ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

6 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Сатирическое изображение государственного устройства, законов и обычаев Лилипутии (по произведению Дж. Свифта «Путешествия Гулливера...»)

Известный английский писатель-сатирик XVIII века, который прославил свое имя замечательным романом «Странствия... Гулливера», Джонатан Свифт, получил богословское образование, несколько лет работал священником, активно занимался политической деятельностью. После окончания университета стал секретарем влиятельного дипломата и царедворца Уильяма Темпля, в доме которого имел возможность наблюдать жизнь королевских вельмож, которое позже он так мастерски воссоздал в своем произведении «Путешествия Гулливера...». После смерти Темпля Свифт снова становится священником в маленьком городке в Ирландии, стране, которая принадлежала Англии. Положение народа здесь было особенно тяжелым. Джонатан Свифт становится вождем и защитником обездоленных бедняков, которые были доведены до крайнего разорения, - крестьян и ремесленников. В своих произведениях он смело высмеивает придворных царедворцев-вельмож - герцогов, графов, а то и самого короля. Именно таким является и его роман «Путешествия Гулливера...», который вышел из печати в 1726 году. Создавался он в течение десяти лет.

Этот удивительный произведение, который стал любимым не только взрослых, но и детей, олицетворяет сатирический, философско-политический роман-памфлет. Писатель удачно использует сказочные формы и фантастические ситуации, удачно перемежает их с реальными деталями и замечательный способ создает впечатление достоверности.

В своем романе писатель прибегает к аллегорического изображения современной ему страны - Англии. Свифта как писателя больше интересовали политические проблемы, и поэтому его произведение является громким сатирой на современную ему Англию.

Главный герой произведения, Гулливер попадает в страну Ліліпутію, где живут очень маленькие люди. Сначала эти необычные люди встречают его довольно-таки дружелюбно, искренне: предоставляют жилье, принимаются специальные законы, которые налаживают его общение с местными жителями так, чтобы оно было гармоничным и безопасным с обеих сторон, обеспечивают его питанием. С ним ведет беседу сам император Лилипутии, а после того, как Гулливер предоставляет ему и всему государству немалую услугу (притягивает на веревку весь блефускуанський флот соседней враждующей государства), ему предоставляют титул нардака - самый высокий титул в государстве. Далее Гулливера знакомят с обычаями страны, довольно-таки странными. Например, чтобы получить министерскую должность, надо было принять участие в соревнованиях танцоров на канате. Кто выше подпрыгнет, тот получает высшую должность государственного служащего. И никаких там специальных знаний, ума, умение ориентироваться в политике и экономике совсем не нужно! Это уже намек на английских министров и придворных царедворцев, которые занимают эти высокие должности, совсем не отвечая им.

А чего стоит первое лицо государства, которое именует себя не королем, а именно императором, что называет себя «отрадой и ужасом вселенной», мудрейшим и сильнейшим в мире (рост которого равен трем пальцам). А сколько титулов он имеет! Понятно, что Свифт имел в виду английского короля Георга i, который находился на английском престоле в 1714-1726 годах.

Потом Гулливера знакомят с политической системой страны: оказывается, в Лилипутии существуют две враждующие партии, известные под названиями Тремексенів и Слемексенів, которые отличаются друг от друга тем, что сторонники одной из них "очень любят низкие каблуки, а другой - высокие. Причем последние утверждают, что именно высокие каблуки больше всего соответствуют древнем государственному устройству Лилипутии. И на этой почве между ними происходят «самые жестокие ссоры». Однако император приказал, что в государственных учреждениях следует носить только низкие каблуки.

Еще более «важные» обстоятельства вызвали жестокую войну, которую ведут между собой две великие империи - Лилипутии и Блефуску: с какой же стороны надо разбивать яйца - с тупого конца или, наоборот, с острого? Вполне понятно, что здесь речь идет о современной писателю Англии, поделенную на сторонников партии тори и вигов, причем сам Свифт уже не верил ни одной из них. Между Лилипутии и Блефуску ведется столетняя война. Что же имел в виду автор произведения? Конечно же, Столетнюю войну между Англией и Францией.

Непревзойденные аллегории Свифта, безусловно, касались времени, в котором жил сам писатель, и той страны, политический строй которой имел возможность познать на собственном опыте.

Во времена, когда жил Свифт, много могущественных стран пытались покорить маленькие и слабые государства, чтобы захватить их земли и богатства, а жителей превратить в рабов. Поэтому за Лилипутии и Блефуску, которую император Лилипутии после того, как Гулливер перетащил весь флот блефускуанців, задумал превратить в собственную провинцию и управлять ею через своего наместника, можно увидеть отношения Англии и Ирландии, которые и на сегодня остаются непростыми и болезненными.

Итак, в своем романе «Странствования... Гулливера» Джонатан Свифт остро высмеял низость, глупость государственных учреждений Англии, ее законов и обычаев, ее претензий на мировое господство.