ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФРАШЕРІ, Наим

(1846 - 1900)

ФРАШЕРІ, Наим - творчество писателя

ФРАШЕРІ, Наим (Frasheri, - 25.05.1846, Фрашері, Албания - 20.10.1900, Стамбул) - албанский поэт.

Детские и юношеские годы Фрашері провел в родном городке Фрашері, где изучил турецкий и арабский языки, которые составляли основу тогдашней системы образования в Албании. В 1866 г. семья Фрашері перебралась в г. Янины, где юноша поступил в греческую гимназию, в которой прослушал курс классических наук, выучил греческий и латинский языки, увлекался произведениями Гомера и Вергилия, Дж. Руми и Саади, штудировал труды восточной филологии и философии. В течение 1872-1882 гг. Фрашері работал в представительствах турецкой власти в Албании. С 1882 г. и до последних дней своей жизни Фрашері находился в Стамбуле. Мировоззрение Фрашері формировался под перекрестным влиянием идей албанского национально-освободительного движения, просветительских идеалов философии Вольтера и Ж.Ж. Руссо и религиоВНО-мистической системы суфийского пантеизма. Проповедь морального совершенствования, призывы к человечности, добра, братства, к овладению знаниями сочетались в его деятельности с идеей борьбы за национальное освобождение. Фрашері поддерживал тесные связи с албанскими политическими группировками и культурными организациями, в частности с Прізренською лигой - организацией, ставившей целью отделение Албании от Турции, и стамбульским «Обществом письменности», которое, кроме распространения грамотности среди албанского населения, занималось также пропагандой идей национального освобождения.

Находясь в Стамбуле, Фрашері активно занимался издательской и образовательной деятельностью: издавал учебники для начальных школ Албании, в которых подавал сведения из географии, литературы, естественных наук, писал труды по истории, впервые излагая албанским языком достижения современной ему науки - идеи Ч. Дарвина, теорию Канта-Лапласа о происхождении Вселенной и т.д.

Собственно литературно-художественное творчество Фрашері начал с произведений на турецком и персидском языках. В 1884 г. в Стамбуле увидела свет его турецькомовна аллегорическая новелла «Четыре времени года». На персидском языке Фрашері издал в 1885 г. поэтический сборник «Мечты» («Tehajylat»), албанском - поэтические сборники «Стихи для начальных школ» (1886), «Летние цветы» («Lulet e veres», 1890), «Рай и меткие слова» («Parajsa dhe Fjala fluturake», 1894). Стихи Фрашері 80-х гг. отмечены чертами гуманистической дидактики, в них воплощен призыв поэта к знаниям, свету, труда, проповедь высокой морали, сострадания к обездоленным. Заботясь о воспитательном значении своей поэзии, Фрашері часто прибегал к жанру басни («Старый дракон и лиса», «Сказка и правда»), поэтического афоризма («Мудрые слова»), аллегории («Песня светильника»).

В дальнейшем одной из главных тем творчества Фрашері, по словам А. Десницкой, становится «вездесущее и обезличенное божество, которое мусульманский поэт никогда не называет Аллахом, а лишь «богом великим и истинным». В перськомовних стихах («Небо», «Философия», «Солнце», «Месяц») и в албанских («Бог», Вселенная», «Знание», «Истина «и др.) автор с лирическим пафосом рисует картину Вселенной. Бесконечные звездные миры, движение небесных светил, рождение и угасание, смены времен года, бесконечный океан бытия, в котором живые существа рождаются, существуют, подчиняясь законам Вселенной, уходят в небытие и снова рождаются в новых перевоплощениях - вся эта космическая тематика предстает в его поэзии не как изложение представлений поэта о мире, а как откровение, как взволнованный пересказ великого мифа.

Наряду с космической темой в его поэзии видное место занимает тема Человека. Поэт искал воплощение божества в звездных мирах и в капельке воды, но прежде всего в человеке... в Соответствии с этической концепцией Фрашері, божество воплощенное в человеке, и это делает невозможным поиски любых других святынь. Человек должен познать себя. И главное - человек, который впитывает в себя божественную сущность, должна стремиться к преодолению зла как в себе, так и в других, должна развивать человечность, мудрость, стремление к знаниям, любовь к родине.

Со второй половины 80-х и в 90-х pp. Фрашері создал четыре поэмы «Стада и луки» («Bageti e bujqesia», 1886), «Истинное желание албанцев» («О alithis pothos ton Alvanon», 1886), «История Скандеберґа» («Istori есть Skenderbeut», 1898), «Кербела» («Qerbelaja», 1898). Поэма «Стада и луки» считается одним из лучших произведений Фрашері. Она написана под влиянием верґілієвих буколік, в ней воспевается красота родной природы, величие и благородство сельского труда, проповедуемые идеи добра, справедливости, братства, высказываются надежды на освобождение Албании из-под власти Турции. В поэме «Истинное желание албанцев «Фрашері призывает балканские народы жить в согласии, относиться с уважением к национальным интересам разных стран. В поэме «История Скандеберґа» изображена жизнь албанского национального героя XV вв. Георгия Кастриота. В основу поэмы «Кербела» положены трагические события ранней истории ислама.

В творческом наследии Фрашері есть также переводы на албанском языке басен Ж. де Лафонтена и первой песни «Илиады», две исторические труды «Общая история» (1899), написанный стихами и прозой религиоВНО-философский трактат «Бекташинський тетрадь» (1896).

Поэзия Фрашері сыграла важную роль в формировании албанского литературного языка (тоскський диалект), поэтических традиций и идейно-художественных основ, на которые опиралась албанская литература XX века.



В. Назарец