|
ФІЛДІНҐ, Генри
(1707 - 1754)
ФІЛДІНҐ, Генри - творчество писателя
ФІЛДІНҐ, Генри (Fielding, Henry - 22.04.1707, Шарпгем-Парк, поблете. Гластонбери, Сомерсетшир - 08.10. 1754, Лиссабон) - английский писатель.
Родился в семье лейтенанта, который, в конце концов, дослужился до генерал-лейтенанта. Иметь Філдінґа, которая происходила из древнего дворянского рода, умерла, когда будущему писателю исполнилось 11 лет. Отец женился вторично, а Генри, старший из двенадцати детей, стал воспитанник Итонского колледжа, где весьма хорошо учился и подружился с известным политическим деятелем бароном Літлтоном, который, к тому же, был другом А. Поупа и С. Джонсона. Будучи довольно легкомысленным юнцом и лелея намерениях улучшить свое материальное положение выгодным браком, Філдінґ, впрочем, зарабатывал себе на пропитание компоновкой пьес. Его тетя, известная писательница Мэри Монтегю, которая внедрила в Англии прививки от оспы, поощряла и поддерживала творчество Філдінґа, и его первую пьесу «Любовь в нескольких масках» (Love in Several Masques») тепло восприняла публика в Друри-Лейн.
В 1728 г. Філдінґ стал студентом Лейденского университета, изучал литературу, углублял свои знания классической словесности. Через полтора года вернулся в Лондон и продолжал заниматься драматургией.
С 1729 до 1737 г. Філдінґ написал 25 сатирических пьес и фарсов, включая две сценические постановки Мольера. В 1730 г. три пьесы Ф. были поставлены в Друри-Лейн: «Авторский фарс», «Насилие на насилие» - острая сатира на судопроизводство и лучшее драматическое произведение писателя «Том Там» («Tom Thumb: a Tragedy»), что впоследствии увидел свет отдельным изданием (правда, в измененном варианте и под названием «Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Тома Тама Великого»). Иллюстрировал драму известный английский художник. Хоґарт, с которым Філдінґа впоследствии связала искренняя дружба. В 1734 г. Філдінґ опубликовал сатирическую пьесу «Дон Кихот в Англии» («Don Quixote in England»). В течение некоторого времени писатель даже был директором актерской труппы, но вскоре она прекратила существование. Того же года Філдінґ брак с Шарлоттой Кредок, с которой был очень счастлив и которая стала прототипом героинь его произведений - Софии Вестерн в «Томе Джонсе» и Амелии в одноименном романе. Ведя праздную светскую жизнь и профукав материнскую наследство, Філдінґ продолжал писать для театра. В 1736 г. он увлекся организацией нового театра, для которого написал сатирическую комедию «Паскен» («Pasquin»), направленную против политических и религиозных распрей. А его «Исторический календарь за 1736 год» («The Historical Register for the Year 1736») полон уничтожающей сатиры на правительство Волпола, однако акт о цензуре, поддержан парламентом и принят в 1737 г., положил конец драматургической карьере Філдінґа.
Следовательно Філдінґ стал адвокатом и журналистом. В 1739-1740 гг. писал для сатирического анти-якобинского журнала «Чемпион». Но вскоре заболел, страдая от острых приступов подагры. В 1740 г. вышел роман С. Ричардсона «Памела», который сразу же обрел невероятную популярность. Філдінґ немедленно откликнулся на этот своеобразный «бестселлер», написав пародийный произведение «Апология жизни миссис Шамели Эндрюс» («Shamela»). Здоровье писателя становилось все хуже, он уже не мог заниматься юриспруденцией. В 1742 г. Філдінґ опубликовал роман «Приключения Джозефа Эндрюса и его друга мистера Абрагама Адамса» («The History of the Adventures of Joseph Andrews and His Friend Mr. Abraham Adams»). В следующем году Гаррик, давний друг Філдінґа, поставил его пьесу «Свадьба», тогда же писатель опубликовал три тома избранных произведений, в которые вошли «Путешествие из этого мира в другой» и острая сатира «Жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого».
В 1744 г. умерла любимая жена писателя, затем - старшая дочь, а он остался с двумя детьми. Філдінґ очень болезненно переживал эту потерю и почти ничего не писал, за исключением отдельных статей и предисловия к роману своей сестры Сары Фіддінґ «Дэвид Сімгої». Однако впоследствии жизнь писателя снова вошло в привычное русло, он стал постоянным корреспондентом двух газет - «Истинный патриот» и «Якобинский журнал», в 1746 г. начал писать роман «История Тома Джонса, найденыша» («The History of Tom Jones, a Foundling»), a 1747 p. шокировал своих знакомых, женившись служанкой своей сестры, Мэри Дэниэл, которая на то время была уже на третьем месяце беременности. От этого брака было двое сыновей и дочь. Его друг Литлтон помог Філдінґу получить должность мирового судьи в Вестминстере. Свои служебные обязанности писатель выполнял очень тщательно и точно, активно боролся против коррупции и несправедливости закона о налогообложении.
В 1749 г. увидел свет «Том Джон». Публика восторженно встретила новую книгу Філдінґ, а вот литературные круги: Ричардсон, Т.Дж. Смоллет, д-р Джонсон на другие известные деятели выступили с критическими замечаниями в адрес Філдінґа. Того же года писатель стал мировым судьей также и от Мідлсексу, был избран председателем ежеквартальных сессий парламента. Вместе со своим сводным братом, судьей сэром Джоном Філдінґом, Філдінґ боролся за отмену закона о публичной казни на виселице, написал много эссе и памфлетов в защиту честности и порядочности представителей закона и правосудия. В 1751 г. он опубликовал роман «Амелия», огромный коммерческий успех которого не предоставлялся ни в сравнение со всеми предыдущими произведениями. Однако к художественному творчеству Філдінґ больше не возвращался. На то время главным делом его жизни стала журналистика. В 1753 г. он писал для «Ковент-Ґарденського журнала», а в следующем году опубликовал весьма обстоятельный проект закона о бедных. Но больше всего его волновали вопросы борьбы с криминальными бандами, которые терроризировали жителей Лондона. Здоровья Філдінґа в этот период вновь ухудшилось, не помогла и рекреационная поездка в Бат. 1754 г. в обществе жены и одной из дочерей Філдінґ отправился в Лиссабон. В опубликованном посмертно «Дневнике путешествия в Лиссабон» (1755) писатель обнародовал свои впечатления от путешествия в Португалию. Філдінґ успел подготовить этот дневник к печати, но в октябре 1754 г. умер, так и не осуществив своих издательских намерений.
Філдінґ считается основателем современного английского романа. Сам он означал этот жанр как «комический эпос в прозе». Отказавшись от эпистолярной прозы Ричардсона, Філдінґ проторил свой оригинальный путь, создав удивительно яркие жизненные характеры. Называя свои романы подражанием М. де Сервантеса, он раскрывает богатый внутренний мир своих персонажей, изображает динамику развития характера, описывая обычаи и колорит эпохи. Філдінґ называл свои романы историями. Уже в самом определении подчеркивались эволюция, развитие, изменение, процесс становления характеров героев, разных по своими природными склонностями, однако по большей части не слишком прямодушних, откровенных и искренних. В этих произведениях нет притворства и надуманности, лицемерия и покаВНОй красивости.
Первый роман Філдінґа «Джозеф Эндрюс» своими ситуациями и оценкам напоминает сатиру на «Памелу». Філдінґ критически отнесся к роману Ричардсона, решил, что Памела должна иметь брата, добродетельной Джозефа, который успешно защищает свое достоинство от неутомимого посягательства леди Бубе - так же, как его сестра отвергает наглое ухаживание ее племянника, мистера В. Однако внешние аналогии и замысел автора есть довольно обманчивыми, особенно, если учесть, что Філдінґ увлекся романною форме после удачной театральной карьеры и весьма успешной риторической практики, которую он получил, занимая должность мирового судьи в Вестминстере. Філдінґ удачно совмещал свою юридическую деятельность с литературой. При этом, одинаково серьеВНО относясь как к официальной должности, так и к писательской славы, Філдінґ активно боролся за улучшение нравственной атмосферы, что царила в XVIII ст. И его романы были прекрасной иллюстрацией духа, характера, совести эпохи. Філдінґ много сделал как судья для предотвращения преступности в Лондоне. В предисловии к «Джозефа Эндрюса» он писал, что полностью сдает себе дело из того, что комический эпос в прозе должен существенно отличаться от комедии и трагедии. Філдінґ стремился создать произведение с многими событиями и большим количеством раВНОобразных характеров. Писатель и в самом деле создал новый тип романа, который отличался от романтического «роменс», от фантастических событий и благородных рыцарей-героев. Вместо возвышенного комическое, достойное ироничного и даже сатирического изображения. Но характеры писатель позаимствовал из реальной жизни. Главным достижением Ф. в романе был образ пастора Адамса, чем-то похожего на Дон Кихота, наивного, забывчивого, немного тщеславного и педантичного адепта веры в естественную доброту человека. Написан как подражание бессмертного произведения Сервантеса, «Джозеф Эндрюс» был современным романом для своей эпохи, в котором за внешне знакомыми деталями романа авантюры отчетливо проступала полемика с романтической беллетристикой в целом. Впрочем, пересказать содержание романа Філдінґа невозможно, но это и не так важно, ведь главное в «Джозефі Эндрюсе» - это характеры.
«История Джонатана Уайльда Великого» («The Life of Jonathan Wilde The Great», 1743) - великолепная сатира на супермена XVIII ст. Вайлд - преступник, срисован с щепоткой восхищение его величием, в которой, впрочем, нет ничего доброго, человечного. Моральные принципы для Уайльда не существуют. Его отвратительные поступки даже в отношении бывшего школьного друга, торговца Хартфрі - вне всякой критики. Разбой, грабеж, обман - однозначная характеристика сферы его деятельности, но низость Уайльда по своей сути - результат лицемерия, которое он более все добродетели ценит в людях и прежде всего в себе. Сам же Філдінґ ненавидел эту отвратительную черту больше всего. Вайлд - профессиональный вор и преступник, он возглавляет шайку воров, с большой выгодой перепродает награбленное. Но, несмотря на многочисленные паскудства этого человека, писатель показывает также размах и отвагу Уайльда - независимо от того, окружен ворами и проститутками, а пытается изображать джентльмена. И хотя Вайлд протяжении длительного времени ловко избегает разоблачения, но в конце оказывается вне закона. В конце произведения автор показывает своего героя в ожидании справедливого наказания, которое тот принимает с такой же эпатажной бравадой, с которой и жил. Прототипом Уайльда был реальный преступник, который сидел в Нью-ґейтській тюрьме, а в 1725 г. был казнен на виселице. В романе Філдінґа мошенничество Уайльда Великого обходилось ему так же легко, как и большое политическое мошенничество, в котором сам Філдінґ всегда обвинял Роберта Волпола, тогдашнего премьер-министра.
«История Тома Джонса, найденыша» принадлежит к числу самых ярких произведений Філдінґа и является одним из немногих в английской литературе романов, которые отличаются мастерством построения. Читателя поражают динамика развертывания сюжета, роль каждой отдельной детали, умение автора вовремя подать диалоги, спинивши описание или рассказ. Театральная карьера Філдінґа сказалась на архитектонике этого романа. Большое количество персонажей, сюжетных линий и точных характеристик, экономное применение выразительных средств сделали это произведение классическим образцом романной повествовательной формы. В пестрое и полна приключений жизнь героя вплетается множество образов, изображенных одинаково убедительно, полно, верно и выразительно: брутальный и гордый сквайр Вестерн, добродетельный и легковерный Олверті, коварный Блайфіл, великодушный, искренний и добрый Том Джон создают ощущение драматического действия, что разворачивается перед нашими глазами увлекательно, просто и живо. Жизнь Тома Джонса проходит в постоянной борьбе между честностью и нечестивыми соблазнами, причем каждый раз верх берет то одна, то другая часть его натуры. Это вполне естественно для Тома как обычной и отнюдь не героической человека. Эхо «Дон Кихота» отчетливо ощущается и в этом романе Філдінґа. В частности, Патридж, школьный учитель, который впоследствии стал цирюльником, - это своеобразный Санчо Панса. Мастерство Філдінґа в создании характеров высоко оценили его соотечественники С.Т. Колридж и В. Теккерей.
«Амелия» («Amelia», 1851) с точки зрения художественной ценности якобы несколько уступает перед названными выше произведениями Філдінґа, однако это роман совсем другого типа. Здесь нет панорамного изображения действия и большого количества персонажей. Даже место действия ограничено Лондоном. Это семейный роман, в котором чрезвычайно искусно изображено психологию личности, что находится под бременем досадных обстоятельств. Капитан Брут обречен на поражение за свое легкомыслие и склонность к азартным играм. Он легко увлекается и так же легко впадает в отчаяние, страдая от мук совести. В этом романе Філдінґ остается замечательным художником-графиком в стиле своего друга Хогарта, его жанровой живописи. «Вместе с Хоґартом он подал нам интересную картину нравов своей эпохи», - писал о писателе В. Теккерей.
Влияние Філдінґа на литературу последующих веков трудно переоценить. Техника его романов во многих отношениях остается непревзойденной, характеры - образцом психологической убедительности и правдивости. Дж. Мередит и Ч. Диккенс, В. Скотт и Дж. Остин, Т. Л. Пикок и В. Теккерей - вот далеко не полный перечень выдающихся писателей, отдавших дань уважения и искреннего восхищения творчеством Філдінґа.
H. Соловьева
|
|
|