|
ГАВЕЛ, Вацлав
(рожд. 1936)
ГАВЕЛ, Вацлав - творчество писателя
ГАВЕЛ, Вацлав (Havel, Vaclav - нар. 5.10.1936, Прага) - чешский драматург, экс-президент Чехии.
Гавел родился в Праге в семье владельца пражской киностудии «Баррандов». В 1951 г. он окончил восьмилетнюю школу. Работая химиком-лаборантом, параллельно получал образование в вечерней гимназии, которую окончил в 1955 г. С двадцатилетнего возраста Гавел начал публиковаться в литературных и театральных изданиях. Из соображений кадровой политики его не могли принять в гуманитарный вуз, поэтому он два года проучился в Чешском политехническом институте, после чего был призван на военную службу. После демобилизации Гавел работал рабочим сцены в театре «ABC», а с 1960 г. устроился в театр «На забрадлі» («Na Zabradli»).
В 1967 г. Гавелу удалось закончить театральный факультет Пражской академии музыкального и театрального искусств, а в следующем году он стал членом «Клуба активных беспартийных» и председателем «Клуба независимых писателей». Во время событий Пражской весны 1968 г. Гавел вел активную пропагандистскую работу, а после подавления демократии, преследуемый режимом, работал раВНОрабочим на различных предприятиях. Его произведения в это время были запрещены, а пьесы изъяты из репертуаров чешских театров. Несмотря на это, Гавел продолжал активно заниматься политической деятельностью. В 1977 г. он стал одним из основатели общественного движения «Хартия-77» - неформального объединения чешских правозащитников, которое ставило своей целью нравственное возрождение общества. Одновременно Гавел работал над философско-политическим трактатом «Сила бессильных», в котором подверг резкой критике тоталитарную систему. За свою правозащитную деятельность он трижды попадал в тюрьму, где провел 5 лет.
В 1983 г. в самиздате вышли написанные им в тюрьме публицистические «Письма к Ольге» («Dopisy Olze»). В феврале 1984 г. Гавел написал доклад «Политика и совесть» («Politika a svedomi»), которая предназначалась для прочтения в Тулузском университете, где ему было присвоено звание почетного доктора наук. В Лондоне в это время увидела свет объемная сборник философских трудов, фельетонов, статей, протестов, заявлений и интервью Гавела. За эти произведения, а также за свои пьесы и одновременно активную правозащитную деятельность Гавел был награжден несколькими авторитетными международными премиями: премией Эразма Роттердамского (1986), премией мира западногерманских книготорговцев, премией Улофа Пальме (1989). Последний арест Г. состоялся в феврале 1989 г. Суд приговорил его к девятимесячного заключения, но это вызвало такую волну международного возмущения и протестов, что уже в мае власть вынуждена была его уволить. 29 декабря 1989 г. Гавела избрали президентом Чехословацкой Социалистической Республики (с апреля 1990 г. ЧСФР).
К драматургии Гавел впервые обратился еще в конце 50-х pp., когда работал рабочим сцены в театрах «ABC» и «На забрадлі». Его первая самостоятельная пьеса «Праздник в саду» была поставлена в театре «На забрадлі» в 1963 г. В этой пьесе, как и в пьесах Гавела 60-х pp. - «Сообщение (1965) и «Трудно сконцентрироваться» (1968), отразились стремление драматурга к демократизации и либерализации чешского общества и его культурной жизни, хотя тема диссидентства, которая позже станет в творчестве Гавела одной из ключевых, здесь еще в полный голос не звучит.
Драматургический стиль Гавела в целом тяготеет к театру абсурда. В основе сюжета большинства из его произведений лежит определенная ситуация, связанная с какой-то социальной или морально-этической проблемой человеческого существования, которую драматург раскрывает путем такого ее гиперболического и аллегорического обострение, которое доводит эту ситуацию до полного абсурда. Этот прием лично Гавел характеризует как интеллектуальный юмор. В пьесах Гавела много гротеска, иронии, сатиры, элементов пародии. Значительную роль в построении сюжета у Гавела играют фантастика, недосказанность, повторы отдельных мотивов и реплик, которые рефреном проходят через текст каждой из его пьес, проявляются через поступки и реплики персонажей, этим усиливая комический эффект. Основной объект изображения драматурга - это чешская политическая действительность, которая, несмотря на завуалированность элементами фантастики и аллегории, легко узнается в каждой из его пьес.
Объект пародии Гавела - это деформированная мораль тоталитарного общества, чаще всего связана с проявлениями карьеризма, мещанства, бюрократизма, демагогии. Ведущую тему своей драматургии Гавел определил как «тему идентичности человека, тождественности человека самому себе». В центре внимания любой из пьес чешского драматурга находится кризис человеческой личности, проблема полной или частичной утраты человеком своего «я». Эту проблему драматург ставит не только в узко-политическом, но и в более глобальном философском масштабе, полагая, что кризис человеческого «я» - это одна из серьезнейших проблем нашего времени, проблема, связанная с тем, что человек, вследствие того, что ее сознанием постоянно пытаются манипулировать какие-то внешние общественные силы, теряет свое «я» и перестает быть активным субъектом бытия.
В 70-х pp., когда Гавел уже был в списках запрещенных авторов, он создал пьесы, пронизанные диссидентскими и автобиографическими мотивами, - «Заговорщики» (1972), «Опера нищих» («Zebracka opera», 1972), «Отель в горах» («Horsky hotel», 1976). Среди пьес Гавела 70-х pp. особенно выделяется т. н. «ванеківський» триптих, который относят к вершинам творческого наследия драматурга. Свое название триптих получил от имени главного персонажа двух из этих пьес - Ванека. Первая из этих пьес - «Аудиенция» («Audience») - была написана в 1975, а следующая, «Протест» («Protest»), в которой действует Ванек, - 1978 гг. Главный герой третьей пьесы триптихе - «Вернисаж» («Vernizaz»), которая появилась в 1975 г., - не Ванек, но типологически этот образ ему полностью тождественен. В этом образе Гавел раскрыл тип тактичной человека, почти застенчивой, которая больше молчит, чем говорит, но самим своим присутствием заставляет других людей раскрываться, проявлять себя, обосновывать или маскировать свою моральную позицию. Характерной чертой этого образа есть и значительная доля автобиографизма, в частности в нем отражен период жизни Гавела после 1968 p., когда он подвергался политическим гонениям и вынужден был работать раВНОрабочим на различных предприятиях.
В 80-х pp. Гавел написал пьесы «Largo desolate» (1984), «Искушение» (1985) и «Реконструкция» (1988). Лучшей среди них считают первую пьесу. В «Largo desolate» (название буквально переводится как «печальное ларго»; ларго - термин для обозначения очень медленного темпа в музыке) Гавел поставил проблему общественного статуса деятеля диссидентского движения. Сама по себе эта проблема важная и серьезная, но в пьесе она решается в комическом освещении, хотя и с оттенком трагичности. Гавел пытается в ней раскрыть данную проблему как бы с двух диаметрально противоположных сторон: изнутри, то есть через душу самого диссидента, и извне, то есть через реакцию на его поступки и поведение его окружения. Источником комизма с внутренней стороны служит ситуация душевной дисгармонии, разбалансированности между общественным долгом, который диктует статус диссидента, и морально-психологической сути человека, которая становится носителем этого статуса. С внешней стороны источником комизма служит то вполне обывательский представление о диссидентстве, носителем которого в пьесе выступает окружение главного героя, в частности доктор философии Леопольд Копршива, человек в диссидентском движении, собственно, почти случайная.
В. Назарец
|
|
|