ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

О. ГЕНРИ

(1862 - 1910)

О. ГЕНРИ - творчество писателя

О. ГЕНРИ (O.Henry; автонім: Портер, Уильям Сидней - 11.09.1862, Ґрінсборо, шт. Сев. Каролина - 05.06.1910, Нью-Йорк) - американский писатель.

Родился в семье врача. Возможно, унаследовал склонность к литературе от матери, которая рисовала и слагала стихи, и деда, редактора местной газеты. После смерти матери (1865) воспитанием А. Генри занималась тетя по отцу, Эвелина Портер. В ее частной школе он проучился до 1876 г. Одним из самых распространенных задач учительницы было составить продолжение рассказа, начатого ею. По воспоминаниям одноклассников, В. Генри лучше всех удавалось придумывать необычные конечности.

В 17 лет В. Генри начал работать у своего дяди и вскоре получил диплом фармацевта. В аптекарском клубе он встречал самых разных людей; в то время расцвел его талант карикатуриста.

В 1882 г. О. Генри уехал в Техас, где провел следующие пятнадцать лет жизни. Первые два года жил на ранчо своих друзей Холлов, где учился всему, что должен уметь настоящий житель Запада, а также изучал французский, немецкий и испанский языки. Переехав в Остин, А. Генри работал клерком и все свободное время посвящал чтению. 1 июня 1887 г. женился Этол Эстес. Стал чертежником в Земельном управлении штата Техас и одновременно посылал в разные редакции свои юморески. В сентябре 1889 г. получил первый гонорар из газеты «Детройт фри пресс», и того же месяца родилась его дочь Маргарет Воз. С 1891 г. О. Г. - кассир в Остінському Национальном банке.

В марте 1894 г. О. Генри стал редактором, издателем, художником и автором газеты «Роллинг Стоун» (Rolling Stone»). Большинство рассказов, опубликованных в ней, - пародии на известные литературные штампы. Немало из них своими темами, героями и стилем стали предшественниками будущих знаменитых новелл. Из-за нехватки средств газета просуществовала всего год.

В Остінському банке обнаружилась недостача, и О. Генри обвинили в растрате, не приняв во внимание того, что он выдал значительную сумму денег без расписки из приказа управляющего банка, о чем то предупредил ревизора и суд. Ожидая суда, А. Генри вел юмористический отдел в газете «Хьюстон Пост» («Houston Post»). В скетчах и юморесках того периода уже появляются темы «лживого блеска», иронии судьбы, скрытой благородства; действуют такие герои, как художники, мошенники, влюбленные. Монолог «Репортера «Почты» перед рассказом «Ночь ошибок» («The Night of Errors») содержит кредо О. Генри: его интересует обыденная жизнь обычных людей, которых он сравнивает с марионетками.

Дело о растрате восстановили, и О. Генри обязали предстать перед судом. Он скрывался в Новом Орлеане, где работал репортером, а через несколько недель уехал в Гондурас. Впечатления от жизни в этой тропической стране правят за материал для рассказов, которым свойственны приключенческая фабула, реалистичные и яркие зарисовки природы, культуры и быта жителей Латинской Америки. Впоследствии, в Нью-Йорке, по совету издателя двадцать из них были переработаны и объединены в первую книгу А. Генри - «Короли и капуста» («Cabbages and Kings», 1904; Для живой и насыщенной событиями ткани романа характерно раВНОобразие способов типизации, на-смішкувато-ироническое отношение к действительности, игра со словом, прием циклизации новелл по месту действия или главным героем. Название и предисловие к роману напоминают «Алису в Зазеркалье» Л. Кэрролла. Своим содержанием и сатирической направленностью В. Генри полемизирует с «колониальной» литературой (Г. X. Дэвис и др.) и приближается к авторам, которые осуждали в начале XX в. агрессивность США по «банановых республик (Марк Твен, Г. Фуллер и др.).

Из-за тяжелой болезни жены О. Генри вернулся в Остин. Сразу же после смерти Этол его арестовали и в марте 1898 г. приговорили к пяти годам заключения. В тюрьме О. Генри продолжал писать новеллы, главная тема которых - судьба попираемой человека. Из опыта этих лет родился главный герой сборника «Благородный жулик» (The Gentle Grafter», 1908); встречи с техаськими и мексиканскими разбойниками дали сюжеты для «Сердца Запада» («Heart of the West' 1907); судьба реального узника - в основе одной из лучших новелл «Обращение Джимми Валентайна» («A Retrieved Reformation»). Псевдонимом О. Генри впервые подписался под рассказом «Рождественский подарок Свистуна Дика» («Whistlir: dick's Christmas Present»).

Выйдя на волю, А. Генри некоторое время жил в Питтсбурге, а в 1902 г. переехал в Нью-Йорк Все созданное за последние восемь лет жизни - значительная часть творчества писателя. Вышли в свет сборника «Четыре миллиона» (The Four Million, 1906), «Горящий светильник» (The Trimmed Lamp», 1907), «Сердце Запада». «Голос большого города» («Voice of the City», 19081. «Благородный жулик», «Дороги судьбы» («Road of Destiny», 1909) и др.

Новелла О. Генри - выдающееся явление в истории мировой литературы. Используя опыт В. Ирвинга, Э. А. По, Марка Твена и др., перипетии собственной судьбы и журналистские навыки, А. Генри доказал где совершенства ведущий жанр американской прозы. Его новеллы отличаются увлекательной фабулой, краткостью, добрым гумором. им присущ принцип «двойной сюжетной пружины», что срабатывает в финале. Настоящая разгадка старательно и незаметно готовится с самого начала, но скрывается подстановкой обманчивого развязку.

Мир новелл напоминает жизнь В. Генри своей калейдоскопичностью, невероятностью и в то же время обыденностью происходящего. Это энциклопедия послевоенной Америки, где с одинаковой легкостью рассказывается о ковбоях Дикого Запада, провинциальных фермеров и продавщиц Нью-Йорка. Герой А. Генри, обычно, среднестатистический человек, который умеет находить приключения в повседневности. Автор называл своих персонажей типами: его интересовала не их внутреннее подобие, а ситуации, в которые они попадают. Речь новелл характеризуется употреблением просторічної лексики и сленга, широким использованием скрытых цитат из произведений мировой литературы.

Вершина творчества О. Генри - новеллы о Нью-Йорк. Отрицая самим названием своего сборника («Чотиримільйони») утверждение, щонью-йоркскую общественность образуют четыреста человек, новеллист воссоздает бурную жизнь всех четырех миллионов его жителей. Он обращается к таким характерным для его современников (С. Крейн, Т. Драйзер) тем, как одиночество человека в большом городе, всесильность денег; к проблемам социального дна. Но О. Генри видит в Нью-Йорке и особый, сказочный мир; это «великий город Багдад-над-подземкой». Законы случая и мудрой судьбы управляют его жителями; рассказывает об этом добрый и ироничный рассказчик. Более ста сорока новелл читаются как главы одной книги, подобно сказкам «Тысячи и одной ночи». Считать просто «утешителем» О. Генри неправомерно: лишь одна из его героинь выходит замуж за миллионера («The Buyer from Cactus-City»); противоположные по тону новеллы «Дары волхвов» (The Gift of the Magi») и «Меблированная комната» («The Furnished Room») доказывают близость горя и радости в мире. После выхода «Четырех миллионов» А. Генри получил бешеный успех. Критики из «Атлантик Мансли» («Athlantic Monthly») и «Букмена» («Bookman») сравнивали его с Г. де Мопассаном, А. Чеховым, Дж. Г. Кіплїнґом. Только за 1904-1905 pp. О. Генри написал около ста двадцати новелл.

В 1907 г. О. Генри женился с Сарой Коулмэн, своей приятельницей по Ґрінсборо. Он работал над стихами к музыкальной комедии по новелле «Тому, кто ждет» («То Him, Who Waits»). Появился замысел романа - история жизни современного человека. Однако здоровье писателя становилось все хуже. 5 июля 1910 г. О. Генри умер в Нью-Йорке и был похоронен в Ешвіллі.

Отношение критики к творческому наследию новеллиста было неоднозначным. В первые десять лет после смерти писателя популярность его произведений была впечатляющей; его называли одним из выдающихся писателей мира (С. В. Дорен, А. Хендерсон, X. Роллинз). С 1919 г. лучшие американские новеллы публикуют в сборниках «Рассказы, получившие премию О. Генри» («О. Henry Memorial Prize Stories»). В середине 20-х pp. О. Генри начали считать «развлекательным» автором, который приукрашивает действительность (Ф. Л. Патти, Г. Менкен). Авторы статей и монографий второй половины XX в. признают, что творчество писателя занимает уникальное место в истории американской литературы. Сегодня В. Генри - один из самых читаемых и популярных авторов во всем мире.

Первым переводчиком А. Генри украинском языке был Остап Вишня (сборник «Любовные напитки», 1924). Впоследствии его переводили В. Мисик, М. Тупайло, В. Иванов, М. Дмитренко, О. Логвиненко, А. Терех, В. Мусиенко, М. Рябова.

Есть. Дианова