ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФЕЙХТВАНҐЕР, Лион

(1884 - 1958)

ФЕЙХТВАНҐЕР, Лион - творчество писателя

ФЕЙХТВАНҐЕР, Лион (Feuchtwanger, Lion - 07.07. 1884, Мюнхен - 21.12.1958, Лос-Анджелес) - немецкий писатель.

Родился в ортодоксальной еврейской семье, сын фабриканта, племянник философа Макса Шеллера. Изучал германистику, философию и антропологию в Берлине и Мюнхене, освоил латынь санскрит, древнегреческий, древнееврейский, английский и французский языки. Доктор философии с 1907 г. Театральный критик, драматург, сотрудничал с Б. Брехтом. В 1933 г. Фейхтванґера лишили немецкого гражданства, нацисты сжигали его книги. Писатель эмигрировал во Францию. В 1937 г. посетил СССР. После оккупации Франции гитлеровцами Фейхтванґер был арестован, однако в сентябре 1940 г. ему вместе с женой Мартой повезло убежать и пешком преодолеть Пиренеи. Из Испании за фальшивыми паспортами они попали в Португалию, откуда на греческом пароходе прибыли в Нью-Йорк. Будучи довольно состоятельным, Фейхтванґер построил настоящий замок в одной из живописных мест Калифорнии, на побережье океана, где и провел остаток жизни.

Примерно до 1927 г. Фейхтванґер в Германии считали драматургом. И хотя как драматург он не был ни первооткрывателем, ни революционером, однако поиски подхода к решению проблемы историзма Фейхтванґер начал именно в жанре драмы. Уже в драматургии 10-20-х гг. в его творчестве отчетливо проявились две определяющие установки: социальный анализ и на историзм воспроизведения действительности. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что драмы Фейхтванґера подготовили почву для его исторических романов.

В истории немецкой литературы место Фейхтванґера определяется прежде всего его романами на историческую и современную тематику. Главная проблематика творчества писателя - альтернатива действия и философского созерцания.

Фейхтванґер основном воспринимал себя как человека «золотой середины». В одном из интервью московской «Литературной газете» 1937 г. писатель так охарактеризовал себя: «Обычно, когда меня спрашивали, к какой национальной группе меня как художника следует засчитывать, отвечал: я немец - по языку, интернационалист - по убеждениям, еврей - по чувствам. А гармонично уравновесить чувства и убеждения иногда довольно трудно». Защищая гуманистические традиции древней еврейской культуры, Фейхтванґер воспринял классические традиции немецкого гуманизма.

Первыми произведениями Фейхтванґера на историческую тему стали романы «Безобразная герцогиня»(«Die haBliche Herzogin», 1923) и «Еврей Зюс»(«JudeZttB», 1925). На историческом фоне в них трактовались проблемы, актуальные для современности.

Маргарита Тирольская, героиня «БезобраВНОй герцогини», которая жила в XIV ст., не смогла воплотить в жизнь свои прогрессивные реформы. В финале романа она вынуждена отказаться от активной деятельности и смириться с пассивной формой бытия, поскольку народ не поддержал ее, не захотел распознать по внешним уродством героини ее чрезвычайного ума и добрых намерений. Общество не терпит появления неординарной личности в своей среде. Историческое прошлое Фейхтванґер определенно проектировал на современную действительность. Это придавало роману исключительной актуальности и злободневности, а само произведение приобретал чрезвычайного характера в отношении варварства и слепоты немцев, которые жили в 20-х pp.

Эту проблематику писатель углубил и развил в следующем романе «Еврей Зюс». Действие этого произведения происходит в начале XVIII ст. Герой романа Иосиф Зюс - тоже реальная историческая фигура. Будучи неординарным, умным и ловким человеком, Зюс с помощью ряда интриг, на которые он был большой мастак, сумел достичь вершин власти, став министром финансов в правительстве герцога Карла-Александра, обладателя одного из карликовых немецких княжеств той поры. В финале романа еврей Зюс терпит крах, его интриги раскрыты, а сам он, находясь в тюрьме накануне казни, из бывшего жизнелюба и энергичного государственного деятеля превратился в равнодушного, спокойного и мудрого человека, который знает, что все в этом мире тлен, труху и суета сует». Отказавшись участвовать в марнотній борьбе и интригах, еврей Зюс обретает душевную гармонию в пассивной смирения. В конце романа Фейхтванґер превращает сцену похорон Зюса единоверцами на своеобразную проповедь единства евреев путем их обращения к іудаїстської религии.

В исторических романах Фейхтванґера периода 20-х pp., несмотря на незаурядные художественные достоинства, все же не хватает и достаточно уязвимых моментов. Силы света и тьмы находятся здесь в определенной трагической равновесии, вместо социальной борьбы писатель воспроизводит психологические поединки, чувствуется также авторская убежденность в беспомощности гуманиста перед жестокостью жизни, отчетливо проявляется иудаистская идея отказа от социального действия в пользу беспристрастного созерцания. Кроме того, эта концепция является сущностно близкой к мудрости Востока, изучением которой активно занимался сам писатель. Однако именно исторические романы 20-х pp., в которых ярко проявился социологический подход автора к истории, подготовили и обеспечили взлет критического реализма в художественных произведениях на современную тематику, написанных Фейхтванґером в 30-х pp. Речь здесь, в частности, о романе «Успех» («Erfolg. Drei Jahre Geschichte einer Provinz», 1930), ставший первой частью трилогии «Приемная» («Der Wartesaal»), в которую вошли еще два произведения - «Семья Оппенгеймів» («Die Geschwister Oppenheim», 1933) и «Изгнание («Ехі1», 1940).

В романе «Успех. Три года одной провинции» Фейхтванґер обращается к истории своего времени. При этом история Веймарской республики показана писателем так, словно после ее установки прошло сто или больше лет. С реальной историей совпадает не все, однако Фейхтванґер точно передает атмосферу жизни мюнхенского общества после Первой мировой войны, показывает состояние местной юстиции и политики. В общем, как считал Г. Гессе, роман «Успех» стал «обвинению, критикой времени, отчасти даже полемической карикатурой».

Фейхтванґер не только обличал и критиковал, но и осветил те основы духовного наставления на сопротивление фашизма, которые были необходимыми каждой порядочной личности как в общечеловеческом, так и в политическом планах. В системе образов романа это прежде всего люди из среды художественной интеллигенции, которые готовы скорее погибнуть физически, чем духовно покориться перед идеологическими догмами фашизма. Среди них искусствовед Мартин Крюгер, художники Анна Элизабет Гайзер, Ландґольцер, писатель Жак Тюверлен и др. Но не только они. Фейхтванґер убежден, что фашизм никогда не сможет окончательно уничтожить в душах современников общечеловеческие моральные ценности, которые формировались на протяжении тысячелетий. Порядочность и чувство справедливости остаются вечными законами жизни для многих представителей самых разных социальных слоев немецкого народа. Это и адвокат Гуер, и предприниматель Гессройтер, и любимая Жака Тюверлена - Иоганна Крейн, и даже временный министр юстиции реакционного режима Баварии Антон фон Мессершмидт.

Интересно подан в романе образ коммуниста Прекля. Он работает инженером на одном из автомобильных заводов. Это настоящий и чрезвычайно активный враг буржуазии. Прекль - фанатик коммунистической идеи, он безжалостен в отношении всех, кто думает иначе, чем он. Чувствуется, что Фейхтванґер негативно относится к тем, для кого смыслом жизни становится политика, ведь писатель хорошо знает, что политика и нравственность, в основном, остаются взаимно несовместимыми сферами общественного бытия. Фейхтванґер считает, что так же несовместимыми есть гуманизм, человечность и однобокость коммунистических идей. Автор дает читателю понять, что Прекля побуждают стать на защиту незаконно обвиненного Мартина Крюгера не так общечеловеческие законы справедливости, как далеки от морали политические интересы. Такого «утилитаризма» писатель принимать не мог.

Уже находясь в эмиграции, Фейхтванґер написал второй роман из трилогии «Приемная» - «Семья Оппенгеймів», впоследствии названный им «Семьей Опперманів». В этом произведении показана история еврейской буржуаВНОй семьи, что верит в силу гуманистических традиций. Последняя часть трилогии - роман «Изгнание» - описывает жизнь героя, для которого уже не существует альтернативы - созерцания или активное действие. Вся суть вопроса для писателя и его героя заключается только в том, как действовать. В конце концов, герой романа утверждается в вере в самого себя и свои творческие силы.

Проблема выбора пути, признание писателем необходимости отказаться от затворничества ради единения с собственным народом определяют ведущую тему трилогии Фейхтванґера о иудейского историка Иосифа Флавия: «Иудейская война» («Derjtidische Krieg», 1932), «Сыновья» («Die Sohne», 1935), «Настанет день» («Der Tag wird kommen», 1942). В этих произведениях писатель исследует опыт истории из ее законам извечной борьбы.

В позднем творчестве Фейхтванґера преобладает исторический роман. Но каждое его произведение о прошлом лишь подтверждает предположение, что писатель использовал исторический материал для создания эффекта «отчуждение» с целью решения современных проблем. Фейхтванґер прибегает к жанру исторического романа для обнародования философских размышлений о своей эпохе: «Лже-Нерон» («Der falsche Nero», 1936), «Лисы в винограднике»(«Die Fttchse in der Weintraube», 1947), «Мудрость чудака, или Смерть и Преображение Жана-Жака Руссо» («Narrenweisheit, oder Tod und Verklarung des Jean-Jacques Rousseau», 1952). Все эти романы свидетельствуют о том, насколько актуальными в любую эпоху могут быть художественные произведения на историческую тематику.

В 1937 г. Фейхтванґер посетил СССР. Свои впечатления от этой поездки писатель изложил в публицистической книге «Москва 1937», которая, наверное, является самым загадочным произведением Фейхтванґера. Действительно, читая этот опус, у многих может возникнуть впечатление, что «Москва 1937» является свидетельством определенной неуклюжести изящного писательского ума. Трудно поверить в то, что всемирно известный автор гуманистических произведений, являясь свидетелем трагических процессов, которые происходили в 1937 г. в СССР, добровольно позволил функционерам сталинской пропаганды обмануть себя. Т. Манн в своем дневнике подал эту книгу Фейхтванґера довольно точный отзыв: «Странно все же это читать».

Действительно, странно было читать выводы умного писателя о райской жизни людей в СССР. Но, видимо, причина такой поверхностности суждений Фейхтванґера связана не столько с попыткой идеализировать сталинский режим, как с пониманием того, что противовесом «коричневой чуме нацизма может стать лишь грозная сила. Пожалуй, на то время такой силой писатель считал СССР...

На украинском языке некоторые произведения Фейхтванґера перевели М. Овручская, О. Синиченко, Ю. Бедзик и др.



Есть. Стеквашов