ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФРАНС, Анатоль

(1844 - 1924)

ФРАНС, Анатоль - творчество писателя

ФРАНС, Анатоль (France, Anatole; автонім: Тибо, Анатоль Франсуа - 16.04.1844, Париж, - 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар) - французский писатель, лауреат Нобелевской премии 1921 г.

Художественное творчество Франса отличается необычайной культурной насыщенностью. Он - эрудит, который часто пользуется культурными аллюзиями и реминисценциями.

Ж. Леметр писал о Франса: «Ум этого невероятно образованного литератора, весьма искусного и изощренного, впитал все интеллектуальные достояния нашего века; я не знаю другого писателя, который бы отражал реальность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предварительных впечатлений и размышлений». Франс соединил в себе интеллектуала-эрудита и наблюдателя-импрессиониста. Мощная философско-моралістична и рационалистическая традиция в творчестве Франса сочетается с культурой импрессионистской видения и письма.

Выдающийся писатель-реалист, он рассматривает общественные явления в их перспективе и диалектическом развитии. Его художественное мышление отличается масштабностью и глубиной проникновения в сущность того, что происходит. В 1921 г. Франс стал лауреатом Нобелевской премии. В решении Нобелевского комитета подчеркивалось, что премия присуждается «за блестящие литературные достижения, отмеченные благородством и строгостью стиля, чувствительностью человека с большой душой, трогательной ясностью и истинным французским темпераментом».

Франс родился в семье парижского книгаря. Детство будущего писателя прошло в отцовской книжного магазина, где царил культ печатного слова. К магазину, расположенной на набережной Малаке, частенько наведывались известные критики и писатели (в том числе братья Ґонкури). Окончив колледж Св. Станислава в 1862 г. и получив солидное гуманитарное образование и звание бакалавра (1864), Франс начал литературную деятельность. Он сотрудничал с различными изданиями, писал библиографические обзоры, статьи для справочников и энциклопедий, рецензии, предисловия к книгам. В 1867 г. увидели свет первые литературные произведения Франса - несколько стихотворений, в которых поэт признался в своих республиканских симпатиях. В 1868 г. вышел в свет историко-литературный очерк Франса о А. де Виньи, где отчетливо заметно влияние концепции «трех факторов» И. Тэна. Творчество А. де Виньи исследователь рассматривает как проявление конфликта мысли и действия в сознании поэта.

Франс довольно прохладно отнесся к установлению Парижской коммуны: он оставил Париж и переждал бурные дни в Версале. В 1876 г. Франс занял должность библиотекаря в библиотеке Сената. Тогда же он познакомился с Ш. Леконтом де Лиллем, наладил дружеские отношения с «парнасцями», сотрудничал с поэтическим альманахом «Современный Парнас».

Первый поэтический сборник Франса «Золотые поэмы» («Poemes d'ores», 1873) стала свидетельством того, что Франс успешно усвоил каноны парнаської эстетики. Описательность, стремление к объективности, определенная статичность образа в сочетании с его колористической и пластической выразительностью - вот главные особенности поэзии Франса. Ведущая мысль сборника - в природе и в жизни идет непрерывная борьба - до определенной степени сформировалась под влиянием доктрины Ч. Дарвина, которым Франс в юности увлекался.

В драматической поэме «Корінфське свадьба» («Les Noces corinthiennes», 1876) рассказывается о трагической любви молодого пастуха Гиппия к юной Дафны. Герои поэмы становятся жертвами христианского догматизма и религиоВНОй нетерпимости. В поэме заметно влияние, которое оказали на Франса труда Е. Ренана. В повестях «Иокаста» («Іocaste», 1879) и «Тощий кот» («Le Chat maigre», 1879) Франс впервые обратился к современного материала, обрисовал нравы и характеры современников. В апреле 1877 г. писатель женился на Мари Валери где Совілл, дочерью значительного чиновника министерства финансов, и супруги поселилось в особняке на улице вблизи Булонского леса. В 1881 г. Франс стал отцом: у него родилась дочь Сюзанна, которую он любил всю свою жизнь. Однако, как впоследствии окажется, брак Франса не был долговечным. Для жены было совершенно чужим как духовную жизнь писателя, так и его творчество, поэтому в 1892 г. Франс развелся.

Литературное признание Франсу принес роман «Преступление Сильвестра Боннара» («Le Crime de Sylvestre Bonnard», 1881). Академик Сильвестр Боннар посвящает свою жизнь поисковые древних рукописей, живет в привычном и уютном мире мысли, своих научных исследований и книг. Но в этом искусственном мире, ограниченном кабинетом и библиотекой, время от времени дует ветерок живой жизни: то книгоноша п. Кокоз с его «историями»; молодая незнакомка с ребенком, которому Боннар на Рождество посылает полено, чтобы они могли встретить праздник в теплом доме, то внучка женщины, которую Боннар когда-то любил - Жанна-Александр, которая попала в руки проходимцев. Пытаясь вырвать сироту из унизительной ситуации, в которую она попала, Боннар решается на поступок, который по тогдашним законам трактовался как преступление: он похищает девушку из пансиона госпожи Префер и выдает ее замуж за одного из своих учеников.

В «Преступлении Сильвестра Боннара» Франс викшталтовує принципы нового типа романа. В центре произведения - герой-интеллектуал, идеолог», который чутко реагирует на все, что происходит вокруг, и делает важные выводы из, на первый взгляд, несущественных фактов, событий и наблюдений. Сюжет романа разворачивается как «эксперимент» над идеей. Автор будто проверяет основополагающую тезис своего героя: «...Тратить свои дни на старые тексты - это еще не жизнь». Конфликт романа приобретает философского характера: в спор вступают не характеры, а разные взгляды на смысл жизни и призвание человека. Подчеркивая недостеменність, неполноценность Боннарового жизни, оторванного от мира действия и сосредоточенного на культурных достижениях, Франс одновременно показывает и его антагонистов - деятельных, но бездуховных госпожа Префер и мэтра Муша.

Перенос акцента с интриги на развитие мысли героя, его внутреннего мира обусловило определенную самостоятельность двух частей романа Франс: «Полено» и «Жанна-Александр». Первые читатели и критики романа даже обвиняли писателя в аморфности композиции. Однако обе части объединены образом главного героя и общностью поднятых в них проблем. Франс рассматривает в романе вопрос о соотношении мышления и действия, мира культуры и объективной реальности. В финале произведения писатель склоняется к мысли о необходимости синтеза этих двух сфер. Преступление Боннара, по мнению автора, заключается не в том, в чем его видят общество и закон. Сам Боннар называет себя преступником тогда, когда, отдав Жанне-Александр в приданое свою библиотеку, не может удержаться от того, чтобы не забрать с нее несколько самых дорогих для него книг. Боннар не способен добиться единства мысли и действия. Мир мышления и культуры остается для него все-таки реальнее от мира действия. Но, становясь самодостаточным, этот мир может уничтожить живое жизни - так же, как сказки, которые Боннар рассказывает своему болезненному и впечатлительному внуку, окончательно калечат хилое существо мальчика, ускоряя его смерть.

В «Преступлении Сильвестра Боннара» отчетливо проявилась самобытность писательской манеры Франса: его ирония, юмор, скептицизм, мастерство тяжеловесной фразой и меткого слова. Роман был отмечен премией французской Академии.

В 1883 г. Франс стал постоянным хроникером в журнале «Иллюстрированный мир», в котором раз в две недели начал появляться его обзор «Парижская хроника», охватывающая различные аспекты французской жизни. С 1882 до 1896 г. он написал более 350 статей и очерков. Того самого года Франс познакомился с Леонтиной Арман де Кайяве, салон которой был одним из самых блестящих в Париже. Ровесница писателя, умная и властная аристократка, она до самой смерти (1910) будет его верной возлюбленной и помощником, делая все для того, чтобы Франс прославился.

Следующим художественным достижением писателя стал роман «Таис» («Thai's», 1890), что развивает достижения, которые были сделаны в предыдущем романе. Франс размышляет над относительно любого знания и любой духовной позиции. Беря за основу традиционный агиографическое сюжет (превращение грешника в праведника), Франс подает его зеркальное отражение. Историю обращения в христианство куртизанки Таис меняет рассказ о прозрении аскета и фанатика христианской веры Пафнутія после смерти Таис, которую, как впоследствии оказалось, он страстно любил. Таким образом, Пафнутий в своем духовном развитии преодолевает путь, противоположный тому, по которому прошла Таис. Из праведника он превращается в грешника, который отрицает христианскую догму и утверждает ценность земной жизни и ее радостей. Поставив рядом два мировосприятия (христианство и язычество), Франс ни одному из них не отдает первенства. Основная мысль романа - каждая истина является относительной, а любая нетерпимость достойна осуждения. «Я посоветовал сомневаться. Как на меня, нет ничего лучше философское сомнение», - писал Франс о своем романе. В «Таис» традиции философской прозы XVIII в. сочетаются с необычайной пластичностью и живописностью парнасской образа, с імпресіоністичністю описаний, с использованием символа.

Значительную часть творческого наследия Франса составляют его литературно-критические статьи, эссе, литературные портреты. Статьи, опубликованные Франсом в газете «Время» («Le Temps») в течение 1886-1893 гг., впоследствии вошли в его четырехтомник «Литературная жизнь» («La vie litteraire», I т. - 1888, II т. - 1890, III т. - 1891, IV т. - 1892). Литературная критика Франса есть імпресіоністичною по стилистике. Писатель в своих статьях и этюдах не пытается представить объективный анализ произведений, а прежде всего описывает свое субъективное впечатление о них. Очевидно, именно этим объясняется влечение Франса к жанру эссе, литературно-критического фрагмента, небольшой статьи. «Честно признаюсь, я бесконечно люблю все незавершенное, и думаю, что лишь фрагменты, осколки могут вызвать у людей с утонченным вкусом представления о совершенстве», - писал Франс.

Романы «Шинок королевы Гусиные лапки» («La rotisserie de la reine Pedauque», 1892) и «Опінії господина Жерома Куаньяра» («Les opinions de Jerome Coignard», 1893) объединены образом Жерома Куаньяра, библиотекаря и ученого, который превыше всего ценит свободу мышления. Во втором романе герой излагает свои взгляды, выступает с критикой окружающей действительности, ведя оживленную беседу со своим учеником Жаком Турнеброшем. Сюжет в обоих романах развивается довольно вяло. Повествование выстраивается как серия диалогов, фрагментов. В обоих романах можно заметить влияние традиции философских повестей Вольтера.

В психологическом романе «Красная лилия» («Le lys rouge», 1894) значительное место занимает любовная фабула: это - рассказ о любви скульптора Дешартра и Весы, великосветской красавицы. На пути их чувству становятся обычаи и условности Третьей республики, атмосфера хищничества и стяжательства, которая царит в обществе. Любовный сюжет «Красной лилии» усложненный многочисленными дискуссиями и беседами на философские, политические, исторические и эстетические темы.

Книга «Сад Эпикура» («Le jardin d'epicure», 1894) - это собрание статей и фрагментов, опубликованных Франсом в «Тан» в течение 1886-1894 гг. Сюда вошли различные по объему и содержанию работы, в которых затрагиваются различные вопросы философского, этического и эстетического характера. Название книги воскрешает в памяти читателя фигура древнегреческого философа Эпикура, который видел цель жизни в избегании страданий, в своеобраВНОй безоблачности духа. Давая своей книге такое название, Франс таким образом готовит читателя к искреннему разговору, ориентирует его на непринужденную беседу, похожую на те, которые Эпикур вел в своем саду с учениками. Следовательно, некоторая фрагментарность книги приобретает эстетическую подоплеку. Но Франсу близка не только форма непринужденной беседы, но и епікурейська проповедь душевного покоя и гармонии. «Незнание - необходимое условие не только счастье, но и самого существования. Если бы мы знали все, то не смогли бы мириться с жизнью хотя бы час», - пишет Франс. В «Саду Эпикура» отчетливо заметное влияние на Франса класицистської прозы с ее ясностью формы и афористичностью языка. Некоторые высказывания Франса по форме напоминают афоризмы Ф. де Ларошфуко и Ж. де Лабрюйєра: «Краеугольным камнем всех больших страстей есть искушение опасности»; «Мы вносим в любви бесконечность. И женщины в этом не виноваты»; «Любовь живет лишь среди страданий»; «Невозможно избежать момента, когда любопытство становится грехом; дьявол всегда на стороне ученых».

«Сад Эпикура» наиболее полно выразил взгляды Франса рубеже 80-90-х pp. XIX ст. В это время он издал несколько сборников новелл: «Валтасар» («Balthasar», 1889), «Перламутровый ларец» («L'etui de nacre», 1892), «Колодец святой Клары» («Ls puils deSainte Claire», 1895), «Клио» («Clio», 1900). В этих сборниках представлены реалистические зарисовки быта и общественной жизни Франции конца XIX в. Обращаясь к различным историческим эпохам (к античности в новеллах «Лета Ацилія», «Прокуратор Иудеи», «Кімейський певец»; в средневековье - «Мессір Гвидо Кавальканти», «Трагедия человека»; к событиям Великой французской революции - новеллы «Рассвет», «Госпожа де Люзі», «Дарована смерть»), Франс затрагивает актуальные социальные и этические проблемы. Егоновеллистики отличается изяществом и простотой стиля.

В 1896 г. Франса был избран членом Французской академии, а следующий год стал предельным в мировоззрении и творчестве писателя. Он отказался от скептицизма и занял активную позицию, выступил в поддержку требований Е. Золя о пересмотре дела А. Дрейфуса, все активнее вмешивался в политическую борьбу. В этот период писатель увлекся социалистическими идеями, резко выступил против декаданса в литературе.

В творчестве Франса заметно усилились сатирический и гротесковый элементы. Тетралогия «Современная история» («L'histoire contemporaine», 1897-1901), в которую вошли романы «Под городскими вязами» («L'orme du mail», 1897), «Ивовый манекен» («Le mannequin d'osier»), «Аметистовый перстень» («L'anneau d'amethyste», 1899), «Господин Бержереу Париже»(«Monsieur Bergeret a Paris», 1901), представляет широкую панораму Третьей республики, сатирическое изображение современного Франсу общественной жизни. В романе показана эволюция профессора античной литературы Бержере, который из робкого и скромного интеллигента превращается в человека действия. В начале книги, освободив свою служанку, Бержере размышляет над тем, что любое действие содержит в себе зло и разрушение. Однако в процессе развертывания сюжета Франс показывает читателю, что зло содержится не в действии, что оно объективно существует в реальности, а не является эманацией сознания и воли отдельной личности. Бержере переживает измену жены, становится свидетелем происков аббата Гітреля, который добивается епископского сана, разоблачает неправедные решения французского правосудия. Бержере совершает символический акт очищения, уничтожая ивовый манекен. Этот поступок вернул его самому себе, добавил уверенности и силы. Теперь Бержере уже трактует действие не как неизбежное зло, а как необходимость в этом мире, где царят несправедливость и обман.

Композиция этого романа-хроники напоминает мозаику: книга изобилует вставными новеллами, дискуссиями, внутренними монологами и беседами. Франс вводит в структуру романа публицистический пласт, широко применяет прием иронического комментирования.

Усиление демократических симпатий Франса отчетливо проявилось в сборнике «Кренкебіль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов» («Crainquebille, Putois, Riquet et plusieurs autres recitsprofitables», 1904). В рассказе «Кренкебіль» показана трагическая судьба маленького человека, парижского продавца овощей Жерома Кренкебі-ля, раздавленного полицейско-бюрократической машиной.

Вершиной сатирической мастерства Франса стал роман-памфлет «Остров пингвинов» («L'lle des pingouins», 1908). В этом произведении произошел окончательный поворот от жизнеподобного изображения к условному, гротескного, фантастического. Рассказывая фантастическую историю о случайном крещении пингвинов святым Маелем и последующее развитие их цивилизации, Франс создает аллегорическую картину европейской истории. Писатель стремится проникнуть в сущность современных общественных институтов, сбросив с них дымка, окарикатуривши, сломав штампы устоявшегося восприятия. Для этого он обращается к тому моменту истории, когда эти институты возникли. Такой исторический подход позволяет писателю увидеть нелепость, противоестественность того, что современникам кажется естественной и обычной вещью. Так, рассматривая возникновение «священной» институты собственности, Франс описывает, как один пингвин избивает другого за клочок земли. Аббат Буллок подает к этой картине такой ироничный комментарий: «Сейчас они заняты тем, что создают право, устанавливают собственность, утверждают основы цивилизации, устои общества и законы». Первым королем Пингвины становится вор и мошенник Кракен, а первой святой - потаскуха Орброза. Такими, по мнению писателя, истоки королевской власти и религиоВНОго культа. Франс пришел к выводу, что история является чередой бессмысленных событий, абсурдных случайностей, а институты, освященные буржуазным правом, - продукт человеческого невежества и жестокости.

В романах «Боги жаждут» («Les Dieux ont soif, 1912) и «Восстание ангелов» («La revolte des anges», 1914) Франс обращается к теме Великой французской революции. Писатель озабочен философскими и политическими вопросами. Он размышляет о возможности реформирования общества, о перспективах революции, о оправдание революционного террора и т. д. В «Восстании ангелов» Франс разворачивает действие в двух планах - фантастическом и реальном. Сатана, который когда-то восстал против бога-тирана, теперь отказывается возглавить восставших ангелов, потому что не верит в возможность установления справедливой власти. Любая власть деспотичной - к такому выводу приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, а только преодолевая страх и невежество в себе самом.

Начало Первой мировой войны Франс, как и много других французских писателей и деятелей культуры, встретил под флагами шовинизма. Но вскоре, потрясенный многочисленными человеческими жертвами, он понял истинную, звериную сущность войны, выступил с резким осуждением кровавой резни. В 1918 г. Франса спостигло горе: от гриппа умерла его дочь, Сюзанна Псікарі. Ее 13-летний сын Люсьен осиротел, поэтому писатель взял на воспитание внука, который впоследствии стал его единственным наследником.

Последние произведения Франса - цикл воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» («be petit Pierre», 1919) и повесть «Жизнь в цвете» («Lavieenfleur», 1922) - автобиографические произведения, которые помогают лучше понять формирование мировоззрения и таланта французского писателя. Творчество Франса оказала значительное влияние на Г. Мартен дю Ґара, A. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др.

На украинском языке произведения Франса переводили B. Пидмогильный, Д. Паламарчук, Ю. Лисняк, М. Венгренівська, В. Шовкун, С. Пинчук, Н. Андрианова и др.



В. Триков