ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФІЦДЖЕРАЛД, Фрэнсис Скотт

(1896 - 1940)

ФІЦДЖЕРАЛД, Фрэнсис Скотт - творчество писателя

ФІЦДЖЕРАЛД, Фрэнсис Скотт (Fitzgerald, Francis Scott - 24.09.1896, Сент-Пол, Миннесота - 21.12. 1940, Голливуд, Калифорния) - американский писатель.

Все биографы Фіцджералда отмечают, что он родился в семье ирландских переселенцев. Отец писателя, ирландец Френсис Эдвард, был крайне невдатним мелким предпринимателем. И лишь довольно солидное состояние деда, который сумел разбогатеть, торгуя бакалеей, позволили родителям писателя заплатить за учебу сына в одном из самых престижных университетов США - Принстонском.

Во время учебы в университете молодой Фіцджералд познакомился и подружился с поэтом Дж. П. Бішопом, а также с Е. Уилсоном, который впоследствии стал знаменитым критиком. С последним Фіцджералд дружил на протяжении всей жизни. Уже в Принстоне Фіцджералд начал проявлять интерес к литературному творчеству: он писал тексты оперетт для студенческого театра, смешные и сентиментальные стихи, упорно работал над своим первым романом «Поцейбіч рая» (This Side of Paradise», 1920).

Годы Первой мировой войны означали начало нового этапа в жизни Фіцджералда. Он, как и многие его ровесники, добровольцем вступил в ряды американской армии и оказался в форте Ливенворт (шт. Канзас) для прохождения трехмесячной военной подготовки перед отправкой в Европу. Фіцджералд считал свою молодость, как, впрочем, и молодость всего своего поколения, безвозвратно утраченной. «Если мы когда-нибудь и вернемся, - пророчествовал Фіцджералд в письме кузины Сесилии, - хотя это меня не слишком беспокоит, то мы постаріємо в худшем смысле этого слова. В конце концов, в жизни немного привлекательного, кроме молодости, а в старости, как я думаю, - любви к молодости других». Однако на фронт, в отличие от Е. Хемингуэя, Фіцджералд так и не попал. Вскоре будет заключено перемирие, война прекратится, а Фіцджералд до конца своей жизни сожалеть, что ему не пришлось принять участие в боевых действиях, приобрести бесценный писательского опыта. Сейчас можно лишь предположительно рассуждать по поводу того, какими бы стали книги Фіцджералда, если бы его судьба сложилась иначе.

После демобилизации в 1919 г. Фіцджералд приехал в Нью-Йорк и стал служащим рекламного агентства. Компоновка рекламы не приносило ему ни материального достатка, ни морального удовлетворения. К тому же, Зельда Сейр, невеста Фіцджералда, отказывалась выйти за него замуж, мотивируя свое решение материальной несостоятельностью Фіцджералда.

Следовательно, с этого момента Фіцджералд все свои силы отдал созданию первого романа «Поцейбіч рая». И его ожидания наконец сбылись. Книгу, которую Фіцджералду удалось издать с немалыми трудностями, с восторгом встретила читательская община, да и критика отнеслась к молодого писателя весьма благосклонно. Прелесть романа заключается в том, что Фіцджералд создал его прежде всего для собственного поколение, которое на себе испытало кризис гуманистических ценностей и отказалось дальше верить в возможность общественного прогресса, а в абстрактные лозунги и подавно. В своем романе Фіцджералд провозгласил, что на сцену истории вышло новое поколение, которому, правда, также суждено «выкрикивать старые лозунги, причащаться к старым символам веры». Это поколение «обречено рано или поздно на зов любви и честолюбия окунуться в грязную серую суету; новое поколение еще больше, чем старое, зараженное страхом перед бедностью, еще более преклоняется перед успехом, убедившись в том, что все боги умерли, все войны отгремели, всякая вера обесценилась».

Период времени, воссозданный в первом крупном произведении Фіцджералда, был временем становления его «потерянных» сверстников. Эти молодые люди с большим интересом отнеслись к поискам правильного жизненного пути, которые вел главный герой романа Эмори Блейн, ведь подобными проблемами тогда занимались и они сами. Свадьба с Зельдою Сейр все же состоялось, хотя через много лет Фіцджералд признается, что брак с Зельдою был самой большой ошибкой в его жизни. Супруги (в основном по инициативе Зельды) вел праздный образ жизни: ужины в фешенебельных ресторанах, ночные оргии с пьянством и т.д., их имена постоянно появлялись в скандальной хронике бульварных изданий. Дочь Франс Скотт молодые родители оставили на попечение няни.

В ранних произведениях Фіцджералда, созданных в начале 20-х pp., - в романе «Красивые и обреченные» (The Beautiful and Damned», 1922), сборниках новелл «Емансипантки и любомудри» («Flappers and Philosophers», 1920), «Рассказы Джазового века» («Tales of the Jazz Age, 1922) - критическое восприятие действительности прослеживается не так отчетливо и проявляется в основном в непринужденном ироническом настроении рассказа. Личность писателя легко отождествляется с героями его произведений. Все это в итоге способствовало широкой популярности автора (современники напрямую соотносили Фіцджералда с «веком джаза»), который сумел выразить главные стоимости молодого поколения: юность, тяга к наслаждениям и беззаботных развлечений. «Он являл собой воплощение американской мечты: молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха, - отмечает биограф Фіцджералда, писатель Е. Тернбулл, - и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием». По сути, живой человек превратилась в легенду, в символ и массовое сознание требовала их полного отождествления. Поэтому к каждому новому произведению Фіцджералда применялись именно такие критерии. Не последнюю роль в этом сыграла и американская критика, что пыталась сопоставить мысли и поступки писателя с мыслями и поступками его героев. Склонность к прожиганию жизни, преклонение перед богатством, эмоциональная неуравновешенность - все то, что было характерно для некоторых персонажей Фіцджералда, критика пыталась подогнать до самого писателя.

И поэтому, когда появились выдающиеся произведения Фіцджералда - такие, как «Большой Ґетсбі» («The Great Gatsby», 1925) и «Ночь кроткая» («Tender is the Night, 1934), которые не укладывались в привычные рамки, многие просто не смог почувствовать их истинную силу и должным образом оценить.

В романе «Великий Ґетсбі» Фіцджералд выносит на всеобщее рассмотрение феномен «американской мечты», который является одним из основополагающих понятий всей американской истории. В образе главного героя Джея Ґетсбі писателю удалось одновременно добиться удивительной гармонии в изображении притягательности мечты и неминуемого ее краха. Сначала Фіцджералд намеревался назвать свой роман «Среди миллионеров и свалок». В этом названии выражены главные мотивы произведения - противопоставление огромных материальных богатств и духовного опустошения тех, кто ими владеет.

Прототипом Ґетсбі, как впоследствии писал Фіцджералд, стал знакомый фермер из Миннесоты, а точнее - связана с ним романтическая история, которая запала ему в память. Через образ Ґетсбі Фіцджералд сумел воплотить в конкретную поэтическую форму свое отношение к богатым людям как к людям другой породы, которые заняли в этой жизни лучшие места. Но писатель также понимал и моральную распущенность таких представителей общества, не доверял их могущества. «Этому меня научила моя жизнь, - размышлял Фіцджералд перед смертью, - бедный ребенок в городе богачей, изгой в школе для детей элиты, бедный студент в клубе для богатых отпрысков в Принстоне. Я никогда не мог простить им то, что они богатые, и это сказалось на всей моей жизни и моем творчестве».

В романе «Великий Ґетсбі» отчетливо проявилось двойственное отношение автора к герою. Образ Ґетсбі состоит из совокупности различных точек зрения, таким образом подчеркивается трагичность этого персонажа. Это трагедия неординарных людей, которые решили посвятить себя единственному делу - приумножению своих капиталов. В этом они видели ключ к человеческому счастью. Ґетсбі спекулирует на бирже, сбивая целые состояния, лишь ради того, чтобы получить право на любимую женщину. Но деньги - несмотря на их кажущуюся мощь - не способны принести ему счастье.

В душе Ґетсбі происходит конфликт двух несовместимых стремлений, двух совершенно противоположных стихий. С одной стороны, это мечтательность, наивность, простодушие, «романтический пыл», «редкостный дар надежды». А с другой - практицизм и небрезгливость в средствах, пресмыкательство перед богатством и успехом, расточительность человеческих сил. «Американская мечта» трагическая, поскольку ее проблемы являются непреодолимыми. Именно этим объясняется трагический характер главнейших произведений Фіцджералда. Он развенчивает чрезвычайно популярен социально-этический миф о процветании всех и каждого, о легкости «пути наверх» в американском обществе.

Роман «Великий Ґетсбі» свидетельствует и о своеобразии художественного метода писателя. Фіцджералд стал первооткрывателем не только в области социальной видения, но и в мире поэтики. Он одним из первых в американской литературе начал применять в своем творчестве принципы лирической прозы, в то же время чрезвычайно мощно воздействуя на эмоции читателей. В романе очень тонко и сложно переплетаются сатирическая и лирическая стихии, которые в эстетическом отношении предстают как единое, неразрывное целое.

Дальнейшая творческая эволюция Фіцджералда длилась двумя параллельными направлениями. Он писал и развлекательные, «дешевые», по его собственному определению, рассказы, однако не оставлял и серьеВНОй прозы. Так или иначе, но все его романы были продиктованы стремлением сказать правду, высказать свои истинные взгляды.

Следующий роман - «Ніч лагідна» Фіцджералд назвал «своим самым любимым произведением». Именно в нем он подытожил свои размышления о судьбе молодого поколения 20-х pp. Фіцджералд реалистично описал историю Ричарда Дайвера, показав, что не только внешние пагубные воздействия, но и собственная слабость ускоряют процесс духовной деградации героя.

Последние годы жизни Фіцджералда были весьма плодотворными для писателя (он написал около 50 рассказов, часть из которых опубликовал в периодических изданиях, а остальные остались в рукописях и увидели свет уже после смерти автора). Впрочем, раВНОобразных потерь и разочарований в этот период тоже не хватало. Надежды, которые Фіцджералд связывал с публикацией своих новых произведений, так и не осуществились. Современники писателя не разделяли его трагического восприятия американской действительности. Окружен стеной непонимания, Фіцджералд, по сути, оказался в полной изоляции, в результате которой в середине 30-х гг. писатель пережил тяжелый духовный кризис. В значительной степени кризис повлек и тяжелое психическое расстройство жены, выяснилось слишком поздно, когда уже поздно было ей чем-то помочь. Затем она стала постоянной пациенткой психиатрической больницы.

Незадолго до смерти Фіцджералд начал работу над своим новым романом «Последний магнат» (The Last Tycoon»), который, однако, закончить не успел. В романе воспроизводятся наблюдения Фіцджералда, которые писатель сделал в Голливуде, в этой «фабрике грез», где он работал штатным сценаристом в течение нескольких последних лет. Умер Фіцджералд 21 декабря 1940 г. от сердечного приступа 44-летним.

Чрезвычайно тонкий художник, который сумел раскрыть сложность и противоречивость человеческой психологии, Фіцджералд в своем творчестве воплотил немало явлений, которые определили лицо страны на много десятилетий.

На украинском языке произведения Фіцджералда переводил М. Пінчевський.



К. Савельев