ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГАРДИ, Томас

(1840 - 1928)

ГАРДИ, Томас - творчество писателя

ГАРДИ, Томас (Hardi (Харди), Thomas - 02.06.1840, Верхний Бокгемптон, Стінсфордська приход графства Дорсетшир - 11.01.1928, Макс-Гейт, близ Дорчестера), английский писатель.

Родился в семье мелкого подрядчика, дед Гарди был свободным земледельцем. Детские годы прошли в патриархальной атмосфере сельской Англии, где еще были живы древние традиции (простота отношений между фермерами, землевладельцами и рабочими), народные обычаи, праздники, ярмарки, песни.

В 1856 г. Гарди стал учеником местного архитектора в Дорчестере. В течение следующих шести лет он интенсивно занимался самообразованием: классическая литература, история, философия, немецкий, французский, греческий, латинский языки. Углубленное и раВНОстороннее чтение Гарди продолжал всю жизнь. В 1862 г. он отправился в Лондон, где в течение пяти лет работал и изучал готическую архитектуру у известного архитектора А. Блумфильда, одновременно посещая вечерние курсы при Кингс Колледже.

Рукопись первого романа «Бедняк и леди» («The Poor Man and the Lady», 1867), отклонен известными издателями О. Макмілланом и Чеп-меном, Гарди лично уничтожил. Радикализм романа, который был «драматической сатирой» на все слои английского общества, его религию и мораль, смутил и Дж. Мередита, который посоветовал начинающему автору написать новый роман «с чисто художественной целью». Своеобразным экспериментом стал роман «Отчаянные средства» («Desperate Remedies», 1871), издан анонимно. Присущие ему острый сюжет, приемы сенсационного и детективного жанров свидетельствовали о безусловном влиянии на молодого автора. Коллинза, знаменитого мастера сенсационной литературы.

Из-под пера Гарди, который противопоставлял «ремеслу» романистики «искусство» поэзии, заявляя, что только жизненные обстоятельства побудили его обратиться к прозе, вышло 14 романов (с 1871 по 1897), объединенных автором в три цикла: «Романы изобретательные и экспериментальные»(«Novels of Ingenuity and Exsperiment») - «Отчаянные средства», «Рука Етельберти» («The Hand of Ethelbertha», 1876), «Равнодушная» («ALaodicean», 1881); «Романтические истории и фантазии» («A Pair of Blue Eyes», 1873), «Двое на башне» («Two on a Tower», 1882), «Возлюбленная» («The Well-beloved», 1897); «Романы характеров и среды» («The Novels of Charakter and Environment») - «Под зеленым деревом» («Under the Greenwood Tree», 1872), «Вдали от безумной толпы» («Far from the Madding Growd», 1874), «Возвращение на родину» («The Return of the Native», 1878), «Мэр Кестербріджа» («The Mayor of Casterbridge», 1886), «Тесе из рода д'ербервиллей» («Tess of the d'urbervilles», 1891), «Джуд Незаметный» («Jude the Obscure», 1895).

Название цикла - «Романы характера и среды» - намекает на конфликт, что лежит в основе романному циклу, а именно - на трагическое столкновение человека (характера) с обстоятельствами, окружением, корнями, порядком мироздания.

Откликаясь на современные ему философские и естественно-научные теории (А. Шопенгауэр, Ч. Дарвин, позитивизм), Гарди постигал «большую драму» бытия: в человеке естественный процесс вступает в противоречие с самим собой на основе сознания. Сознание человека - трагическая «вина», которые отчуждает ее от природы и выводит за пределы космологической схемы, обрекает на «неосуществимость» замыслов, страдания и боль. Гарди был уверен: человек не должен «моделировать» свое поведение на «очевидных» естественных законах (иначе это приведет человечество к саморазрушению). Таким образом, защищая свою духовную самоценность, человек обречен на «трагедию» - единственно достойную его форму существования.

Трагедию «достоинства, окруженной Неизбежностью» Гарди воплотил в пространстве «наполовину вымышленного» края Уэссекс. Уэссекс, в древние времена одно из семи саксонских королевств, в Гарде - модель всего универсума, космос в миниатюре. Законы мироздания непосредственно обнаружены здесь в предсказуемом, ритуалізованому бытии крестьянской общины. Ритуалы, которые «поставляют» переживаниями целостности мира и знаниями о нем которые дают патриархальной человеку чувство укорененности в универсуме, является заданным, вершинними событиями «архетипних» сюжетов в романе «характеров и среды» (ритуалы, которые соответствуют летнему циклу, - воспаление Ноябрьских костров, Праздничного спектакля, Майского дерева, Летнего танца в «Возвращении на родину»). Уменьшение в последних романах Гарди роли «хора» простых смертных крестьян, жизнь которых неизменно проходит в повседневных делах и заботах, свидетельствует о потере писателем веры в само существование порядка в мире. В «Джуди Незаметном» трагическое «так должно быть» сменяется ироничным «в любом случае, и так», которое отрицает любую мифологическую надстройку.

В романах Гарди космізоване бытия Уэссекса т предусматривает самосознания человека, самоценности ее духовной культуры. Блудный сын природы, трагическая человек Гарди ищет Бога в себе самой, творит Бога по своему образу и подобию. Раздел в котором мы впервые знакомимся с Клаймсу Ібрайтом в «Возвращении на родину», называется «Для меня царство - разум мой». Герой последнего романа цикла («Джуд Незаметный») опережает современный рационализм с его мнимой самодостаточностью. Соліпсична від'єднаність сознания Тесе («Тесе из рода д'ербервиллей») которая постигает мир как «психологический феномен обрекает ее на трагическое одиночество. Столкновение трагического человека, который пытается утвердить свою самоценность, с миропорядком, стремление к новому, достойного мира обычно вибувається в форме нарушения актом ее независимой воли ритуального ритма, обычая, закона, который упорядочивает жизнь крестьянского сообщества. Взгляд на жизнь как на спектакль дает герою Харди возможность активного поведения, освобождает его из-под власти автоматической, позасвідомої, коллективного поведения в патриархальном мире Уэссекса.

Трагические герои Гарди по масштабу своей личности вполне на уровне ситуации, они «достойны» того порядка, который нарушают. Романист поддерживает «божественный» статус своих героев «архетипной грамматикой», предоставляя им рис умирающих богов, высвечивает в них прометеївський стержень.

В Гарде ошибки, которые коренятся в лучших чертах человеческого характера, - непременное условие жизни. Потеря иллюзий, осознание героем страшной истины о «пределы»клетки", в которой он заключен, совмещенные со смертью. Смерть как долг, который непременно нужно вернуть трагической человеком природе, предполагает определенную жизненную модель - судьбу. Под судьбой Гарди понимает не бессмысленный фатум, а «указание» на грани индивидуальности. Поскольку в романах «характеров и среды» столкновение человека с порядком природы предстает как ее выход из ритуалізованого мира вессекської сообщества, как в той или иной форме угроза всему миру, восстановление естественного порядка воплощается в заключении социального соглашения между «выжившими», обычными людьми, как правило, в заключении или восстановлении брачных отношений. В «вессекських» романах, как в мифах, смерть - начало жизни.

Стиль Гарди-прозаика отличают обнаженная сюжетность произведений (пафос подійності - творческой, действенной), «інтенсифіковане» - пластическое, изобразительное - выражение внутреннего содержания явлений, символизация.

В 1888 г. Гарди собрал опубликованные в газетах и журналах произведения малой эпической формы в цикл «Вессекські рассказы» («Wessex Tales»). Впоследствии вышли еще три сборника: «Группа благородных дам» («A Group of Noble Dames», 1891), «Маленькие иронии жизни» («life's Little Ironies», 1894), «Изменена человек» («A Changen Man», 1913), всего около сорока повестей и рассказов.

В 1903-1908 гг. Харди создал эпическую драму «Династи» («The Dynasts. An Epic Drama of the War with Napoleon»), в которой обратился к эпохе наполеоновских войн, воплотил универсальную трагедию бытия, трагедии никчемности и бесполеВНОсти поступков человека в мире, управляемом непостижимой имманентным Волей. В трактовке Свободы как творческого принципа универсума ощутимое влияние философии А. Шопенґауера, который трактовал историю как динамичное театральное зрелище при внутренне неизменном смысле бытия. Использование аллегорических образов Тени земли, Духа лет, Сочувствие и др. сочетается в «Династах» с изображением конкретно исторических лиц и событий. Изображение похода армии в Россию, героической борьбы русского народа, характеристика Кутузова содержат переклички с романом-эпопеей Л. Толстого «Война и мир».

Последние три десятилетия жизни Харди посвятил поэтическому творчеству. Его грустная стихотворная наследие охватывает около тысячи произведений различных жанров, которые составили восемь поэтических сборников: «Вессекські стихи» («VJessex Poems», 1898), «Віршіпро прошлое и настоящее» («Poems of the Past and the Present», 1902), «Минуты озарений»(«Moments of Vision ahd Miscellaneous Verses», 1917), «Зимние слова» («Winter Words», 1928) и др. В стихах Гарди трепетно воссоздает картины, легенды, голоса и образы патриархального Дорсета, каким он знал этот край в годы детства. Оживляя безвозвратно проминуле, он использует драматическую форму стихотворного диалога. Часть стихотворений Гарди является своеобразным лирическим комментарием к событиям и ситуациям его прозаических произведений, представляет собой лирические монологи героев его романов и рассказов. Вершина лирической поэзии Гарди - цикл стихов, написанных в 1912-1913 гг., после получения известия о смерти его первой жены, глубоко взволновала его:

Лист последний на ветке трепещет

И, словно птица, влетает в мой дом,

А деревья жалуются ночи,

Что расстались с нарядом своим...

Сусальное золото на руку упала,

А померещилось: это ты

Вновь пришла, как тогда, и сказала,

Что прозрела - нет слепоты.

(«Ноябрьская ночь», пер. Есть. Крижевича)

Гарди верит в слитность прошлого и настоящего, в вечную повторяемость того, что было, в чем, по мнению исследователей, заключается суть «мифологичности» его лирики. Поэтическая история любви неразрывно связана в Гарде с повседневными вещами, природой, каждое проявление которой для него одухотворенный. В своей поэзии Гарди использует традиционные размеры, но, стремясь приблизить поэтическую речь к разговорной, широко раВНОобразит ритм и строфа.

Творчество Гарди, в которой сошлись «начала» и «концы» литературной истории переходного времени, относится и XIX, и XX вв. Произведения, страстно ценимые современниками, созвучные тревогам и радостям людей «экзистенциальной» эпохи своим трагическим гуманизмом, ощущением живого неразрывной связи времен, природы и человека.

Отдельные произведения Гарди переложили Есть. Крижевич, И. Понежа, О. Мокровольський, М. Венгренівська, Бы. Кузяк, В. Диброва, В. Ружицкий, П. Зернецкий.



С. Коршунова