ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич

(1820 - 1892)

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич - творчество писателя

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич (Фет, Афанасий Афанасьевич; автонім: Шеншин, Афанасий Афанасьевич - 29.10.1820, с. Новосьолки поблете. м. Мценска Орловской губернии - 03.12. 1892, Москва) - российский поэт.

Фет происходит из дворянской семьи. Его отец, богатый и родовитый орловский помещик Афанасий Шеншин, тайно привез из Германии бывшую жену дармштадского чиновника Шарлотту. Официальное бракосочетание Шеншина с ней произошло уже после рождения сына Афанасия. Через много лет церковь узнала о внебрачной рождения мальчика, и уже в 15-летнем возрасте его официально признали не русским дворянином Шеншиним, а сыном немецкого чиновника Фета. Вместе с фамилией будущий поэт потерял не только дворянский титул и право на наследство, но и национальность. С 1834 г. Фет учился в частном учебном пансионе Крюмера в г. Верро, что неподалеку от нынешнего Тарту (Эстония). В 1837 г. по решению отца покинул пансион и поехал в Москву.

В течение 1838-1844 гг. учился в Московском университете, сначала на юридическом, а впоследствии перевелся на факультет словесности. За время обучения познакомился с поэтами А. Григорьевым, Я. Полонским, С. Соловьевым, с которыми его объединяла не только крепкая дружба, но и общность эстетических взглядов. После окончания университета в 1845 г. Фет был принят унтер-офицером в кирасирский (кавалерийский) полк, расквартированный в Херсонской губернии. У1848 г. Фет познакомился с дочерью отставного полковника Марией Лазич. Молодые люди влюбились, но на пути их счастью стали материальные проблемы: отец Марии, обедневший многодетный помещик не мог дать дочери приданое. Через несколько месяцев Фет разорвал отношения с Марией Лазич. Вскоре она погибла во время пожара, при этом знакомые девушки и сам Фет склонялись к мысли, что это было самоубийство. Это событие повлекло тяжелую психологическую травму в душе поэта. В 1853 г. Фет перешел в гвардейский лейб-уланский полк, расквартированный близ Петербурга, благодаря чему смог часто бывать в столице, встречаться с ведущими писателями. В том же году он познакомился с И. Тургеневым, а в 1855 г. - с Л. Толстым (1858-1884 гг. Фет активно переписывался с ним; сохранился 171 письмо Толстого и 139 писем Фета) В 1856 г. Фет осуществил поездку за границу (Рим, Неаполь, Генуя, Париж), встречался в Париже с Тургеневым, познакомился с Полиной Виардо. В следующем году Фет женился на М. Боткіною, дочерью богатого торговца чаем, что существенно улучшило материальное состояние Фета. В 1858 г. в чине полковника Фет вышел в отставку с намерением поселиться в Москве. Сблизился с кружком «Современник» («Современник») - М. Некрасовым, Тургеневым, Григоровичем и др. Стихи поэт некоторое время публиковал в «Современнике», но вскоре из-за недоразумения с кругом его идеологов Фет разорвал отношения с журналом. У1860 г. Фет купил поместье в Мценском уезде и подчинил свою деятельность домашним и хозяйственным делам. В последующие годы Фет приобрел еще два имения (1877 г. - в Курской губернии, с. Воробйовка; 1880 г. - в Москве). С 1867 по 1877 г. Фет работал мировым судьей. Последние годы жизни поэт посвятил интенсивной литературной деятельности. Умер он от сердечного приступа, вызванного неудачной попыткой самоубийства.

В историю русской поэзии Фет вошел как один из самых авторитетных представителей т. н. «чистого искусства». Предтеча русских символистов, в своей лирике Фет отразил чувства и переживания человека XIX ст., нарисовал прекрасные картины природы, создал изысканные образцы лирической миниатюры, в которых стихотворение предельно приближен к музыке. Первые поэтические попытки Фета приходится на конец 30-х pp. В 1840 г. вышла в свет первая его сборник стихов «Лирический пантеон» («Лирический пантеон»). Большинство стихотворений книги имела подражательный характер, а в жанровом аспекте доминируют романтическая баллада и произведения, близкие по теме и манере к античным. Уже тогда Фет стал известным в кругу читателей и критиков. В течение 1841-1845 гг. он опубликовал в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки» («Отечественные записки») более 85 стихотворений, среди которых теперь уже хрестоматийный «Я пришел к тебе...» - стихотворение, поднимает тему любви, которой аккомпанирует тема весеннего возрождения природы. На вторую пол. 40-х гг. приходится спад творческой деятельности Фета. За это время он написал около двух десятков стихотворений и перевел тринадцать од Горация.

Особое место в поэтическом наследии Фета занимает цикл стихов, посвященный любви к Марии Лазич. Образ девушки в ореоле чистого чувства и мученической смерти на долгие годы пленил творческое воображение Фета и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, полных раскаяния, нежности и любви. В цикл входят стихи, написанные в течение 36 лет: «В долгие ночи...» (1851), «Незабываемый образ» (1856), «В урочий день, когда душой стремлюсь...» (1857), «Старые письма» (1859), «Не избегай; я не молю...», «Прости - и все забудь...», «Не упрекай, что я волнуюсь...» и др. В 1850 г. появилась поэтический сборник «Стихи А. Фета» («Стихотворения А. Фета»), куда вошло 182 стихи. В сборнике в полной мере отразилась художественное своеобразие поэзии Фета, определился круг тем, мотивов, образов его лирики. Россия выступает в сборнике как главный поэтический образ, что особенно выделяется на фоне классических форм античной антологии. Тогда же был опубликован и один из самых известных стихотворений Фета, ставший программным для представителей «чистой поэзии» «Шепот... Нежный звук вздох...» («Шепот, робкое дыханье...»). Сюжет произведения - любовное свидание в саду, которое происходит в таинственной атмосфере сумерек. Весь стих - это несколько називних предложений при отсутствии любого глагола. Весь этот самобытный набор художественных средств направлен на то, чтобы подчеркнуть «музыку любви»:

Шепот... Нежный звук вздох...

Соловьиный пение...

Серебряная игра и потрясания

Сонных ручьев...

Ночи блеск... Дрожь теней...

Тени без конца...

Ненасильственные, странные изменения

Милого лица...

В облаках - пурпур розы.

Отблеск янтаря...

И цілунків пал, и слезы,

И заря, заря!

(«Шепот... Нежный звук...», пер. М. Рыльского)

На 1856 г. приходится появление сборника стихов Фета, изданной под редакцией Тургенева, была высоко оценена критикой. Один из критиков даже заметил, что стихами Фета можно испытывать, насколько тонко у ценителей поэзии развитые эстетические вкусы. Преимущественное круг поэтических тем Фета - обычно, то, что обозначают «вечными» темами: природа, красота, любовь, искусство. Отличительной особенностью поэзии Фета является также пафос жизнерадостности. Это основное настроение, которое пронизывает ее. Фет был непревзойденным мастером пейзажа. Он прекрасно воспроизводил краски и звуки, красоту природы. В его лирике присутствуют картины всех времен года и суток: весна, лето, осень, зима, утро, вечер, полдень, ночь. Но характерные для него - картины весны и утра. Фета Пейзаж в основном служит выражением искренности чувств и эмоциональных состояний поэта. Фет подробнее и конкретнее описывает природу, чем это делали его предшественники. Л. Толстой говорил, что стихи Фета о природе научили его понимать ее.

Другая важная тема поэзии Фета - любовь. Его интимная лирика лишена оттенка трагичности. Любовь раскрывает человеку смысл жизни и красоту природы. Композиция стихотворений Фета имеет один центр - одну мысль, одно настроение. Стихотворение Фета фокусирует все впечатления, чувства, мысли и этим усиливает изображения и выражения. Способ поэтического выражения у Фета характеризуется краткостью, немногословностью, об'єктивованістю чувств и переживаний, которые служат основным предметом его стихов.

Двухтомный сборник стихотворений Фета 1863 p., подготовленная в издательстве К. Солдатенкова, была встречена читателями и критикой с прохладой, что заставило поэта надолго замолчать. Возобновление активной творческой деятельности Фета пришлось на начало 80-х pp. В это время он переводил труд А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», которая значительно повлияла и на мировоззрение самого Ф.

Вернувшись к поэтическому творчеству, Фет издал 4 сборника стихов под общим названием «Вечерние огни» («Вечерние огни»; 1883, 1884, 1887, 1890). Первый выпуск «Вечерних огней» был поделен на разделы: «Элегии и думы», «Море», «Снега», «Весна», «Мелодии», «Разные стихотворения», «Послания», «Переводы». В сборнике низкой действительности и жизненной борьбе поэт противопоставляет не искусство, как в раннем творчестве, а разум, познание. Именно они, по мнению Фета, способны возвысить человека над толпой, дать ей внутреннюю свободу. Целый ряд стихотворений сборника посвящен М. Лазич. Сборник Фета, по словам одного из критиков, стала утренней зарей творчества А. Блока, который назвал поэта «великим учителем» и замечал, что описать его «означало бы желать исчерпать неисчерпаемое». Того самого года Фет издал стихотворный перевод всех сочинений Горация. Последняя работа Фета - два тома мемуаров «Мои воспоминания» («Мои воспоминания», 1890). Третий том, «Ранние годы моей жизни» («Ранние годы моей жизни»), был издан посмертно - в 1893 году.

На украинском языке поэзию Фета переводили М. Рыльский, Г. Кочур, Г. Лубкивский, С. Бурлаков и др.



В. Назарец