ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ГАЛІБ

(1797 - 1869)

ГАЛІБ - творчество писателя

ГАЛІБ (псевд. - Галіб и Асад; автонім: Мирза Асадулла-хан Но'ша - 27.12.1797, Агра-15.02.1869, Дели) - индийский поэт, классик литературы на языках фарси и урду.

Хотя сделанные им новации не затрагивают ни формы, ни жанрового содержания, то новое, что привнес Галіб, можно обозначить большой свободой духа, воплощенной в образе индивидуального авторского «я» - лирического персонажа Галіба. Он всеми корнями связан с пізньосередньовічною традиции, с аристократией Индии Великих Монголов, с духовными ценностями этой среды. С него начинается эпоха литературы нового времени.

Галіб родился в Агре 27 декабря 1797 года. Его отец, Абдулла-бег, погиб в Раджаст-хане во время одной из вооруженных стычек, которые были тогда обычным явлением, когда будущему поэту исполнилось 4 года. Дальнейшую опеку над семьей брата взял на себя Насрулла-бэг - офицер английской армии, но и он вскоре умер. Детство Г. прошло в доме деда по матери Хаджи Гулама Хусейн-хана - человека богатого, которая принадлежала к великосветских кругов Агры. Семья Галіба - мать Іззат ун-ниса-бегум, брат Юсуф-хан и сестра Чхотті-бегум - жила на средства деда, а также на пенсию, которую выделил английское правительство после смерти опекуна на всех членов его семьи. Доля Г. составляла 700 рупий в год.

Галіб получил превосходное образование и рано обнаружил склонность к литературе. Когда ему исполнилось 13 лет, его женили с Умрао-бегум - девушкой из знатной семьи. В 18-19 лет он вместе с семьей перебрался в Дели. Несмотря на то, что, кроме пенсии, он получал денежную помощь от своего деда и тестя, довольно быстро он задолжал, поскольку жизнь в Дели и содержание дома требовали значительных затрат. Надежду на увеличение пенсии после смерти дальнего родственника оказались напрасными. К тому же, в 1826 г. психически заболел младший брат Г. - Юсуф-хан. Галібу пришлось заниматься им (вплоть до его смерти в 1857 г.), а также умер тесть Галіба, который материально помогал его семье. На иждивении Галіба находился и приемный сын, которого взяла в семью жена поэта, после того как из семи ее детей ни один не дожил до двух лет. Материальное положение семьи резко ухудшилось.

Галіб решил добиваться справедливого решения своей пенсионной дела и с этой целью решил поехать в Калькутту - резиденцию английского генерал-губернатора Индии по Дороге он на долгое время останавливался в Лакхнау, Бенаресе и Банда, и все путешествие в целом длилась около трех лет. В Лакхнау йоге торжественно встречали в литературных кругах города: он участвовал во многих поэтических вечерах и литературных встречах, которые устраивали в его честь. Бенаресу Галіб посвятил маснави персидском языке «Светильник монастыря» («Чираг-эдейр») - произведение в некоторой степени биографический.

В Калькутте Галіб выяснил, что его дело может быть рассмотрено лишь после ходатайства делійської канцелярии, и почти год нужно было для обмена бумагами. Этот год в Калькутте был особенно плодотворным для поэта. Столица английской администрации, тогдашняя Калькутта, очень отличалась от Дели, поскольку в ней раньше развился просветительское движение. Галіб активно выступал на поэтических вечерах, проявляя при этом литературную отвагу и критицизм. Однако шло время, и поэт решил, не дожидаясь ответа, вернуться в Дели.

27 декабря 1831 г. по делу Галіба была принята негативная определение. Это стало для него тяжелым ударом. В 1835 г. долг Галіба, по сообщениям некоторых исследователей, достиг 40 тыс. рупий. Перед ним встала реальная угроза долговой тюрьмы. Он спасался от многочисленных кредиторов, отсиживаясь дома и только, «как филин, вылетал по ночам подышать воздухом и передохнуть», как писал он к лакхнауського поэта И.-Б. Насіха. Дело заключалось в том, что Галіба как аристократа не могли арестовать ни в его доме, ни на улице, если он появлялся на ней после захода солнца.

В 1842 г. Галібу предложили хорошо оплачиваемое место преподавателя персидского языка в Делийском колледже. Однако поэт посчитал недостаточно почтительным поведение английского служащего колледжа относительно него и отказался от должности. С юности Галіб был любителем азартных игр, и хотя шариат это запрещал, но делийская великосвітське общество смотрело на такие развлечения сквозь пальцы. Однако в 1847 г. в его доме, когда шла игра, была устроена облава, в результате которой поэта арестовали и заключили в тюрьму. В тюрьме он провел три месяца из присужденных ему шести, пока его не вызволил оттуда, заплатив за него штраф, Мустафа-хан Шефта - вельможа, поэт и друг Галіба.

Друзья Галіба, который находился в тяжелом моральном и физическом состоянии после заключения, добились того, чтобы падишах Бахадур-шах пригласил поэта ко двору, поскольку таким образом, по их мнению, легче было достичь определенной реабилитации поэта в глазах делийского общества. В 1850 г. по настоянию личного врача Бахадур-шаха Галібу предложили место придворного хрониста с годовой зарплатой 600 рупий. Как хронист, Галіб запланировал труд в двух частях под общим названием «Страна великолепия» («Партавістан»). В начале 50-х гг. он вновь обращается к поэзии урду. К сожалению, придворная жизнь - непрерывные приемы, в которых он обязан был участвовать, многочисленные литературные встречи теперь угнетали стареющего поэта, который к тому же начал глохнуть.

В 1852 г. умер приемный сын Галіба - Ариф, оставив двух сирот в пяти - и дволітньому возрасте. Галіб очень страдал и посвятил смерти Арифа замечательную элегию. В 1854 г. он закончил первую часть своей хроники «Полуденное солнце» («Мехр-э німруз»). В этом же году он стал «царем поэтов» при дворе Бахадур-шаха Зафара.

Последние годы жизни Галіба заполнении перепиской с учениками, трудом в области лексикологии персидского, переизданием собственных стихов на языках урду и фарси. Он умер 15 февраля 1869 г., и на его похороны пришел весь Дели. Популярность Галіба в этом городе была настолько большой, что он шутил юности: «Не указывайте на конверте мой адрес. Вполне достаточно написать: Дели, Мірзі Галібу. В противном случае почтальону придется долго думать, кто же этот Галіб, которого нужно разыскивать по адресу». Поэт пророчески предсказал:

Моя звезда взойдет в апогей в небытии.

Слава моих стихов придет в мир после меня.

Слава Галіба - это, прежде всего, слава его как поэта урду, но и на персидском языке он создал настоящие шедевры. Объем его поэзии на языке фарси - около 25 000 бейтів. Долгое время бытовало мнение, что Г. начал как персидский поэт и его стихи на этом языке были лишь вехой на пути к его поэзии урду. Это, казалось бы, подтверждалось тем фактом, что лишь в 1832 г. он заключил рукопись стихов на языке урду, известный как «Избранное», а «Диван-еурду», сделавший его знаменитым, - еще позже, в 1838 г. Но теперь уже доподлинно известно, что Галіб под псевдонимом Асад заключил свой первый диван в 19 лет, а в 24 года - второй. После этого он, как сам признался, к поэзии урду охладел и в течение 30 лет писал в основном на языке фарси. В 1970 г. индийский ученый Малик Рам опубликовал рукопись Г. «Грациозная роза»(«Гул-е ра'на»), который считался пропавшим и где содержались стихи, написанные на двух языках.

Три прозаические произведения Галіба - «Полуденное солнце», «Ароматниця» и «Пять ладов» - составили книгу «Полное собрание персидской прозы» («Куллийят-е наср-е фарси») и вышли в свет в 1865 г. в Лакхнау. В 1868 г. опубликована последний сборник стихов поэта на персидском языке - «Остатки урожая» («Сабадчин»).

«Куллийят» содержит, кроме газелей, 66 кит'а, 11 маснави, 62 касыды, 104 рубаи и т.д. В кит'а очевиден единый замысел, ощутимая свобода в выборе тематики и в отборе лексики. В своих кит'а Г. откликается на злободневные проблемы. Маснави Галіба обычно отражают его религиоВНО-философские и просветительские идеи. Например, второе маснави - «Боль и страдания» («Дард-е-даг») - основывается на сюжете сказочной рассказы об исполнении трех желаний. Маснави заканчивается моралью: если не везет, то не помогут никакие сказочные помощники. Одиннадцатое маснави - «Облако, которое рассыпает жемчуг» («Абр-е гоухарбар») - состоит из 1100 бейтів и делится на восемь частей, к которым относятся, в частности, «Книга певца» («Муганні-наме») и «Книга виночерпия» («Саки-наме»). В этом маснави Галіб восстает против существующих предрассудков, слепой веры в фатум, настаивает на ценности человеческой личности. Воспевая разум, эту «свечу среди ночи», эту «утреннюю звезду», поэт убеждает в том, что ум формирует человеческую личность и дает ей возможность выстоять в борьбе с жизненными бедствиями и жестокой судьбой.

Касыды Галіба раВНОобразные по цели и времени написания. Они создавались «на случай», по поводу различных торжеств или посвящались вельможам. Сам поэт очень высоко ценил свое мастерство одописця, и, действительно, его касыды вместе с маснави являются примерами великолепного знания языка, техники, свидетельствуют о знании традиции. И все же лучшую часть поэзии Г. составляет газель.

Содержательность, характерна для автора «зримость создаваемых» образа, парадоксальность - все это вызывает затрудненность персидской газели Галіба.

Основные темы поэзии Галіба тесно связаны с ощущением упадка того общества, к элите которому он принадлежал по рождению и образу жизни. Но самое сильное и конструктивное начало в его стихах - мысль о человеке как личности, которая противопоставляет свой ум и страсть всем козням жестокой судьбы любимого и т.д. Для него каждое проявление жизни словно уже вмещает путь к прозрению настоящей сути, страдания несет убежденность в неповторимой ценности каждой жизни, каждой души.



По Н. Пригариною