|
ФЕДР
(бл. 15 г. до н.э. - ок. 70)
ФЕДР - творчество писателя
ФЕДР (Phaedrus - ок. 15 г. до н.э. - ок. 70) - латинский баснописец.
Сведения о его жизни весьма противоречивы, в основном рассказы о Федра основываются на материале его же произведений. В частности, Федр сообщает, что происходит с македонской Пієрії, легендарной родины муз, своими земляками он считает легендарных певцов Орфея и Лина (в древности Македония считалась частью Фракии, как свидетельствует Страбон). Но как в содержании басен, так и в речи Федра не ощущается никаких намеков на его греческое происхождение. Поэтому многие исследователи пришли к выводу, что Федр, очевидно, покинул Македонию еще в раннем детстве. Вероятно, он попал в рабство во время военных действий, ведь римские легионы постоянно курсировали вдоль фракийского границы. Как бы там не было, но Федр сообщает, что был рабом у Августа, который впоследствии отпустил его на волю. В Риме фракийский пленник получил латинское образование. После того как Федр создал две книги своих басен, ему начал дозоляти некий Сеян, который даже добился для поэта наказания. Федр не сообщает подробностей о своих злоключениях, однако сетует на боль и страдания. В 31 г. Сеян впал в немилость, а Федр создал третью книгу басен и, учтя свой предыдущий горький опыт, посвятил ее каком-то Євтихові, обращаясь к нему с просьбой о заступничестве. Дальнейшие книги Федра также иметь покровителей: четвертая книга посвящена Партикулонові, пятая - Філетові. Определенных сведений об этих людях не сохранилось. Считается, что они, как и Федр, были вільновідпущениками, но, видимо, в жизни им везло больше, чем баснописцу. Известно также, что Федр дожил до глубокой старости, и тема старощів получила отражение в его произведениях.
Федр осознает тесную связь с эзоповым традиции: часто упоминает имя Эзопа и даже делает его действующим лицом десяти своих басен. Впрочем, исследователи отмечают постепенную эволюцию в его отношении к Эзопа. Если сначала Федр осознает себя лишь поэтическим интерпретатором Езопових баек, то уже во второй книге объявляет о намерении посоревноваться со знаменитым греческим предшественником. Чувствуется, что у Федра вызревает предчувствие победы в этом соревновании. Так, в пятой книге он уже не колеблясь говорит о своей независимости от Эзопа и о собственный вклад в развитие байки. М. Гаспаров сделал подсчеты на доказательство утверждение Федра: из 116 басен Федра примерно треть (36 басен) имеют параллели с Езопом. Однако показательным является их распределение: в первой книге Федра с 31 байки езопівське корни имеют 17; во второй книге с 8 баек - две; в третьей книге с 19 басен - одна; в четвертой книге с 22 баек - 11; в пятой из 10 басен - никакой. Этот анализ свидетельствует о том, что с течением времени Федр и действительно все меньше зависел от образцов эзоповского творчества. Определенное влияние на Федра произвел также и Гораций. Это проявилось в ориентации Федра на автобиографические оповісті Горация, на гораціанську повествовательную легкость, а также в культивировании отдельных мотивов, заимствовании слов и словосочетаний, характерных для творчества Горация.
Примечательно, что у Федра меньше басен о животных и больше баек о людях, поэтому в его произведениях не так отчетливо заметны черты баєчного жанра. Примечательным явлением является также особое внимание Федра к морали басни. Он относится к ней как к важнейшей части произведения, которая иногда даже начинает вытеснять собственно фабульний компонент: описание действия сводится к минимуму, мораль же, наоборот, расширяется, захватывая живостью и страстностью изложения. Нередко автор вкладывает ее в уста одного из персонажей басни. А иногда сентенційні высказывания проиВНОсят исторические или псевдоисторические лица (Эзоп, Сократ и др.). В некоторых произведениях Федра повествовательной части почти нет, и байка превращается в простой монолог, посвященный морально-этической проблематике. И одновременно этот монолог напоминает античную діатрибу, жанр, развившийся из сократовской беседы, сочетая, таким образом, непосредственное обращение к слушателю и обмен с ним мысленными репликами. Приемы диатрибы в своих сатирах талантливо использовал Гораций, поэтому Федр, по-видимому, усвоил их именно благодаря творчеству Горация. Наконец, он создал жанр басни, которая, по сути, является своеобраВНОй моралістичною диатрибой.
Развивая моралистическое аспект байки, Федр достиг значительного богатства идейного содержания своих произведений. Басни Федра воспроизводят несовершенство мира. Чаще всего он подчеркивает жестокость и насилие, царящие вокруг («Волк и ягненок», «Лягушки против солнца» и др.). Федр неприязненно относится к власть имущих и богачей, которые злоупотребляют своим могуществом, присваивают плоды чужого труда («Пчелы и трутни перед судом осы», «Волк и журавль» и др.). Много басен Федра имеют отчетливое историческую окраску и является, по сути, сатирой на режим и действительность императорского Рима. Федр откровенно сочувствует угнетенным рабам.
Однако, сочувствуя тяжелому рабскому положению, Федр предостерегает рабов восстание против существующего строя. Он скорее исповедует смирение и попытка приспособиться к своему положению, упрекая рабовладельцам и призывая их опомниться, осознать возможную месть угнетенных («Петух и коты-носители», «Лиса и журавль» и др.). Федр симпатизирует не только рабам, но и всему простому люду. Он показывает, что бедные, бесправные люди больше всего страдают от политических конфликтов, ожесточенной борьбы за власть.
В некоторых байках можно уловить намек на конкретные исторические события. Например, басня «Лягушки, просящие себе царя» связана со сменой правления Августа и Тиберия, басня «Лягушки против солнца» направлена против возможного брака Сеяна с вдовой Друза, брата Тиберия. Во многих баснях угадываются события автобиографического значения, а также принципиальная оценка собственного общественного положения, в том числе и понимание творческих заслуг. Так, в басне «Старый пес, кабан и охотник» Федр уподобляет себя в старости в охотничьего пса, уставшего доблестно прожитым жизнью. В басне «Петух и жемчужина» баснописец сетует на нехватку достойного общества и надлежащего понимания его творчества. В басне «Старица и амфора» выражает надежду на новые достижения, несмотря на преклонный возраст. А привязанность к жанру басни Федр объясняет своим социальным положением, а также опасностями современности, которая заставляет поэта прибегать к иносказания:
Теперь же я расскажу о происхождении
Басен остроумных. Рабское унижение,
Которое не смело сказать без боязни,
В байочках свои горести показало,
Спрятавшись за условностью и шутками.
А я еще дальше протоптал эту тропинку,
Приумножил талантом эту печальную наследство,
Вспомнив в баснях и собственные невзгоды.
(Перевод Г. Бескоровайного)
В эпоху Федра почти все греческие жанры были усвоены римской литературой, только байка оставалась в стороне. Затем Федр взялся создать римский эквивалент греческой басни. Прежде всего, пытаясь добавить жанровые возвышенности, Федр отказался от прозаического изложения и обратился к поэзии, взяв за основу ямбічний триметр, размер довольно гибкий, пригодный для любого материала. В стиле своей басни Федр сохранил стремление к краткости, лаконизма, он избегает излишней детализации и подчеркнутой поэтизации, стремится быть метким и точным. Заботясь о морали басни, значительно расширив и обогатив ее, Федр был вынужден позаботиться и о расширении круга баєчних сюжетов. Немало историй он создал самостоятельно, некоторые позаимствовал из предыдущей традиции. Сборник Федра отличались пестротой, раВНОобразием сюжетов, однако их объединяла общность моралистических наставлений, единство авторской личной интонации. Федр стремится выполнять роль философского проповедника, народного наставника. Ближайшее для него является стоический идеал: стоическое понимание судьбы, высокая оценка свободы, независимости, способности к самоограничению и т.д. Достижения Федра в жанре басни создали ему репутацию создателя басни как самостоятельного литературного жанра. К Федра басня существовала преимущественно в таких формах как фрагмент, который выполняет роль аргумента, в составе произведения другого жанра, или же как учебный материал для риторических упражнений. Анализируя эту ситуацию, Гаспаров писал: «В первом случае байки подвергались художественной обработки, но не имели жанровой самостоятельности; во втором случае они имели жанровую самостоятельность, но обходились без художественной обработки. В творчестве Федра и Бабрія эти два аспекта совпали: была создана античная литературная басня».
Только что упомянутый Бабрій был ближайшим последователем Федра. Возможно, он пришел в литературу еще при жизни Ф. Бабрій, в свою очередь, обратился к обработке многих федрівських сюжетов, усовершенствовав художественный аспект байки. При этом, в отличие от Ф., он сосредоточил свое внимание на розповідному компоненте байки, усилив таким образом ее развлекательное звучания. От Федра, через Бабрія, началось развитие байки вплоть до Ґ.Е. Лессинга, Ж. де Лафонтена, И. Крылова, Л. Глебова и т. д.
В Украине к сюжетам Федрових басен стали обращаться с середины XVIII в. (Г. Сковорода), в XIX в. их переводили Л. Боровиковский, Есть. Гребенка, Л. Глебов и др. Многочисленные сюжеты Федра использовал. Франко. Первое полное украиноязычное издание басен Федра вышло в свет в 1986 г. в переводе В. Литвинова.
М. Никола
|
|
|