ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐЕЛЬДЕРОД, Мишель де

(1898 - 1962)

ҐЕЛЬДЕРОД, Мишель де - творчество писателя

ҐЕЛЬДЕРОД, Мишель де (Ghelderode, Michel de; автонім: Мартене, Адемар Адольф Луи - 03.04.1898, м. Эксель, пров. Брабант - 01.04.1962, Шербек, близ Брюсселя) - бельгийский писатель.

Родился в Ікселі в фламандской семье архивариуса, однако разговаривал и писал по-французски (как и большинство писателей Бельгии). В 1906 -1914 гг. учился в иезуитском колледже, однако болезнь помешала закончить его. Почти безвыездно жил в Брюсселе, болезнь заставляла посещать Остенд на морском побережье. в 1924 г. женился. С 1923 по 1945 год служил мелким чиновником. Некоторое время увлекался фламандским и испанским живописью (П. Брейгель, И. Босх, Д. Эль Греко), марионетками, манекенами, масками, цирком, водевилем.

Первые драмы Ґельдерода, написанные на протяжении 1918 - 1924 гг., является одноактным пьесам в духе М. Метерлинка («Смерть смотрит в окно» - « La mort regarde alafenetre», 1918). Впоследствии драматург открыл для себя А. Стриндберга, Ф. Ведекінда, Л. Пиранделло, писал пьесы на фольклорной основе, использовал легенды о Фаусте («Смерть доктора Фауста» - «Le mort du Docteur Faust», 1926) и Дон Жуана («Дон Жуан» - «Don Juan», 1928). В 1927-1931 гг. сотрудничал с «Фламандским народным театром», возглавляемым режиссером Й. где Местером, создал для этого театра пьесы «Эскориал» («Escurial», 1927), «Христофор Колумб» («Christophe Colomb», 1927), «Бараева» («Barabbas», 1928), «Пантаглейз» («Pantagleize», 1930).

Среди лучших драматических произведений 1930 - нач. 1950-х гг. - «Червонамагія» («Мщіе Rouge», 1931), «Осада Остенде» («Lа siege d'Ostende», 1933), «Сир Галевін» («Sire Halewyn», 1934), «Сорока на виселице» («La Pie sur le gibet», 1935), «О дьяволе, который проповедовал чудеса» («D'uri diable qui presha merveille», 1934-1935), «Поминки в аду» («Fastes d'enfer», 1929-1938), «Гоп Синьор» («Hop Signor!», 1936), «Исход актера» («Sortie de I'Acteur», 1939), «Проделка Великого Мертвіарха» («La Balade du Grand Macabre», 1939), «Школа шутов» («l'ecole des Bouffons», 1942), «Несчастная Мария»(«Marie la Miserable», последняя пьеса Г., 1952). Всемирная слава пришла к нему после постановок во Франции в 1947 - 1952 гг. его поздних драм. Всего Ґельдерод создал 87 пьес,

Театр Ґельдерода - явление уникальное. Он является поэтическим, пластичным, аллегорическим, свободным и открытым, с элементами фантастики и мистики. В своих пьесах Ґельдерод забавляясь сочетал реальность и иллюзию, мистериальное и блазенське, конкретно-историческое и вневременное, отмечая: «Мне просто хотелось немного открыть окно, дверь, раздвинуть завесу перед чем-то новым, расширить слишком ув'язану со своим временем форму, сломать условные границы театра». Даже авторские жанровые обозначения нередко сочетают противоположное и несовместимое: «трагедия для мюзик-холла» («Смерть доктора Фауста»), «грустный водевиль» («Пантаглейз»), «мистерия для кукольного театра» («О дьяволе, который проповедовал чудеса»), «трагедия-буфф» («Поминки в аду»). Сюжеты своих пьес драматург черпал из Библии («Бараева», «Женщины у гроба»), церковной («Святой Франциск Ассизский») и гражданской историй («Осада Остенде»), фольклора («Проделка Великого Мертвіарха», «Пантаглейз»). Однако историческая пьеса часто превращается в буфонну игру («Христофор Колумб», «Эскориал»).

Драматург развивал традиции символистского театра (Г. Метерлинк), предоставлял своим пьесам характера «театра жестокости» (А. Арто) и надривності (экспрессионизм). Он делал их интеллектуально насыщенными, мрачно философскими, излишне театральными. В национальном фольклоре драматурга привлекала искренность поэтических чувств и оптимизм в решении конфликтов добра и зла.

Ґельдерод сделал прошлое мерилом в оценке настоящего и его культуры, пытался восстановить связь времен. Он признавался, что полюбил театр потому, что «нашел в нем инструмент, что позволяет вырваться из-под власти Времени». Действие пьес Ґельдерода происходит чаще всего в средневековой Фландрии («Красная магия», «Сорока на виселице», «Проделка Великого Мертвіарха»), однако нередко перемещается во времени и пространстве: действие «Смерти доктора Фауста «происходит во Фландрии «в то же время в XVI и XX веках». Его любимыми персонажами являются шуты («Эскориал», «Школа шутов», «Пантаглейз»), актеры и клоуны («Исход актера», «Три актера, одна драма»). Действуют в них также черти и ведьмы, короли и бродяги, воины и монахи, которые проходят перед зрителем в «танце смерти» или «шутовском хороводе». Однако герои драматурга - не столько живые люди, сколько марионетки старинного фламандского театра, гигантские манекены народных карнавальных представлений. Недаром много пьес Ґельдерода предназначены именно для театра марионеток («Фарс о Смерти, которая сама едва не умерла», «Проделка Великого Мертвіарха», «Мистерия о Страстях Господних», «Искушение святого Антония»). Многочисленные пьесы Ґельдерода имеют религиозный характер, однако драматург соединяет религиоВНОе с клоунадой, создает своеобразные мистерии-буфф. Так, его «религиозная по сюжету» пьеса «Святой Франциск Ассизский», по свидетельству автора, «показывала жизнь святого, используя самые фантастические и неожиданные приемы, заимствованные из балета, пантомимы, мюзик-холла». А «мистерия для кукольного театра» Ґельдерода «О дьяволе, который проповедовал чудеса» основывается на парадоксе. Во Фландрию должен прибыть монах, посланец Рима, который в своих проповедях имеет обличить грехи переполнили страну. Но проповедника опережает дьявол и занимает его место. Дьявол проповедует небылицу перед искушенным толпой, тогда как настоящего проповедника народ считает самозванцем. Посланца Рима утешает лишь дьявол, а монах, найдя в нем единственного в городе праведника, отправляется с ним в Рим, чтобы ходатайствовать о его канонизации. Ґельдерод в своих драматических произведениях изображает мир страстей, лицемерия, пороков, извращений, в котором, например, вознесения Христа вращается бурлескним нисхождением в ад («Поминки в аду»).

Кроме пьес, Ґельдерод писал новеллы (сборники «Паломничество» - «La hake catholique», 1922, «Человек под мундиром» - «L'hommesousl'uniforme», 1923, «Колдовские истории» - «Sortileges», 1941), стилизованные фабио (цикл «Комическая история кайзера Карла» - «Histoire comique de keizer Karel», 1922), романы («Квієб Квієбус» - «Kwiebe Kwiebus», 1926), книги очерков и мемуаров («Мои статуи» - «Mes statues», 1941, «Вещи и люди у нас» - «Choses et gens de chez nous», 1943, «Фландрия - это сон «- «La Flandre est un songe», 1953). Богатый материал для понимания его творчества дает цикл «Остендських бесед» («Les Entretiens d'Ostende», 1956).



Есть. Васильев