ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ФАУЛЗ, Джон Роберт

(1926 - 2005)

ФАУЛЗ, Джон Роберт - творчество писателя

ФАУЛЗ, Джон Роберт (Fowles, John Robert - 31.03.1926, Ли-Он-Си, Эссекс - 05.11.2005, Дайм Реджис) - английский писатель.

Вошел в литературу в 60-х pp., получил признание как один из величайших прозаиков. Произведения Фаулза - романы, повести, рассказы, эссе - несмотря на раВНОобразие тем и образов, богатство приемов художественного изображения - комбинированные ведущей для его творчества проблемой: формирование самосознания как необходимого условия для достижения свободы. Постижение собственной сущности способствует ориентации в мире и раскрытию возможностей личности. Преодоления отсталой, архаичной, темной стихии, присущей человеку, открывает возможности для приобщения к жизни, красоты, гуманности.

Фаулз родился в городке Ли-Он-Си в графстве Эссекс. Учился в элитной школе в Бедфорде, впоследствии служил в Королевском флоте в морской пехоте. После Второй мировой войны продолжил образование в Нью-колледже Оксфордского университета, где специализировался в области романо-германской филологии. Преподавал английский язык и литературу во Франции, Греции, Англии и оставил педагогическую деятельность только в 1963 p., когда успех первого опубликованного романа «Коллекционер» («The Collector») позволил ему полностью отдаться творчеству. Тогда Фаулзу было уже почти сорок лет, он имел основательный жизненный опыт, его взгляды сформировались, а политические симпатии определились. Он был убежденным противником английских консерваторов, ему были близки взгляды лейбористов (особенно их «левого» крыла). Фаулз называл себя «социальным демократом», сторонником «английского социализма», за возрождение которого он и выражался, имея в виду (и в этом его взгляды совпадали с позицией Дж.Б. Шоу), что капитализм неизбежно истощит, переживет себя, а система продуманных реформ может способствовать этому процессу. Фаулз поддерживал движение «зеленых», выступающих за сохранение природной среды. В своих эстетических принципах он ориентировался на классические традиции, высоко ценил реалистическое искусство, считал его связь с жизнью непроминущою стоимостью, хотя в собственном литературном творчестве отнюдь не придерживается традиционалистских клише, органично сочетая свою преданность классике со смелыми художественными экспериментами.

Гуманизм является краеугольным камнем мировоззренческих и творческих позиций писателя. Фаулз считал, что литература должна способствовать духовному совершенствованию человека, быть серьеВНОй и гуманной. Он придавал большое значение нравственному компоненту в творчестве. Критики и самого Фаулза пишут как о писателе, который воплотил в своих произведениях этические нормы лучших образцов мировой литературы. Работая в разных жанрах, Фаулз наиболее полно проявил самобытность своего таланта как романист. Романный жанр он ценил и как «возможность выразить свой взгляд на жизнь», и как форму воздействия на духовную и нравственную жизнь общества.

После «Коллекционера» в 60-х гг. увидели свет такие романы Фаулза: «Маг» («The Magus», 1965), «Женщина французского лейтенанта» («The French Lieutenant's Woman», 1969). К этому же периоду принадлежит и книга «Арістос» («The Aristos», 1964), в которой Фаулз делится своими мыслями и соображениями по проблемам философии, искусства, этики. Это своеобразный «автопортрет художника», который позволяет читателю познакомиться с широким кругом вопросов, волновавших писателя. В этой книге Ф. высказывает мнение о том, что основой творчества должна быть четкая философская и эстетическая концепции. В обновленной редакции книга «Арістос» была переиздана в 1980 г. В течение 70-х pp. Фаулз издал романы «Башня из черного дерева» («The Ebony Tower», 1974) и «Дэниел Мар-m(H»(«Daniel Martin», 1977), в 80-х гг. увидели свет «Мантисса» («Mantissa», 1983) и «Червь» («A Maggot», 1986).

Среди многих шедевров мировой литературы Фаулз с особым пиететом относился к «Одиссее» Гомера и «Бури» В. Шекспира. Об этом он пишет в эссе «Острова». «Одиссея», этот первый роман в истории человечества, содержит в себе вечные темы - путешествия по просторам жизни и странствия по глубинам собственного «я», тему поиска и стремления к познанию окружающей среды. Шекспировскую «Бурю» Фаулз воспринимает как пьесу о победе истинной культуры над бездуховностью, благородства и порядочности - над фальшивыми ценностями. Глубокого смысла приобретает в этом контексте образ «острова» и мотив «пребывания на острове». В «Одиссее» Фаулз особенно отличает эпизод с нимфой Калипсо, пленником которой на протяжении семи лет остается герой, попав на остров Огигию. Здесь, в гроте, оплетенном виноградной лозой, Калипсо прятала Одиссея от всего мира; здесь, знаджений ее чарами, он оставался в течение многих лет, однако не забыл своей родины и снова вернулся в мир жизни, продолжив свое путешествие к родной Итаке. Герои шекспировской «Бури» также оказываются на острове, где мудрый Просперо, вгамовуючи эгоистические стремления и в самом себе, и в других, помогает людям вернуть душевное равновесие, почувствовать красоту природы. Ведя речь о «Бурю», Фаулз отмечал: «Настоящим островом в пьесе есть наша планета в безграничном океане Вселенной».

Тема «острова», борьбы жизни и смерти, ума и мрака безумия, красоты и утилитаризма развивается уже в первом романе Фаулза «Коллекционер « и так или иначе продолжает звучать в последующих его произведениях. Неразвитость ума и сердца Фредерика Клеґґа, который сделал своей пленницей прекрасную Миранду, становится причиной смерти девушки. Клегг, ординарная натура, образ жизни которого не имеет ничего общего с настоящей культурой и знаниями, за выигранные деньги покупает дом, в подвале которого удерживает похищенную им девушку. Клеґґ надеется снискать расположение Миранды, готов выполнять любые ее прихоти, но зато отнимает у нее свободу и, сам того не желая, невольно становится не только тюремщиком, но и убийцей девушки. В романе противостоят два мира, две позиции, два типа мышления. Миранда - олицетворение жизни, натура творческая, яркая, глубоко мыслящий и чувствительная. Клеґґ является ее полным антиподом, именно поэтому все его старания ничего не стоят. Его дом - остров смерти, а Миранда стремится жизни и света. Она сама излучает свет, но Клеґґ не способен этого понять.

Два голоса звучат в романе: первая часть написана от имени Клеґґа, вторая - в форме дневника Миранды. События и факты - одни и те же, но они освещены с разных точек зрения. Что же касается авторской оценки взаимоотношений героев, то в тексте романа ее нет. Фаулз умышленно выбрал позицию наблюдателя, оставляя читателю возможность самостоятельно определиться в фантасмагории жестокости и ужаса, которыми полна повседневная действительность. В книге «Арістос» Фаулз пишет: «Клеґґ, угонщик совершил зло; но я стремился показать, что это зло в значительной степени, а может, и полностью, является следствием скверной образования, будничной среды, сиротства - всего того, над чем он не властен. Коротко говоря, я пытался доказать фактическую невиновность Большинства».

Поиски истинной реальности стали ведущей темой романа «Маг». Его герой Николас Ерф, воспитанный в традициях викторианской морали, лицемерие которой является для него постылым, пытается освободиться от навязанных ему представлений и от любых обязательств. Настоящую свободу он видит лишь в удовлетворении собственных эгоистических желаний, затем без колебаний разрывает отношения с любимыми, пренебрегает искренностью чувств Элисон Келли. Образ жизни и поступки Николаса обозначены симптомами той болезни, которая поразила многих молодых людей послевоенной генерации и оказалась в стремлении, забыв обо всем, наслаждаться прелестями жизни и думать только о собственном удовольствии. Но и такая жизнь вскоре надоело Николасу. Все вокруг опостылело, появилось желание порвать с прозой действительности. После студенческих лет в Оксфорде Николас отправляется на греческий остров, где ему предложили должность учителя. Его привлекает «новая земля» и «новая тайна», на встречу с которой он надеется. На экзотическом острове Николаса действительно ожидает немало неожиданностей. Однако все то необычное, фантастическое, а иногда и сверхъестественное, что ему приходится увидеть и пережить, в конце превращается в лживую иллюзию. Встреча с «магом» Морисом Кончісом, его «чудеса», происки прекрасной Джулии, которая своими чарами старается пленить Николаса, - все это лишь жалкий обман. Николас находит в себе силы, чтобы покинуть остров, осознав тщетность поиска истинных ценностей в иллюзорном мире, чрезвычайно чужом и далеком от реальной действительности. Разорвав «магические» путы притворства, он возвращается в Лондон, чувствуя готовность жить и действовать. Своеобразие стилистики «Мага» - в переплетении реального с фантастическим, с обычного сверхъестественным.

«Женщина французского лейтенанта» написана в традиции викторианских романов XIX в., но в то же время эта традиция была переосмыслена в ироничном русле с точки зрения писателя XX вв. Этот роман - свидетельство искренней любви Фаулза к культуре викторианской эпохи, восхищение его достижениями, уважения к мастерству ее классиков, и в то же время это виртуоВНОе обновление ее стиля, особенности которого Фаулз чрезвычайно тонко чувствует и передает.

Века отделяет время действия романа от времени его написания. Фаулз точно называет дату начала событий, изображенных в произведении, - «конец марта 1867 года». Это переходный период в истории Англии, когда уходили в прошлое, становились анахронизмом прежние представления о мире и человеке, зато новые мировоззренческие основы только начинали формироваться. За пеленой внешней стабильности вызревали серьезные изменения. В романе это передано словами: «Вся викторианская эпоха сбилась с дороги». Духовный слом переживают и герои романа - Чарлз Смитсон и Сара Вудраф. Каждый из них стремится обрести свободу и постичь свою истинную сущность. Чарлза подавляет «удушающая добропорядочность» его окружения и эпохи. Сара стремится к независимости. Судьба, соединив их на мгновение, скрывает в себе много непредсказуемых ситуаций, как и характер главной героини. Фаулз не случайно предлагает в финале романа несколько вариантов возможного завершения сюжетных коллизий. Однако главное событие в судьбе каждого из героев состоялась - они не смирились с детерминированностью, утвердив свое право на собственный выбор. Становление личности произошло.

В «Женщине французского лейтенанта» немало литературных ассоциаций, прямых и опосредованных перекликаний с романами Ч. Диккенса, Дж. Остен, Э. Троллопа, Т. Гарди, Дж. Эллиот. Образ Сары близок к таких героинь Гарди, как Юстасія Вэй, Тесс Д'Ербервілль, Сью Брайдхед. В произведении Ф. от-творена атмосфера викторианского романа, переданы реалии быта. Но «Женщина французского лейтенанта» - это, конечно, не исторический роман. В нем нет описания исторических событий, действуют лишь вымышленные персонажи, рассказ пронизана иронией. Произведение Фаулза вообще в значительной степени нарушает требования жанра; «Женщина французского лейтенанта» - это скорее переосмысление романа. Ф. предоставляет свободу своим героям, оставляя им право выбора, так же он поступает и с читателем, оставляя ему возможность самому «дописать» роман. По мнению Фаулза, писатель не может и не должен придерживаться заранее составленного плана.

К вопросу о романе как жанровую форму Фаулз обращается в «Хробакові». Это произведение написано в духе романов Д. Дефо, его события происходят в XVIII ст., а точнее - в 1736 г. Автор перечисляет события, которые происходили в то время (казни, пожары), включает в текст выписки из тогдашних журналов, королевские указы, пересказывает популярные кулинарные рецепты той эпохи, детально описывает наряды и обычаи. В основе сюжета - рассказ о путешествии по родному краю, которую осуществляет молодой аристократ Бартоломью. Воссоздается колорит эпохи, а стиль повествования и язык персонажей стилизованы «под XVIII век». В тексте довольно часто встречаются рассуждения о потенциале романной формы, которая скрывает самые неожиданные возможности и каждый раз может породить что-то новое - так же, как «мегґот» (в переводе с английского это слово означает «личинка») каждый раз являет на свет нечто непредвиденное.

Проблеме соотношения искусства и действительности посвящена «Башня из черного дерева». В этом романе также обсуждается вопрос о своеобразии науки и искусства и их функции (раздел «Искусство и наука»): «Искусство, даже самое простое, является отражением истин, слишком сложных, чтобы быть высказанными наукой». То общее, что роднит ученых и художников, заключается в стремлении к истине, но если мир науки - это мир ума и логики, то в мире искусства их господство невозможно. Искусство связано с человеческой душой и не предоставляется для анализа с помощью научных методов. Искусство всегда останется самым совершенным способом человеческого общения.

В романе развивается мысль о неотделимость искусства и жизни. Фаулз противопоставляет образы двух художников, двух типов личности - абстракциониста Дэвида Уильямса и Генри Бреслі, органично связанного с природой, жизнью, наделенного свежестью и полнотой восприятия реальности. Двухдневный «деловой визит» Бреслі в мир Уильямса становится для него школой самопознания. Встречаются художники разных поколений и различной мировоззренческой ориентации. Посетив усадьбу Бреслі, который живет среди лесов и полей, общаясь с природой, Уильямс начинает чувствовать, как этот мир захватывает его, манит красотой, очаровывает своей урочою тайной. Осматривая работы Бреслі, общаясь с ним, он впервые понимает, что погоня за модой привела к потере истинных ценностей. Абстракции подменили жизнь, а сам Уильямс, как показывает дальнейшее развитие событий, навсегда стал их пленником. Он не может начать новой жизни, отказывается от Дианы. Время сделало свое дело. Уильямс не может сделать правильный выбор, для него важнее спокойствие хорошо известного и привычного. Яркие краски прекрасного и свободного мира Бреслі не для него. Он обречен на существование в башне из черного дерева.

Жанр нового романа Фаулза «Червь» определить достаточно трудно. Сам писатель назвал его «фантазией» или «импровизацией». Пейзажи средневековой Англии, детективный сюжет с элементами мистики и фантастики, хитроумные интриги и таинственные происшествия служат писателю лишь фоном для глубокого психологического исследования, в котором он раскрывает темы, характерные для его творчества: относительность познания и истины, границы человеческой свободы, исторические корни современной цивилизации. Четки странных событий, случившихся одного майского дня 1736 г. в глухом закутні Западной Англии (исчеВНОвение молодого человека из богатой семьи, его мертвый слуга неподалеку от места предполагаемого преступления и т.п.), не поддается рациональному витлумаченню. Версии очевидцев, на изменении которых выстраивается роман, подчеркнуто абсурдные: любое индивидуальное восприятие к невпізнаная создает действительность. Фаулз мимоходом подводит читателя к мысли, что в «Хробакові» изображен визит «летающей тарелки», но это оказывается лишь фантазией.

В 1997 г. вышел сборник статей Фаулза «Кротовьи норы», в котором наблюдательный читатель может проследить эволюцию взглядов писателя на литературное творчество, на то, как литература соотносится с жизнью и действительностью. Писатель размышляет о проблемах эволюции, о потере человеком своих первобытных «корней» (проблема Дома), о состоянии урона как всеобщее состояние человечества, о своем неприятии постиндустриального общества, виртуальной реальности и информационных технологий, о хаотичность и роль случая в истории и, наконец, о своих политических убеждениях и поддержку движения «зеленых».

Фаулз не ограничивался только романною форме - он прекрасно переводил с французского, писал киносценарии, литературно-критические статьи. При этом он был очень замкнутым человеком и жил уединенно в собственном доме на морском берегу в Дайм Реджис. В 1988 г. Фаулз перенес инсульт, а через два года стал вдовцом. В последнее время писатель тяжело болел. Умер 5 ноября 2005 г. в возрасте 79 лет.

Творчество Фаулза - одна из самых ярких страниц в литературе современной Англии. В произведениях писателя поднимаются важные проблемы, ведущей из которых, вероятно, следует считать проблему соотношения искусства и жизни. Фаулз трактует искусство как способ восприятия и интерпретации жизни, он считает, что настоящие произведения искусства могут быть созданы только свободным и честным художником. Таковы и произведения самого Фаулза.

На украинском языке некоторые произведения Фаулза перевели Д. Стельмах, С. Вакуленко и др.



Н. Михальская