ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГЕЛЬДЕРЛИН, Иоганн Христиан Фридрих

(1770 - 1843)

ГЕЛЬДЕРЛИН, Иоганн Христиан Фридрих - творчество писателя

ГЕЛЬДЕРЛИН, Иоганн Христиан Фридрих (Holderlin, Johann Christian Fridrich - 20.03. 1770 г. Лауфен - 07.06.1843, м. Тюбинген) - немецкий поэт.

Среди немецких (и не только немецких) поэтов-романтиков было много людей с тяжелой и трагической судьбой. Но и среди них судьба Гельдерлина - одна из самых трагических. Этого поэта проглядел его возраст, тогда как его творчество принадлежит к наилучшему и найпоетичнішого из написанного на немецком языке. При жизни он находил признание лишь в узком кругу друзей и единичных энтузиастов поэзии. Злая судьба долго преследовала Гельдерлина и после смерти, и ближе поколения почти полностью его забыли. Радикальный перелом наметился лишь в конце XIX в., а в начале XX для него настало наконец время возрождения и триумфа. Причем, это довольно-таки запоздалое признание было удивление бурным и единодушным. До этого включились поэты и прозаики, философы от В. Дильтея до М. Хайдеггера, критики и литературоведы; о Гельдерлина появилась огромная литература, которая неуклонно растет и до сих пор. Полушутя И. Бехер писал, что Гельдерліну грозит новое забытье, на этот раз под шквалом трудов исследователей, комментаторов, эссеистов.

Родился Гельдерлин в семье бедного пастора в Швабии, воспитывался в монастырских школах в Денкендорфі и Маульбронн, а дальше учился в Тюбінгенській семинарии, где дружил с Г.В.Ф. Гегелю и Ф.В, Шеллингом (они тоже были студентами этой семинарии). Обучение в Тюбінгенській семинарии совпало с началом и развертыванием Французской революции, горячим сторонником которой стал Гельдерлин. В четвертую годовщину штурма Бастилии трое друзей - Г., Гегель и Шеллінґ - посадили во дворе семинарии «дерево свободы» и произнесли у него клятву на верность идеалам революции. Следует отметить, что из троицы приятелей верность этой клятве сохранил до конца лишь Гельдерлин, но заплатил он за эту верность идеалам молодости тяжелой ценой.

Мировоззрение Гельдерлина, в частности такая его характерная черта, как универсализм мышления, склонность видеть жизненные явления и проблемы в широчайших, «космических» масштабах формировался в Тюбингене, в время общего подъема и больших надежд. Он усиленно изучал философию, в частности древнегреческих натурфилософов и Платона, а также Б. Спинозу, Ж.Ж. Руссо, И. Канта. В этот период сложилась оригинальная поэтическая философия Гельдерлина, которой проникнуто все его творчество. В сущности своей пантеистическая, она основывается на одухотворении природы, на доверии к ней как доброй силы и жизненной, способной вести людей к гармонии и счастью. Важной опорой для философско-поэтической системы Гельдерлина стала мифология, прежде всего, древнегреческая, которую он стремился трансформировать, сохраняя, однако, ее внутреннюю сущность.

Характерным явлением раннего творчества Гельдерлина стали «тюбингенские гимны». В них воспеваются идеи и понятия, которые Французской революцией были подняты до ранга высших общественно-политических и моральных ценностей, стали ее символами веры. Так на немецком почве возникли два «Гимна свободе», «Гимн человечеству», «Гимн дружбе», «Гимн красоте» - как своеобразные отголоски Французской революции, ее высоких стремлений и порывов. Воспевая идеалы и пафос Французской революции, Гельдерлин отчасти заимствовало и ее язык и обраВНО-стилевую систему. В «тюбінгенських гимнах» он широко прибегает к античных образов и реминисценций, причем его мифологические боги и исторические герои здесь отождествляются с аллегорическими образами и понятиями Французской революции, тоже стилизованными под античность. Много для него значила тогда и одична традиция Й.К.Ф. Шиллера, на которую он тоже опирался в своих «тюбінгенських гимнах». Близкие к ней торжественно-патетический тон этих гимнов, их философский пафос и риторика, ритмика и строфіка.

Гельдерлин был и классиком и романтиком: классиком на раннем этапе творчества, дальше же его развитие происходило в направлении все большего сближения с романтизмом, слияние с романтическим движением.

Закончив обучение в Тюбінґені, Гельдерлин отказался принять духовный сан и через несколько месяцев спустя, в декабре 1793 г., поехал в Тюрингию, где располагались тогдашние центры немецкой духовной культуры - Веймар и Йена. Это была попытка молодого поэта включиться в основной поток духовной и литературной жизни страны. Однако он не был принят ни неокласицистичним Веймар, ни романтической Йеною, и это в значительной мере привело к тому, что Гельдерлин оказался обреченным на одиночество и непризнание.

В мае 1796 г., отказавшись от дальнейшей борьбы, Гельдерлин оставил Йену. Настало лучшее, франкфуртский, период жизни поэта (1796-1798), озаренный любовью к Діотими - Сюзетти Ґонтар, жены купца Ґонтара, в доме которого он служил гувернером. В этой молодой женщине из среды франкфуртского купечества, которое отмечалось практицизмом и бездуховностью, он неожиданно встретил духовно близкого ему человека, наделенного от природы способностью понимать или интуитивно чувствовать весь тот мир философско-поэтических идей и ценностей, мечтаний и порывов, которыми он жил. Природа, красота, Эллада - все, что он горячо любил и перед чем преклонялся, слились для него в этой женщине, которую он назвал греческим именем Диотима, заимствованным из «Диалогов» Платона. Он пережил высокий творческий подъем, завершил первую часть романа «Гиперион», создал ряд поэтических шедевров. И везде в этих произведениях присутствует Диотима: в образе главной героини романа, юной гречанки, которая олицетворяет органичность и красоту бытия, в многочисленных стихотворениях, прямо или косвенно обращенных к ней:

Посланнице небес, я слышу тебя!

В Діотимо! Люба! Я глаза возвел

И благодарно узрел над собой

День золотой вверху. Заиграли,

Ожив, ключи, а на темной земле

Вздохнули горячо навстречу мне цветка,

И, улыбнувшись сквозь серебряные облака,

С благоговением Эфир склонился.

(Пер. М. Желательна)

И униженная поэтом действительность ворвалась в его счастливый мир, и осенью 1798 г. он вынужден был покинуть Франкфурт. Следующие полтора года он жил в соседнем Гамбурге и время от времени встречался с Сюзеттою Ґонтар. Несмотря на тяжелые переживания, его активная творческая деятельность продолжалась, в частности, в это время он работал над драмой «Смерть Эмпедокла». В творческом плане это продолжение франкфуртского периода, времени наивысшего творческого расцвета Гельдерлина. Но в это время неотступно назревала душевный и творческий кризис поэта.

В июне 1800 г. Гельдерлин поехал в Нюртинген к матери, оттуда через некоторое время - в Штутгарт, где создал знаменитые «штутгартские» гимны и элегии («Архипелаг», «Пілігримство», «Хлеб и вино» и др.), а потом - в Швейцарию. Его душевное беспокойство рос, он не мог долго удержаться на одном месте. В конце 1801 г. неожиданно уехал во Францию, в Бордо, где тоже устроился домашним учителем. За полгода он покинул Бордо и каким-то чудом добрался до Нюртінгена; крайне истощен и полусумасшедший, в нищенском рубище, он не узнавал никого, и его трудно было узнать. Это был первый приступ тяжелой душевной болезни, которая, однако, еще на некоторое время его отпустила. В 1802-1806 гг. Гельдерлин вернулся к сознательной жизни и творчества, которая сначала в этот период приобрела значительной интенсивности. Он переводил оды Пиндара и Софокла, писал свои поздние поэмы и поэзии, отличаются глубиной содержания и художественной оригинальностью («Мать Земля», «Единый», «Патмос», «Германия» и др.). С 1805 г. приступы душевной болезни стали все более частыми и продолжительными, а в следующем 1806 г. окончательно оборвалась сознательную жизнь и творчество поэта, хотя его физическое существование продолжалось до 1843 г.

Но вернемся к франкфуртсько-гамбургского периода творчества Гельдерлина. Главные темы его поэзии этого периода - природа, Эллада, Диотима, любовь к ней, причем они выступают не разрозненно, а в органическом единстве.

Однако ведущей, организующей есть в поэзии Гельдерлина тема природы. В своем философско-поэтическом мировоззрении он исходил из того, что во всей природе разлито духовное, божественное начало. Оно в человеке приобретает концентрированного воплощения, и таким образом человек со всем сущим связана не внешними, механическими, а глубинными и органическими, духовными связями. Одной из главных задач поэзии Гельдерліна. считал выявление этих связей человека с природой, их единства. Вся его поэзия проникнута глубоким и животрепещущей любовью к природе, но в то же время ей чужой идиллический, сентиментально-созерцательный подход к природе.

Своеобразие поэзии Гельдерлина заключается и в том, что новое, романтическое мироощущение он стремился выразить на «эллинский лад», с помощью эллинских ритмов и метрики, жанров и форм; особенно это характерно для его поэзии среднего периода. Он обращался к античным жанров оды, песни, элегии и др. Он переносил на немецкий грунт сложные строфічні формы древнегреческой поэзии, такие, как алкеєва, сапфічна строфы и т.д. И главным было для него сохранение внутреннего строя древнегреческой поэзии, обозначенного стремлением к гармонии, «благородной простотой и спокойным величием» по известной формуле И.И. Винкельмана. Он стремился сочетать «іонійську трезвость» со «священным огнем» и обраВНО называл свой стиль «священно-трезвым».

И при всем том поэзия Гельдерлина отмечается удивительной, как на то время, внутренней свободой и раскованностью; она является едва ли не самым полным выражением этого романтического идеала, который для подавляющего большинства поэтов-романтиков оставался недосягаемым. В его стихах вполне непринужденно, спонтанно возникает свободное пространство и движение природы, «живого космоса», в котором поэт чувствует себя как в материнском лоне, и в полном соответствии с этим находится свободное пространство и движение поэзии.

Следует указать и на необычную, какую-то «эпическое» широту даже интимных переживаний поэта, которые отображаются, подхватываются природой, усиливаются ею и достигают едва не космических просторов. Особенно это касается интимной лирики Гельдерлина, которая поражает полным отсутствием камерности, узкой субъективности, - чувство поэта легко трансформируются в близкий и дружественный мир «живого космоса», превращаются или в какое-то нешумливе, светло-радостное всеобщее праздник, как, к примеру, в стихотворении «Закат солнца», написанном в счастливый франкфуртский период, или же в всеобщую мистерию печали и скорби, как в ряде стихотворений, написанных в гамбургский период, после разлуки с Діотимою.

В более поздние периоды творческой жизни его все больше беспокоили противоречия послереволюционной действительности, растущие раВНОгласия между его идеальными стремлениями и наличным бытием. Это нашло выражение уже в романе «Гиперион, или Отшельник в Греции» («Hyperion oder Der eremit in Griechenland»), завершенном 1799 г. Прозаическое по форме роман Гельдерлина полностью тяготеет к лирической поэзии по своему содержанию и стилю. Это, прежде всего, динамическая картина духовного и душевного состояний поэта и его «ентузіастичного поколения», в создании которой фабула играет довольно-таки слабую роль. Фабула эта, собственно, параболическая: действие перенесено в тогдашнюю Грецию, герои названы на греческий лад, говорится в романе о обожествление природы, Эллады и красоты, о восстание в Морее 1770 г. и разочарование Гипериона в нем, а на самом деле под греческими именами скрытые в романе сам Гельдерлин, Сюзетга Ґонтар, близкие друзья-единомышленники, и говорит он на самом деле про идейную и духовную жизнь немецкой бюргерской интеллигенции в конце XVIII ст., про идеалы и конфликты, о вызванный Французской революцией энтузиазм и о первой его кризис.

И прежде всего имеем в этом произведении картину внутренней жизни самого Гельдерлина, его духовный и душевный опыт. А это означает, что самый важный в этом романе внутренний лирический сюжет, жизнь мысли и чувства, которые разворачиваются на фоне великолепных, эмоционально насыщенных пейзажей Греции, в которых сливается любовь Гельдерлина к природе с любовью к древней Эллады. Этот внутренний сюжет развивается в патетическом ключе, в таком же ключе выдерживается пейзажный фон, и небезосновательно считают, что пейзажи в «Гіперіоні»- это своеобразные пейзажи-гимны, внутренне родственные с лирической поэзией Гельдерлина.

Глубиной и сложностью содержания отмечается также драма Г. «Смерть Эмпедокла» («Der Tod des Empedokles»), которая, хоть и имеет три редакции, осталась незавершенной. В этой драме, героем которой является древнегреческий философ Эмпедокл из Агрігента (V в. до н.э.), фигура полумифическая и напівісторична, Гельдерлин сплетает в единый узел комплекс философских, общественно-этических и эстетических проблем. Центральной является тема природы как «живого космоса», одухотворенной силы и направляющей, гроВНОй и благотворного одновременно, - и отношение к ней человека, общества, культуры. На переднем плане - духовные коллизии героя, но они тесно переплетаются с социально-этическими, которые тоже приобретают острого звучания. Герой драмы проповедует новую жизнь, контуры которого, правда, были не очень четкими и самому Гельдерліну. Это жизнь на основе содружества людей между собой и с природой, в разумном гармоничном согласии с ее законами и повелениями, в «объятиях природы», а не вопреки ей. Эмпедокл считает, что сам он нарушил эти глубинные законы, потерял внутреннюю связь с природой, поэтому бросается в кратер Этны - чтобы раствориться в природе и возродиться в ней в новом качестве. В общем эта драма Гельдерлина - произведение большой поэтической силы, хотя кое-где ее содержание метафизически затемненный.

С особой силой неканоничности Гельдерлина-поэта, его новаторство оказались в поздней поэзии. Здесь он в своих художественно-стилевых поисках, характере обраВНОсти, отношении к слову и ритму вышел далеко за пределы своей эпохи, идя навстречу поэзии XX в. Теперь он все чаще отступает от классических размеров и форм, от строфіки и регулярных ритмов, переходит к своеобраВНОму свободного стиха, подчиненного своим внутренним ритмам, своим сложным гармоническим принципам. Возникает у него и новое отношение к поэтическому слову, которое будто выделяется в тексте и одновременно вступает в силовом поле его стихотворения необычной сосредоточенности содержания, становится трудным и неоднозначным.

Украинский язык отдельные стихи Гельдерлина перевели М. Бажан, В. Мисик, П. Тимочко, В. Коптилов, И. Качуровский.



Д. Наливайко