|
ФОҐЕЛЬВАЙДЕ, Вальтер фон дер
(бл. 1170 - 1228)
ФОҐЕЛЬВАЙДЕ, Вальтер фон дер - творчество писателя
ФОҐЕЛЬВАЙДЕ, Вальтер фон дер (Vogelweide, Walther von der - ок. 1170-1228) - немецкий поэт-мінезинґер.
Достоверных сведений о жизни Фоґельвайде почти не сохранилось. Спорным остается вопрос о его место рождения: Тироль, Австрия, Швейцария или Средняя Германия. Все сведения о жизни Фоґельвайде можно взять из его же произведений. Вероятно, он происходил из семьи министериала (неизвестного и неимущего рыцаря); возможно, посещал духовную школу. Решающую роль в творческом развитии поэта сыграла Австрия, где он учился «искусству музыки и слова». Во 2-й пол. XII в. Австрийское герцогство переживал период экономического и культурного расцвета, а венский двор стал одним из важнейших центров куртуаВНОї культуры. При этом дворе Фоґельвайде, который был бедным странствующим рыцарем и постоянно нуждался покровительство меценатов, и творил. Около 1190 г. он вступил в кружок венских мінезинґерів. Там он учился искусству куртуаВНОї лирики в Г. фон Хагенау (Старого).
В 1198 г. умер покровитель поэта, австрийский герцог Фридрих VI, а его наследник Леопольд VII был менее благосклонен к Фоґельвайде. Пришлось покинуть Австрию и путешествовать в поисках нового мецената. Долгое время поэт странствовал по разным немецкими землями (предполагают также о его путешествии в Италию и Францию), служа то одному, то другому господину (маркграф Дитрих Мейсенский, кельнский епископ Энгельберт, герцог Бернгард Каринтийских). Известно, что того самого 1198 г. Фоґельвайде нашел убежище при дворе германского короля Филиппа Швабского. Он писал политические шпрухи, которые принесли ему большую славу. Как признанный поэт, Фоґельвайде появлялся при разных дворах. Он часто посещал двор известного мецената - ландграфа Германа Тюрингського, где встречался с известным миннезингеров В. фон Ешенбахом. В поэме «Война певцов»(ок. 1300) рассказывается, как в Вартбурзькому замка по инициативе Германа состоялся турнир поэтов, в котором приняли участие Фоґельвайде и В. фон Ешенбах. Этот сюжет подхватили немецкие художники XIX вв.: Новалис («Генрих фон Офтердінген») и Е.Т.А. Гофман («Состязание певцов»), Г. Вагнер (опера «Танґейзер, или Состязание певцов в Вартбурзі»).
До нас дошел единственный документ, касающийся жизни Фоґельвайде - дорожный счет епископа Вольфґера, по которым 12 ноября 1203 г. он распорядился выдать поэту 5 сольді на приобретение меховой шубы. Следовательно, Ф. был в свите епископа. 1212 г. он поступил на службу к императору Фридриху II. На склоне лет (ок. 1230 г.) Фоґельвайде получил от Фридриха II земельный участок, очевидно, неподалеку от Вюрцбурґа. По достоверным свидетельством середины XIV в., Фоґельвайде был похоронен в притворе Вюрцбургского собора. На его могиле выгравировано латинское четверостишие, в котором поэт назывался «кормильцем птичьей стаи» (намек на Vogelweide - место кормления птиц) и «цветком красноречия».
Творчество Фоґельвайде раВНОобразная по мотивам и поэтическими формами. Он писал любовные песни и в куртуаВНОм, и народном духе, «крестовые песни» и песни о превратностях судьбы в духе лирики вагантов, «песни рассвета» и шпрухи - злободневные поэзии политического и этического содержания. Для поэзии Фоґельвайде характерно раВНОобразие, мастерское владение формой, индивидуальная переработка многих жанров. Именно его творчество знаменует расцвет мінезингу и одновременно выходит за рамки куртуаВНОї эстетики.
По традиции, восходящей эпохи романтизма, поэтические произведения Фоґельвайде разделяют на «песни» и «шпрухи». В ранних песнях он подражает своему учителю Г. фон Хаґенау, воспевает, согласно куртуазним каноном, красоту и достоинства Прекрасной Дамы. Однако любовная лирика Фоґельвайде быстро вышла за рамки устоявшейся традиции. Полемизируя с Хаґенау, он противопоставляет меланхолии и безмолвном чувству («любовь без взаимности») радость разделенной любви. Поэт воспевает земную красоту, создает яркий и живописный поэтический мир. Фоґельвайде прекрасно усвоил идеологию и искусство мінезингу, однако создал противоположный куртуазній этике образ любимой, близкий к народной героини любовной лирики. Он называет ее не «дама» (frouwe), а «женщина» (wip), обращается к ней не на «Вы» (иг), а на «ты» (du). Воспевая чувственной любви и любви высокое, Фоґельвайде изображает не только недоступную даму, а и простую девушку, и даже жену, что было нетрадиционным для куртуаВНОї лирики.
Самая знаменитая песня Фоґельвайде - «Под липой» («Under der linden an der heide...»). Эта вариация на тему пасторали является поэтическим рассказом простой девушки о свидании с любимым. Песня содержит фольклорные мотивы, проникнутая ощущением красоты природы, привлекает простотой и естественностью. Поэт изображает земные чувства, использует звукоподражательный рефрен «тандарадей»:
Где тень от липы
В долине,
Постель на двоих увидели бы вы.
Что там есть липо,
Свидетельствуют ныне
Сломанные цветы между травы.
А с котловины в роще -
Тандарадей! - пелось любо соловью.
Я спешила
В гай изо всех сил,
Где мой любимый ждал меня.
Там я познала,
Боже милый,
Блаженство, что не пройдет.
Или целовал? - Раз до ста -
Тандарадей! - красные до сих пор еще уста...
(Пер. И. Качуровского)
Фоґельвайде был также выдающимся политическим поэтом-публицистом своего времени, мастером шпруха. К нему шпрухи входили в репертуар странствующих поэтов, которые не выдвигали к жанру особых требований. Фоґельвайде превратил шпрух в орудие политической борьбы. В своих шпрухах он дал анализ общественной ситуации в Германии и Европе. Фоґельвайде осуждал многих влиятельных лиц, в частности Оттона IV, который отказал ему в покровительстве, острой сатире подверг папский Рим, возмущаясь по поводу вмешательства Римской курии в дела Германской империи. Поэт был убежденным сторонником укрепления светской имперской власти в Германии, противником папского влияния. Он разоблачает феодальную анархию, защищает идею национального единства и народного благосостояния. Особое место в шпрухах занимает тема поучения. Политическую пропаганду он сочетает с моральной проповедью. Фоґельвайде ратует за нравственное совершенство личности и душевную чистоту. Поэт в своих шпрухах разоблачил корыстолюбие Филиппа, жестокость Оттона, заклеймил скупость монахов, распущенность придворных, разгул и пьянство военной вольницы. Высшей добродетелью он считал честь; ставил ее более богатство и знатность происхождения.
Фоґельвайде был в огромном уважении среди поэтов своего времени. Его вславляли Готфрид Страстбурзький и Ґуго Трімберзький; немецкие мейстерзингери считали Фоґельвайде одним из своих двенадцати великих мастеров. Однако впоследствии его надолго забыли на родине. «Второе рождение» Фоґельвайде произошло в 20-30-х pp. XIX в. после появления книги Л. Уланда «Вальтер, старонемецком поэт» (1822), издание его произведений К. Лахманом (1827) и выхода их перевода на современном немецком языке, сделанного К. Зімроком (1833).
До нашего времени не сохранились рукописи самого Фоґельвайде, с его произведениями читатели знакомятся с поэтическими антологиями, составленными уже после смерти Ф. Известно в копиях около семидесяти песен и ста шпрухів Фоґельвайде.
На украинском языке стихи Фоґельвайде переводили Л. Первомайский, И. Качуровский и П. Тимочко.
Есть. Васильев
|
|
|