ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС ДЕ СААВЕДРА

Конфликт между идеалом и действительностью - центральная проблема романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Лучший из романов испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра, звіковічив его имя в литературе, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был задуман как пародия на средневековые рыцарские романы, но очень быстро перерос исходное задание автора, который возвысился до уровня попытки решения вечных философских вопросов и сложных морально-этических проблем. Но и первоначальное задание содержало в себе зародыши будущего преобразования: желание написать пародию было вызвано огромным разрывом между тематикой и изображением жизни в популярной тогда литературе и собственно действительностью. От такой постановки вопроса лишь полшага до идеи, что стала главной в романе: конфликта между идеалом и действительностью.

Комические эффекты романа вызваны столкновением ситуаций, взятых из романтического среды рыцарских романов и повседневностью тогдашней Испании. Вместо рыцаря-красавца, сильного и непобедимого, главным героем становится второстепенный ламанчский идальго, полусумасшедший Алонсо Кехано. Он - карикатура на книжного рыцаря.

«Его воображение переполнилась различными химерами, вычитанными из книг: чарами и распрями, битвами и сражениями, вызовами и ранами, вздохами и любовью, разлуками и муками и всякими такими штуками», - иронизирует по поводу его взглядов Сервантес. Однако не только улыбку вызывает у читателей его образ: рядом с смехотворными «подвигами» вроде борьбы с ветряными мельницами, трудно не заметить благородство его намерений. Даже такая странная борьба против зла стоит капли уважения, смех обусловлен неудачными методами. «...Ради свободы так же, как и ради чести, можно и нужно рисковать жизнью, и, наоборот, неволя является крупнейшим из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком», - с этими словами Дон Кихота трудно не согласиться. Герой Сервантеса бросает вызов всей несправедливости мира. В романе есть эпизоды, исполненные подлинной трагичности, где горе-герой почти вплотную приближается к героизму настоящего. Другое дело, что опять-таки неудачно, но такой ошибки, как с попыткой защитить мальчика-пастушка, мог допустить любой. В этом эпизоде Дон Кихот борется не с воображаемым злом, здесь речь идет о неумении предвидеть последствия своих действий на несколько ходов вперед, то есть явление довольно распространенное. Нечто похожее происходит и в другом эпизоде, когда он освобождает осужденных неправым судом каторжников. Описанное судопроизводство вызывает столь сильное возмущение, что уже не различить, какие рассказы каторжников были вымыслом, а какие - правдой. Но склонность Дон Кихота путать одно с другим привела к тому, й к он не получил благодарности от спасенных: опять при лучших намерениях внешнее поведение его была неуместной, сходной до безумия. Наличие в романе таких ситуаций невольно вызывает мысль о том, что, возможно, они и являются главными, тогда как откровенно комичные - лишь антураж.

Совсем другой ракурс - конфликт между идеальным и реальным раскрывается в ситуации, когда ради развлечения герцога оруженосца Дон Кихота Санчо Пансе делают на короткий срок как бы настоящим губернатором. Обычный крестьянин, человек из народа, Санчо Панса в этой роли оказывается значительно более мудрым судьей и лучшей должностным лицом, чем настоящие губернаторы: бескорыстным, милосердным и справедливым. Именно это и положило конец шутки: подобные идеальные чиновники были ненужные реальном устройства.

Кстати, Санчо Панса верит некоторым обещаниям своего хозяина не за вичитану ідеалістичність, а скорее через обычную безграмотность. В повседневных делах он предстает рассудительным и трезвым человеком. Следовательно, к разрыву с реализмом приводит не только чрезмерная романтичность, но и недостаток образования.

Собственно, оба герои Сервантеса вызывают искреннюю симпатию. Образ Дон Кихота стало нарицательным для всех проявлений лучших намерений и стремлений за отсутствия ощущения действительности. Образовалось даже новое слово: «донкихотство», что имеет конкретный смысл, и проявления названного им явления можно встретить и в частном, и и! общественной жизни. Всем стоит время от времени задумываться над тем, не расходятся желания с методами, а реальное - с идеальным. Поэтому роман Сервантеса вполне заслуженно пережил века.