ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФУЭНТЕС, Карлос

(рожд. 1928)

ФУЭНТЕС, Карлос - творчество писателя

ФУЭНТЕС, Карлос (Fuentes, Carlos - нар. 11.11.1928, Панама) - мексиканский писатель.

Родился в г. Панама в семье дипломата. В течение 1944-1950 гг. учился в Мехико и Женеве, затем работал в мексиканском столичном университете, министерстве иностранных дел, ООН, в 1975-1977 гг. был послом Мексики в Париже, занимался журналистикой, много путешествовал по разным странам мира. С литературными произведениями начал выступать с середины 50-х pp. В 1954 г. была издана первая сборник рассказов Фуэнтеса «Замаскированные дни» («Los dias enmascarade»). В давньоацтекському календаре так назывались пять последних дней года, короткий период неопределенности и бездеятельности, который связывал год, что шло со следующим. Пересечение времени, момент равновесия между прошлым, которое уже утратило свое влияние, и будущим, которое еще не началось, это, по Фуэнтесом, выразительный символ мексиканской социально-политической действительности. В новеллах сборника писатель обращается к мексиканского фольклора, хотя ведущей линией его творчества он не станет. Сам Фуэнтес так сформулировал две основные темы, которые стали магистральными в его дальнейших творческих поисках: «Тема города Мехико - такого таинственного и в определенном смысле отвратительного, и тема социальной действительности страны... обе темы представленные в их отношения к реликтов древней Мексики. Здесь уже встречается то, что для меня стало главным направлением в литературе - символический реализм».

В противовес выдающейся плеяде латиноамериканских романистов, которые разрабатывали в своем творчестве принципы «магического реализма» и с которыми связывалось будущее латиноамериканского романа, Фуэнтес, наоборот, отрицал положительное влияние на современную культуру мифологического элемента, который считал «реликтом прошлого» и активно экспериментировал с романним жанром в духе поставангардистської поэтики.

Уже первый роман Фуэнтеса «Край самого прозрачного воздуха» («La region mas transparente», 1958), в котором писатель смело экспериментирует с техникой повествования, снискал ему литературное имя. В романе воссоздана широкая панорама жизни послереволюционной Мексики, изображены самые разные общественные слои - от самых бедных до самых богатых: шоферы, рабочие, проститутки, банкиры, обедневшие аристократы, буржуа и великосветские дамы. Подробнее изображен современный мексиканский интеллигент Родриго Пола. Это человек, который длительное время сомневается в правильности своих решений и поступков и, наконец, делает выбор в пользу конформизма. Пола становится модным сценаристом, но, как и многие из его современников, предает идеалы юности, идеалы мексиканской революции, героем которой, как он думает, был его отец, что, впрочем, также опровергается автором. Писатель подводит своего читателя к мысли, что мексиканская революция делалась руками не тех, кто пришел к власти позже; героизм мексиканских революционеров - давно искажено и перепроданное понятие, которое со временем еще больше становится предметом фальсификации и демагогии.

Два следующие романы Фуэнтеса углубляют социально-критическую направленность его творчества и одновременно ознаменованы некоторым ослаблением внимания к проблемам художественной формы. В романе «Чистая совесть» («Las buenas conciencias», 1959) писатель изобразил духовную эволюцию провинциала Хайме Себальоса: начальное воспитание, религиозная кризис, отказ от иллюзий юности. После определенных сомнений - жить «по совести» или с «чистой, то есть приглушенной, совестью» - он выбирает последний вариант. В центре романа «Смерть Артемио Круса» («La muerte de Artemio Cruz», 1962) - история финансового магната Артемио Круса, который сказочно разбогател после революции. На склоне лет, смертельно больного, его мучают угрызения совести, в памяти всплывают многочисленные измены, подлость, приспособленчество, циничность, беспринципность, которые прокладывали ему путь к богатству.

Ряд следующих выдающихся романов 60-70-х гг. были созданы под лозунгом «полной автономии воображения», которое писатель обосновал в теоретической труда «Новый испано-американский роман» («La nueva novela hispanoamericana», 1969): усложненность повествовательной и композиционной структур, «языковая революция», жанровое новаторство и т.д. В центре первого из этого ряда романов «Смена кожи» («Cambio de piel», 1967) образ Мексики, страны, где путь конкистадоров проложил путь духовным поискам современников Фуэнтеса. В романе «Священная зона» («Zona sagrada», 1968) интерпретируется классический миф об Эдипе. Юноша Гильермо детства влюблен в свою мать Клавдию, выдающуюся кіноакторку, и постепенно этот комплекс становится основой его психического расстройства. В романе «Терра Ностра» (лат. «новая земля»; 1975) писатель переписывает исторические события, смешивает временные планы, разворачивает цепь удивительных метаморфоз, приводит своих героев от Испании времен Филиппа II до империи ацтеков.

Повесть «Сейчас и сегодня» (1975) посвящена теме молодежных бунтов, которые в 60-70-х гг. широкой волной прокатившихся в странах Запада и, частично, Латинской Америки. В интерпретируемой в мифологическом духе истории появляются мятежные персонажи, которые воплощают самые раВНОобразные сферы общественной жизни: крестьянин, монах, студент, сын богача, девушка. Собравшись вместе, они мастерят нечто вроде ковчега (библейский миф) и плывут куда-то в обетованную землю. Каждый из них излагает собственную модель предполагаемого счастливого мира, который они представляют в широких координатах - от идеалов мексиканской революции к миру свободного секса (без оглядки на мораль и пола). Иллюзия единения разрушается после того, как сына богача находит и забирает отец, а все остальные герои возвращаются к своим обыденным делам. В последующие годы Фуэнтес написал такие романы, как «Голова гидры» («La cabeza de la hidra», 1978), «Далекая семья» («Una familia lejana», 1980), «Старый ґрінго» («El gringo viejo», 1984), «Христофор Нерожденный» («Cristobal nonato», 1988), «Компания» («La Сатрапа», 1991) и др. Его перу принадлежат также сборники рассказов, пьесы, эссе.



В. Назарец