ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГАРТ, Фрэнсис Брет

(1836 - 1902)

ГАРТ, Френсис Брет - творчество писателя

ГАРТ, Фрэнсис Брет (Harte, Francis Bret - 25.08.1836, Олбани - 5.05.1902, Лондон) - американский писатель.

Как это часто случается у американцев, Гарт был смешанного происхождения: в жилах отца, учителя древних языков, человека образованного, начитанного, но малопрактичної, текла англо-еврейская, а матери - англо-голландская кровь. Будущий писатель рос «книжником», жадно читал В. Шекспира, В. Ирвинга, Ч. Диккенса (который оказал большое влияние на его творчество), А. Дюма; его «Графа Монте-Кристо» он и в зрелые годы называл одним из своих самых любимых произведений. С юных лет начал писать стихи. Мать овдовела, когда ему исполнилось девять лет, семья жила в нужде, начала распадаться, 13-летний Гарт отрекся от школы, подрабатывал, работая конторщиком. В 1854 г. он отправился в Калифорнию, куда переехала мать, вторично выйдя замуж. Это обстоятельство решающим образом повлияло на его литературную судьбу. После американо-мексиканской войны 1846 - 1848 гг. Калифорния была присоединена к США, и вскоре там были открыты месторождения золота. Снялась знаменитая «золотая лихорадка» 1849 г.: со всех концов страны в Калифорнию хлынули вчерашние фермеры, рабочие, торговцы, искатели приключений, авантюристы, проститутки, раВНОшерстный и колоритный люд, те, кто впоследствии станет героями знаменитых бретгартівських новелл и повестей. Правда, в начале 50-х годов «бум» несколько спал, но остались следы бурной эпохи, а легенды и истории, ею рожденные, жили.

50-е - нач. 60-х pp. - это ранний, во многом ученический, период Гарта, который, как и многие его соотечественники, пришел в литературу из самой гущи жизни. В это время ему пришлось сменить немало профессий и обогатиться бесценным запасом впечатлений: он был и учителем, и воспитателем в частных домах, и горнорабочим, и наборщиком в типографии, и, что, пожалуй, особенно важно, репортером в небольших провинциальных газетах. Наряду с хроникальными очерками он публиковал отчасти и серьезные материалы. Так, в январе 1860 г. в газете «Северный калифорниец» появилась статья Гарта под названием «Массовое избиение индейцев. Зарублены топорами женщины и дети. В ней говорилось о том, как жители поселка Эврика без единой серьеВНОй причины учинили побоище в индейской резервации, зверски убив десятки индейцев, которые мирно спали у костров. Это был один из проявлений жестокой и несправедливой политики в отношении коренного индейского населения, которое уничтожали и изгоняли с обжитых мест. Статья Гарта произвела «шоковое впечатление, хотя кое-кто из читателей угрожал расправой автору; в результате Гарт вынужден был покинуть эту местность. Статья Гарта определила заранее важную особенность его будущих зрелых произведений, их гуманистический пафос неприятия любых форм дискриминации и насилия по расовому или этническому признакам.

В 1960 г. Гарт переехал в Сан-Франциско, город, который быстро разрастался, становясь в то же время региональным культурным центром на Тихоокеанском побережье. Постепенно, благодаря трудолюбию и таланту, он стал лидером блестящей группы писателей, которые работали с местным материалом, таких, как Марк Твен, в то время начинающий журналист, А. Бирс, Ч.В. Столдарт и др. Он начал работать в местной газете «Голден ира» («Золотая эра»), где публиковал свои произведения молодой Марк Твен и где два писатели познакомились. Гарт работал наборщиком, но в то же время публиковал и свои собственные сочинения, репортажи, хроники, литературный мелочь обычно, спрятавшись за псевдонимом. Газетная работа была полеВНОй школой, которая помогла Закалки увільнитися от великолепия стиля, привыкнуть к лаконизму и точности. В 1864 г. он перешел в журнал «Калифорниец», в то же время ему удалось получить место секретаря Калифорнийского отдела Государственного монетного двора, заработная плата позволила ему создать семью да и вообще сводить концы с концами, больше времени уделять серьеВНОм литературном творчестве.

В 1867 г. он издал в свет две свои первые книги, которые подтвердили его художественную зрелость. Первая из них («Романы в сжатом изложении» - «Condensed Novels») - вмещала 15 пародий на популярные произведения европейской и американской литератур, книги Ч. Диккенса, Ш. Бронте, В. Гюго, Ф. Купера, В. Коллинза, А. Дюма - отца и др., в которых иронически обыгрывались некоторые стилевые штампы, фальшивый пафос, наружно-романтические аксессуары. Вторую книгу («Пропавший галеон» - «The Lost Galleon») составили стихи. В 1869 г. Гарт стал редактором журнала «Оверленд мансли», который во многом именно благодаря ему стал одним из ведущих литературных изданий. В нем Гарт опубликовал некоторые из своих калифорнийских повестей, снискавших ему славу.

Примерно десять из них, посвященные быту и обычаям старателей, стали основой для дальнейшего творчества и вошли в его сборник «Счастье Ревущего Стана и другие рассказы» («The Luck of Roaring Camp», 1870). Лучшие новеллы сборника («Изгнанники из Покер Флета», «Компаньон Теннесси», «Язычник Ван Ли», «Мічлс» и др.) стали хрестоматийными. В этих, обозначенных «местным колоритом» и региональной калифорнийской спецификой, произведениях присутствуют и некоторые «сквозные персонажи», которые переходили из одной новеллы в другую, как, к примеру, извозчик дилижанса Юба Билл, близкий к фольклору рассказчик смешных историй, компаньон Теннесси, профессиональный картежник Джек Гэмлин, способен на благородные поступки, которые с полным правом вошли в историю американской литературы.

В «Калифорнийских повестях», которые образуют своеобразный цикл, Гарт уклоняется от героизации и идеализации своих персонажей, от популярного культа пионеров-первопроходцев, которые подчиняют Дикий Запад; его старатели, картежники, завсегдатаи салунов, проститутки - люди разные, противоречивые, способны и на жестокость, и на добро. Принадлежа к «дна» общества, они не теряют человечности. В этих произведениях проявились характерные черты бретгартівської манеры, склонность к гротеску, парадоксу, сгущение красок, иронии. Вот характерный пассаж из одного из лучших его новелл «Счастье Ревущего Стана». «Возле халабуды собралось человек сто. Один или двое из них скрывались от правосудия; находились здесь и профессиональные преступники, все они, вместе взятые, были отчаянным народом... Прозвище «головорезы» служило для них скорее почетным титулом, чем характеристикой». И далее: «У местного силача на правой руке было всего три пальца; у самого меткого стрелка не хватало одного глаза». И в то же время в этой среде золотоискателей, казалось бы, вполне занятых наживой, порой грубых, непогамованих, проявляются чувства добрые, гуманные. В новелле говорится о том, как в поселке старателей, где во время родов умирает одинокая женщина, начинают трогательно заботиться ее младенцем.

В новелле «Компаньон Теннесси» Гарт воспел крепкую мужскую дружбу двух старателей, людей странных, непутевых, один из которых заканчивает жизнь на виселице, а второй даже после его смерти сохраняет к нему приверженность. В знаменитой новелле «Мічлс» в забытой лесной сторожке молодая женщина, известная в поселке своим «легким поведением», самоотверженно ухаживает за больным Джима, парализованного и полоумного, своего бывшего любовника, который когда-то потратил на нее все свои сбережения.

Однако из внимания критики не выпали и «слабые места» литературного наследия Гарта: определенное однообразие сюжетов, языковые небрежности. Отметим и склонность Гарта к сентиментальности, умение «выжать слезу» у зрителя.

Гарт тяготеет к резких цветов, неожиданных и парадоксальных сюжетов. Казалось бы, неотесанный деревенский «простак» оказывается весьма умелым бизнесменом, который сумел обыграть бывалых дельцов («Человек из Солано»). Картежник и мошенник Джек Гэмлин отказывается от личного счастья, от благосклонности красивой женщины, не желая подводить вторая («Браун из Калавераса»). Важное место занимают в писателя образы детей, особенно удачные в таких его «хрестоматийных» новеллах, как «Трое бродяг из Тринидаду» и «Язычник Ван Ли». С нескрываемой болью он пишет о том, как в мир детства врываются агрессивные расовые предрассудки, порожденные мифом о «белое превосходство». их жертвами становятся маленький индеец Джим (в первом из названных выше рассказов) и китайчатко Ван Ли (во втором). Гарт зарекомендовує себя и замечательным художником-анималистом, с нескрываемой теплотой и проникновенностью описывая животных, их повадки; таковы медвежонок иВНОвеллы «Малыш Сильвестра» и несчастный бездомный пес из очерка «Детский пес» («A boy's Dog»).

Калифорния превратила Гарта - «регионального» писателя в знаменитость общеамериканского масштаба. Таким его восприняли литературные круги страны, когда в 1871 г. он покинул Тихоокеанское побережье и переехал на Восток, где были расположены главные культурные и художественные центры страны. Он совершил лекционные турне по США и Канаде. С началом 70-х годов Гарт стал известным в Европе.

Но Гарт был писателем одной темы - калифорнийской. Оторвавшись от родной земли, поехав на Восток, он продолжал разрабатывать проблематику, связанную с золотоискателями: об этом свидетельствуют его новые новеллы, которые он писал для престижного журнала «Атлантікманслі», - повесть «История шахты» и единственный роман «Табріель Конрой» («Gabriel Conroy», 1876). Однако при этом Гарт часто повторяется, воспроизводя бледные копии прежних героев и сюжетов. Не имели успеха его пьесы старательського и калифорнийского жизни: «Двое из Сэнди-Бара» («Two Men of Sandy Bar», 1876) и «А Син» («Ah Sin», 1877). Последняя была написана в соавторстве с Марком Твеном, а ее неудача, вероятно, окончательно разлучила бывших друзей. Марк Твен, который оставил не лишены желчи воспоминания о Гарта, где акцентировал некоторые действительно малоприятные черты его характера, так характеризовал драму писателя: «Когда... в ореоле своей новорожденной славы, приковав к себе внимание всего мира, Брет Гарт отправился на Восток страны, он прожил всю жизнь, которое стоит было прожить... Был счастлив Брет Гарт, доволен Брет Гарт, шанолюбний Брет Гарт, полон надежды Брет Гарт, жизнерадостный, веселый, смешливый Брет Гарт, Брет Гарт, для которого жить было огромным, безмерным наслаждением. Этот Брет Гарт скончался в Сан-Франциско» .

Он постепенно терял друзей, порывал с семьей; критика, которая недавно его восхваляла, стала к нему холодной и враждебной. Гарт попал в полосу безденежья. Он пережил тяжелый духовный кризис. Друзья подыскали ему дипломатическую должность: в 1878 г. он покинул Америку, как потом оказалось, навсегда: работал сначала консулом в маленьком немецком городке Крефальді, затем - в Глазго. Покинув службу, остался в Европе, остро чувствуя свою отчужденность и разрыв с родиной. Он, как и прежде, много работал, но не мог повторить прежнего успеха, хотя и сохранил свойственную ему наблюдательность и силу воображения. Несмотря на тяжелую болезнь, он работал до последних дней своей жизни, которое погасло далеко от Америки, в Лондоне.

Украинский язык отдельные произведения Гарта перевели. Франко, М. Кочеровський, М. Харенко, Е. Хоменко. Лучшие «калифорнийские» новеллы Гарта с их яркими самобытными характерами, духом золотошукацької романтики, острыми сюжетами, окрашенными то юмором, то иронией, сохраняют свой чар для каждого нового поколения читателей.



Б. Гіленсон