ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГАРСИЯ ЛОРКА, Федерико

(1898 - 1936)

ГАРСИЯ ЛОРКА, Федерико - творчество писателя

ГАРСИЯ ЛОРКА, Федерико (Garcia Lorca, Federico - 5.06.1898, Фуентевакерос - 9.08.1936, с. Віснар, близ Гранады) - испанский поэт и драматург.

Гарсия Лорка - старший сын Федерико Гарсия, зажиточного арендатора, и Вісенти Лорки, школьной учительницы. На формирование поэтического мироощущения Гарсия Лорки безусловное влияние оказала культура древней Андалузии, неразрывно связана с природной средой, ее легенды, песни и праздники. Дед Гарсия Лорки был музыкантом-любителем, организатором сельских праздников; баба имела славу замечательного чтеца; отец хорошо играл на гитаре.

В селе Аскероса Гарсия Лорка посещал частную школу. в 1909 г. семья переехала в Гранаду, где мальчик учился в Школе Святого Сердца Иисусова, одновременно занимаясь музыкой. в 1914 г. он поступил на факультет литературы и философии и факультет права Ґранадського университета.

1915 г. датируются первые известные стихи Гарсия Лорки, навеянные чтением любимых поэтов: Р. Дарио, А. Мачадо, х. р. Хименеса.

Гарсия Лорка принимал участие в работе ґранадського Литературно-художественного центра. Его первое выступление в печати - статья «Символическая фантазия» к столетию со дня рождения поэта Хосе Серільї, помещенная в «Бюллетене» центра (февраль 1917 г.).

Летом того же года в составе группы студентов Гарсия Лорка путешествовал по Испании под руководством профессора теории литературы и искусства. Домингеса Берруети. Итогом поездки стала первая книга - сборник шкіців в прозе и путевых очерков «Впечатления и пейзажи» («Impresiones в paisajes», 1918). Во время путешествия Гарсия Лорка познакомился с М. Унамуно и А. Мачадо.

1919 г. Гарсия Лорка переехал в Мадрид и поселился в Студенческой резиденции (свободном университете), где жил до 1929 p., ежегодно наведываясь к Гранады. Написал романтическую пьесу-сказку «Бабочке чары» («EI malefico de la mariposa»), первая постановка которой 22 марта 1920 г. в театре «Еслава» оказалась неудачной. Достоинство пьесы - в идее единства человека с жизнью Космоса («...Равны все перед Природой!»).

Вскоре увидела свет первый поэтический сборник Гарсия Лорки - «Книга стихов» («Libro de poemas», 1921). Она объединила произведения разных жанров и ритмов: песни, романсы, строфы с рефренами, александрийский стих. Сборник имел ученический характер; во многих стихах ощутимо влияние поэтического импрессионизма Х.Р. Хименеса, некоторые образы заимствованы из его «Печальных напевов» (белые розы, дождь, грусть, слезы):

Сегодня вчуваю в сердце

трепет созвездий раскидистых,

розы сегодня все белые,

как горе мое, как возмездие...

(«Осенняя песня», 1918, здесь и далее пер. М. Лукаша)

В изображении пейзажа Гарсия Лорка идет вслед за А. Мачадо. Природа содержит противоположные основы, и в этом источник ее драматизма. Так, вода дарит жизнь, а луна, наоборот, умерщвляет все:

Зубы старого месяца

Цвета слоновой кости.

О, передодень смерти!..

(«Луна и смерть», 1919)

В июле 1922 г. в Ґранаді проходил фестиваль канте хондо, организованный Ґарсіей Лорке вместе с композитором М. де Фальєю. В своей лекции «Кантехондо. Старинный андалузский пение»(«Elcante jondo. Primitivo canto andaluz», 1922) поэт утверждает, что это «самый древний пение во всей Европе», который объединяет в себе испанский дух и цыганские черты.

«Поэма о канте хондо» («Poema del cante jondo», 1931), которая создавалась в 1921-1922 гг., - целостное произведение, объединен образами-лейтмотивами, местом действия, единством времени. Главная тема «Поэмы...» - жизнь под угрозой насильственной смерти, противостояние личности и мира бездны мифических стихий, безысходность:

Где не гляну

(о ужас!) -

везде в сердце

кинжал.

(«Перекресток», 1922)

Каждый цикл «Поэмы... « посвящен судьбе одной из песен - жанров канте хондо, которые, как и силы природы, становятся живыми существами: «Поэма цыганской сиґірії» («Poema de la siguriya gitana»), «Поэма солеа» («Poema de la solea»), «Рисунки Петенери» («Grafico de la Pitenera») и т.д. Хотя в песнях присутствуют традиционные приемы и образы, главное, что связывает поэта с фольклором, - світопочування, не «местный», а «духовный» колорит. «Из народной поэзии следует брать ее глубинную сущность и, возможно, еще две-три колоритные трели, но нельзя по-рабском последовать ее неповторимые интонации», - считал Гарсия Лорка.

в 1927 г. вышла в свет следующая поэтический сборник - «Песни» («Canciones»).

Второй шедевр Гарсия Лорки, посвященный судьбе андалузских цыган, - «Цыганское романсеро» («Romancero Gitano», 1928). Поэт творит свой собственный миф, и создание его начинается с метаморфоз: «Романс о царевне-місяцівну» («Romance de la luna, luna»). Человек в нем настолько слита с природой, растворения в ней грозит смертью. В то же время сборник современная, в ней речь может идти даже о мимолетном. В отличие от традиционного мифа, цивилизация в Гарсия Лорке несет хаос.

Поэт возрождает и трансформирует старинный испанский жанр романса; не только фольклорные образы, повторы, символы, фрагментарная композиция. Почти все романсы Гарсия Лорки завершает взглядом ввысь, что соотносит особое событие со всем мирозданием:

Святой Гавриил в небеса

побравсь по сяйній лестнице,

а звезды в ночи літеплі

безсмертниками пестрели.

(«Святой Гавриил»)

В 20-х pp. Гарсия Лорка продолжал создавать драматические произведения. В основу «Марианы Пинеды» («Mariana Pineda», 1927) возложена народную легенду, рассказанную в романсе. Благодаря ее распространенности и мнозтву пророчеств, разбросанных по всей драме, внимание переносится на внутренний мир героини. «Волшебная чоботарка» («La zapatera prodigiosa», 1930) и «Любовь дона Перлимплина» («Amor de don Perlimplin con Belisa en su jardin», 1933) типологически близкие к народному фарсу; их конфликт основывается на безутішному любви - одной из ведущих тем творчества Лорки.

1928 г. Гарсия Лорка вместе с другими молодыми литераторами создал в ґранаді литературно-мисгецький журнал «Ґальо» («Gallo»), в котором опубликовал несколько своих рассказов.

Через год поэт уехал в США, посетив по дороге Париж и Лондон, где учился на курсах английского языка при Колумбийском университете.

На рубеже 20-30-х pp. Гарсия Лорка создал своеобразный триптих: книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке» («Poetaen Nueva York», 1931), пьесы «Публика» («El publico», 1931, 1936) и «Колимине пять лет» (1931). Эти произведения отличаются в творчестве писателя своей наибольшей близостью к авангарду и сюрреализму.

Десять циклов сборки, внешне кажутся хаотичным дневником, рисуют панораму жизни современного города. Несмотря на многолюдность этого мира, в нем нет отдельных личностей, есть лишь бездушные толпы: «Панорама толпы, вонітує» («Paisaje de la multitud que vomita»), «Панорама толпы, который мочится» («Paisaje de la multitud que orina»), человек же безгранично одинока. Один из лейтмотивов сборника - смерть; в отличие от «Цыганского романсеро», она теряет свою таинственность и становится обыденным явлением: «Ежедневно убивают в Нью-Йорке...»

Обратившись в «Публике» к сюрреалистической драматической техники и трансформируя ее, Гарсия Лорка противопоставляет друг другу два театра: «открытый» и «похоронен в веках». Одна из ведущих тем его пьесы - расширение сферы свободы личности, ее право на постоянные импровизации.

«Когда пройдет пять лет» развивает образы, темы, мотивы поэзии Гарсия Лорка. Прежде всего, это произведение о испанскую, донкіхотську мечту, которая может быть губительной. Пьеса построена по принципу симметрично-обратного повторения. Два символа - Реальности и Сна - противостоят друг другу, пересекаются разные пространства. Главный герой - Время, с которым пытаются бороться персонажи, которые являются различными масками одного и того же человека.

1931 г. съезд Федерации испанских студентов решил создать передвижной университетский театр «Ла Баррака» («Балаган»). Гарсия Лорка возглавил его. Летом 1932 г. театр давал спектакли, ездя по стране.

Одна из вершин творчества Гарсия Лорки - андалузькі трагедии. Конфликт у них рождается из столкновения обыденности и поэзии. Герои пытаются обрести внутреннюю свободу, но эти поиски заканчиваются смертью. Уже в названии первой из пьес - «Кровавая свадьба» («Bodas de sangre», 1933) - сочетаются несовместимые понятия: праздник и убийство. События «Йєрми» («Yerma», 1934) вытекают из характера героини, целостного и сосредоточенного на одном желании - стать матерью. Трагедия Росіти («Dona Rosita la Soltera del lenguaje de las flores», 1935) в том, что ничего не происходит; тупик заключается в невозможности конца.

«Дом Бернарды Альбы» (La casa de Bernarda Alba», 1936) задумывался как первая попытка «театра социального действия». Пьесу можно рассматривать как заключительную часть трилогии, посвященной судьбе женщины («Кровавая свадьба», «Йєрма»). Семейный очаг, которое должно быть овеяно теплом и уютом, становится символом злобы и безумия, клеткой, из которой нет выхода.

Последние поэтические произведения Гарсия Лорки - «Плач по Игнасио Санчесом Мехіасом» («Llanto por Ignacio Sanches Mejias», 1935), посвященный знаменитому матадору, и «Тамаритянський диван» («Divan del Tamarit», 1935), возрождающее древние жанры касыды и газели, - занесены в Испании арабской поэзией.

В июле 1936 г. Гарсия Лорка уехал из Мадрида до Гранады, где вскоре начался фашистский мятеж.

18 августа поэт был арестован и на следующий день расстрелян неподалеку от Гранады.

Еще в течение сорока лет после гибели Гарсия Лорки его творчество находилось под запретом. Лишь после смерти Франко состоялось открытое чествование Гарсия Лорки на его родине, в Фуентевакерос.

В Украине первые переводы произведений Гарсия Лорки появились в 30-х годах («Романс об испанской жандармерии» в переводе М. Иванова). Позже их переводили Л. Первомайский, Д. Павлычко, И. Драч, Г. Ильницкий, Ю. Покальчук, В. Харитонов, В. Колодий, П. Марусик, Л. Олевский, М. Москаленко, А. Пахлевская и другие. Лирика Г. Л. в переводе М. Лукаша была впервые издана в Украине 1969 г. в серии «Жемчужины мировой лирики». К образу Гарсия Лорки обращались украинские поэты Д. Павлычко, И. Драч, Б. Олейник, Л. Забашта, П. Дорошко и др. Пьесы Гарсия Лорки «Дом Бернарды Альбы», «Любовь дона Перлимплина», а также спектакль «Канте хондо» (по мотивам одноименной сборки) шли в театрах Киева, Чернигова, Кировограда, Луганска и других городов.



Есть. Дианова