ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФЛОБЕР, Гюстав

(1821 - 1880)

ФЛОБЕР, Гюстав - творчество писателя

ФЛОБЕР, Гюстав (Flaubert, Gustave - 12.12.1821, Руан - 08.05.1880, Круассе) - французский писатель.

Сын врача, Флобер вошел в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобным Богу - создать свой мир и уйти из него вон, то есть не навязывать читателю своей оценки описанного в произведении. Семья будущего писателя литературой не интересовалась, в его окружении ценились только сугубо практические знания. Возможно, именно поэтому Флобер уделял так много внимания науке и, как настоящий медик, «анатомировавшего» общество, описывая его в своих произведениях.

У Флобера поражают раннее духовное развитие и зрелость рассуждений о мире. В двенадцать лет он возмущался руанськими буржуа, которые готовились встретить короля в своем городе: «Какие же глупые люди, ограниченная толпа! Суетиться вокруг короля, тратить 30 тысяч франков на годовщины, приглашать из Парижа 25 тысяч музыкантов, хлопотать! Ради кого? Ради какого-то короля!.. Ах!!! Какие же люди глупые!» Тогда же, в школьные годы, Флобер, как и все его сверстники, чувствовал гнетущую тоску и отчаяние, порожденные не только литературной модой, но и политическим бедствием. Он писал о себе двенадцатилетнего: «Если бы у меня в голове и на кончике пера не было французской королевы XV века, то я бы почувствовал полное отвращение к жизни, и шар давно бы освободила меня от глупой шутки, называемого жизнью». Позже Флобер писал, что именно в то время двое его товарищей покончили жизнь самоубийством, не выдержав паскудства, которое со всех сторон окружало их. Впрочем, они также пытались протестовать, создавали тайные политические общества, однако наиболее полно выражали себя в церкви, где ломали скамейки и распевали «Марсельезу». Мальчишеские выходки отражали неприятие мира гендлярства и практицизма. Будущий писатель мечтал о новой революции, когда власть перейдет в руки народа, сочувственно писал о восставших лионских рабочих, однако в его душе также развивался скептицизм, который, наконец, станет краеугольным камнем миропонимания Флобера.

Всю жизнь и творчество писателя были протестом против мира буржуа, которые, по его меткому определению, живут, зажав сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением». Взгляды Флобера сформировались в середине 40-х pp. Основой философских воззрений писателя стали идеи Б. Спиноза: его этика, его пантеизм оказались весьма близкими для Флобера, как и мнение о причинную зависимость всех явлений друг от друга. Причем, фаталистический характер этой зависимости, сформулированной Спиноза, усвоил и Флобер.

Фатализм Флобера - это своеобразный механистический детерминизм. В сознании писателя идеи Спинозы о детерминизме сочетаются с мыслями об отсутствии социального развития общества, о кругообразный движение истории, которые высказал итальянский философ Дж. Вико (1668-1744). Так возникает философская теория, которая отвергает буржуазный прогресс и ориентируется на духовные возможности личности. При этом презрение к буржуаВНОму обществу и правительству превращается в недоверие и пренебрежение к любого общественного движения, через которые, собственно, Флобер не понял и не принял революции 1848 г. и Парижской коммуны, хотя и считал себя «скептическим и раздраженным республиканцем». Свое отношение к Второй империи писатель сформулировал вполне определенно: «...политическое состояние страны подтвердил мои давние априорные взгляды о двуногое, безперу животное, которое я считаю смесью ястреба и индейки» (индейка для французов - олицетворение глупости). Сочетание индейки с ястребом свидетельствует о том, что писатель отнюдь не считал современников невинными существами. Уродливому миру буржуа, где «богатство заменяет все, даже уважение» («Лексикон прописных истин»), писатель, казалось, противопоставлял башню из слоновой кости - поэтический символ романтика А. де Виньи. «Пусть себе Империя утверждается, - писал Флобер, - закроем дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на верхней площадку, как можно ближе к небу. Правда, там иногда бывает холодно. И стоит ли обращать внимание на это? По крайней мере там ты видишь мерцающие звезды и не слышишь индюков». У Флобера кардинально меняются представления о счастье, которые разделяли его предшественники. Он пишет: «Счастье - обман, а его поиски являются причиной всех жизненных невзгод. Но зато существует попутный покой, который похож на счастье и даже лучше него». Но спокойствие Флобера полон чрезвычайно активной работой души, напряжением мысли, ведь непроминущими являются лишь духовные ценности. Он интересовался историей, искусством, медициной, археологией, философией. Стремление писать только правду побудило его исследовать огромный материал. Достаточно сказать, что только в процессе работы над последним, незаконченным романом «Бувар и Пекюше» Флобер перечитал более 1500 томов.

Сложной была и концепция искусства, которую предложил писатель. ПревоВНОся Красоту как основной принцип Искусства (Ф. писал эти слова с большой буквы), писатель всегда задавался вопросом: «Зачем все это?» Ответ был один: для объяснения человека и мира. «Художник должен уметь все сделать возвышенным; он похож на помпу, что достигает недр вещей, до их естества, до самых глубоких русел. Он всасывает и гигантскими снопами выбрасывает к солнцу все то, что скрывала земля и чего не было видно».

Перед 1850 г. Флобера появилось неизвестное ранее ощущение смены исторических эпох. Смерть О. де Бальзака стала для него завершением своеобраВНОго этапа, Флобер воспринимал его как «сильного человека, которая дьявольским образом постигла свою эпоху». Но в то же время Флобер очень ясно понимал, что наступило другое время, потому-то «теперь нужны другие песенки». Что же это за «песенки»? В соответствии с духом времени, Флобер считал, что материал для искусства «во всем и везде», а запрещенных, непоетичних тем больше не существует. Изображая мир, надо «все теснее приближаться к науке». Наука же предполагает, с одной стороны, беспристрастность изображения, а с другой - глубину исследования и широту. Именно поэтому писатель, по мнению Флобера, «должен быть созвучным всему и всем, если он хочет понимать и описывать». Литература, как и наука, должна стать не дидактической (дидактизм Флобера считал недостатком), а наглядной. Под наглядностью искусства Флобер понимал новый принцип отражения мира, который он сам называл объективным. Писатель утверждал: «Надо писать картины, показывать природу такой, какой она есть на самом деле, но картины исчерпывающие, в них надо показать и лицо, и спид». Стремление к полноте картины мира, правдивого и всестороннего его изображение постоянно звучит в высказываниях Флобера на разных этапах его творчества, начиная с работы над романом «Мадам Бовари», то есть с того времени, когда окончательно сформировался его талант.

Принцип безличного, объективного искусства порожден не отсутствием авторской позиции, а ориентацией на читателя, который активно воспринимает художественное произведение. Об этом Флобер писал в письме к Жорж Санд: «...в соответствии с моими представлениями об Искусстве, художник должен скрывать свои чувства и обнаруживать свое присутствие в произведении такой же мере, в какой Бог проявляется в природе». Но эта «самоприхованість» является результатом напряженного труда художника, которому надо «поломать голову», «чтобы хорошо писать». Флобер был убежден в том, что «...чем больше личного в нашем творчестве, тем она нікчемніша».

Объективная картина в произведении Флобера - это не фотография, а осмысленное автором, творчески проработан воспроизведения мира, что стимулирует восприятие читателя. При этом, согласно своих принципов искусства новой эпохи, писатель старался избегать драматических эффектов и случайности; он мечтал создать «книгу ни о чем, книгу без внешних связей, которая держалась бы сама собой, внутренней силой своего стиля, как Земля, которую ничто не поддерживает, держится в воздухе, - книгу, которая почти не имела бы сюжета или, по крайней мере, сюжет которой был бы почти незаметным». Содержание такой книги, в которой «описываться повседневную жизнь как история или эпопея», по мнению автора, можно раскрыть с помощью искусной композиции и иронии, творимым соотношением изображенных картин. Такие рассуждения, в значительной мере были реакцией на ту литературную продукцию, которая стремилась захватить читателя лишь сногсшибательным сюжетом. Речь идет, в частности, о произведениях Е. Сю, к которому Флобер относился весьма пренебрежительно.

Флобер - писатель второй половины XIX в., когда формальные аспекты литературы приобретали особое значение. Стремясь к совершенству стиля, Красоты, Флобер прежде всего жаждал Истины, которая в настоящем искусстве неотделима от совершенной формы. Еще в 1846 г. он утверждал, что «нет прекрасных мыслей без прекрасной формы, и наоборот... Невозможно отобрать в форму Идеи, ведь Идея существует только на форму». Стремление к совершенству формы у Флобера - это не формализм, а попытки создать гармоничное произведение, который отразит мир и заставит задуматься не только над его поверхностной сущностью, но и над скрытым, спіднім естеством бытия.

В 1850 г. Флобер начал работать над новым романом «Мадам Бовари. Провинциальные нравы» («Madame Bovary. Moeurs de province»), с которого, собственно, и начинается его творческий путь, а также над так и не завершенным произведением «Лексиконом прописных истин» («Le Dictionnaire des idees rec Lies»), в котором писатель собрал плиткі и пошлые суждения, говорящие о полное невежество современного ему буржуа - обывателя. Впоследствии Флобер использует эти «жемчуг» во многих своих произведениях. Вот некоторые из этих образцов мещанской «мудрости»: «Гольфстрем - это знаменитый город в Норвегии, недавно открытое»; «Газеты - без них нельзя обойтись, но нужно их ругать», «Дворянство - презирать его и завидовать ему»; «Актрисы - погуба наших сыновей»; «Жандармы - опора общества»; «Дурак - каждый інакодумець». Сказано в «Лексиконе» и об ордене Почетного легиона, который особенно ценился во времена Наполеона, но в эпоху Флобера обесценился: «Орден Почетного легиона - высмеивать, но добиваться. Получив его, говорить, что отнюдь этому не стремился». В финале романа «Мадам Бовари» ничтожный интриган и неуч, аптекарь Оме получает орден Почетного легиона. Автор ставит на этом точку, считая, что читатель сможет самостоятельно прокомментировать этот сюжетный ход, ведь факт поданы в ироническом контексте.

Роман «Мадам Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет «почти незаметен». Но одновременно это и одна из тех трагедий, которые постоянно встречаются в повседневной действительности. Роман имеет многозначительный подзаголовок - «провинциальные нравы». Это весьма существенно в концепции мира Флобера. Писатель словно перефразирует слова историка Ж. Мишле: «Нет провинций - есть только Франция». Для Флобера сама Франция середины XIX в. стала провинцией. В романе, начавшемся вскоре после смерти Бальзака, в 1851 г., Флобер развивает бальзаковские принципы: история главной героини, именем которой названо произведение, дает возможность увидеть зависимость ее характера от взглядов и обычаев среды, а также и именно среда, которая играет в романе не менее важную роль. То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция: писатель начинает с рассказа о Шарле Бовари, а заканчивает рассказом о аптекаря Оме. Эмма появляется аж во втором разделе, а после описания ее смерти автор подает еще три раздела, в которых изображает лицемерие клира, примитивизм церковных обрядов, самодовольную ограниченность и карьеризм аптекаря Оме. Шарль, ничтожный в своей зависимости от внешних форм жизни, усвоенных от Эммы, после ее смерти возвышается над всеми другими благодаря своему умению искренне любить и глубоко страдать.

Задача Флобера было чрезвычайно сложным - он стремился «передать пошлость точно и в то же время просто». Для этого писатель менял устоявшийся тип композиции романа. Особенно важную роль в «Мадам Бовари» играла экспозиция - 260 страниц, изложение основного действия занимал лишь 120-160 страниц, а заключительную часть, в которой описываются смерть Эммы, ее похороны и скорбь мужа, Флобер ограничил 60 страницами. Таким образом, «описательная» часть занимала примерно 320 страниц - вдвое больше, чем изображение событий. Это было обусловлено стремлением создать как можно более тесную связь причин и следствий в поступках персонажей - вспомним увлечение автора фатализмом. В экспозиционной части романа входит изображение условий воспитания Шарля и Эммы. В образе Шарля подчеркиваются душевная инертность и тупость восприятия. Зато воспитание Эммы является гораздо более сложным, в него входит и монастырь, и период сразу же после женитьбы, когда она посещает бал в замке. Здесь автор намечает все то, что со временем обязательно проявится в поступках и характере героини. Особую роль Флобер отводил монастырском воспитанию, в котором усматривал главный источник распущенности Эммы. Неестественная изоляция от реальной жизни развила в этой здоровой от природы сельской девушке мистическую томность, романтическую меланхолию и экзальтированность. Потянуло реальности оказывался в чтении книг, где «только и было, что любовь, любовники, любовницы, барышни, которые падают в обморок в уединенных беседках, устав отбиваться от настойчивых домогательств, почтовые курьеры, которых убивают на всех станциях, лошади, которых загоняют на каждой странице. Оторванность этой лектуры от реальной жизни, неестественность чувств и ситуаций автор подчеркивал упоминанием про лошадей, «которых загоняют на каждой странице. Но его героиня не замечала неестественности, иронически подчеркнутой авторским стилем.

Этот набор фальшивых украшений и безсенсовне сочетание несочетаемого, что возникло в сознании Эммы, привели к противоестественного восприятие реального страдания - смерти матери: отчаяние первых дней прошел, и «Эмма в глубине души была очень довольна тем, что сразу поднялась до того изысканного идеала безрадостного существования, который навсегда остается недостижимым идеалом для посредственных сердец». Передавая мешанину представлений в сознании Эммы, Флобер готовит читателя к тому, что его героиня поменяла местами форму и содержание, и главным для нее стал внешний, мнимый аспект явлений, который подменил сущность. А такая подмена и является основой пошлости. Всю жизнь Эммы превратилось в стремление соответствовать внешней форме. Париж надив ее романам Е. Сю, аристократическим Булонським лесом, описаниями дорогой мебели, зеркал, бархата и кружев на модном наряде. «Остальные же мира, - пишет Флобер, - как-то терялась, не имела точного места и словно вообще не существовала». И продолжает: «В своих желаниях Эмма смешивала чувственную радость роскошеству с сердечной радостью, деликатность манер с тонкостью души». Стремясь любви, о котором читала в романах, она утешается тем, что у нее есть любовник, не замечая разницы в понятиях «любить» и «иметь любовника». ей кажется, что и любви возникло бы само по себе, если бы она могла «выйти на балкон швейцарского домика или спрятать свою печаль в шотландском коттедже, найти там убежище вместе с мужем, и чтобы на нем были черный бархатный фрак с длинными полами, мягкие сапожки, островерхий шляпу и кружевные манжеты». Внешнюю форму ей удается найти: в Родольфа были и мягкие сапожки, и бархатный фрак, но он с самого начала смотрел на Эмму как на временную игрушку и от первого свидания думал о том, как от него избавиться, когда надоест. Флобер показывает постепенную моральную деградацию своей героини, которой уже предлагают оплатить долг, став любовницей кредитора.

Если в начале романа Флобер заставил Шарля увлечься «открытым, смелым и доверчивым взглядом» юной Эммы, то в финале «вся ее жизнь превратилась в сплошную ложь. Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением». С ее любви - главной цели жизни - постепенно выветрились любые признаки духовности. Однако Флобер отнюдь не стремился обрисовать морально звироднілу существо: его Эмма - единственный персонаж романа, который не может смириться с зашореністю провинциализма, у нее единственной есть идеалы, которые не могут принести ей никакой практической пользы. Но ее трагедия заключается в том, что банальном жизни она противопоставляет банальные идеалы, не понимая их пошлости.

Флобер - психолог и исследователь жизни общества - был глубоко убежден в том, что не все мысли и особенно чувства могут быть выражены словами, не все причины и последствия следует подвергать тонкому словесному анализу; писатель считал необходимым применять так называемую «подсознательную поэтику» (по его собственному определению). Она создавалась с помощью ряда стилевых особенностей: сосредоточением внимания читателя на истоках характера, повторным обыгрыванием ранее использованных деталей или сцен, подтекстом. Борзая на рисунке и в жизни Эммы, тапочки с задертими носками в кіпсеках и в руанському отеле, шелковые занавески в мечтах и на окнах отеля, мечты Эммы о мягкие сапоги любимого и появление перед ней Родольфа в мягких сапогах - все это каждый раз, указывая на сходство реалий, подчеркивает несоответствие мечты и действительности, выявляет авторскую ироничную и грустную мысль о том, что вещи, т.е. внешнее, не могут заменить чувства, духовного содержания, то есть внутреннего, истинного. Уделяя особое внимание вещам своих героев, Флобер обличает пошлость современного ему мира, его обывательскую сущность. Подтекст призван указать на самые сложные, самые сокровенные душевные движения, которые и сам человек не всегда способен объяснить словами. Сам подтекст в реалистическом произведении можно уловить лишь в контексте, то есть на основании того, что мы уже знаем о персонаже из его предыдущих переживаний и событий, в которых он принимал участие.

Связь причин и последствий автор пытается неназойливо выявлять и в психологии героев. Психологизм Флобера несколько иной, чем психологизм авторов И пол. XIX ст.: писатель считает, что начинать исследование следует с чувство; эмоция, которая у Бальзака и Стендаля нередко скорялася законам развития мысли, Флобера основывается не только на зрительных и слуховых впечатлениях, но и на чисто физических состояниях. Именно это приводит к тому, что в романе большую роль играет физиология. Критика враждебно встретила роман в значительной степени именно через физиологические элементы в структуре произведения, видя в этом апологетизування безнравственности. Однако Флобер лишь пытался как можно полнее исследовать личность. Внимание к уродствам калеки-нищего, до сцен умирания Эммы, по сути, обусловлена все тем же стремлением ярче воссоздать жизненные ситуации, показать трагизм будничной реальности. Флобер переступает тот порог, который разделяет реализм начала XIX в. от натурализма конца возраста, но натуралистом не становится, поскольку не усматривает в физиологии основной причины человеческих действий и состояний. Главным для писателя остается социальный фактор.

Меняется и портрет персонажа. Он может быть и традиционным, как портрет Шарля в начале романа. Иногда автор, меняя внешность, показывает изменения духовной сущности: так, он отмечает, что вскоре после брака с Эммой Шарль «начал огряднішати, и казалось, что его пухлые щеки прижали и без того маленькие глазки до самых висков». Комментарий здесь уже не нужен: духовный упадок отразился и на внешнем виде персонажа. Особенно интересными являются портреты-характеристики Эммы. Автор особенно тщательно подает их аж трижды, каждый раз через восприятие героини другим человеком. Впервые Эмму описывает Шарль; в его восприятии она удивительная и простодушная; вторично героиню изображает Леон, которому она кажется романтичной, а в третий раз ее характеризует Родольф; по его мнению, мадам Бовари - физически привлекательная провинциалка. Своеобразная імпресіоністичність помогает автору не только описать различные аспекты личности героини - вышеперечисленные качества действительно присущи Эмми, но и одновременно передать провинциальную наивность Шарля, юношескую увлеченность Леона, цинизм Родольфа.

Роман имел сенсационный успех. Чиновники увидели в произведении «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов», автора и его издателя притягай в суд. Официальный обвинитель на свой лад был прав: писатель действительно выступал против общественной морали, религии и обычаев, но эту мораль он показал лживой, религию - аморальной и бездуховной, обычаи - порочными.

Ненависть к самодовольного буржуа, который презирал эрудицию «как признак узкого кругозора» («Лексикон прописных истин»), увлечение Востоком и мыслями Спинозы о единстве духовного и физического, человека и природы побудили писателя взяться к созданию исторического романа из эпохи Пунических войн. Уже в 1857 г. Флобер собирал материал для романа «Саламбо» («Salambo»), который был закончен в 1862 г. «Башня из слоновой кости» надила поэта к себе. Флобер окунулся в водоворот впечатления от своего путешествия в Египет, на берега мутного Нила. «Мне нравится, - писал он, - в нем [на Востоке] его неосознанная величие, гармония несвязанных явлений... Я помню Яффу, где сразу же после прибытия мне в ноздри ударил трупный смрад и запах лимонных деревьев; на кладбище виднелись напівзітлілі скелеты, а над нашими головами, на зеленых деревьях, качались золотые плоды».

В «Саламбо» перед глазами читателя предстают яркие картины жизни и быта древнего Карфагена, полны «гармонией несвязанных явлений». Автор, как настоящий романтик, наслаждается буйством ароматов и красок юга, но, как всегда, перед ним стоит задача правдивого воспроизведения действительности, психологической достоверности персонажей. Причинно-следственные связи Флобер находит и в воспроизводимом им мире III в. до н.э. «Саламбо» - роман исторический. Работая над этим произведением, Флобер перечитал сотни томов специальной литературы. Он даже называл «Саламбо» археологическим произведением. В романе Флобер изобразил катастрофический момент в истории Карфагена, воспользовавшись при этом достижениями В. Скотта, и в то же время воспроизвел переломный этап в развитии сознания обладателей Карфагена, выступив как реалист-аналитик. Все это Флобер подчинил «единства колорита» и верности психологии, чего не было у его предшественников. Свои отступления от исторических источников писатель принципиально считал возможными. Главным идейным задачей автора снова, как и у романтиков, стало воссоздания исконной борьбы в мире добрых и злых стихий. Писатель передает это в романе, противопоставляя культовые богини Танит - хранительницы жизни и любви культ Молоха - бога войны и разрушения. Не смог и не захотел Флобер избежать изображения низости политических деятелей: в романе о далекое прошлое писатель изобразил членов Совета республики бесчестными, злыми, корыстными и жестокими, их прототипами стали современники автора - так «гвозди сапог» не давали ему оторваться от реальности.

В центре этого романа, как и в центре предыдущего романа о современности, - фигура женщины. Но если все чувства Эммы были искажены стремлением подражать лицемерные идеалы, а ее разум способствовал лишь формированию искаженных представлений о мире, то Саламбо является существом настолько чистой и естественной, что даже само чувство любви к Мато она не называет этим словом, но умирает, не в силах пережить гибель любимого. Все более весомое место в романе занимает воспроизведения уродливого. Флобер с присущим ему мастерством подает портрет суфета Ганнона, что разлагается заживо, изображает сцены каннибализма среди загнанных в расселину рабов, трупы распятых львов, казнь Мато. Будучи реалистически точными, эти описания уродства контрастируют с изысканно прекрасными одеждами Саламбо, очаровательной великолепием покрывала Танит. Флобер, который не раз выступал против романтической пышности и «исторического реквизита». Скотта, в своем романе превзошел и французских, и английских авторов романтической прозы. Однако «Саламбо» учитывая названные выше особенности стиля и ведущую авторскую проблематику нельзя отнести к романтизму, этот роман вписывается скорее в систему литературных тенденций середины XIX в.

Современность становится главным содержанием третьего романа - «Воспитание чувств» (1869), в котором писатель показывает духовную опустошенность современной ему молодежи. Флобер писал об этом поколении так: «Мне кажется, что аморальные герои Бальзака многим вскружили головы. Немощное поколение, что сейчас суетится в Париже вокруг власти и славы, нахваталось в этих романах придурковатого увлечение каким-то обывательским аморалізмом, которого оно пытается достичь... Теперь уже хотят быть не Вертером или Сен-Пре, а Растіньяком или Люсьеном де Рюбампре. Впрочем, все эти знаменитые практичные и деятельные молодцы, познавших людей, презирают патетику, стремящихся к основательному, шумные, бесноватые и т. д. - все эти хитрецы просто жалкие...» Именно такими персонажами насыщенный третий роман Флобера.

Несколько выделяется из этой массы неудачливый наполеонов Фредерик Моро - он по крайней мере умеет любить. Его первая встреча с мадам Арну, когда он увидел ее на пароходе: залитую солнцем, в удивительно изысканном платье из светлой кисеи с мушками, в соломенной шляпке с широкими полями и розовыми стьожками, словно создает лейтмотив, который становится неотделимым от его сущности, от светлого чувства Фредерика, которое он сохранил на всю жизнь. Как там, на пароходе, она видивом появилась перед ним среди толпы и грязи, так маревом она и осталась среди разврата и подлости той жизни, которая бурлила вокруг Фредерика течение 27 лет, в течение которых он находился в поле зрения автора. И еще Фредерик отличается от своих приятелей и сверстников тем, что он не может делать карьеру, пренебрегая нравственностью. В финале романа Фредерик и его товарищ суммируют прожитые годы. Как самое яркое событие они вспоминают неудачные посещение дома, называемого заведением Турчанки, куда они смолоду отправились с букетом цветов, но так и не решились войти внутрь. Воспоминание и его восприятия приобретают символических черт: тем, кто знает содержание романа, заведением Турчанки выдается вся продажная Франция. Авторской иронией насыщены эти финальные воспоминания героев. Это также роман о утраченные иллюзии, но герои, в отличие от своих предшественников, не имеют ни ярких характеров, ни настоящих талантов; революция 1848 p., во время которой происходят события, остается на периферии как романа, так и сознания персонажей: Флобер не верит в возможность поступательного развития общества.

Франко-прусская война, которая привела к тому, что родной для писателя Круассе захватили немецкие солдаты, крах Империи Наполеона, неприятие Флобером новой республики вызвали необходимость философского осмысления мира и человеческого положения в нем. Именно поэтому в 1870 г. Флобер начал работать над третьей редакцией «Искушения святого Антония» («La tentation de Saint-Antoine», первая ред. 1848, вторая - 1856). У1872 p. по совету И.С. Тургенева, в котором произведение очень понравился, Флобер напечатал «Искушения святого Антония». Эта символическая драма возникла под впечатлением от картины П. Брейгеля, которую Флобер увидел в 1843 г. Философский смысл всех трех редакций почти не отличается, но в последний философские вопросы лишились абстрактности, свойственной первым редакциям, и решаются в основном в психологическом плане.

Ведущая идея «Искушения» связана с анти-религиоВНОстью. Флобер отвергает религиозный аскетизм, утверждает радость жизни, единения человека с природой, призвано освободить личность от эгоизма. Эгоистическое существование, по мнению писателя, является основой обывательской догматизма и ложной сентиментальности.

С «Искушением» тесно связан и последний, незаконченный роман «Бувар и Пекюше» («Bouvard et Pecuchet»). Лейтмотивом этого произведения является мысль о том, что дилетантизм в науке порождает бесчисленные опасности. Мысли о профанации науки в современном мире возникали у Флобера еще во время работы над романом «Мадам Бовари», когда был задуман образ аптекаря Оме.

В 1876 г. Флобер создал необычный для себя произведение - повесть «Простая душа» («Uncoeur simple»). Сам он писал об этой книге так: «История простой души» - это не что иное, как рассказ о непримечательную жизнь бедной крестьянской девушки, набожной и мистически настроенной, отданной без всякой экзальтации и нежной, как свежий хлеб. Она последовательно любит мужа, детей своей хозяйки, племянника, старика, о котором заботится, а впоследствии попугая. Когда попугай погибает, она заказывает его чучело и, умирая, путает его со святым духом. В этом нет никакой иронии, как вы можете подумать, наоборот - все это очень печально и очень серьеВНО». Флобер написал это через неделю, после того как похоронили Жорж Санд, которая была его другом и на похоронах которой писатель плакал. Вероятно, что возражения иронического подтекста было обусловлено именно траурным настроением. Однако ирония заметна и в авторском переводе, есть она и в самой повести, особенно в том фрагменте, когда перед смертью героини в ее сознании чучело попугая сочетается с ангелом. Но здесь ирония автора не окрашена насмешками, как это было в его романах о современных мещан и буржуа. Он действительно рассказывает очень грустную историю, историю исключительно доброго человека с неразвитым умом, которая едва умеет писать. В повести утверждается не новая для Флобера мысль о том, что для истинного чувства не обязательно иметь развитый интеллект, быть образованным. Примерами могут служить: отрицательным - мадам Бовари, положительным - Саламбо. Однако воспринимать Фелисите как образ, который соответствует идеалу Флобера, пожалуй, не стоит: в его идеале человека непременно сочетались образованность, высокая культура, умение ценить и понимать искусство - самой только простодушия для этого мало. Фелисите противостоит бездуховности мира мещан и буржуа. Именно в этом качестве она вписывается в палитру образов Флобера, в систему созданных писателем, который не признавал дидактики, идеальных или просто положительных героев.

На украинском языке произведения Флобера переводили М. Лукаш, Д. Паламарчук, М. Гайдай и др.



Г. Храповицкая