», которых приобрели заблаговременно, о вспашку земли без всякой передышки, сев с обязательным заворачиванием зерна землей и тут же добавляет, что все эти работы должны быть заранее определены и выполнены вовремя.

Советы Г. имеют самый раВНОобразный характер. Случается, что он сам признает свою некомпетентность в каком-то вопросе и... все-таки советует. Он предупреждает, что плавал в море только один раз, с побережья города Авліда до острова Эвбея (расстояние между ними совсем небольшая - несколько километров) на певческие состязания, откуда вернулся победителем - с «ушастым триніжком». Гесиод не специалист «в морских делах», и все же ряд советов относительно времени отплытия корабля, его подготовки и снаряжения, места, где можно выгодно продать зерно, он подробно подает.

Давая указания, Гесиод выходит из примет природы, которую прекрасно знает. Практичность поэта проявляется и в последних строках этой части, содержащие жизненно-поучительные и моральные наставления и порой касаются интимной жизни человека. Как и предыдущая, третья часть также содержит ряд поучительно-афористических сентенций, некоторые из которых являются, пожалуй, народными пословицами: «Казнь накликать блаженных бессмертных всегда берегись», «Неболтливый язык для людей - то лучшее богатство», «Действуй только так: утікай от страшного людей молвы», «Славы отшельника или хлібосола ты оберігайся», «Дела делай своевременно и меру во всем соблюдай», «Бойся считаться товарищем злым,ненавистником добрых», «Меру в словах сохранишь - и всякому будешь приятен», «Хуже о себе услышишь, когда ты гудитимеш других».

В заключительной, четвертой, части поэмы (765 - 828) разворачивается тема, связанная со второй половиной названия - «Дни». Ссылаясь на мнение народа, Гесиод перечисляет дни, счастливые и несчастливые для начала той или иной работы. Определены благодаря наблюдениям многих поколений, эти дни в древние времена были единственно известным своеобразным календарем для земледелия, который вызывал порядок сельских работ.

Гесиод называет «священные» дни - «перед первым числом и четвертым», седьмой день («родился Аполлон ліроносний»), а также восьмой и девятый. И особенно «замечательны для человеческих свершений» одиннадцатый и двенадцатый дни. Но тринадцатого дня нельзя начинать сев, хоть он пригоден для посадки огородных растений, и т.д.

Во времена жизни Гесиода и в более поздние периоды существования Эллады поэма «Работы и дни» была чрезвычайно популярной, конкурировала с эпосом Гомера, во все времена ее изучали в школах. Правдивость жизненных истин, сконцентрированных в ней, ее проста и понятна каждому крестьянину язык сделали поэму его верным советчиком, в котором он находил не только полузабытые истины, ответ на то, как, что и когда делать, но и моральную поддержку в жизни.

Гесиод использует размер эпических поэм - гекзаметр, но его речь отличается от гомеровской. Здесь нет таких ярких метафор и сравнений, которую Гомера, советы и наставления Гесиода требовали лаконизма, сжатых форм, простоты и четкости в изложении мысли, ведь речь шла о будничной жизни, труд и мораль обычного крестьянина. В поэме «Работы и дни» уже нет мощных мифологических героев, великих богов Олимпа, не решается судьба отдельных героев, племен и народов, соответственно нет и пафоса героики, высокого стиля, особых художественных приемов. Г. обеими ногами стоит на земле, пишет о землю и тех, кто ее обрабатывает.

Гесиод, житель села, проявил себя тонким знатоком и внимательным наблюдателем природы. Весь его произведение - свидетельство глубокого понимания поэтом природных явлений, его стремление поставить их на службу людям. Особенно выделяется в поэме эпизод прихода зимы (в 3-й части), где талант Гесиода-художника раскрывается в полной мере. У Гомера подобных развернутых картин природы нет. Наглядной, зримой предстает рассказ поэта, когда он изображает ледяное дыхание северного ветра Борея, от которого все живое старается спрятаться в укромные места, а человек спешит до теплого жилья.

С именем Гесиода связан еще ряд произведений: «Щит Геракла» (сохранилось около 480 строк), «Каталог женщин» и «Большие труды» (дошли немногочисленные фрагменты), но уже в античности возникли сомнения относительно авторства Гесиода. Этот вопрос до сих пор остается нерешенным.

И. Франко перевел на украинский язык «Теогонію», «Работы и дни» (под названием «Дела и дни»), и написал исследование «Гесиод и его произведения «. Поэма «Работы и дни «перевел также В. Свидзинский.



В. Пащенко, Н. Пащенко