СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЭРНСТ ГОФМАН
Мистическая атмосфера в повести-сказке Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»
Выдающийся немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман создал немало рассказов и повестей. Живописность и музыкальность его прозы, романтическая ирония, причудливая выдумка и убедительно реальное в описаниях его фантазий берут за душу и современного читателя.
Сам Гофман, например, рассматривал свой рассказ «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» как нечто значительно большее, чем игра романтической фантазии. В художественных образах рассказа он раскрыл основной порок капиталистического общества, где труд и награда за него распределены вопреки здравому смыслу. В то время как один работает, деньги и слава достаются другому.
В рассказе Гофман показывает жизнь небольшого городка и двора князя Пафнутія, при котором появляется уродливый карлик Цахес. Маленький Цахес вызывает жалость феи Розабельверде и получает от колдуньи магический дар, который делает его всесильным: силой волшебства этой феи зла уродец Цахес, прозванный Цинобер, получает награды за заслуги других. Все хорошие поступки, все таланты других приписываются ему. Три волоска, Цахес получил от феи в дар, будто воплощают в себе фетишизм золота, который отдает свой блеск, свою ценность его владельцу. В то время как студент Бальтазар, влюбленный удочку профессора Моша Терпина Кандиду, декламирует стихи, успех получает Цахес. Даже любовь Кандиды, которую вызвал Бальтазар, переносится на Цахеса. Жалкое ничтожество и неуч Цинобер - Цахес становится приближенным князя и весомым чиновником у карлы^ профсоюВНОй государству Пафнутія. Смысл образов, созданных Гофманом, заметный: хоть какой отвратительный Цахес, но еще более отвратительны те общественные отношения!, которые четко выступают в сказке Гофмана, несмотря на ее фантастическую форму. Княжество, в котором жалкий Цахес становится министром и первым человеком, похоже на сумасшедший дом, люди, которые увлекаются Цахесом, - на одержимых.
Гофман с большой иронией рисует весь уклад жизни Пафнутія, «придворное» жизнь карликового княжества, тупое и раболіпне чиновничество, душный філістерський быт, жалкую бюргерську интеллигенцию. Однако и здесь, в сказке, Гофман безобраВНОм княжеству противопоставляет лишь мир «энтузиастов», в котором распоряжаются фея Розабельверде и волшебник Альпанус. Романтик и мечтатель, студент Бальтазар в конце сказки женится на любимой девушке и торжествует над врагом Цахесом. Потеряв чудодейственные волоски, которые придавали ему фальшивого блеска, Цахес предстает в своем настоящем виде, обличая ничтожество, уродство и бессилия. Однако это торжество Бальтазара показано Гофманом как «грехопадение»: женившись на любимой Кандідою, Бальтазар погружается в філістерський мир, иронично представлен даром Проспера Альпануса - очагом, в котором никогда не гаснет огонь.
Итак, чары феи Розабельверде разрушились, когда против них были направлены чары другого, более сильного волшебника Проспера Альпануса. Цахеса уничтожено, но не в результате борьбы, а с помощью чрезвычайных сил. Реальная действительность в изображении Гофмана не имеет никакого выхода. Тупой, отвратительный мир, в котором царили подобные Цахеса, может быть преодолен лишь чарами волшебников и только в мечте «энтузиастов» - такой итог сказки, как и всего творчества Гофмана.
|
|