ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГАУПТМАН, Герхарт

(1862 - 1946)

ГАУПТМАН, Герхарт - творчество писателя

ГАУПТМАН, Герхарт (Hauptmann, Gerhart - 15.11. 1862, Оберзальцбрунн - 06.06.1946, Агнетендорф) - немецкий драматург, лауреат Нобелевской премии 1912 г.

Отец Гауптмана был владельцем гостинницы, дядя - ткачом, который помнил восстание 1848 г. в Силезии. Основной жанр Гауптмана - драматургия. Он создал трагедию нового времени, особенно остро ощущал катастрофическое наступление гендлярства, бездуховности на творчески одаренную личность, на тех, кому были близки гуманистические идеалы. Лицемерие и ханжество, где бы они не прятались: под мундиром тупого вояки, под рясой священника или за высокопарными тирадами интеллигента - оголювались в йог: драматургии, переполненной столкновениями мнений, спорами противников, страданиями бедняков или надламаних искателей истины и собственно дороги в жизни. У него всегда были страстные сторонники и непримиримые противников: часто сторонники, не понимая его, становились противниками. Драмы его вызвали острые дискуссии.

Больше всего Гауптман ценил И.В. Гете. Он считал себя его последователем и ему хотелось буя похожим на своего кумира даже внешне. Драматургическое мастерство В. Шекспира привлекала его своим напряженным трагизмом и трепетной мыслью. Настоящими его учителями были Л. Толстой и норвежский драматург Г. Ибсен В произведениях Гауптмана есть немало связей с их творчеством. Гауптман писал также стихи, романы, эссе. В юности ему пришлось по воле родителей заниматься изучением сельского хозяйства, но его уже в ее годы привлекало искусство, он стоял на распутье: что выбрать - скульптуру, которой он учился в 1880 г. в Бреслау, историю, философию или литературу. Последнее оказалось самым сильным, но объемность в восприятии мира, присущая скульптору, всегда была заметной в его произведениях, где все особенно выпуклое, материальное, как сами герои, так и окружающая обстановка.

Гауптман вошел в литературу в конце 80-х годов, когда в Германии новое искусство развивалось под знаком натурализма: особое внимание уделялось изображению жизни простого народа, в изображении человека доминировала внимание где физиологии и наследственности, литераторы пытались воспроизводить мельчайшие оттенки действительности. а сам жанр драмы означувався словом «das Stuck», что означает в переводе «кусок». Но не только натурализм и реализм можно увидеть в произведениях Гауптмана - его драмы начале 90-х годов связывали во многом с неоромантизмом и символизмом.

Его политические симпатии довольно часто совпадали с идеями социал-демократов, однако он стоял в стороне от них, оставляя за собой правое рассуждать о мире, не будучи связанным ни с одной партией. Отношение Гауптмана до современного общества и государства всегда критическое - именно за это он никогда не получит государственного признания, хотя, будучи лауреатом многих премий, в 1912 г. станет еще и Нобелевским лауреатом.

Гауптман вошел в литературу как автор рассказов о жизни народа. «Стрелочник Тиль» («Bahnwarter Thiel», 1888) - самая характерная вещь, где изображение тяжелого быта и моральной гибели человека составляет основу рассказа.

В 1889 г. вышла в свет его первая драма «Перед восходом солнца» («Vor Sonnenaufgang»), ее поставили в новом театре Берлина «Свободная сцена»; она имела огромный успех, но одновременно вызвала бурную полемику. Название ее символично: перед восходом солнца, по народному поверью, активизируются все темные силы, но одновременно это перелом от ночи до дня, когда свет побеждает тьму. Автор вводит нас в семью Краузе - бывших крестьян, которые неожиданно разбогатели, потому что под их землями обнаружен уголь. Гауптман - мудрый художник, он понимает, что для счастья мало самого богатства, нужен еще и определенное духовное развитие, а этого как раз и нет в новых богачей из окружения Краузе, да и в самих Краузе. Отец там упивается до такой степени, что путает собственную дочь с женщиной легкого поведения, с которой можно завести интрижку. Его жена, которой абсолютно нечего делать, пытается выдать замуж свою падчерицу Елену за своего молодого любовника, чтобы удержать его. Сам молодой человек, который слишком большого мнения о себе как охотника, при отсутствии зайцев готов подстрелить сторожа: он имеет чем заплатить за увечье. Старшая дочь Краузе - алкоголичка, ее дети умирают, едва родившись; она замужем за мужчиной, который раньше играл роль социалиста, борца за права рабочих, а закончил тем, что женился на нелюбимой, но богатой, розладнавши ее помолвке с другим мужчиной. Только младшая дочь Краузе - Елена не потеряла человеческого лица, она получила образование, может трезво рассуждать о современной литературе, но чувствует, что обречен на гибель. Вдруг и для нее вспыхивает надежда: к ним как репортер от передовой газеты приезжает социалист Лот; молодые люди полюбили друг друга, они готовы убежать из этого страшного дома, но Лот узнает, что его невеста из семьи алкоголиков. Он боится связывать с ней свою судьбу. Елена прибегает к самоубийству. Конфликт духа и воинствующей бездуховности завершается поражением духа.

Драма Гауптмана имела скандальный успех, поскольку никогда до этого времени не изображалось на сцене жизни в столь неприглядном виде.

Драма «Одинокие» («Einsame Menschen», 1891) показала развитие таланта Гауптмана: он обратился к новой теме - к духовному миру интеллигенции, по-новому - глубже и убедительнее - разработал сложнее, чем в первых драмах, характеры. И одновременно он продолжил исследовать тему, которая его постоянно волновала - тему одиночества человека в современном мире. В этой драме нет «экзотики», с избытком создаваемой воображением алкоголиков, перед нами семья ученого Иоганнеса Фокерата - он сам, его жена Кете, родители Иоганнеса. Но уже с первых реплик трагизм ощущается и здесь. Кете говорит очень нервно (как гласит ремарка автора - замечание в скобках об обстоятельствах, при которых происходит действие), в присутствии мужа не осмеливается выразить свои мысли даже о том, где следует накрыть стол - в столовой или на веранде. Сам Йоханнес раздражается по пустякам, обижает свою жену постоянными поучениями, а потом возмущается, почему она не спорит с ним. Он ведет себя как избалованный ребенок, которому, вероятно, и чувствует себя, потому что отец и мать, малообразованные и привыкшие заниматься только своим хозяйством, видят в своем ученому синие, ради которого они жили, существо полностью особливу. их жизнь - это заботы о том, чтобы в доме было достаточно еды, чтобы все были здоровыми. Близка к ним и Кете, воспитанный для того, чтобы держать порядок в доме, любить мужа и заботиться о детях.

С точки зрения обывателя, семья вполне благополучная, но оказывается, что каждый живет в своем особом мире и взаимное проникновение в эти изолированные друг от друга миры невозможно. Атмосфера в семье еще более усложняется, когда в их доме поселяется Анна Мар - студентка из Швейцарии, уроженка России, каким-то образом связана с революционным движением. Йоханнес, измученный непониманием близких людей, находит в Анне родственную душу. Он постоянно делится с ней своими идеями, она поддерживает его в его научных поисках. Йоханнес мечтает о том, что между ним и Анной возникли совершенно нового типа отношения - дружба и взаимопонимание между мужчиной и женщиной без намека на любовь. Йоханнес даже считает, что он сильнее любит Кете, после того как познакомился с Анной. Однако сама Кете и родители Иоганнеса считают иначе. Здесь сталкиваются старые и новые мировоззрения. Кете не смеет перечить, поскольку, любя мужа, она не считает, что имеет право мешать ему, если он нашел человека, который понимает его. Родители же хотят избавиться от Анны, которая порой позволяет себе грубо противопоставлять себя жене своего нового друга. Драма заканчивается тем, что Анна все же вынуждена покинуть дом Фокератів. Йоханнес, не пережив ее отъезда, который еще больше усилил его одиночество, совершил самоубийство. В конце этой драмы, как и в конце первой, - смерть. Обе изображают мир, где все смешалось.

В этой драме одинокими оказываются старые Фокерати, поскольку их представление о семье и семейном счастье устарели - они не предоставляются до людей нового поколения. Одинокая Кете, потому что ее воспитывали как мать семьи, но новая эпоха требует от нее, чтобы она стала однодумницею и товарищем мужа, к чему она не готова. Одинокий Иоганнес, поскольку и обыденность, порождением которой он является, не согласуется с его научными исследованиями, а выйти на более широкую дорогу, до ученых, которые близки ему по взглядам, у него не хватает решимости. Одинокая и Анна, потому что у нее нет возможности жить на родине, политические события носят ее по Европе, не давая возможности найти постоянное пристановисько и материальную свободу. Одиночество является следствием того, показывает Г., что новые условия существования застали людей не готовыми к новым условиям жизни, старое и новое мировосприятие трагически столкнулись в неразрешимой конфликте.

Новая драма «Ткачи» («Die Weber», 1892) раскрыла новую грань таланта Гауптмана. Это самая характерная для конца века драма - дискуссия, но одновременно это и произведение с натуралистической вниманием к деталям быта беднейших слоев населения - силезских ткачей. И еще одна новая грань таланта Гауптмана - он рисует уже не семейная жизнь, а массовые народные волнения, восстания ткачей, их борьбу с жестокими и корыстными хозяевами. Социал-демократическая критика увидела в драматургу своего сторонника, в его «Ткачах» - агитационное произведение. Так действительно можно было трактовать новую драму, поскольку в ней в спорах ткачей решается вопрос о необходимости восстания. Но это драма-дискуссия, специфическая черта которой - столкновение мнений, борьба идей. Ход драматургического действия неумолимо ведет героев к почти однозначному выбору - только борьба, только всеобщее восстание может улучшить положение бедняков, которые умирают с голода, поскольку вся их жизнь проходит в чрезвычайно тяжелых условиях и не менее напряженной работы. В драме использованы исторические материалы о восстании ткачей в Силезии в 1848 г. Известно, насколько трагично оно закончилось, вряд ли улучшив жизнь повстанцам, много их погибло в борьбе, были бессмысленно уничтожены дома владельцев фабрик и сами фабрики, а именно восстание утопили в крови. Финал драмы Гауптмана непростой: в нем материал для размышлений. Старый ткач Гільзе, который сдерживал от участия в борьбе всех и своего сына, остается дома после того, как все уходят, чтобы присоединиться к повстанцам. Он убежден, что его Отец мой Небесный посадил для того, чтобы он выполнял свой долг - работал. Случайная пуля, залетев через окно, убивает Ґільзе. «Мне страшно», - последняя реплика овдовевшей фрау Ґільзе. Финал можно трактовать как утверждение того, что не может быть самоусунень, когда идет борьба двух классов, а можно трактовать и по-другому: восстание несет гибель не только тем, кто считает его бессмысленным. «Ткачи» были поставлены в театре «Свободная сцена». В драмах Гауптмана имеется специфическая особенность, в которой иногда видели его недостаток как драматурга: в них очень объемные ремарки, часто они разрастаются до страницы и больше. Но это специфическая черта метода писателя, который, пройдя через школу натурализма, пытался воссоздать внешний мир и человека со всеми возможными деталями и подробностями.

1893 г. связан в творчестве Гауптмана с появлением двух совершенно отличных по методу отражения жизни и мироощущением драм - «Бобровое шуба» («Der Biberpelz») и «Вознесение Ганнеле» («Hanneles Himmelfahrt»). Первая из драм разрабатывает, казалось бы, знакомые проблемы, одна из которых связана с темой интеллигенции, а вторая - с положением простого народа. Однако в «Бобров... шубе» резко меняется ракурс. Драма не передает состояния и их изменения, а конфликт между интеллигенцией и государством, точнее - между теми, кто живет высокими духовными запросами, и бездуховностью мещанства, которое власть поддерживает, одновременно пытаясь унизить интеллигентов, превращая в процессе расследования в полицейском участке врача Флейшера и рантье Крюгера в обвиняемых в политической неблагонадежности, а фрау Вольф, которая обокрала их, - в добропорядочную, трудолюбивую, честную труженицу. Полицейский Верган воспринимается как предшественник фашистов, которого больше всего на свете волнует политическая благонадежность; он стремится различными способами унизить образованного и мыслящего человека и опирается на низы, способны ради выгоды предать и продать все и всех.

«Вознесение Ганнеле» вызвало недоумение поклонников таланта Гауптмана, который утвердился как демократ, который пишет о современности и ее социальные конфликты. Эта драма распадается как бы на две - совсем, на первый взгляд, не связанные между собой, ее первое действие вводит нас в ночлежку, где проживают голодранцы, бездомные, проститутки, нищие старики. Туда учитель вносит Ганнеле, четырнадцатилетний девочку, которая, не выдержав издевательств отчима, решила прибегнуть к самоубийству, бросившись зимой в стал. Ганнеле замерзла, она умирает. Ее предсмертный бред становится содержанием второй части драмы. Ганнеле преследует призрак отчима, перед ней появляется ее покойная мать, для нее поют ангелы, сам Господь Бог предстает перед ней, так же как и ангел смерти. Страшные картины меняются в ее затуманенной сознании картинами светлыми, когда она видит себя сказочным существом, которую одевают в богатые одежды, чтобы предстать перед Господом после смерти. Контраст странных видений умирающего Ганнеле и нищету ночлежки заставлял критиков увидеть в драме Г. символістський произведение, автору упрекали в уходе от решения социальных проблем, в измене бывшим соратникам.

Стремление найти решение противоречий заставило драматурга обратиться в народных движений прошлого, так появилась историческая драма «Флориан Ґейер» («Florian Geyer», 1896), однако исторический жанр не был его сферой. Он снова обратился к сказке, как это уже было отчасти в «Вознесении Ганнеле», но до сказки, где решается проблема художника, его ответственность перед собой и обществом.

Гауптман-художник считает искусство наибольшей силой, видит в нем возможность чрезвычайно сильного влияния на людей. «Затопленный колокол» («Die versunkene Glocke», 1896), драма-сказка, стало таким исследованием сущности творческой натуры самого процесса творчества, места художника в обществе и его ответственности за свой труд перед обществом и самим собой. Здесь, как и в «Ганнеле», также два мира - долина, где живут обыватели вместе с пастором, который направляет их души; глухим к подлинной духовности учителем, который всегда помнит, что дважды два - четыре; цирюльником, который бреет бороды прихожанам: всем они обеспечены в долине, души и тела их больше ничего не хотят. Им противостоит мир природы, мир гор. Там живут феи и эльфы, и там живет волшебница Виттиха, хитроватый и циничный леший, а также старый, с лягушачьим брюхом, водяной-философ, который начинает свои рассуждения с традиционного «брекекекекс». Но прекраснейшая из всех юная Раутенделайн - о себе она сама не может сказать, кто она - лесная птичка или фея, откуда пришла, где выросла; она сама словно цветок, которая разливает аромат по лесу. В этот мир попадает мастер из отливки колоколов Генрих: вылитый им для церкви в горах звон утопил в озере леший, поскольку церковь враждебна природе. Мастер потрясен гибелью своего труда, но одновременно он понимает, что то, что все считают его лучшим произведением, не было произведением высокого искусства; он говорит о колоколе: «в долине он звучал - между гор - не может». В этих словах воскресает романтический разделение мира на сферу гор, природы, где живет духовность, и сферу долины, где существуют люди с обычным сознанием. А мастер Генрих пытается отлить, по его словам, «мелодию колоколов», которая заставит всех людей вспомнить, что они - дети солнца; разбужены звоном колокола, они забудут все плохое, в их сердцах растает лед, и радостные, в слезах, освобожденные силой солнца, они увидят своего воскресшего Спасителя вечно юным, и он сойдет к ним в сиянии весны. Но Мастер Генрих, отправившись в горы, бросил на произвол судьбы своих детей и жену, соединив свою жизнь с Раутенделайн, решив, следуя учению Ф. Ницше, что для художника нет понятий добра и зла, не смог воплотить в жизнь мечту: запротестовали силы природы, сказочные жители гор. Не смог Мастер переступить через слезы своих мертвых детей и жены, не смог он решить противоречия между стремлением к творчеству, полетом чистого духа и духовности как человечностью. Он зашел в тупик, потому что хотел создать колокола, способны пробудить человеческие души, но сам разбил счастье близких ему людей.

Это противоречие погубила в конце концов и его самого, и фею Раутенделайн, полюбившей его. Однако тема творчества для людей, для возрождения духовности человечества, тема людей как детей солнца и гуманистической основы творчества как основы созидания стала главной в драме-сказке «Затонувший колокол» - одном из лучших произведений мировой литературы. Одновременно это один из самых сложных произведений, который связан с символизмом. Успех драмы-сказки был удивительным: в 1896-1897 гг. вышло 28 ее изданий, на всех костюмированных балах в эти годы обязательно были девушки, одетые как Раутенделайн, уличные мальчишки повторяли примовляння водяника «брекекекекс». Гауптман пользуется мировой славой.

Тема художника продолжала волновать Гауптмана. В драме «Михаэль Крамер» («Michael Kramer», 1900) она решается на материале реальной действительности. Четыре художники предстают перед нами: сам Михаэль Крамер - известный мастер, его ученики - Лахман, который стремится к успеху и богатству, дочь мастера Михалина - прилежная ученица, хотя ей уже немало лет, и сын Арнольд, с которым отец никак не может наладить настоящих контактов, которого он постоянно ругает, что приводит к еще большему отчуждению. Арнольд по-настоящему талантливый. Но его положение в мире трагическое, поскольку окружение не способно понять настоящего художника, его травят мещане, мелкие торговцы, посетители ресторанчика, где он постоянно бывает, поскольку на свою беду влюблен в дочь владельца ресторанчика Лизу - существо суєтну, никчемную и жестокую. Арнольда затравили, и он совершил самоубийство. Лишь после его гибели те, которые остались жить, начинают понимать сущность того, что случилось, и истинную ценность Арнольда - неординарной личности, талантливого художника, который мог бы достичь большего, чем его отец. Особенно примечателен последний монолог Михаэля Крамера. Конфликт здесь не только между творческими личностями и миром бездуховности, что же в себе скрывает трагедию, но и между самими художниками, которые идут разными путями и отчасти во имя добра, как старый Крамер, творящие зло.

Начало XX в. отмечен усилением трагизма в драмах Гауптмана, причем особую роль начинает играть фізіологізм, который становится своеобразным роком, подстерегая человека и загрязняя ее. Так погибают Роза Бернд в одноименной драме («Rose Bernd», 1903) и Доротея Анґерман в одноименной драме («Dorothea Angermann»), созданной в 1925 p. Характеры главных героев, их общественное положение чрезвычайно раВНОобразны, но общими остаются физиологическая обусловленность и общепринятая мораль, проповедано пасторами, которые обрекают на смерть тех, кто оступился, но не вызываются до их очищения и возвращения к жизни. Трагизм усиливается не без влияния социальных и политических событий, особенно Первой мировой войны и последующих революционных потрясений. События Первой мировой войны привели замысел драмы «Магнус Ґарбе» («Magnus Garbe»), написанной в течение 1914-1915 гг., но изданной в 1942 г. Дать достаточно знаменательные: Первая мировая война и разгар Второй, время господства фашистов. События происходят, судя по ремарке, в XVI в. в свободном имперском городе, который имеет самоуправление. Место действия - дом бургомистра Магнуса Гарбе - человека гуманной и просвещенной. События разворачиваются с того часового отсчета, когда в город прибывает суд инквизиции, озабоченный поисками людей, которые имеют связи с дьяволом. Найти их тем более почетно и выгодно, что имущество замученных и уничтоженных жертв становится собственностью виказувача или самой церкви. Вопреки воле бургомистра в городе вспыхивают костры инквизиции, народ в панике. Драма заканчивается тем, что красивую и невинную жену бургомистра захватывают инквизиторы - так им легче сломать его: он - противник мракобесия. В тюрьме у нее рождается ребенок, которого везет похитить и только таким способом спасти. Саму ее приговаривают к сожжению на костре как ведьму. Бургомистр, который не в состоянии вызволить ее, не выдержав потрясений, парализован, теряет веру в добро и Бога как его носителя и защитника. Он считает теперь, что миром управляет дьявол, поскольку ужасов инквизиции Бог не может допустить.

Однако Гауптман не только констатирует безысходность ситуации, но и хочет найти из нее выход. Так появляются его романы «Юродивый во Христе Эмануэль Квинт» («Der Narr in Christo Emanuel Quint», 1910), «Еретик из Соани» («Der Ketzer von Soana», 1911) и «Остров Великой матери» («Die Insel der grossen Муттер», 1925). В этих романах писатель с присущим ему драматическим напряжением исследует мысли о пути освобождения человечества, которые бытовали тогда. Первый из романов связан с идеей нового Спасителя, которым представляет себя Эмануэль. Таким видят его и последователи, тем более, что он действительно чем-то похож на Иисуса Христа, но Гауптман настойчиво убеждает, что новый Христос не способен принести людям счастье - его страстные последователи гибнут, как и он сам. Если первый роман был обращен к чистому духу и утверждал несостоятельность жизнь только в духе, то второй заставляет читателя убедиться в том, что счастье ждет человека лишь в слиянии с вечной природой, и это не упрощение, а продуманное и взвешенное решение образованного человека, который сознательно отказывается от уродливого мира, который калечит духовную и физическую природу человека, и идет со своей возлюбленной в горы, порвав с официальной властью и церковью. Последний из названных романов исследует идею феминизма, распространенную в те годы. Гауптман, создав современную антиутопию, показывает, что искусственное отделение женщины от мужа не дает ни тем. ни другим возможности для гармоничного развития, а приводит к лицемерия и безнравственности, прикриваних фальшивыми догмами.

Драма «Перед заходом солнца» («Von Sonne-nuntergang», 1932) - один из значительнейших произведений Гауптмана. Продолжительность работы над ней, а она буя задумана в 1910 г., свидетельствует о том, что ее проблематика была чрезвычайно важной и сложной для автора. Уже само название пьесы символично - автор пишет о приближении тьмы. Теперь события, как свидетельствует название драмы, происходят перед заходом солнца. Время действия драмы опережает фашистский путч 1933 г. В самой драме непримиримо противостоят силы жизни, света, культуры, гуманности и силы тьмы, пользы, бесчеловечности, грубой силы, врожденной гордости, демагогии. Светлый стержень олицетворяет главный герой Клаузен - издатель, который никогда не выдавал даже ради большой прибыли вредных книг: человечность, радость любовь и дружба - основа его мировоззрения. К нему тянется юная Інке-Петерс, дочь бедной вдовы, которая, как и ее мать, живет с того, что присматривает за детьми в детском садике. Дети Клаузена, его невестка и, особенно, зять Кламрот, который играет все большую роль в издательских делах стареющего тестя - Клаузену исполнилось 70 лет, - возмущены захватом отца воспитательницей из детского сада. Их главный мотив - отец забыл мать, и семейная реликвия - драгоценности матери могут перейти в руки авантюристки Инкен Петерс. Но на самом деле все гораздо грубее и проще все боятся, что Клаузен отдаст свои огромные состояния новой жене, а они, привыкшие жить за его счет, останутся без наследства. Драме заканчивается тем, что «любящие» дети объявляют с помощью купленных врачей и нотариусов своего отца недееспособным и готовы упечь его в клинику, чтобы он не смог распоряжаться своим имуществом.

Драматическое напряжение растет от акта к акту. Характеры героев постепенно приобретают рельефность. В первом акте перед нами раскрываете богатая и своеобразная натура Клаузена. Автор неслучайно разворачивал действие первую в кабинете главного героя, чтобы показать стеллажи от пола те потолка, заполненные книгами, несколько глобусов, что стоят на полу, микроскоп, бронзовый бюст Марка Аврелия и портрет красивой молодой девушки работы известного художника Каульбаха. Все эти предметы будут обыграны в развитии событий. На портрете изображена умерла три года назад жена Клаузена, смерть которой едва не привела к смерти и самого героя - акцентируется его глубокое чувство к ней. Обербургомистр, который пришел поздравить юбиляра, скажет, что его кабинет больше похож на кабинет ученого; сам Клаузен подтвердит это, с гордостью отметив, что у него есть «Лаокоон», подписанный рукой самого автора - Ґ.Е. Лессінґа. А вот с Марком Аврелием сложнее - о нем не раз упоминает сам главный герой и объясняет значение этой статуи в его кабинете: «Когда я вижу закрученную в танце смерти отребье, беспощадно и вечно гонимую в вихре какой-то машины, тогда моя рука тянется к знакомых мне дверей, ручку которых легко нажать, чтобы молча уйти из жизни». Это путь Сенеки и Марка Аврелия: «Покінчуєш не только с каким-то делом, а добровольно со всей жизнью». Это путь самоубийства, который станет единственным выходом для героя в финале драмы. Тема Марка Аврелия неоднократно будет появляться с развитием действия.

Вторая сквозная тема - тема шахматной игры. Клаузен считает, что лучшего символа всей его деятельности, чем игра в шахматы, невозможно придумать. Теперь он разыгрывает свою последнюю партию, а его противники - фигуры иногда превращаются в демонов. У него также есть сквоВНОй лейтмотив: он постоянно повторяет одну и ту же фразу: «Стрелку часов вам не вернуть назад», утверждая этим, что настало его время - время жестокой и бесчеловечной конкуренции, когда гуманистические идеалы утратили значение. Сам Клаузен, говоря о своего зятя, утверждает, что в его руках вся гуманистическая дело его жизни превращается в мерзкое торжище; стоит ему подумать о зяте, как он видит направленное на него оружие». Именно Кламрот становится вдохновителем семейной заговора, которая лишила полного еще сил Клаузена способности распоряжаться своей жизнью и своим имуществом - последнее для его семьи было самым важным.

Последняя сцена драмы изображает Клаузена, ошеломленного решением детей, которые лишили его самостоятельности и объявили недееспособным. Он тайно бежал из своего дома в дом Инкен Петерс, инстинктивно чувствуя, что там найдет возможность хотя бы перед смертью спастись от своих преследователей. И там он выпивает яд, идя, как говорил ранее, путем Марка Аврелия. Символичны последние слова Клаузена: «Я стремлюсь запада»: он стремится к смерти, потому что в этом мире для порядочного человека нет места. Гауптман создал пьесу-предупреждение: в 1933 г. победили фашисты - солнце гуманизма зашло. Кламрот, дети Клаузена духовно созрели для того, чтобы принять нечеловеческую мораль нового рейха.

Тема фашизма воплотилась в тетралогии о Атридів, где драматург, изменяя характеры античных героев, изображает жестокость, фанатизм ; бездуховность фашистского рейха.

Гауптман не эмигрировал в годы гитлеризма, но не принял его режима, не принял и высоких должностей. Он проживал в своем имении близ Берлина, в его доме часто скрывались те, кого преследовали фашисты. Умер писатель вскоре после того, как режим Гитлера был уничтожен, он приветствовал освобождение своей отчизны.

Творчество Гауптмана еще при жизни писателя была в центре внимания украинской критики. Ему посвятили статьи И. Франко (1898), Леся Украинка (1901), Г. Цеглинский, Ю. Кмит, М. Яцкив. Литературное наследие Гауптмана всесторонне рассматривали украинские отечественные исследователи С. Родзевич и О. Хомицкий. В 1899 г. Леся Украинка перевела пьесу писателя «Ткани», с 1898 г. его драмы переводили М. Павлик, А. Крушельницкий, Б. Гринченко, Ф. Федорцив, М. Голубец. Среди более поздних украинских переводов следует назвать С Тобилевича, М. Вороного, В. Бублик-Гордона, Ю. Назаренко и др. В 1910-1920 гг. в театрах Галичины ставились такие пьесы Гауптмана, как «Извозчик Геншель», «Анечка», в Одессе - «Извозчик Геншель»(1904). С 1919 года в театрах Украины относятся «Ткачи», «Извозчик Геншель «, «Затопленный колокол «, «Анечка «, «Эльга «, «Перед заходом солнца «и др. пьесы.



Г. Храповицкая