ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЖОРЖ САНД

(1804 - 1876)

ЖОРЖ САНД - творчество писателя

ЖОРЖ САНД (George Sand; автонім: Дюпен, Амандина-Люси-Аврора - 01.07.1804, Париж - 08.06.1876, Ноан) - французская писательница.

Отец Авроры Дюпен (после женитьбы - баронесса Дюдеван) умер, когда девочке исполнилось 4 года. В семье постоянно продолжались распри между бабушкой и матерью Авроры. Бабушка - аристократка, страстная поклонница Вольтера, выступала против брака своего сына, который женился на небогатой и незнатній девушке. В юности Аврора под влиянием матери была очень религиоВНОй. Образование она получила в монастыре, какое-то время даже хотела постричься в монахини. Но в 1821 г. умерла бабушка, и Аврора унаследовала богатый поместье Ноан. Через год она вышла замуж за Казимира Дюдевана. Однако этот брак оказался неудачным. И через девять лет Аврора решается на мужественный шаг: зная, что ее будут осуждать родные и весь тогдашний бомонд, она оставляет мужа в Ноані и отправляется в Париж. Родовитая и богатая женщина не взяла с собой ничего. Она снимает дешевые меблированные комнаты, а на жизнь зарабатывает, работая в газете «Фигаро».

Пытаясь стать экономически независимой от мужчины, Аврора начинает писать романы. Первый успех - роман «Роз и Бланш» («Rose et Blanche», 1831), написанный совместно с литератором Жюлем Сандо. Затем увидел свет первый самостоятельный роман - «Индиана» («Indiana», 1832). Аврора Дюдеван подписала произведение мужским именем Жорж Санд». За «Индианой» появляются романы «Валентина» («Valentine», 1832), «Лелія» (1833), «Жак» («Jacques», 1834).

Писательница вошла в литературу во времена, когда в романтической прозе господствовали два жанры: исторический роман и «неистовый» роман с нагромождением невероятных событий, борьбой доведенных до края «роковых» страстей, убийствами, ужасами и т. д.

Жорж Санд разрабатывает другой жанр - психологический романтический роман. В статье «Оберон» Е.-П, Сенанкура» (1833) она отмечает его исповедальный характер (сказалось влияние «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо), выделяет три раВНОвидности психологического романа (по характеру романтически трактуемой страсти), выясняет связь индивидуальной психологии с умонастроением эпохи (на этом основании возникает четвертая психологическая тема - «страдания неосуществимого желания»). Влияние Руссо сказалось на всем творчестве Ж. С. (в 1830-е pp. - руссоїстський культ природы, в 1840-е pp. - идеи «общественного договора» и др.).

В романе «Индиана» изложена мировоззренческая программа Жорж Санд. Главной проблемой произведения является так называемый «женский вопрос». Бесправность женщины в обществе Жорж Санд рассматривает как одно из проявлений несправедливого общественного устройства эпохи Реставрации (действие романа происходит в 1828 г.). Лейтмотивом всего произведения является ощущение необходимости революционного преобразования общественных нравов. В нем вскользь оказывается влияние, которое оказала на Жорж Санд Июльская революция 1830 г.

Героиню романа Индиану морально подавляет ее муж, полковник Дельмар. Наконец, ей удается духовно освободиться от страданий - в этом Индиане помогает любовь к Реймонд где Рам'єра. Но эта страсть приводит к трагедии. Служанка Нун, которая любила Реймонд, покончила с собой. Индиана тоже хочет совершить самоубийство, когда Реймон, испугавшись опінії бомонда, отказывается от ее любви.

Следующий акт трагедии разворачивается на экзотическом фоне далекого острова Бурбон, французской колонии. Прекрасна, полна южных контрастов природа подчеркивает переход конфликта между Индианой и Дельмаром в открытую, обнаженную форму. Окончательно рассорившись с мужем, Индиана разыскивает в Париже Реймонд. Но он уже забыл ее, женившись на другой. Реймон боится скандала. Следовательно Индиана возвращается на остров. Там вместе с Ральфом, который на протяжении многих лет тайно любил ее без надежды на взаимность, она бросается в пучину водопада.

И вот финал романа. Индиана и Ральф не погибли. Они счастливо живут, прячась от людей в чащах острова Бурбон. Утверждение счастье человека вне цивилизации, в общении с природой - еще одна общая черта творчества Жорж Санд и Ж.-Ж. Руссо. Однако писательница, в отличие от Руссо, осознавала романтическую исключительность такой «панацеи». В последующих романах Жорж Санд, отказавшись от такого искусственного решение проблемы, не находит в реальной жизни другого выхода, кроме самоубийства. Кончает с собой демоническая женщина Лелія, которая в поисках духовной свободы причиняет боль тем, кто ее окружает (роман «Лелія»). До самоубийства удается и Жак, который разочаровался в идеальности своей жены и решил дать ей свободу (роман «Жак»).

Все ранние романы Жорж Санд имеют камерный характер. В них мало персонажей. Пространство рассказа остается довольно тесным и ограниченным. Социальные мотивы еще не приобретают самостоятельного значения. Главное в них - раскрытие психологии. Но оно происходит не последовательно, а скачкообраВНО. Жорж Санд замечает лишь душевные катастрофы, взрывы чувств, а не их развитие. Уже в «Индиане» писательница отказалась от пестрого стиля «безумных романов». Она шлифует простую, гибкую и емкую фразу. Определяющей чертой прозы Жорж Санд является ее музыкальность (это свойство стиля писательницы особенно ценил выдающийся венгерский композитор Ф. Лист).

Второй период творчества Жорж Санд связан с его увлечением социалистическими идеями. Наибольшее влияние на нее оказал социалист-утопист Пьер Леру. Писательница находилась в центре духовной жизни Парижа, Франции, Европы. Среди друзей Жорж Санд были писатели А. де Мюссе, П. Мериме, А. Мицкевич, композиторы Ф. Шопен и Ф. Лист, художник Е. Делакруа.

Эстетические взгляды Жорж Санд в этот период значительно змінилися. ее произведения теряют камерность. Она выходит за пределы узкого круга раскрытия внутреннего мира отдельного человека. Жорж Санд одной из первых обращается к жанру социального и социально-утопического романтического романа. В романах Жорж Санд, как, скажем, и в «Отверженных» В. Гюго, социальный слой имеет значение лишь как материал для нарушения моральных проблем, которые у романтиков не имеют конкретно-исторического характера. Именно этим Жорж Санд и Гюго отличаются от критических реалистов. Кроме того, герои у романтиков, даже обладая типичными чертами, не связанные с типичными обстоятельствами. Следовательно, эффект их исключительности сохраняется даже тогда, когда эта исключительность разоблачается (образ Ораса в одноименном романе).

Свои эстетические взгляды Жорж Санд выложила в двух «Непринужденных диалогах о пролетарскую поэзию» (1842). Она находится на демократических позициях, внедряет в литературу образ рабочего, видя в нем носителя авторского идеала.

Среди социальных и социально-утопических произведений Жорж Санд прежде всего следует назвать романы «Мопра»(«Mauprat», 1837), «Орас» («Horace», 1841 - 1842), «Мельник из Анжибо» (1844-1845), «Грех господина Антуана» («Le Peche de Monsieur Antoine», 1847).

Отдельного разговора заслуживает роман «Консуэло» («Consuelo», 1842-1843), один из лучших произведений писательницы. В нем Жорж Санд осуществила попытку создать синтез психологического, исторического, «бешеного» и социального романтического романа. В «Консуэло» раскрывается отношение к искусству разных социальных классов и групп на фоне жизни XVIII в. Цыганка Консуэло, которая вышла из народных масс благодаря выдающемуся таланту певицы, олицетворяет демократический идеал искусства. Консуэло остается верна этому идеалу, испытывая испытаний и на протяжении длительного времени скитаясь в Италии, Германии, Чехии. Поколебать ее убеждения не смогли ни козни аристократов, ни слава, ни любовь. Развивая свой замысел в продолжении «Консуэло» - романе «Графиня Рудольштадт» («La Comtesse de Rudolstadt», 1843 - 1844), который оказался значительно слабее в художественном плане, Жорж Санд описывает тайное общество «Невидимых». В нем на почве произвольной трактовки самых раВНОобразных теорий, религий, философий (христианство, вольтер'янство, масонство и т.д.) объединились представители аристократии и общественного дна. Идеализм, утопические взгляды писательницы здесь мешают разглядеть сущность классовых отношений, почувствовать иллюзорность надежд на классовый мир.

В 1841 г. Жорж Санд и Пьера Леру основали журнал «Независимый обзор», который выходил до 1848 г. Именно в этом журнале в течение 1841-1842 гг. печатался роман Жорж Санд «Орас»- величайший среди ее социальных романтических романов. В этом произведении Жорж Санд выходит за пределы судьбы отдельного героя. Кульминацией романа становится не катастрофа в духовной жизни главного героя (как это было в психологических романах), а большое историческое событие - республиканское восстание 1832 г. Через это событие проявляются истинные черты характеров действующих лиц. Придерживаясь принципа романтической антитезы, Жорж Санд противопоставляет рабочего Поля Арсена, его вторая республиканца Ларавіньєра - настоящих героев, которые принимают участие в баррикадных боях, и «антигероя» Ораса. Этот выходец из провинциальной буржуаВНОй семьи пытается изображать байронического героя. Любитель романтической позы, опытный и убедительный облудник, Орас умеет понравиться аристократу Теофілю где Монтові, будущий замечательной актрисе Марти и даже холодной светской даме - віконтесі де Шайи. И вот быстрое развитие событий заставляет Ораса действовать и незаурядность его натуры становится очевидной. После взрыва восстания Орас бежит из Парижа. Его оставляет Марта, виконтесса де Шайи относится к нему с презрением, Ларавіньєр выбрасывает Ораса из своей комнаты.

Форма романа отличается от формы произведений первого периода. «Орас» построен как запись воспоминаний Теофиля де Монта. Применение этого приема приводит к уменьшению психологического элемента. Характер Ораса раскрывается не через его внутренние переживания (автор воспоминаний не может о них знать наверняка), а через отношение всех героев к Ораса и через его собственные поступки. Именно действия Ораса разоблачают его как антигероя.

Третий период творчества, начавшийся после 1848 p., отмечен постепенным упадком деятельности Жорж Санд. Она продолжает писать романтические произведения, вернувшись к проблематике и стилю психологических романов первого периода («Снеговик», 1858; «Исповедь молодой девушки», 1864 и др.).

Наибольшее значение среди произведений этого периода имеют статьи и письма Жорж Санд, в которых она излагает свои эстетические взгляды.

Писательница выступает против теории «искусства для искусства», которую в 1850-х гг. предложили поэты парнаської школы. Эти поэты считали, что искусство является самоценным явлением, которое не должно отражать действительность. По этому поводу Жорж Санд 1851 г. писала в предисловии к изданию своих сочинений: «Искусство для искусства - пустой звук, вполне фальшивое понятие, и зря потеряли столько времени, пытаясь его осмыслить; ведь, по правде говоря, невозможно найти смысл там, где его нет».

Свои мемуары «История моей жизни» («Histoire de ma vie», 1854-1855) Жорж Санд в то же время рассматривала как изложение эстетики романтизма. Краеугольным камнем концепции Жорж Санд есть мнение о прогрессе человеческого духа и важность той роли, которую играет в этом процессе искусство. Вернувшись в своем творчестве до психологического романа, писательница в «Истории моей жизни» снова обосновывает каноны этого жанра.

Сохраняя на протяжении всей жизни романтические убеждения, Же. С. тесно дружила с проводником реалистического направления в литературе второй половины XIX века. Ґюставом Флобером. В статье «Воспитание чувств» Гюстава Флобера»(1869) она называет писателя-реалиста «великим писателем», очень высоко поцінувавши его роман. В письмах к Г. Флобера С. защищает право писателя на активную позицию в романе, необходимость обращения к широкой читательской публики. Романтический взгляд на человека она сохраняла до последних дней своей жизни: «Я считаю искусство, особое искусство рассказа, ценным лишь тогда, когда оно показывает характеры, находящихся в противостоянии; но я хочу видеть в их борьбе победу добра, хоть и приходится признать, что честного человека может раздавить внешний мир, но это не должно ни запятнать ее, ни унизить, и пусть она взойдет на костер с осознанием того, что она счастливее от своих палачей» (письмо к Флобера от 12 января 1876 г.).



В. Луков