ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ҐАЛЧИНСЬКИЙ, Константы Ільдефонс

(1905 - 1953)

ҐАЛЧИНСЬКИЙ, Константы Ільдефонс - творчество писателя

ҐАЛЧИНСЬКИЙ, Константы Ільдефонс (Galczynski, Konstanty Ildefons - 23.01. 1905, Варшава - 06.12.1953, там же) - польский поэт.

Константы Ільдефонс Ґалчинський родился 23 января 1905 г. в Варшаве. С началом Первой мировой войны его родители переехали в Москву, где Константы учился в школе Польского комитета. В 1918 г. семья Ґалчинських вернулась в Варшаву. Окончив гимназию, Константы поступил в университет на отделение классической английской фитологии. Гуманитарное образование дала ему не только знания по мировой культуры и искусства, но и возможность почувствовать поэзию будто изнутри, блестяще освоить приемы стихосложения - от гекзаметра к верлибру. Писать Ґалчинський учился у П. де Ронсара, А. Рэмбо, Данте, Ш.Бодлера, В. Шекспира, Р.М.Рільке. Большое влияние на становление его художественного мира произвел немецкий романтик Е.Т.А. Гофман. Именно от Гофмана берет начало тот сплав фантазии, иронии, эмоциональной насыщенности, характерный для творчества Ґалчинського.

В 1923 году вышли в свет первые стихи Ґалчинського. В его ранней поэзии много от юношеской позы, желание эпатировать («Улица шарлатанов», «Музе ножки целую», «Привет, Мадонно») и одновременно неприятие богемности и эстетства («Надену я штаны черные, кладбищенские...»).

Университетские занятия были прерваны службой в армии. Стихи этого периода свидетельствуют о мировоззренческую ориентацию поэта; он все более проницательно всматривался в жизнь. В 1928 г. Г. опубликовал поэму «Конец света» и подзаголовком «Видение святого Ильдефонса, или Сатира на Вселенную» («Koniec swiata, Wizje swiQtego Ildefonsa czyli Satyra na Wszechswiat»). Присуща личности Ґалчинського ироничность становится важной приметой его поэтического стиля.

В это время в культурной жизни Польши заявило о себе литературное группировки «Квадрига», основанное в 1927 году. Ґалчинський стал его активным членом. В кругу проблем этой группы первоочередными были вопросы творческой ответственности поэта. Ґалчинський искренне разделял мнение о общественное назначение поэзии. Его стихи становятся не только автопортретом художника, но и портретом эпохи. Странствия очарованной души в сказочных странах ранних стихов Ґалчинського уступают место лирически-гротескным зарисовкам городской жизни. Это поэма «Польское ад», стихи «Марш масонов», «Улица Товарная», «Эмигранты» и др.

Творческий взлет поэта начинающего связан с его большой любовью и женитьбой.

В 1931 - 1933 pp. Ґалчинський работал референтом по вопросам культуры в польском консульстве в Берлине. Здесь он создал один из своих лучших произведений - поэму «Бал у Соломона» («Ваи ее Salomona»), пройняту болью и обеспокоенностью за человека и человечество.

В 1934-1936 гг. поэт с семьей жил в Вильнюсе, много писал. Созданная в это время поэма «Народный праздник» («Zabawa ludowa», 1934) свидетельствует о интенсивные поиски новых средств изображения действительности, обогащение віршового строя. В 1937 г. вышел в свет сборник Ґалчинського «Поэтические произведения» («Utwory poetyckie»).

Накануне Второй мировой войны Ґалчинський, как и большинство европейских писателей, рассуждает об ответственности интеллигенции за судьбу мира. Чаще всего отношение поэта к тогдашней интеллигенции остро критическое: «Мы все время бежим. Из города в город. Интеллигенты. Сумуюча нация. Гибнущий класс. Маленькие, замерзшие». Лирически-гротесковая поэзия Ґалчинського наполняется социальными мотивами.

С началом войны в 1939 г. поэт был призван в армию, а 17 сентября того же года рядовой пехоты Ґалчинський попал в немецкий плен и пять с половиной лет провел в лагере для военнопленных. В послевоенном лирическом шедевре «Веселые праздники «поэт так написал о этот ужасный момент:

Сколько дней в плену прожито,

Изнемогал я в рабской работе.

Серебряный месяц, как сердце разбито,

Повисав на колючей проволоке.

(Пер. В. Гоцуленко)

Немало лагерных стихов Ґалчинського сохранилось. Стихи ходили в списках, их передавали из уст в уста. Среди них - знаменитая «Песнь о солдат Вестерплатте» («Piesc в zolnierzach Westerplatte»), посвященная защитникам Гданьска:

Наступили летние дни, когда

Суждено умирать,

И маршем прямо в небо шли

Солдаты с Вестерплятте.

(Пер. Г. Лубкивского)

Лишь весной 1946 года Ґалчинський вернулся на родину. Жил в Варшаве. Верил в новую Польшу. В 1946-1953 гг. он издал сборники «Стихи» («Wiersze»), «Очарованный тележка» («Zaczarowana dorozka», 1948), «Брачные обручи» («Slubne obrqczki», 1949), «Лирические стихи» («Wiersze liryczne», 1952), «Песни» («Piesni», 1953), цикл сатирических миниатюр «Зеленая Гусыня» («Zielonagqs»), стихотворные фельетоны «Письма с фиалкой» («Listy z fiolkiem», 1946-1950); публиковался в популярном журнале «Пшекруй» («Обзор»).

Тяготы военных лет подорвали здоровье Ґалчинського: инфаркты 1940 и 1952 гг. он победил, а третий оказался роковым. 6 декабря 1953 г. поэта не стало.

Высокая духовная воодушевление пронизывает все поэтическое наследие Ґалчинського. Жизненные и социальные драматические катаклизмы, выпавшие на его долю, не поколебали свойственного поэту жизнеутверждающего мироощущения. «Улыбка - моральный долг человека»,- полусерьеВНО, полушутя утверждал он.

Талант Ґалчинського красочный и многогранный. Его филологическая образованность предполагает интеллектуального читателя для изысканной, высокой поэзии («Муза», «Венера», «Гимн Аполлону», «Ніобея»). А его сатирические и шуточные стихи написаны в легкой, игровой, доступной манере повествования. Вот, например, стихотворение «Почему огурец не поет»:

Вопрос вот заглавное,

Которое мы посмели задать,

С мукой, даже с болью

Надлежало бы нам решить.

Если огурец не поет

В непогоду и в день погожий,

Такую, видимо, судьбу он имеет

И жить иначе не может...

(Пер. И. Глинского)

Творчество Ґалчинського отличается парадоксальностью мысли, афористичностью и лаконизмом письма, обобщенностью характеристик. Его поэтический стиль соединил лирику, юмор и сатиру. Его сатира раВНОобразна по жанрам: сатирические стихи, басни, поэмы, фельетоны.

В мировую литературу XX века поэт Константы Ільдефонс Ґалчинський вошел как несомненный новатор художественной формы, который поставил на службу искусству приемы гротеска и абсурда. Его художественные открытия стали достоянием современной поэзии, в том числе и украинской (поэмы И. Драча «Соловей-Сольвей» и «Звезда и смерть Пабло Неруды»).

Украинский язык отдельные произведения Ґалчинського переложили Г. Лубкивский. Глинский, К. Гурницький, В. Гуцаленко, С. Космачевська, Д. Павлычко, П. Тимочко и др.



Г. Бондаренко