ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФИРДОУСИ, Абулькасим

(бл. 940 - 1020 или 1030)

ФИРДОУСИ, Абулькасим - творчество писателя

ФИРДОУСИ, Абулькасим (ок. 940, Тус - 1020 или 1030, там же) - персидский поэт.

Фірдуосі родился в г. Тус (историческая область Хорасан в Восточной Персии), там же и умер. В шедевре поэта - объемной эпической поэме «Шах-наме» (букв. «Книга царей») упоминается о его освобождении от налогов, о материальную нужду, почти голод, которые он испытал в старости. Придворным поэтом Фірдуосі никогда не был: его фамилии нет среди одописців, он и сам не считал себя панегіристом. В зрелом возрасте взялся закончить эпопею Дакікі, а фактически почти по-новому создал ее. Над поэмой Фірдуосі работал от двадцати до тридцати пяти лет. Приводятся различные даты ее окончания - от 994 до 1010 г. Когда поэма была закончена, она через кризис Саманідської государства не могла заинтересовать кого-то из руководителей. Через много лет был создан новый вариант поэмы с посвящением державцю Газни - Махмуду: поэт, очевидно, хотел обнародовать свой труд и, кроме того, нуждался в деньгах.

Согласно одной из легенд, в которой говорится о конфликте поэта и государем, Махмуд прислал вместо обещанного золота серебро. Обиженный автор раздал эти деньги первым встречным. Опасаясь гнева султана, Фірдуосі сбежал из Газни и написал сатиру на Махмуда. На западе Ирана он якобы написал поэму на сюжет коранической повести «Юсуф и Заліха», в которой покаялся в воспевании «язычников». К этому времени и Махмуд уже осознал свою вину перед поэтом. Он отослал Фірдуосі дорогие подарки, но было уже слишком поздно: поэт умер. Его похоронили как еретика-шиита не на мусульманском кладбище, а на его земле.

«Шах-наме» - большая эпопея. Ее можно разделить на три части: мифологическую, героическую и историческую. Хотя сам автор описывает пятидесяти царствований (отсюда и название труда - «Книга царей»), однако «Шах-наме» не версифікаційна династійна история, а эпический синтез, единственный в своем роде, удивительный в плане сочетания универсальности и внутренней цельности; это собрание огромного количества мифологических преданий и исторических легенд, любовных поэм и стихотворных записей, лирических размышлений и поучений.

Можно выделить четыре кульминационные пункты в развертывании сюжетов в «Шах-наме». В мифологической части - это эпизод восстания кузнеца Кофе; в героической - трагедия Сиявуша; в промежуточном эпизоде - описание утопической страны брахманов, куда проник Искандар; в исторической части - восстание Маздака.

В мифологической части показано, как постепенно возрастает власть человека над дэвами (девами) и достигает апогея за властвование мудрого Джамшида. Однако Джамшид возгордился, противопоставил себя всей человеческом сообществе, вообразил, что он - центр Вселенной. Служения людей Добру Джамшид захотел заменить слугуванням ему, и тут немедленно наступила возмездие. Царь-дракон Заххак уничтожил его и на тысячу лет установил свою власть. Но и под властью Заххака благородные люди делают добро. К таковым относятся благочестивый Арманак и прозірливий Карманак, которые каждый раз сохраняли жизнь одному из двух юношей, которых жертвовали царю-дракону. Знатная верхушка приспособилась к Заххака. Настоящая отпор царю-дракону готовится в среде простонародья, возглавляемом кузнецом Кофе. Сцена столкновения коваля с царем по драматичности - один из самых ярких в «Шах-наме» эпизодов. Именно Кофе-кузнец посадил на трон благочестивого Фарідуна. Вся история царей Ирана, изображенная в «Шах-наме», начинается с этого восстания.

В героической части, этой подлинной Рустаміаді, мы видим, как через то, что брать Тур и Салм коварно убили Іраджа, начинается непрерывная кровавая битва между потомками Іраджа и Ладья, иранцами и туранцями. Потомок Іраджа Манучехр відімщає туранцям. Афрасиаб нападает на Иран и уничтожает его жителей. За правое дело своей отчизны вступает в борьбу любимый народом иранский богатырь Рустам. В разгар кровопролитных столкновений появляется иранский царевич Сиявуш, носитель воинской чести и благородства, человеческой чистоты. Поэт провел его через испытание огнем, и счастливый конец прибавил еще больше блеска образу Сиявуша.

Сиявуш выступает как борец за мирную жизнь на земле. Он строит города Сіявушгірд и Гангдіж, его не волнует личная судьба, но он предчувствует, что если его убьют, то опять вспыхнет война между Ираном и Тураном. Предчувствие Сиявуша оправдалось: он погиб по повелению Афрасіаба. Рустам мстит за убитого Сиявуша, и снова начинается война Ирана и Турана. Если войны Турана и Ирана к Сиявуша были с обеих сторон лишь местью за убитых царевичей, то в кровавых боях Ирана и Турана после смерти Сиявуша можно уже увидеть борьбу иранских богатырей за установление на земле мира. В этом истинное величие образа Сиявуша и всей «Шах-наме».

В легенде о Искандара кульминационный момент - встреча Искандара с брахманами. Именно эта легенда легла в основу замечательной социальной утопии о царстве справедливости на земле, о стране всеобщего равенства и труда в поэме «Искандар-наме» Низами. Этот рассказ приводится в «Шах-наме» непосредственно перед исторической частью. Далее справедливость или несправедливость царей Фірдуосі оценивает как бы под углом зрения именно этой социальной утопии: царь заботится о благополучии своих соотечественников, об их счастье и благополучие, а он захланний, жадный и самолюбивый.

Кульминационный пункт исторической части - восстание Маздака, которое наиболее органично изо связано с этой утопией. Описывая восстание Маздака, поэт показывает, что народ борется за свое счастье и равенство, а не просто мечтает о утопическое царство бедных брахманов в далеких горах. Восстание под руководством Маздака (нач. VI ст.) было массовым народным движением, которое, распространившись не только в Иране, но и в Аравии и Армении, пошатнуло основы Сасанидской государственности. Идеей этого движения было отрицание богатства и большого собственности как наибольшего зла в мире, как выплода Ахримана. Фірдуосі конкретно и обраВНО раскрыл свою любимую идею борьбы Добра и Зла, неизбежности победы Добра над Злом. Поэт, который ставил перед собой задачу художественным словом доказать законное право иранских царей на власть, пришел к выводу, что высший закон, наивысшее Добро - благо народа.

Анализ «Шах-наме» обнаруживает пересечение в поэме двух линий: одна линия находит свое выражение в панегирике Аллаху и султану в начале эпопеи, в последовательном защите идеи законного государем, в определенной идеализации прошлого, в проповеди рыцарской этики. Вторая проявляется в прославлении ума, в поэтизации доисламских народных преданий и легенд, в воссоздании средневековой социальной утопии - изображении страны имущественного равенства и справедливости, в сочувствующую повествования о восстании Маздака, в проповеди идеи «доброго царя» и, наконец, в структуре поэмы: почти две трети посвящены не царям, а самому популярному народному герою Рустаму и трагическому образу Сиявуша. Эпопея, которая начинается панегіричною посвящением султану Махмуду, заканчивается острой сатирой на него.

Фірдуосі описывал жизненные явления, природу и человека на двух уровнях - внешнем и внутреннем. Наружно в «Шах-наме» подано чисто эпическое изображение героев. Здесь поэт подражает народный эпос. В то же время в «Шах-наме» заметна склонность к драматическому изображения: в замечательных, своеобразных диалогах раскрывается внутреннее состояние героев.

На украинском языке Фірдуосі переводили А. Крымский и В. Мисик.



По И. Брагинским