ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐАСКЕЛЛ, Элизабет

(1810 - 1865)

ҐАСКЕЛЛ, Элизабет - творчество писателя

ҐАСКЕЛЛ, Элизабет (Gaskell, Elizabeth - 29.09.1810, Лондон - 12.11 1865, Галіборн, графство Гемпшир) - английская писательница.

Ґаскелл родилась в семье священника Уильяма Стивенсона, который отрекся от своего сана. Мать умерла через год после рождения дочери, которую взяли на воспитание родственники, что жили в Натсфорді, небольшом провинциальном городке, образ которого неоднократно возникать в письмах и творчестве Элизабет. С детства она заинтересовалась литературой, и в круг его чтения входили Л. Стерн, Ричардсон С, Д. Дефо, английские романтики.

В 1832 г. Ґаскелл вышла замуж за священника В. Ґаскелла и сразу переехала в Манчестер - центр промышленности, который она впоследствии назовет «гнусным Вавилоном Великим». Как человек чрезвычайно энергичный и добра, Элизабет мгновенно включилась в личную и общественную жизнь: воспитывала детей, хозяйничала, занималась филантропией, посещала больных и бедных прихожан, создавала необходимые условия для работы мужа и писала для него замечательные проповеди. Душевное состояние юной женщины она передала в одном из писем: «Одно из моих «я», как мне кажется, настоящая христианка, второе из моих «я» - жена и мать... А, кроме того, у меня есть еще одно «я» с развитым чувством красоты... Как мне замирити все эти враждующие существа?» Замирение Г. нашла в литературе.

Своеобразным поводом к литературному творчеству стала личная трагедия - умер единственный сын Элизабет, от чего она впала в отчаяние. Зная о литературные способности и пытаясь как-то утешить жену, муж посоветовал ей написать роман. Таким образом появился «Мэри Бартон» («Магу Barton», 1848), насыщенный печальными реминисценциями (смерть сына Джона Бартона, убийство сына промышленника Гарсона, сцена смерти Эстер, которая целует медальон как единственную память о сыне). Центром повествования стали трагические судьбы рабочих, нищих, их детей и жен, а фоном - «вонючий Манчестер». Неожиданно для себя Ґаскелл захотела рассказать миру о запретном, о жесткое противостояние рабочих и капиталистов, про конфликты, раздиравшие Англию в 40-х pp., кризис промышленности, массовая безработица, взрыв рабочего возмущения, о ту социально-политическую проблематику, с которой женщины-писательницы еще не выходили на авансцену национальной литературы, и в этом аспекте она опередила многих талантливых реалистов, в частности и Ч. Диккенса.

Сюжет романа «Мэри Бартон» связан с историей рабочего, «чартиста», «коммуниста» (так тогда называли каждого, кто выступал против частной собственности, в том числе и Элизабет Ґаскелл) Джона Бартона. Выбор героя объяснялся симпатией автора к рабочему классу, и в Манчестере это было вполне закономерное явление. В произведении есть и вторая сюжетная линия - дочери Джона, Мэри, милой, марнославної модистки, которую соблазняет молодой Карсон.

Одним из значительных достижений Ґаскелл есть тонкость психологического письма, ощутимая в духовной эволюции героев. «Сумасшедший» и «мечтатель», как она назовет Джона Бартона, способен на самопожертвование, доброту, солидарность с теми, кого довели до отчаяния. На протяжении романа изменится и Мэри, пройдя путь от бездумного увлечения Гарсоном до большого и психологически оправданного любви до Джека Уилсона, своего будущего мужа, обвиненного в убийстве, но не без помощи Мэри оправданного.

Ґаскелл сказала истинную правду о времени и была поражена возмутительными статьями в «Манчестер Гардиан» и «Эдинбург ревю», ее избегали прихожане, от нее отвернулось много бывших друзей. Мучительный период после опубликования первого романа, пережитых волнений, страданий и мучений от неожиданных обвинений и публичных оскорблений заставил Элизабет Ґаскелл обратиться к «спокойной» темы патриархального бытия в старом и дорогом Кренфорді («Кренфорд» - «Cranford», 1853), провинциальном городке, прообразом которого был ее любимый Натсфорд, город детства.

В романе проявились новые грани реалистического письма Ґаскелл. Старый провинциальный городок, воплощение тишины и покоя, с зелеными садами, травой, гусями, неспешным жизнью обитателей: старых дев, мелких чиновников, отставных капитанов, вдов, казалось бы, ничем не приметное, но по сравнению с Манчестером, «грязным и вонючим», или похожим на него Драмблом, оно - какая-то райское местечко «доброй Англии» прежних времен.

Художественная структура романа основывается на игре временных пластов: в настоящее проникают возникшие по той или иной ассоциации, воспоминания, ощущения, т.е. фиксируется определенный поток «утраченного» времени. Через несколько глав читатель узнает имя рассказчика - Мэри Смит, которая последовательно день за днем фиксирует события в Кренфорді, однако хронология в целом не вполне соблюдена. Значительно важнее детали, мелочи, мимолетные впечатления, сам человек. Эта особенность прозы Ґаскелл повлияла не только на дальнейшее развитие побутоописової тенденции в национальной литературе (Е. Троллоп и др.), но и на характер художественных новаций модернистов (В. Вулф). Стиль и язык «Кренфорда» несколько старомодные, архаичные, немного близки к формам предыдущего столетия, что усиливает ощущение патриархальности.

Каждая жительница города непременно пережила «годы больших трудностей», прошла «время испытаний», о которых не принято говорить подробно. Но все это меркнет по сравнению с тяжелыми реалиями ближнего будущего. Кульминацией романа становится банкротство банка. Потеря вкладов, страх перед неизвестным будущим (Мэтти Дженкинс и др.) не только пугает жителей Кренфорда, но и объединяет их.

Тема противоречивого, а чаще всего пагубного влияния прогресса на человеческие душу, мораль, обычаи отобразилась в романе Ґаскелл «Север и Юг» («North and South», 1855). Г. также является автором сборников новелл, рассказов, повестей, которые демонстрируют многообразие ее творческого почерка. Но не менее важной была написана ею по просьбе отца Шарлотты Бронте, Патрика Бронте, книга «Жизнь Шарлотты Бронте» («Life of Charlotte Bronte», 1857). Этот документ является бесценным для исследователей творчества Ш. Бронте и ее сестер. После выхода в свет эта работа вызвала целую бурю недовольства. Больше всего возмущался сын владельца «благотворительной школы», где училась Шарлотта и где умерли от голода и пыток ее две старшие сестры. Возмущались родственники. Николас, муж Ш. Бронте, выступил категорически против публикации «подробностей» личной жизни, против бытовых деталей, использование семейных анекдотов и специфического авторского трактовки.

В 60-х pp. Ґаскелл создала семейно-бытовые романы «Поклонники Сильвии» («Sylvia's Lovers», 1863) и «Жены и дочери» («Wives and Daughters», 1866). Последний роман писательницы - «Жены и дочери», первая часть которого появилась в 1864 г. в одном иВНОмеров журнала «Корнхіл», остался недописанным.



По А. Дружининой