ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Особенности изображения внутреннего мира человека в повести Марселя Пруста “Любовь Сванна”

В литературе XX в. одним из величайших писателей-модернистов считается Марсель Пруст. Наиболее известным сочинением французского исследователя человеческой души и чувств стал роман «В поисках утраченного времени». Автор создает эпопею внутреннего мира человека, сознание которого состоит из душевных движений и личных впечатлений. Внимание писателя сосредоточивается не на отражении реальных событий, а на звуках, цветах, запахах - на тех мелочах, которые складываются в образы, события.
Раскрывая реальный мир через память, воображение, Пруст создает «новую» реальность, новый мир. И главным для автора становится отображения самого процесса его появления. Произведение разворачивается в памяти рассказчика, сближенного с автором. В романе память становится той силой, которая оживляет прошлое, «потерянное время».

Особое место в структуре многотомного романа Пруста занимает вставная повесть «Любовь Сванна». Это предыстория основного сюжета, в которой кратко излагаются главные мотивы романа: мотив «сторон» и природы, любви и искусства, но ведущими становятся два последних.

Сванн предстает перед читателем как светский человек из богатой семьи. Он увлекается искусством, разбирается в живописи, тонко и глубоко чувствует Его. Одетта, женщина, в которую влюбляется Сванн, сначала не произвела на него никакого впечатления. Большое чувство зарождается у героя тогда, когда ее образ начинает связываться с музыкальной фразой из сонаты Вейтейля. Эта музыка вела его то туда, то сюда, потом еще куда-нибудь, до какого-то счастья, высокого, необъяснимого, но очевидного».

Неприметно для самого Сванна эта мелодия ассоциируется у него с Одетт и придает ей очарования.
Следующим этапом в развитии чувства героя становится сравнения овала лица и фигуры любимого с живописным образом Сепфора с фрески Боттичелли. «Он смотрел на нее, в ее личике и в ее фигуре воскресала часть фрески, которую Сванн отныне всегда пытался в ней увидеть». Одним словом, Одетта в восприятии героя все больше смещается в мир искусства и таким образом поетизується.

В конце концов, Сванн теряет способность видеть любимую такой, какая она есть. Эта способность вернется к нему после его бракосочетания с Одетт, и он поймет, что испортил себе жизнь, полюбил женщину, которая была не в его «жанре», женщину, которую создало его воображение.

Любовь Сванна - это романтическая история любви духовно богатой и утонченной человека, которая влюблена в красоту и искусство, ограниченной женщины, вульгарной, неровной ему за своими духовными качествами. Герой повести похож на Пигмалиона, который создал для себя Галатею и влюбился в свое творение.

В произведении Пруст необычайно тонко и ярко анализирует зарождение и развитие чувств. Он раскрывает по деталях весь процесс психологических изменений человека. Действо в романе переносится во внутренний мир, разворачивается как поток памяти. Автор считал, что разум не может познать тайны жизни, это может сделать только интуиция, которая, в свою очередь, делает это через восприятие чувств, эмоций, звуков, красок, вкусов. Но внутренний мир героя остается тайной для других людей. В этом его трагедия. Он чувствует, что вымышленный мир, придуманный образ, придуманное любви не могут быть настоящими.

Заслуга Марселя Пруста заключается в том, что он открыл читателям беспредельность, недостижимость души человека, души, которая требует анализа, открытие любви. Человек должен строить новый мир по собственным законам. Произведения Пруста отличаются от традиционных. Автор создает эпопею не внешних событий, а внутреннего мира человека. «Видеть, чувствовать, выражать» - это лозунг он сделал своим творческим принципом.