|
ГАМСУН, Кнут
(1859 - 1952)
ГАМСУН, Кнут - творчество писателя
ГАМСУН, Кнут (Hamsun, Knut; автонім: Педерсен, Кнут - 04.08.1859, Лом в Гюдбраннсдалі - 19.02.1952, Норхольм) - норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии 1920 г.
В одной норвежской книге о Гамсуна есть его своеобразный портрет. Там изображен березовый гай. И на каждом стволе, в овалах, что остались на месте засохших и отмерших ветвей, - лицо Гамсуна. Он - часть этой рощи, часть самой природы.
В начале творческого пути художник в статье «О неосознанное духовная жизнь» («Fra det ubevidste sjaeleliv», 1890) подал новое понимание человеческой психологии. Он заявил, что его задачей является не изображение человеческих типов, а воспроизведение предельно индивидуальных ощущений человека, который рожден не каким-то социальным слоем общества, а массой разрозненных и раВНОродных впечатлений, которые иногда резко противоречат друг другу. Гамсун утверждал, что создает человеческий характер, который подчиняется внутренним, иногда - физиологическим, импульсам. В поведении его персонажей важную роль играют «жалоба костей ног»; при этом он уточнял - «трубчатых костей ног». Не будем думать, что он действительно так избирательно относился к «поведения» тех или иных костей: для Гамсуна важным был не только психическое состояние, но и физиологические ощущения, которые вместе управляют настроением и даже мыслями и поступками людей. У него в конце XIX в. появились столь необычные персонажи, столь непривычные типы психологии, что не учитывать его открытий уже не могла литература следующих лет. О Гамсуна его младший современник из Франции. Жид, который создал новый тип психологического романа XX в., в предисловии к переводу на французском языке романа Гамсуна «Голод» писал: «Перед «Голодом» я имеешь право думать, что до сегодняшнего дня ничего не было сказано и что человека нужно открывать». «Голод» подал сложную психологию, часто - психологию бессознательного. Скрытые побуждения, неоднозначные импульсы, странные решения и поступки, которые не всегда можно объяснить строго логически, стали характерными чертами гамсунівських персонажей.
Начинал он совсем не сенсационно. Родился будущий писатель на севере Норвегии в семье сельского портного. Он вспоминал о радости и заботы своего детства, когда ему, как и многим его сверстникам, приходилось пасти скот («По сказочной стране»). Здесь и простые заботы крестьянина, и умение видеть прекрасное, любоваться красотой неба, радоваться примитивным чувством. Все это потом появится еще не раз в рассказах и романах Гамсуна. Однако первые попытки в области художественного творчества успеха ему не принесли. В 1877-1878 гг. он издал первый сборник стихов и первые рассказы. В стихах чувствовалось влияние Г. Ибсена, а рассказы заставляли вспомнить повесть Б. Бйорнсона «Сюньове Сульбаккен». Учиться Гамсуну пришлось в основном на сапожника. Не получив признания на родине как писатель, Гамсун несколько лет провел в Америке, наведываясь иногда в Норвегию. Он работал водителем конки, рабочим на фермах в прериях, но всегда старался держаться вблизи тех норвежцев, которые интересовались литературой. Мировоззрение Гамсуна все шире. Его интересовали и норвежские и французские прозаики и поэты. В Америке Гамсун лично познакомился с Марком Твеном и учился у него трепетного отношения к слову, ироническом и сатирическом изображению мира и человека. До конца 80-х pp. Гамсун сформировался как оригинальный писатель с собственной эстетической программой, что отразилась в трех докладах 1891р. - «Норвежская литература» («Norsk Literatur»), «Психологическая литература» («Psykologisk Literatur») и «Модная литература» («Mode Literatur»), где он противопоставил свое видение искусства тем законам, которые были произведены в 70-80 гг.
В первом докладе Гамсун подверг переоценке норвежскую литературу предшествующего периода, прежде всего «четырех великих» - Б. Бйорнсона. А. Х'єлланна, Г. Ибсена и Ю. Ли - последнего в меньшей степени, поскольку он, по мнению Гамсуна, создавал более совершенные в психологическом смысле характеры. Эта литература, как считал Гамсун, развивалась под сильным влиянием В. Гюго И Э. Золя, которая здесь трактовалась как обращение прежде всего к социальным проблемам. «Она по своей сути материалистическая, поскольку изображает общество, - писал он, - она больше интересуется обычаями, чем людьми, общественными вопросами, а не душой», изображает «общее в человеке», но этим общим является «душа, которая для наших авторов есть почти неизвестной страной». Гамсун не отрицает необходимости общественного содержания литературного произведения и образа, но он за то, чтобы индивидуальное, неповторимое в облике, его глубинная психология были поставлены на первое место. Меньше всего такого психологизма Гамсун находит в Г. Ибсена, который изображает «простейшую психологию характеров». Они настолько «несгибаемые» у него, что с ними не может случиться ничего случайного - они лишены нюансов. Особое впечатление произвела на него в это время книга Э. Хартмана «Психология бессознательного» (1871), статьи и произведения шведа А. Стриндберга. Через Стриндберга он познакомился с трудами философа-мистика Э. Сведенборґа. Стрінберґівське восприятие женского характера также оказало заметное влияние на женские персонажи Гамсуна.
Примером психологической литературы Гамсуну служила литература Франции 80-90-х pp., - в частности литература натурализма, который Гамсун воспринимал в основном в связи с руссоїстськими мотивами, с восприятием человека как части природы.
В статье «Психологическая литература» Гамсун изложил свою позицию подробнее: «Автор не является частью общего, каким бы он должен быть, если бы он мог быть объективным, автор - неповторимая индивидуальность, субъект, который смотрит только своими глазами, субъект, который чувствует только собственным сердцем, - и крупнейшие писатели Земли не были бы большими, если бы создавали объективную поэзию, но они как раз писали прекрасно, страстно, по-своему. Я хочу создавать своих людей, как я чувствую их, а не как предусматривает позитивизм; я хочу заставлять моего героя смеяться тогда, когда образованные люди думают, что он должен плакать».
В итоге У Гамсуна оказываются две сферы существования человека: городская цивилизация, которая губит ее, и природа - основное условие жизни каждой настоящей личности. Новая концепция личности, отражена в статьях, была впервые воплощена в романе «Голод» («Suit», 1890), который вышел в свет в Дании, где сразу же привлек особое внимание. Норвежцы отнеслись к роману сначала довольно равнодушно, только позже Г. стал национальной гордостью страны.
Сам Гамсун называл «Голод» не романом, а серией анализов. Его определение представляется более правильным, поскольку привычного романному сюжета в произведении нет. Гамсун предлагает нам рассказ человека, которая получила какое-то образование писателя-новичка. Произведение отчасти автобиографическое. Герой, которого автор не называет, оказался в материальном затруднении: у него нет денег на питание, он не может купить себе новую одежду, ему нечем заплатить за квартиру. Цепь унижений нищего интеллигента - вот внешнюю сторону этого произведения. Форма произведения - совершенно новый тип психологического исследования предельно индивидуальной личности и ее мгновенных импульсов - становится настоящим содержанием книги.
На первых страницах романа Гамсун подробно описывает мелочи, которые, кажется, совсем не имеют значения: чем оклеена стена возле двери, что герой видит из окна и т. п. Все эти детали передают состояние героя, раВНОобразие впечатлений, их сиюминутность, хаотичность мыслей человека, которая, как постепенно становится ясно, систематически голодает.
Своеобразная завязка романа: герою удалось заложить свой жилет, он поел, но обнаружил, что вместе с жилетом отдал единственный огрызок карандаша, поэтому ему нечем написать задуманную статью, за которую ему заплатили 10 крон; он хочет вернуться к ростовщику и забрать обратно свой карандаш, по дороге встречает девушку, хочет привлечь ее внимание найнеординарнішим образом и называет ее про себя странным именем Ілаялі.
Но автор не только изображает причудливые действия своего героя, но и заставляет его анализировать свое положение и свои поступки. При этом постоянно обращает внимание читателя на то, что это действия человека, который постоянно голодает. Действительно, создается впечатление, что автор передает «жалобы костей ног» своего героя.
В «Голоде» сочетаются, казалось бы, совершенно несочетаемые вещи: творческое вдохновение и будничные заботы о том, сколько можно получить за свой очередной шедевр, мечты о встрече с Ілаялі и размышления о том, как от голода начинает выпадать волосы. Г. пристально следит за своим героем и отмечает, как меняется его восприятие мира, как прогрессирует его нервоВНОсть под влиянием голода, разрушаются представления о честности. Новый этап связан с тем, что голодный герой лишился крова, он ночует под открытым небом - в лесу или в парке, если его не прогоняет полицейский. Муки голода искажают сознание героя, бессмысленные реакции и поступки достигают апогея тогда, когда в полузабытьи от голода он кусает собственный палец, чтобы хоть что-то почувствовать во рту. Вкус крови возвращает ему сознание. Человек, который украл чужие деньги, изгнанная из квартиры за неуплату, замученная постоянными унижениями, герой, хотя он уже не мальчик, нанимается на корабль юнгой и отплывает в Англию. Роман «Голод» сделал Гамсуна одним из первых писателей не только Норвегии, но и Европы. Гамсун нашел своего героя - это напівінтелігент, который порывает с цивилизацией, что разрушает личность. Созданный автором персонаж, несколько изменяясь, будет появляться теперь во всех его произведениях.
Самым сложным из них стал Нагель в «Мистериях» («Mysterier», 1892). Если героя «Голода» можно было бы обвинить в чудаковатости, что часто вызвано предельным истощением, то Нагель странный по своей природе. Добрый человек, который тонко чувствует, способна на сильную любовь (а способность любить становится обязательным свойством героя Гамсуна, как и у романтиков), она безмерно страдает от мещанской ограниченности интересов, грубости, обмана и сплетен, царящих в маленьком городке, куда ее забрасывает судьба. Искалеченный лживым обществом, Нагель сам живет как бы двойной жизнью: одно настоящее, - глубоко скрытое, не совсем понятное ему самому, а второе, внешнее, постоянно удивляет окружающих людей. Еще более странным он кажется из-за того, что сам иногда распространяет о себе небылицы. Хрестоматийной стала история о том, как Нагель приехал в городок с футляром от скрипки, в котором, по его собственным словам, держит гряВНОе белье. Весь городок удивляется этой химеры. При этом он неоднократно повторяет, что играть на скрипке не умеет. Но однажды ему в руки попадает чужая скрипка. Он настраивает ее, и все присутствующие очарованы его исполнением. Потом он сам разрушает очарование, утверждая, что фальшивил, играл нечетко и т. п. Автор вводит в роман политические дискуссии, где перепадает К. Марксу и всем социалистам, споры о литературе, в которых Нагель показывает себя сторонником Г. де Мопассана и А. Мюссе, особенно ценит, как и сам Гамсун, Бы. Бйорнсона, но нападает, снова как автор, на Г. Ибсена, который якобы «не может отличить дешевого резонерству от настоящей мысли», и на Л. Толстого с его, как он считает, «бесстыдной философской болтовней». Некоторые литературоведы утверждают, что Нагель воплотил в себе черты любимого Г. шведского писателя А. Стриндберга. Рассуждения Нагеля про литературу и писателей сам Гамсун повторит еще не раз и особенно - в очерках «В сказочной стране». Только любовь к юной Дагни могло бы осчастливить Нагеля, но, помолвлена с другим, девушка колеблется, и любовь героя вызывает новые страдания, которые, как всегда у него, проявляются удивительно причудливо. Из города, где все для него чужие, он рвется в лес, к морю, но ощущение абсурдности жизни усиливается, доводя Нагеля до самоубийства. Это лишний в мире человек, поскольку ее душевная организация тоньше и сложнее, чем в других.
Иррациональность, присущая «Містеріям» и «Голода», не менее заметна в романе «Пан» («Pan», 1894), где лейтенант Ґлан предстает как наиболее характерный персонаж раннего Гамсуна. Он чувствует себя сыном леса, может почувствовать настроение серого камня вблизи своего жилья, подводный камень в море у него на глазах оживает и пирхає. словно полубог. Ґлану кажется, что в лесу он видит самого бога природы Пана, который близок ему, поскольку Ґлан соединяет свою жизнь с ритмом жизни природы. Он и любит как сын природы, отдаваясь своему чувству безгранично и не раздумывая. Гамсун поместил героя в реальный мир, где естественности нет места, и поэтому его любовь к Едварди - женщины, по-гамсунівськи сломанной цивилизацией, эгоистичной, двойственной, марнославної, которая стремится господствовать и одновременно быть счастливой, перерастает в ряд испытаний и унижений, которых он не избавляется до конца своей жизни, хотя пытается самому себе доказать, что забыл Эдварду. Любовь героев Гамсуна нельзя назвать светлым чувством. Оно всегда сочетается со страданием, внутренним самоистязанием и желанием мучить любимого. Это страсть-поединок, и в этом прослеживается концепция А. Стриндберга.
Мещане - «каторжане богатства», по терминологии Гамсуна, - стали героями романов «Редактор Люнґе» («Redaktor Lynge», 1893) и «Новость» («Nyjord», 1893). Потеряв естественное начало, герои утратили врожденную нравственность, способность глубоко и искренне любить, карьеру они готовы делать любой ценой. С этими произведениями идейно связана и драматическая трилогия о Ивара Карено («У врат царства» -- «Ved rikets port», 1895; «Игра жизни» - «Livets spill», 1896: «Вечерняя заря» - «Aftenrode», 1898), где в течение нескольких десятилетий, по мере того как герой стареет, оказывается его духовная и нравственная ничтожность. Карено оказывается не бунтовщиком, каким он хотел казаться в юности, а трусливым и слабонервным героем компромисса, готовым примкнуть к тому, кто ему больше платит. По мнению Гамсуна, это путь большинства тогдашних юношей, которых только физическая активность ранней молодости делает похожими на мятежников. Символика трилогии усиливает авторскую критику, углубляет проблематику.
В конце 90-х гг. в творчестве Гамсуна, который уже снискал мировую славу, произошли изменения. Бунт против общества уступил место размышлениям о его сути и, прежде всего, о сложности человеческой личности и ее жизненных путей. Так появился роман «Виктория» («Victoria», 1898) - трагическая и одновременно поэтическая история любви сначала бедного мальчика, а потом талантливого писателя к дочери владельца поместья, которая смогла подняться за счет над социальными предрассудками, но которой не удалось защитить свою любовь.
Печальными размышлениями переполнены романы «Под осенними звездами» («Under hoststaejmen», 1906) и «Странник играет под сурдинку» («En vandrer spiller med sordin», 1909). Стареющий писатель, похожий на героя «Виктории», покидает неприветливый город и идет осенью к природе, к людям труда. Название произведения символично: имеется в виду осень жизни, а ее звуки и мысли тише, чем во времена юности.
Драматическая поэма «Чепец Венд» («Munken Vendt», иногда - «Мункен Венд»: «монах» на норвежском языке «munken», 1902) - один из самых поэтичных и самых трагических произведений Гамсуна. В нем писатель воспел красоту и трагичность любви-страдания, любви-жестокости. Гамсун ввел образ монаха Венда, который олицетворяет единство человека с природой, который чувствует в себе волчью кровь. «Завил во мне мой волк», - не раз скажет он. Его любовь к служанке Ізеліни Блисс останется на всю жизнь. Это любовь вмещает в себе не только готовность совершить преступление ради того, чтобы у любимой были теплые ботинки, но и месть ей, которая стала женой ничтожества. Не менее страшное и любви Ізеліни, которая не может простить уже немолодом Вендові его враждебности к ней.
В 1898 г. Гамсун побывал в Финляндии, России, Персии и Турции, в результате чего появились его очерки-воспоминания. Кавказскими впечатлениями навеяна его неоромантична драма «Царица Тамар» («Dronning Tamara», 1903), где на фоне экзотической природы и пышных ковров и одежды Востока разыгрывается любовная драма царицы Тамар и ее мужа Георгия. К драме Г. обратится то раз, хотя и не любил этого жанра через однозначность характеров. «У жизни в лапах» («Livet ivold», 1910) - найсценічніший среди его произведений со значительным мелодраматическим элементом. Повседневность только усиливает ощущение близкой гибели, растерянность героев, которые осознают, что «плетутся к эшафоту».
Романы «Дети века» («Born an tiden», 1913) и «Городок Сеґельфос» («Segelfoss By», 1915), как и более ранние «Бенони» («Вепопі», 1908) и «Роза» («Rosa», 1908), воссоздают повседневную жизнь с ее страданиями, распадом патриархальных связей, со все большим давлением новых отношений. События Первой мировой войны потрясли писателя своей абсурдной жестокостью. В результате появился роман «Соки земли» («Markens grade», 1917), где он снова обратился к своего любимого героя - человека, связанного с природой, с трудом на земле. Только теперь это не интеллигент, а обычный крестьянин. Разрушением войны Гамсун противопоставляет творения, торжество смерти - победу жизни. Однако и в этом романе, за который он получил Нобелевскую премию (1920), звучит мысль о том, что отход от естественной жизни таит в себе нравственную гибель.
Послевоенный мир навевает Гамсуну все больший скептицизм, он все чаще пишет о городских жителей, жизнь которых всегда вызывало у него, в лучшем случае, сомнение. Мелочность интересов, которые сводятся к сплетням у колодца, стала содержанием романа «Женщины у колодца» («Konerne vedvandposten», 1920). Растерянность человека в новых, непонятных даже самому автору условиях после мировой войны проявилась в «Последней главе» («Siste kapitel», 1923), где Гамсун вернулся к своей привычной темы бродяг и бродяжничества, утверждая, что «все мы - бродяги на земле», и изобразив беспризорность человека, обреченность современного общества, оторванного от «соков земли». В этом произведении Гамсун в символической форме - в условиях санатория «Торахус» - возвел самых разных людей. Весь рассказ, выписана в присущей Г. тонкой сатирической манере, пронизана обреченностью.
Последний роман Гамсуна «Круг замыкается» («Ringen sluttet», 1936) имеет еще мрачнее характер: автор не верит больше в прогресс, а его герой, потеряв представление о нравственности, окончательно деградирует. Последнее произведение Гамсуна - очерки «На заросших тропинках» («Pa gjengrodde стиер», 1949). Трагизм книги накапливался на протяжении предыдущих десятилетий. Гамсун мечтал о восстановлении былого величия скандинавов. Именно это и повлекло то, что он поверил в демагогические выступления одного из своих современников и связал себя с идеологией фашизма. В речах А. Гитлера он увидел надежду на возвышение нордических рас, и норвежцев в частности. Когда фашистская армия оккупировала Норвегию, он призвал поддерживать покорный оккупантам правительство. Однако уже в 1943 г. Гамсун понял, что он ошибался. После победы над фашизмом норвежцы судили того, кто раньше был их национальной гордостью. В книге «На заросших тропинках» Гамсун, размышляет над своими трагическими ошибками. Он не мог до конца признать свою вину перед народом, поскольку мечтал с помощью немцев возродить его былую славу. Он никогда не любил признавать свои ошибки и просить за них прощения.
Умер Гамсун в своем имении Норнхольм, который купил в 1918 г. и особенно любил. В Норвегии его послевоенные издания начали появляться лишь с 1962 г.: Гамсуна простили как писателя, но не как общественного деятеля.
Украинский язык отдельные произведения Гамсуна перевели В. Желоб, М. Катренко, Н. Зеров, Ф. Федорцив, В. Гладкая и К. Корякина.
Г. Храповицкая
|
|
|